вторник, 1 марта 2016 г.

Весенний вернисаж в музее Камалиддина Бехзода

                

В мемориальном парке-музее Камалиддина Бехзода к началу весны  распустился жёлтый миндаль, декоративный  алый гранат, набухли почки на олеандрах и вербах: спешит природа украсить  узбекскую столицу к Международному женскому  дню – 8 марта. Академия художеств Узбекистана, дирекция художественных выставок  и музей К. Бехзода  в унисон распускающейся природе преподнесли царский яркий подарок женщинам – традиционную выставку «Весенний вернисаж». Экспозиция произведений ведущих живописцев и керамистов Ташкента и Самарканда открылась 29 02 16 в музее К. Бехзода и вызвала к себе пристальное внимание  учащейся молодёжи и любителей изобразительного искусства, журналистов и искусствоведов.


На открытии выставки произведений  прекрасной половины человеческого рода  с приветственным словом к художницам и поклонникам их творчества выступили заместитель Председателя АХ Узбекистана Фархад Ташмухамедов,  директор музея К. Бехзода  Г.А. Каршиева, искусствовед Людмила Кодзаева, мастер керамики и инсталляций  Назира  Кузиева  и многие другие. Выступавшие отметили, как особенно труден путь художника-женщины и как велико значение её искусства: «Глядя на эти работы, хочется жить, творить, любить».
Искусствовед Л. Кодзаева в своём выступлении, давая высокую оценку нынешнему «Весеннему вернисажу» в целом,   отметила, что женщина в Центральной Азии уже многие десятилетия идёт всегда впереди, в авангарде строительства новой жизни. Труд художника требует полной самоотдачи: откуда берутся у женщины на всё эти силы? Каждый сезон мы открываем на традиционной женской выставке новые работы и молодые имена, но для кого-то она бывает итогом  долгого творческого пути к успеху.



Те, кто посетил сегодня и ещё посетит до 14 марта нашу выставку, обязательно зарядится для себя новой энергией созидания добра, красоты, любви к природе и самой жизни. Эта выставка посвящена «Году  матери и здорового ребёнка». Термин «здоровье» можно понимать не только в физическом, но и в духовном смысле: он свидетельствует об уровне воспитания и вложенных усилий родителей, прежде всего, матери в своих детей.
Изюминкой нынешней выставки  стали работы династий художников, где не одно поколение посвящает свою жизнь служению искусству и без чьих работ невозможна ни одна крупная выставка: это Рима Глаголева, Вера Нечаева, Галина Ли, Татьяна Ли и Мария Ли-Сафи, Искра Шин, Светлана Шин, Ойзода Жуманиёз, Гулнара Рахмонова, Ольга Харитонова и, к сожалению, безвременно ушедшая в конце прошлого года  (29 12 15) дочь  «Певца Арала»  Рафаэля Матевосяна – Диана Матевосян. Дай Бог, чтобы такие династии в нашей Республике множились и продолжались. Мы рады приветствовать ташкентцев и наших гостей  из Самарканда.  С наступающей  всех вас весной!



Весна, робко стоявшая на пороге музея, полихромией ярких  красок и нежных полутонов распустилась в  горных пейзажах  Виктории Трошиной («Скоро весна»). Натюрморты  Дилором Мамедовой «Кумганы и тюбетейки» смело передавали контрастами  оттенков фактуру  холодной меди и тёплых шёлковых узоров на национальных головных уборах. «Кувшины с подсолнухами»  были тесны для  роскошных солнечных ярко-жёлтых букетов, и хотелось подставить ладони к их подножию, чтобы собрать в лодочку золотой дождь из лепестков.


Керамические из белой обожжённой глины  инсталляции Назиры Кузиевой, имитирующие поле одуванчиков, напоминали каждому посетителю его беспечное счастливое детство, когда  от лёгкого дуновения губ белые зонтики разлетались  во все стороны к неизвестным адресатам. Руки художника собрали их воедино и воссоздали в относительно твёрдом материале трогательный образ ранней весны.


Нежные серебристые растительные натюрморты Татьяны Ли под общим названием «Сад хозяина» зазывали зрителей к себе своим волшебным лунным освещением. В таком саду, должно быть, гуляет Шахерезада и неутомимо рассказывает своему хозяину бесконечную  сказку «Тысяча и одна ночь». Другой рукотворный  живописный «Сад для мамы» Гули Рахмоновой напоминает влияние  русского пейзажиста-романтика начала прошлого века Борисова-Мусатова. Художница создала романтико-лирический образ своей героини, обладающей подлинной поэтичностью.



