пятница, 13 мая 2016 г.

«Я значенье своё разгадал»: 95 лет со дня приезда С. Есенина в Ташкент отметили в Ахматовском музее

   

«Куда несёт нас рок событий?»
С. Есенин. «Пугачёв».

         В уютном  зелёном дворе РЦНК Уз собрались активисты клуба «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», чтобы отметить круглую дату: 95 лет со дня приезда  С. Есенина в Ташкент. Спустя почти сто лет со дня приезда Сергея Александровича в узбекскую столицу она неузнаваемо  преобразилась. Однако мы можем себе представить, как был счастлив русский крестьянский поэт после отбушевавшего пожара гражданской войны приехать в середине мая 1921 года в край своей  заветной мечты -  Туркестан -  духовную Первородину  Алишера Навои,  Омара Хайама и Саади.


         Директор клуба  «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  А.В. Маркевич рассказала подробно  о неполных трёх неделях пребывания Сергея Есенина в Ташкенте и Самарканде.  Краткое пребывание С. Есенина в Туркестане (он приехал в Ташкент 14 мая 1921 года, а 3 июня покинул город) навсегда оставило глубокий след в памяти и сердце поэта. Туркестанские впечатления были дополнены поездками в Баку в 1923 г и Батуми (1924-1925). В итоге в 1925 году родился самый нежный лирический цикл из 15 стихотворений в русской поэзии: «Персидские мотивы», в которых поэт, по словам Б.А. Голендера, описал идеальную восточную страну, объединившую любовью к ней разные народы. Этот поэтический цикл, в котором каждое стихотворение стоит особняком, Б.А. Голендер назвал справедливо «антологией восточной поэзии». Мы и сегодня повторяем пророческие слова Г. Гуляма: «Очень русский поэт Есенин стал родным и для нас, узбеков».
         Это была частная долгожданная поездка Сергея Есенина в Туркестан к своему давнему другу. Железнодорожный комиссар Григорий Колобов взял с собой С. Есенина в командировку на Среднеазиатскую железную дорогу.
С. Есенин во время пребывания в Ташкенте жил в служебном вагоне этого ответственного работника Народного комиссариата путей сообщения Г.Р. Колобова. Вагон был поставлен на запасной путь ташкентского вокзала.
С первых дней пребывания С. Есенина в Ташкенте его постоянным  гидом был его друг А. Ширяевец. Они вдвоём часто совершали прогулки от вокзала до улицы Новой, где в убогой комнате бедно жил ташкентский поэт со своей матерью. Она всегда оказывала московскому гостю радушный приём и пела для него  любимые русские песни. А. Ширяевец познакомил С. Есенина с  поэтами  Павлом Дружининым, Семёном Оковым и художником А.Н. Волковым.


         С. Есенин  «ехал в Туркестан учиться», по воспоминаниям Галины Бениславской – учиться у восточной поэзии, и здесь он смог встретиться с подлинным Востоком. Кратковременное пребывание С. Есенина в Ташкенте стало важной вехой его творческой биографии. Здесь он вчерне закончил свою драматическую поэму «Пугачёв», и она впервые прозвучала перед ташкентцами в авторском исполнении в Туркестанской публичной библиотеке и в ОДО. Овации были бесконечны. Поэт покидал слушателей, получив в награду цветы. Тогда же поэт в первый раз окунулся в подлинную атмосферу Востока. По свидетельствам очевидцев, С. Есенин, буквально, пропадал целыми днями в старом городе. Он любил посидеть с пиалой «красного чая» в чайханах Шейхантаура и Урды. Русский поэт заслушивался узбекскими стихами, музыкой и песнями. Многие часы С. Есенин проводил в мастерской крупнейшего ташкентского художника Александра Николаевича Волкова, выезжал с друзьями в живописные горные окрестности Ташкента.


         В рассказе  А.В. Маркевич  значительное место занимали   творческие встречи Сергея Есенина с представителями  местной интеллигенции – близким по духу, самобытнейшим и незаурядным поэтом, «Баюном Жигулей и Волги», как  называл  своего любимого друга Есенин, - А. Ширяевцем;  крупнейшим ташкентским живописцем Александром Николаевичем  Волковым; народным  сказителем в Келесе и многими новыми поклонниками его поэзии. Это были счастливые  люди,  услышавшие впервые в авторской страстной декламации только что законченную вчерне поэму Есенина «Пугачёв»  на творческих и дружеских встречах с ним.


Страницы воспоминаний современников Сергея Есенина о его пребывании в Ташкенте  из книги «О жизни  Есенина» озвучил  библиофил Александр Ступак: «Приехал Есенин в Ташкент в начале мая, когда весна уже начала переходить в лето, - вспоминал В.И. Вольпин. – Приехал радостный, взволнованный, жадно на всё глядел, как бы  вливая в себя и пышную туркестанскую природу, необычайно синее небо, утренний вопль ишака, крик верблюда и весь тот необычный для европейца вид туземного города с его узкими улочками и безглазыми домами, с пёстрой толпой и  пряными запахами».
         На квартире поэта В.И. Вольпина в присутствии А. Ширяевца и других знакомых С. Есенин впервые прочитал законченный вариант поэмы «Пугачёв», вызвав одобрение у слушателей.


Романсы на стихи С. Есенина «Шаганэ» из цикла «Персидские мотивы»,  а также на стихи из  цикла «Москва кабацкая» исполнил композитор и исполнитель Геннадий Арефьев. 


Песни на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым»  исполнили лауреаты фестивалей авторской песни из Клуба авторской песни и поэзии «Арча»  Дания Рысаева и  Арнольд Смородин.





Артур Гостев из ЛТО «Данко» выразительно прочитал наизусть два знаковых стихотворения в творчестве С. Есенина: «Письмо от матери» и «Ответ». Гостья из Алмалыка Надежда Сапсай, чтецы-декламаторы  Ирина   Парамонова, Светлана Бабёнышева прочитали свои любимые стихи С. Есенина.
Галина Козлова прочитала посвящение Альбины Маркевич Сергею Есенину о его пребывании в Туркестане: «Приезд Есенина в Ташкент».
Олег Бордовский представил на суд любителей есенинской поэзии своё трогательное  стихотворное  посвящение русскому поэту.



         Об истории создания музея Сергея Есенина в Ташкенте в 1981 году рассказал его первый директор Вадим Викторович Николюк.  Его заслуга в создании музея заслуженно оценена общественностью. В июле 2016 г. исполнится 35 лет со дня открытия музея Сергея Есенина в Ташкенте. В наши дни он продолжает процветать и формировать сознание молодых любителей литературы. Вадим Николюк  по просьбе  слушателей выразительно воспроизвёл на вечере в Ахматовском музее монолог Хлопуши из поэмы С. Есенина «Пугачёв», «Никогда я не был на Босфоре» из цикла «Персидские мотивы»  и многие другие стихи любимого поэта со студенческих лет.
         Создание Музея Сергея Есенина не было случайным явлением в культурной жизни столицы Узбекистана. В 60-е годы прошлого века, когда русской литературе и поэзии было возвращено имя и творчество Сергея Александровича Есенина, из спецхранов государственных архивов и библиотек были извлечены достоверные сведения о поездке Сергея Есенина в 1921 году в Туркестан, публикации о которой по известным причинам замалчивались. Некоторые библиографические редкости были представлены в этот день на выставке в ахматовском музее.




Более тридцати лет назад, благодаря усилиям инициативной группы в составе Сергея Зинина, Петра Тартаковского, Альбины Маркевич, Юрия Гласса, Вадима Николюка, а также других активистов, в столице Узбекистана появился уникальный очаг русской культуры. По словам инициаторов, тогда организационную поддержку оказывали работники учреждений культуры Ф. Ашрафи, Х. Джалалов, М. Ханонянц, руководители общественной организации книголюбов «Китобхон» академик Я. Туракулов, Т. Пустовая, С. Карагодина. В пополнении создаваемого фонда литературного музея приняли участие десятки есенинолюбов столицы Узбекистана и других городов страны. И уже 10 июля 1981 года музей Сергея Есенина получил постоянную прописку в Ташкенте. Его первым директором стал Вадим Николюк. В дальнейшем большой вклад в развитие музея внесли следующий директор Ольга Юрьевна Чеботарева, научный сотрудник музея Борис Голендер и ныне действующий директор музея Мирвасит Марленович Камилов.
Сегодня в залах музея можно увидеть подлинные автографы С. Есенина, редчайшие прижизненные издания его произведений, начиная с «Радуницы» 1916 года, в том числе и книги с пометками поэта или близких ему (сестер А. А. и Е. А. Есениных, Г. Бениславской, Н. Вольпиной), уникальные фотографии, грампластинки с записью голоса поэта, собранные внуком журналиста В. Г. Михайлова, в доме которого в Ташкенте бывал поэт. Интерес вызывают редкие издания местных поэтов двадцатых годов, подаренные музею инженером-энергетиком В. Юферевым. Из бытовых экспонатов, подаренных ташкентцами, воссоздан уголок гостиной, типичной для старого русского дома в Ташкенте.
На основе материалов фонда долгие годы жившего в Ташкенте поэта Александра Ширяевца создана экспозиция «Есенин и мы»». Представленные произведения С. Есенина на узбекском языке в переводе Народного поэта Эркина Вахидова и других мастеров слова, а также книги на других языках, наглядно свидетельствуют о большой любви и постоянно растущем интересе к творческой биографии русского поэта.
         Сегодня Сергея Есенина мы воспринимаем  как  Пушкина двадцатого века, творца  современного  русского языка. Кроме того, Есенин был великий интернационалист, и одно из самых знаменитых его произведений - «Персидские мотивы» переведены сегодня на 250 языков мира. Есенин, говоря словами Ф. М. Достоевского, - «поэт всемирной отзывчивости». Именно с его участием в двадцать первом году прошлого века, когда он приезжал в Ташкент, начался процесс взаимодействия и взаимообогащения культур, взаимопроникновение литературы узбекского и русского народов.
Этот процесс продолжается и сегодня. Он «очень русский человек, очень русский поэт, но он стал родным и для нас, узбеков», - писал о нем Гафур Гулям. К сожалению, было время, когда Есенин значился в списках гонимых поэтов. Но в середине 80-х годов интерес к нему возродился с новой силой. Тогда  восемьдесят лет со дня рождения поэта впервые отмечалось в нашей стране усилиями Союза писателей. Были обнаружены малоизвестные сведения, представлен целый ряд новых фактов. Во многом помогали очевидцы, люди, которые лично знали Сергея Есенина. Все это и позволило создать музей.
            На квартире А. Ширяевца в Ташкенте часто бывали разговоры о работе С. Есенина над поэмой «Пугачёв». С. Есенин старался попутно выразить свою точку зрения на смысл собственной жизни. Он убеждал друга, что, наконец, «значенье своё разгадал».  В альбоме на память  А. Ширяевцу он оставил автограф о своём предназначении жизни: это был отрывок из третьей главы поэмы, подчёркивающий  близость автора поэмы и его героя Пугачёва. Автограф заканчивался такими трогательными есенинскими словами:

Знаешь ли ты, что осенью медвежонок
Смотрит на луну, как на вьющийся в ветре лист?
По луне его учит мать мудрости своей звериной,
Чтобы смог он, дурашливый, знать
И прозванье своё, и имя.
Я значенье своё разгадал.-

И подписал: «С. Есенин. Азия. 1921, 25 мая».

Гуарик Багдасарова




Комментариев нет :

Отправить комментарий