четверг, 17 марта 2016 г.

Предстоящий юбилей Мухитдина Кари-Якубова отметили в ЛТО «Данко» в музее Сулеймана Юдакова






         Часто гостями Литературно-творческого объединения «Данко» бывают  не только литераторы, но вокалисты, композиторы и  историки музыки.  В минувший понедельник (14 03 16) по приглашению председателя ЛТО «Данко» Армануш Маркарян  в мемориальном музее С. Юдакова выступила  известный популяризатор истории музыкальной культуры в Узбекистане – музыковед, режиссёр по образованию (выпускница ТТХИ им. А.Н. Островского) Роза Эдуардовна Мухтарова, автор серии портретных радиоочерков  «Память сердца» о  выдающихся деятелях искусства и литературы Узбекистана. В радиоэфире  периодически звучали авторские просветительские передачи Р. Мухтаровой, героями которых были: создатель первой узбекской комической оперы «Проделки Майсары» Сулейман Юдаков;  выдающийся композитор, автор  первой узбекской оперы «Бурон Мухтар  Ашрафи; виднейший музыкально-общественный деятель Средней Азии, исследователь и собиратель народной музыки, композитор  Виктор Успенский; просветитель-песенник Хамза Хаким-Заде Ниязи;  «Первая весенняя ласточка Востока» Тамара Ханум, поэты Зульфия и Хамид  Алимджан и многие  другие заслуженные люди нашей страны  с их персональными загадочными судьбами творцов, волнующими нас сегодня своей стойкостью и харизмой, охватом широких исторических горизонтов, благотворным влиянием на  современность.



         Нынешняя встреча (14 03 16) была посвящена предстоящему 120-летнему юбилею Мухитдина Кари-Якубова (1 мая 1896 — 2 февраля 1957, Ташкент) — узбекского советского театрального деятеля, певца (баритон), одного из основоположников Узбекского музыкального театра, первого из народных певцов Туркестана, Народного артиста  Узбекистана. В своём устном эмоциональном рассказе  Роза Мухтарова использовала воспоминания Тамары Ханум и других современников Кари-Якубова,  которых она лично знала, а также фрагменты из документальной монографии Л. Авдеевой «Мухитдин Кари-Якубов» и книги М. Рахманова « Хамза и узбекский театр».
Её рассказ сопровождался показом множества чёрно-белых фотографий, передававших  историческую атмосферу и дыхание сложного противоречивого времени начала и середины прошлого века, в котором жил и так много сделал для будущего зачинатель новой вокальной культуры Кари-Якубов.
         Мухитдин родился в Фергане на рубеже веков после присоединения Средней Азии к России, положившего начало общению двух культур. Это был  город-сад с русско-узбекским бедным населением,  вековыми национальными феодальными традициями, бесправным положением женщин и ежедневно сзывающим на утренний намаз зычным голосом муэдзина. Мальчик из бедной многодетной семьи тянулся одновременно к национальной и европейской культуре, слушал заворожено военный духовой оркестр в городе  и всё время пел громким баритоном национальные песни без нот и без аккомпанемента.
Благосклонная судьба  в 1918 г. свела одарённого юношу  с Х. Хамзой.
Совместно они участвовали в создании «Драматической труппы мусульманской молодежи». Хамза на Кари-оке (его сокращённо так звали) проверял свои стихи, писал для него  инсценировки и песни. Уже тогда сильный мужской баритон поражал окружающих искусством владения голосом. Сценическую деятельность Кари-ока начал с создания Ферганского народного духового оркестра в 1919 г., с которым в 1919—1921 гг. выступал в частях Красной Армии на Туркестанском фронте. В спектаклях «Политической труппы» Х. Хамзы  молодой многогранный талант  выступал как драматический актëр.
В 1922—1924 гг. он обучался на вокальном отделении Государственного института театрального искусства — ГИТИСа в Москве. Здесь он близко общался с режиссёром-новатором Вс. Мейерхольдом и его женой актрисой Зинаидой Райх. Многому  учился у московских коллег, вбирал в себя все новшества европейской культуры и охотно делился со своими учителями - выдающимися русскими певцами – Собиновым, Неждановой, Обуховой - искусством макома.
Кари-Якубов  познакомился с Тамарой Ханум  на гастрольных концертах в Туркестане в 1923 г,  и уже в 1925 г. от молодой Узбекской республики  они вместе  представляли узбекские народные песни на Всемирной выставке в Париже и «Шуберт-холле» в Берлине. Европейцы  Кари-Якубова  прозвали «узбекским Шаляпиным».
В 1926 г.  он создал интернациональный по составу концертно-этнографический ансамбль из узбеков, армян, азербайджанцев, киргизов и других национальностей. Со своим ансамблем Кари-Якубов успешно  гастролировал по всему бывшему Союзу. С юности он мечтал о создании национального театра и принял самое активное непосредственное участие в организации музыкальных театров Ташкента, Андижана и Коканда.
М. Кари-Якубов — основатель и художественный руководитель Узбекского музыкального театра (1926). В 1934 г. организовал узбекскую оперную студию при Московской консерватории, со временем ставшую Театром национальной оперы и балета в Ташкенте. За два года руководства оперной студией Кари-Якубовым десятки молодых талантливых людей из глубинки Узбекистана получили профессиональную подготовку у лучших мастеров театрального и музыкального искусства, ставшими впоследствии звездами. В этой студии учились Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров, Муталь Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибджан Садыков, Боборахим Мирзаев – будущие светила музыкального искусства Узбекистана.
Вскоре сбылась и другая мечта Кари-Якубова  -  создание узбекской оперы. В июне 1939 года на сцене Узбекского музыкального театра состоялась премьера первой узбекской оперы М. Ашрафи «Бурон», в которой Кари-Якубов исполнил партию генерал-губернатора. Следом здесь успешно состоялись премьеры опер В. Брусиловского «Ёр Таргын» («Мужественный Таргын»),  Т. Садыкова, Р. Глиэра «Лейли и Меджнун», где  ведущий солист Узбекского театра оперы и балета  Кари-Якубов исполнил главные роли. Работу в оперном театре он совмещал с обязанностями директора и художественного руководителя Узбекской филармонии.
Насыщенная творческая жизнь Кари-Якубова, полная самоотверженного служения вокальному искусству, прервалась на целых восемь лет. Он был репрессирован в 1947 г. и освобождён в 1955 г. Вернулся из ссылки осунувшимся, потухшим, но не потерявшим веру в единственный источник жизни – музыку. С января 1956 г. Кари-Якубов  вновь работал солистом филармонии. Позже был приглашён в театр Эстрады, где исполнял народные песни, арии из опер и романсы.
В январе 1957 года  Мухитдин со своей второй женой и матерью его пятерых детей  Икболхон вечером возвращались домой. Было скользко: он упал возле своего подъезда. В результате несчастного случая,  получил перелом шейки бедра. Через две недели второго  февраля 1957 г.  Кари-Якубов скончался. Его похоронили в Ташкенте на кладбище «Чагатай», где нашли свой вечный покой  выдающиеся деятели культуры Узбекистана.
Роза Эдуардовна рассказала, как  память о великом артисте бережно хранили в доме Икболхон и Тамары Ханум, его первой супруги. Солист театра оперы и балета им. А. Навои Куркмас Мухитдинов, обладатель прекрасного баса – народный артист Узбекистана, как талисман, всегда носил с собой  фотографию М. Кари-Якубова, – в знак преклонения перед талантом великого певца. Если Тамару Ханум современники называли золотом, - утверждает Роза Мухтарова, то Кари-Якубова – истинным бриллиантом.
         Председатель ЛТО «Данко»  Армануш Маркарян от имени всех «данковцев» и гостей из КАП «Арча»  поблагодарила Розу Эдуардовну за интересный рассказ и выразила единодушное  пожелание  присутствующих как можно больше узнавать о судьбах творческих людей и исторических  явлениях музыкальной жизни узбекского народа, среди которого мы живём и в ком  черпаем вдохновение для создания новых стихов и песен.

Гуарик Багдасарова


1 комментарий :

  1. Очень интересная подробная статья получилась. Спасибо, Гуарик
    Дания

    ОтветитьУдалить