В конце февраля – начале марта (за 50
дней до Пасхи) на Руси издревле праздновали проводы зимы - Масленицу. Это торжество длилось целую
неделю. На масленицу пекли блины, катали зажжённые колёса, жгли костры – всё
это символизирует солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожёны катались по
селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая горячая любовь
должна была наполнить жизненной силой всю природу.
Ту же магическую цель преследовал и
весь масленичный ритуал – обильные пиры, весёлые игры, катание с гор. В
последний день праздника – прощёное воскресенье – устраивали проводы Масленицы
– соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали
и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым. Весной было несколько
праздников, посвящённых птицам, - считалось, что птицы приносят весну:
«Ласточка с весной в сени к нам летит». Поэтому крестьянки пекли из теста «жаворонков»,
выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от
зимнего плена.
Пасха на Руси включала в себя многие
черты древнего праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом
возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо
плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали,
тем выше должны были вырасти колосья и травы. В этот день водили хороводы,
распевали песни о любви, - это тоже некогда было магическим обрядом,
обеспечивающим благополучие и плодородие.
В
этом году масленичная неделя (07 03 -13
03) на узбекскую землю пришла в пору, когда Ташкент в цвету подвенечном: «Персик зацвёл, а фиалок
дым всё благовонней» (А. Ахматова). В
четверг 10 03 16 в Общественном клубе-музее А.Ахматовой собрались любители
русской литературы по-своему отметить этот древний языческий праздник,
вдохновлявший поэтов «серебряного века»
на прекрасные поэтические произведения. Здесь прошёл авторский вечер ташкентского
поэта Вики Осадченко. Она прочитала стихи из своей новой книги «Ноябрь» и сказки, по словам первых её слушателей, «не
похожие ни на чьи другие». Отсюда «ахматовцы» дружно поехали в музей С. Есенина на международный
фестиваль «Весна поэтов», в котором приняли активное участие.
На
следующий день – 11 03 16 – Российский центр науки и культуры в Узбекистане
распахнул свои ворота для всех желающих причаститься к этому древнему
славянскому празднику. Накануне в четверг начиналась Широкая Масленица, которая
на Руси сопровождалась катанием на санках, играми в снежки, веселыми песнями и
хороводами. Пятница (11 марта) - этот день обозначили как «Тещины вечерки»,
потому что именно в пятницу зятья приглашали в свой дом тещу и угощали блинами.
На
территории РЦНК в Узбекистане всех
гостей встречали обучающиеся здесь
«курсанты» в национальных русских костюмах не традиционными хлебом-солью, а блинами со
сметаной и домашним ягодным вареньем. В
воздухе реяли цветные воздушные шары, сушки и баранки свисали с распустившейся
к празднику бело-розовым цветом яблони во дворе. Столы были заставлены румяными
блинами разных сортов с многочисленными начинками – от грибов, сельди, печёнки
до первой зелени; разной выпечкой – от армянской кяты с
сахарной начинкой до русских пирогов с домашним
повидлом и другими аппетитными угощениями. На центральном столе красовался самовар и заварные чайники,
матрёшки, туески из расписной бересты.
Организаторы праздника – работники РЦНК в РУ - не только сохранили, но
продемонстрировали на деле для всех незыблемую
народную традицию - так хлебосольно
встречали на Руси гостей, кто с миром входил в дом к радушным хозяевам.
Праздничный
концерт, посвящённый «Широкой масленице», традиционно открыли ряженые скоморохи, которых отлично сыграли
учащиеся Республиканского эстрадно-циркового училища. Весь вечер они вели
хороводы, демонстрировали состязание между зимой и весной, сыпали остроумные
шутки и пели частушки, перетягивали канат, успешно вовлекали зрителей в красочное захватывающее весёлое
действие и заодно без единой ноты
назидания с шутками-прибаутками поведали
собравшимся о традициях празднования семидневной Масленицы на Руси: «А зиму не проводишь – весну не встретишь!»