Рядом с этим садом прямо на мольберте разместился сочный декоративный натюрморт «Гранаты»  Марины Пак. Эти  натурально изображённые плоды  на  плоском расписном глиняном блюде ( лягане) с голубым орнаментом должны быть  из  вполне реального сада, выращенного дехканином нелёгким трудом. Их хочется просто попробовать на вкус, только жаль будет  нарушить такую  рукотворную красоту.




Зрителей привлекли внимание праздничная жанровая картина «Маскарад»  Ольги Игнатьевой  и две картины Марии Коровиной из области театрально-декорационного искусства очень смелой трактовкой женского образа. На одной из них в духе постимпрессиониста Дега изображена юная балерина в белой балетной пачке и на другой - тройственный образ то ли  сказочной «Русалки» из народных поверий, то ли  мистической «Синей птицы» Метерлинка. Их талантливому автору М. Коровиной  можно простить анатомические неточности отдельных деталей, например, в передаче рук юной балерины, но нельзя не признать  её умение художественно обобщить образ и донести до зрителей всю  поразительную  мимолётную живость восторженного впечатления от  живой натуры, которым она заряжает и нас, зрителей.


Никто не мог равнодушно пройти мимо посмертной живописной экспозиции Дианы Матевосян (4 02 1950-27 12 15).   Её автопортрет и три натюрморта («Баку», «Старая махалля», «Натюрморт с палитрой и кошкой») представленных на выставке,  после  безвременного ухода художницы воспринимаются в новом свете краткости земной жизни и вечности искусства.
Любителям изобразительного искусства хорошо известна семейная династия художников, патриархом которой является заслуженный работник культуры Каракалпакстана Рафаэль Теватросович Матевосян (1924-2013). Он ушёл из жизни 21 января 2013 года на 89-м году жизни. Дело отца продолжали его  дети, среди которых  Роберт, Диана, Гаянэ являлись профессиональными художниками и участниками многих городских, республиканских и международных выставок.
Журнал армянской общины Узбекистана «Деп Апага» часто публиковал материалы  о персональных выставках художников, живущих и работающих в Узбекистане. Среди его  героев - заслуженный деятель культуры Каракалпакстана Рафаэль Матевосян, члены Союза художников Узбекистана Роберт и Диана Матевосян, а также молодая художница Гаянэ Матевосян. Их произведения широко представлены как в фондах различных республиканских музеев, так  в ближнем и дальнем зарубежье.
Народный художник Узбекистана Владимир Бурмакин, прощаясь с Дианой Матевосян, отметил: «Дети  Матевосян -  это  дети солнца и добра, живописцы милостью Бога, несущие свою любовь людям и обогревающие их душевным теплом – это им передалось по наследству от отца– Рафаэля Теватросовича Матевосяна».
Диана Матевосян родилась в Баку. Окончила там Художественное училище имени Азима Азимзаде и факультет художественной графики Бакинского педагогического института. Её произведения экспонировались в Ташкенте, Москве, Баку, Минске, Нукусе, Махачкале, Казани, Алма-Ате. От-
дельные работы находятся в фонде Министерства культуры Узбекистана, знаменитом Музее искусств Каракалпакии имени И. Савицкого, Национальном банке РУ (Национальная картинная галерея), в частных коллекциях Франции, Турции, США, Армении, Греции.
Красочные натюрморты и портреты  Дианы  Матевосян украсили выставку современного изобразительного и прикладного искусства, организованной АХ Уз,  посвящённой Наврузу, началу Нового года по мусульманскому календарю, и  Женщине, олицетворяющей начало шествия весны по всей планете (2008 г.). Картины, написанные под впечатлением от поездки в Нагорный Карабах в 1969 году, украсили  более позднюю персональную выставку творчества Дианы Матевосян  в Ташкентском доме фотографии в апреле 2010 г.  и открыли зрителям особое тонкое чувство природы и наблюдательности в авторе камерных, зимних пейзажей исторической родины.
«Весенние мотивы» - так называлась апрельская экспозиция, которую  художница посвятила ее любимому времени года и празднику Благовещения,  приобретшему большую популярность  в родной общине. Согласно библейским писаниям, седьмого апреля ангел-хранитель сообщает Божьей матери  благую весть о зачатии и о рождении  Иисуса Христа. Этот  праздник  известен в Армении  испокон веков, а  с 1995 г.  он отмечается всей  мировой армянской диаспорой  как  национальный День Женщины, Матери, красоты и весны, как  дань совершенству, благородству и высокому предназначению женщины.
Это была первая долгожданная персональная выставка Дианы в Ташкенте.  Она  познакомила любителей искусства с новыми живописными работами Дианы Матевосян: это портреты, пейзажи и натюрморты, написанные на узбекской земле. Они спокойны, уравновешенны, интеллектуальны и разнообразны как по жанру, так и поиску новых форм выражения неповторимого субъективного мира художницы. Натюрморты с цветами и персиками, тюльпанами, «золотой рыбкой» выполнены в «восточном» стиле. Этот цикл отличался радостной звонкостью цвета, чётким рисунком и приподнятым настроением. В нём ощутимы лучшие традиции советских мастеров натюрморта — М. Сарьяна, М. Асламазян, В. Лысова: автор в них пытается постичь пластическую характерность предметов, их положение в пространстве и цветовую гармонию. В городском пейзаже «Мост через речку в Янгиабаде» угадывается влияние французских импрессионистов конца ХIХ-начала ХХ вв. — Клода Моне, Камилля Писсаро, Анри Матисса — с их желанием запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Можно долго любоваться не только деталями, но и освещением в этом пейзаже и проникаться глубоким лирическим чувством, с которым художница выражает свои переживания и личное отношение к природе.
Я ездила в Янгиабад на летнюю дачу  семьи Матевосян в 2010 году. Там весело и плодотворно провела с близкими друзьями, родными мне по духу,  несколько дней. Мы гуляли  в горах, купались в горной речке, нашли  тот живописный мостик, облюбованный кистью Дианы, собирали на даче урожай яблок, открывали выставку «Песня гор»  Роберта Матевосяна в местном Доме культуры и радовались жизни. Диана, к тому же,  вкусно готовила и старалась всех сытно накормить. К пище она относилась тоже творчески: каждое  вегетарианское блюдо отличалось новизной и неповторимым вкусом. В обыденной жизни она была проста  и очень общительна, но всегда со вкусом одета и прекрасно выглядела за  приготовлением обеда или на прогулке. Во время наших совместных прогулок часто внезапно останавливалась и просила всех обратить внимание на то или иное потрясшее её красотой явление природы, будь то замысловатое высокогорное растение бессмертник или лёгкое  причудливое облако, плывущее над нами в чистом  небе.
Она старалась не пропускать  вернисажей её коллег и друзей: ей были интересны все художники, а их работы поучительны, но при этом она осознавала свою яркую индивидуальность и  царственную стать. У Дианы не было своей семьи. Её детьми были её живописные работы, а также родные племянники, которых она любила без памяти.
 Именно такое «покровительственное»  чувство вызывает «Автопортрет» художницы с белым камнем. Он выполнен во весь рост модели, по-царски сидящей в кресле, в классических традициях академической живописи. Преобладающий в нём нежный голубой колорит усиливает духовную чистоту женского образа.
Диана Матевосян всегда проявляла не только глубокий интерес к окружающему миру, но давала  эстетическую и этическую оценку художнику и его месту в обществе, в истории мирового искусства. Не случайно в «Автопортрете» она себя изобразила с белым камнем, так как согласно библейской легенде, праведникам вручали белый камень, непосвящённым
— чёрный, а сам человек представлял собой Божий храм.


Такой  мы и  запомним Диану Матевосян, как в том живописном автопортрете с белым камнем, скромной и одновременно выразительной  экспозиции на  нынешнем «Весеннем вернисаже» в музее К. Бехзода и  оде женщине   армянского классика  Ашота  Граши. Это стихотворение можно отнести ко всем авторам «Весеннего вернисажа»,  посвятившим свои работы весне, красоте и вечной молодой душевности  дерзости открытий. Искусство этих художниц дарит нам Веру, Надежду, Любовь, не подвластные смерти:

 «Всё в сердце женщины – любовная весна,
И солнца золотистый апельсин,
И откровение морских глубин,
И радуга, что в небе зажжена.
Погибнет в море жизни, кто один
Без женщины плывёт сквозь времена.
Но рядом с ней – любая даль ясна,
В волне звучит орган и клавесин.
Когда у женщины родится сын –
Сильнее станет гордый род мужчин.
Родится дочь, чтоб в чистоте святой
Женою стать под девственной фатой.
О. женщина, гармония и лад,
Подательница жизни, дом и сад!»


Гуарик Багдсарова
Фото автора и Е. Скляревского
Начало формы






Комментариев нет :

Отправить комментарий