Часто гостями Литературно-творческого
объединения «Данко» бывают не только
литераторы, но вокалисты, композиторы и
историки музыки. В минувший
понедельник (14 03 16) по приглашению председателя ЛТО «Данко» Армануш
Маркарян в мемориальном музее С. Юдакова
выступила известный популяризатор
истории музыкальной культуры в Узбекистане – музыковед, режиссёр по образованию
(выпускница ТТХИ им. А.Н. Островского) Роза Эдуардовна Мухтарова, автор серии
портретных радиоочерков «Память сердца»
о выдающихся деятелях искусства и
литературы Узбекистана. В радиоэфире
периодически звучали авторские просветительские передачи Р. Мухтаровой,
героями которых были: создатель первой узбекской комической оперы «Проделки
Майсары» Сулейман Юдаков; выдающийся
композитор, автор первой узбекской оперы
«Бурон Мухтар Ашрафи; виднейший
музыкально-общественный деятель Средней Азии, исследователь и собиратель
народной музыки, композитор Виктор
Успенский; просветитель-песенник Хамза Хаким-Заде Ниязи; «Первая весенняя ласточка Востока» Тамара
Ханум, поэты Зульфия и Хамид Алимджан и
многие другие заслуженные люди нашей
страны с их персональными загадочными
судьбами творцов, волнующими нас сегодня своей стойкостью и харизмой, охватом
широких исторических горизонтов, благотворным влиянием на современность.
Нынешняя встреча (14 03 16) была
посвящена предстоящему 120-летнему юбилею Мухитдина Кари-Якубова (1 мая 1896 —
2 февраля 1957, Ташкент) — узбекского советского театрального деятеля, певца
(баритон), одного из основоположников Узбекского музыкального театра, первого
из народных певцов Туркестана, Народного артиста Узбекистана. В
своём устном эмоциональном рассказе Роза
Мухтарова использовала воспоминания Тамары Ханум и других современников Кари-Якубова, которых она лично знала, а также фрагменты из
документальной монографии Л. Авдеевой «Мухитдин Кари-Якубов» и книги М.
Рахманова « Хамза и узбекский театр».
Её
рассказ сопровождался показом множества чёрно-белых фотографий,
передававших историческую атмосферу и
дыхание сложного противоречивого времени начала и середины прошлого века, в
котором жил и так много сделал для будущего зачинатель новой вокальной культуры
Кари-Якубов.
Мухитдин родился в Фергане на рубеже
веков после присоединения Средней Азии к России, положившего начало общению
двух культур. Это был город-сад с русско-узбекским
бедным населением, вековыми национальными
феодальными традициями, бесправным положением женщин и ежедневно сзывающим на
утренний намаз зычным голосом муэдзина. Мальчик из бедной многодетной семьи
тянулся одновременно к национальной и европейской культуре, слушал заворожено
военный духовой оркестр в городе и всё
время пел громким баритоном национальные песни без нот и без аккомпанемента.
Благосклонная
судьба в 1918 г. свела одарённого
юношу с Х. Хамзой.
Совместно
они участвовали в создании «Драматической труппы мусульманской молодежи». Хамза
на Кари-оке (его сокращённо так звали) проверял свои стихи, писал для него инсценировки и песни. Уже тогда сильный
мужской баритон поражал окружающих искусством владения голосом. Сценическую деятельность
Кари-ока начал с создания Ферганского народного духового оркестра в 1919 г., с
которым в 1919—1921 гг. выступал в частях Красной Армии на Туркестанском
фронте. В спектаклях «Политической труппы» Х. Хамзы молодой многогранный талант выступал как драматический актëр.
В
1922—1924 гг. он обучался на вокальном отделении Государственного института
театрального искусства — ГИТИСа в Москве. Здесь он близко общался с
режиссёром-новатором Вс. Мейерхольдом и его женой актрисой Зинаидой Райх.
Многому учился у московских коллег,
вбирал в себя все новшества европейской культуры и охотно делился со своими
учителями - выдающимися русскими певцами – Собиновым, Неждановой, Обуховой - искусством
макома.
Кари-Якубов познакомился с Тамарой Ханум на гастрольных концертах в Туркестане в 1923
г, и уже в 1925 г. от молодой Узбекской
республики они вместе представляли узбекские народные песни на
Всемирной выставке в Париже и «Шуберт-холле» в Берлине. Европейцы Кари-Якубова прозвали «узбекским Шаляпиным».
В
1926 г. он создал интернациональный по
составу концертно-этнографический ансамбль из узбеков, армян, азербайджанцев,
киргизов и других национальностей. Со своим ансамблем Кари-Якубов успешно гастролировал по всему бывшему Союзу. С
юности он мечтал о создании национального театра и принял самое активное
непосредственное участие в организации музыкальных театров Ташкента, Андижана и
Коканда.
М.
Кари-Якубов — основатель и художественный руководитель Узбекского музыкального
театра (1926). В 1934 г. организовал узбекскую оперную студию при Московской
консерватории, со временем ставшую Театром национальной оперы и балета в
Ташкенте. За два года руководства оперной студией Кари-Якубовым десятки молодых
талантливых людей из глубинки Узбекистана получили профессиональную подготовку
у лучших мастеров театрального и музыкального искусства, ставшими впоследствии
звездами. В этой студии учились Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров,
Муталь Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибджан Садыков, Боборахим Мирзаев –
будущие светила музыкального искусства Узбекистана.
Вскоре
сбылась и другая мечта Кари-Якубова - создание узбекской оперы. В июне 1939 года на
сцене Узбекского музыкального театра состоялась премьера первой узбекской оперы
М. Ашрафи «Бурон», в которой Кари-Якубов исполнил партию генерал-губернатора. Следом
здесь успешно состоялись премьеры опер В. Брусиловского «Ёр Таргын»
(«Мужественный Таргын»), Т. Садыкова, Р.
Глиэра «Лейли и Меджнун», где ведущий
солист Узбекского театра оперы и балета Кари-Якубов
исполнил главные роли. Работу в оперном театре он совмещал с обязанностями директора
и художественного руководителя Узбекской филармонии.
Насыщенная
творческая жизнь Кари-Якубова, полная самоотверженного служения вокальному
искусству, прервалась на целых восемь лет. Он был репрессирован в 1947 г. и освобождён
в 1955 г. Вернулся из ссылки осунувшимся, потухшим, но не потерявшим веру в
единственный источник жизни – музыку. С января 1956 г. Кари-Якубов вновь работал солистом филармонии. Позже был
приглашён в театр Эстрады, где исполнял народные песни, арии из опер и романсы.
В
январе 1957 года Мухитдин со своей
второй женой и матерью его пятерых детей
Икболхон вечером возвращались домой. Было скользко: он упал возле своего
подъезда. В результате несчастного случая, получил перелом шейки бедра. Через две недели второго
февраля 1957 г. Кари-Якубов скончался. Его похоронили в
Ташкенте на кладбище «Чагатай», где нашли свой вечный покой выдающиеся деятели культуры Узбекистана.
Роза
Эдуардовна рассказала, как память о
великом артисте бережно хранили в доме Икболхон и Тамары Ханум, его первой
супруги. Солист театра оперы и балета им. А. Навои Куркмас Мухитдинов,
обладатель прекрасного баса – народный артист Узбекистана, как талисман, всегда
носил с собой фотографию М.
Кари-Якубова, – в знак преклонения перед талантом великого певца. Если Тамару
Ханум современники называли золотом, - утверждает Роза Мухтарова, то
Кари-Якубова – истинным бриллиантом.
Председатель ЛТО «Данко» Армануш Маркарян от имени всех «данковцев» и
гостей из КАП «Арча» поблагодарила Розу
Эдуардовну за интересный рассказ и выразила единодушное пожелание
присутствующих как можно больше узнавать о судьбах творческих людей и исторических явлениях музыкальной жизни узбекского народа,
среди которого мы живём и в ком черпаем
вдохновение для создания новых стихов и песен.
Гуарик
Багдасарова
Очень интересная подробная статья получилась. Спасибо, Гуарик
ОтветитьУдалитьДания