Программа
праздничного концерта включала русские и узбекские народные, классические и
эстрадные песни и танцы, знакомила с богатейшим духовным наследием двух
братских народов. В ней приняли участие детские танцевальные коллективы: «Серпантинки», «Анабель». Они исполнили
национальный узбекский танец и русский народный танец. Солисты ГАБТ им А.
Навои: народный артист Узбекистана Нурмумин Султанов подарил публике два городских романса: «В
городском саду» и «Лучше нету того
цвета»; Лауреат международных конкурсов
Аббос Рахматуллаев исполнил на итальянском языке «O Sole
Mio» и на узбекском языке песню «Умид» из репертуара Б.
Закирова; Лауреат международных и республиканских конкурсов Барно
Исматуллаева задушевно исполнила песню «Подмосковные вечера».
Публика
горячими аплодисментами тепло встретила
выступление вокалиста Филиппа Таннани (РЭЦК), представившего на суд русскую народную песню «Вдоль по Питерской» и
патриотическую песню «Идёт солдат по
улице». Долгой овацией зрители не отпускали с подиума Лауреата республиканских
конкурсов, ученицу Заслуженного артиста
Узбекистана Павла Борисова - Марьям
Гафурову. Она спела три шлягера: «Широка река», «Шагай»
«А он мне нравится» (из репертуара Анны Герман). Концертную
программу украсили популярные песни «Ташкент – звезда Востока» и
«Желаем счастья» в исполнении учащихся РЭЦК, русские и узбекские национальные мелодии в оригинальной интерпретации ансамбля народных
инструментов «Мирос» из РСМАЛ им. В. Успенского, а также оригинальные
фокусы с различными предметами молодого талантливого иллюзиониста Батира Тулкунов из РЭЦК.
После концерта под дружные
овации молодёжи и детей состоялось торжественное сжигание на
костре чучела, символизирующего Зиму. Молодые
люди в её лукошко предварительно клали
записки с заветными желаниями. Их пепел
быстро разлетелся по двору, обещая, согласно неписаному поверью,
обязательно сбыться загаданным желаниям
в эту весну.
Руководитель Представительства Россотрудничества в
Узбекистане В.Н. Шулика поблагодарил талантливых участников празднования Широкой масленицы, особенно детей,
составляющих главную радость для взрослого человека и неповторимое украшение торжества, и пригласил всех гостей отведать праздничное
угощение. Виктор Николаевич поздравил присутствующих представителей различных культурных центров с приходом весны
и пожелал народу Узбекистана дальнейшего процветания, чтобы на благодатной узбекской земле и впредь всегда царили
мир, благополучие и взаимопонимание всех наций и народностей.
Гости
с удовольствием отведали вкусные блины домашнего приготовления, различные
напитки, почаёвничали, обменялись друг с другом
новостями, сувенирами и добрыми пожеланиями, чтобы весна уже неизбежно по-настоящему обустроилась на нашей земле, как в стихах А. Ахматовой: «Ташкент зацветает»:
Словно по
чьему-то повеленью,
Сразу стало в
городе светло –
Это в каждый
двор по привиденью
Белому и лёгкому
вошло.
И дыханье их
понятней слов,
А подобье их
обречено
Среди неба
жгуче-голубого
На арычное
ложится дно.
1944
Празднование Масленицы
– проводов Зимы - продолжилось 12 03 16 в Русском культурном центре в Узбекистане
большим концертом и угощением всех гостей русскими блинами. Завершится
праздник в воскресенье (13 марта). Он
является апофеозом Масленицы и имеет название «Прощеное воскресенье». Именно в
этот день окончательно провожали Масленицу и прощались с зимой. В этот день принято просить
у родных и знакомых прощения за те обиды, которые накопились за весь год и с
лёгким сердцем встречать весну во всей её красе.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий