Благотворительный
концерт песен Булата Окуджавы в честь Дня рождения Маэстро состоялся в Ташкентском узбекском ТЮЗЕ 17 мая
2016 г. Була́т Ша́лвович Окуджа́ва, поэт,
бард, прозаик и сценарист, композитор, родился 9 мая 1924 года в Москве и умер
12 июня 1997 года в Кламаре (Франция). Простым людям он больше известен как автор
около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один
из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
В
программе пока ещё безымянной, но уже крепко сплочённой вокально-музыкальной
группы под художественным руководством Валентины
Авхадиевой прозвучали «песенки» разных
лет, по определению их автора, которые
уже значительно позже назовут «авторскими песнями». Этот термин связывают,
прежде всего, с творчеством Вл. Высоцкого. В них обнаружился и по сей день не
исчерпанный, скрытый от профессионалов «ускользнувший целый мир человеческих
чувств, целая, сложившаяся в обществе психология» (В. Гаврилин).
Евгений
Евтушенко, хорошо знавший Булата Окуджаву с 1957 года, называл его поэзию, по
собственному выражению автора
песенок: «Надежды маленький оркестрик под
управлением любви». В те годы
молодёжь припала к песням Окуджавы как к очистительному роднику надежды. Эти
песни распространялись с быстротой молнии по всей стране. В середине 70-х годов
мы пели их под гитару в высотке в студенческом общежитии МГУ на Воробьёвых
горах. Запевалой у нас был Геннадий Красников, впоследствии раньше других однокашников выпустивший свой первый сборник стихов «Птичьи
светофоры» (М., 1981).
Песни
Окуджавы звучали на магнитофонных лентах в квартирах рабочих, инженеров,
физиков и лириков. Их пели под гитару на стройках, в походах, поездах. У
Окуджавы были не только поклонники, но и недоброжелатели. Но жизнь его песен,
ставшая неотъемлемой частью нашей молодости и наших надежд, развивалась независящим образом и
продолжается сегодня. Они, как и тогда, резко отличаются от развлекательных
эстрадных песен и не поддаются обновлению, как будто стихи Окуджавы родились
вместе с его музыкой, лишь ему свойственной особой разговорной интонацией. Не
все исполнители могут её уловить и донести до слушателей. Судя по бесконечным овации
зала, самодеятельному творческому коллективу под руководством Валентины Авхадиевой это удалось
успешно сделать.
До
сих пор нас волнует секрет тайной оркестровости, заложенной в
гитарном инструменте, когда он находится в талантливых руках, как это было в
случае с Б. Окуджавой. Он увлёкся песенным творчеством, когда ему было далеко
за тридцать, и это был самый счастливый день в его жизни, когда он начал писать
песни. Музыковеды (Лев Шилов, в частности) объяснили его «позднее увлечение
песенным творчеством» разнообразными музыкальными и звуковыми впечатлениями из
детства.
В
раннем детстве, месяцами живя то в Москве с родителями, то в Грузии с
бабушкой-армянкой, мальчик говорил по-грузински и по-армянски. Чувство этих
звучных языков осталось в глубине памяти, там же, где запечатлелось грузинское
многоголосье, протяжные народные русские песни, слышанные в раннем детстве от
московской няни, «своеобразная музыка арбатского двора». Из девятого класса московской школы Булат
ушёл на войну, был миномётчиком, связистом и взводным запевалой. После
войны переслушал в Тбилисском театре все
оперы «раз по тридцать каждую».
Лавинообразно
нарастающий успех публичных выступлений
объяснялся главным достоинством
песен Булата Окуджавы: в них было совершенно органичное единство стихов, музыки
и исполнения, в которых часто присутствовали ирония и самоирония. Именно этого
трёхкратного единства смогли достичь и
передать все участники нынешнего концерта. Более того, баян в руках Руслана Шамсутдинова и виртуозное
владение гитарой Бахтиёром Нуритдиновым приоткрыли
оркестровость песенок Булата
Окуджавы: при этом музыканты ни на йоту не отступили от оригинальных мелодий
песен, среди которых были достаточно сложные и интересные по музыкальной структуре. Маршевые ритмы («Вы
слышите, грохочут сапоги») сменяли песни в форме вальса, песни-романсы,
частушечные и баллады в стиле Беранже, антивоенная «Если ворон в вышине» в русле
старинной фольклорной песни.
В
концертной программе прозвучало около тридцати песен, среди которых нашлось много
любимых, пожалуй, для каждого зрителя в зале:
«Эх, дороги…», «Пока земля ещё вертится», «Ваше величество, Женщина…», «Эта женщина…», «Живописцы», «Грузинская
песня», «О Володе Высоцком», «Мы за ценой не постоим» из кинофильма «Белорусский
вокзал», песенка из кинофильма «Белое солнце пустыни» и многие другие,
получившие заслуженное признание в народе ещё при жизни их автора.
Руководитель
вокально-инструментального ансамбля Валентина
Авхадиева дала интервью для сайта «Культура.Уз» после концерта:
- Нашей музыкально-творческой
группе, у которой пока ещё нет названия, уже семь лет. Мы даём концерты
один-два раза в году: это программы,
посвящённые Дню памяти и почестей; русскому
романсу; или, как эта,
посвящённая Дню рождения маэстро Булата Окуджавы. Мы не просто выступаем на
сцене – мы проживаем концерт от начала до конца вместе со зрителями, которые
нам помогают вкладывать всю душу в песни своей непосредственной реакцией и
горячим откликом на наши концерты, как
это произошло сегодня.
Исполнение авторских песен - моё хобби. Я работала в Трансайро, а по
образованию и призванию я профессиональный дирижёр-хормейстер, поэтому я
работаю со всей ответственностью и с большим удовольствием с таким талантливым
коллективом: Руслан Шамсутдинов
(баритон, баян) – главный солист в нашем
коллективе; Бахтиёр Нуритдинов –
акустическая гитара; неповторимая, яркая, незаменимая Джамиля Наимова – фортепиано и я – Валентина Авхадиева – надеюсь, доставляли зрителям сегодня удовольствие.
Руслан
Шамсутдинов добавил
о значении концерта для него лично:
- Когда мне
предложили участвовать в этом концерте, я сначала подумал, что мне будет очень
легко технически реализовать с ансамблем этот проект. Технически сделать это
было не так сложно, но на уровне требований чего-то Высшего, это оказалось сделать очень тяжело. Каждую
песню нужно было пронести через собственную душу, со стороны вам и всем
зрителям, наверное, было это виднее.
Успех
концерта ещё раз подтвердил, что песни
Булата Окуджавы не утратили бесспорное широкое признание. Их влияние можно также
проследить не только в творчестве многих
«самодеятельных» авторов, но и в произведениях некоторых профессионалов. У
Булата Окуджавы давно сложилась определённая обширная и стабильная аудитория – преданные поклонники
его песен. Отрадно было наблюдать на концерте новую значительную молодую
поросль, встающую под их знамёна в этом романтическом царстве-государстве, в
котором кружит «синий троллейбус», а медсестра Мария стала министром
здравоохранения, и это её портреты висят
в «кабинетах друзей».
Молодая
хореографическая труппа узбекского ТЮЗа
внесла своеобразное эстетическое дополнение в программу своими
танцевальными вставками, которые смотрелись очень органично и
олицетворяли ленту сюжетов и действующих лиц песен Булата Окуджавы.
Ещё
долго были слышны в фойе театра
рукоплескания, разговоры, радостные приветствия знакомых, друзей: люди не
хотели быстро расходиться после концерта. Так бывает редко в часы, когда от
художника от Бога вы услышали голос свыше, и он сделался криком вашей души, который
вдруг обрёл гармоничное звучание с
жизнью в песнях любимого поэта и композитора. Булат Окуджава говорил: «Художник видит перед собой единственную
задачу – рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об
окружающем. Что бы я ни писал: стихотворение, песню, повесть, роман – всегда и
везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни
противникам. Я стараюсь для вас и стараюсь отвечать на все ваши вопросы».
Настойчиво
и последовательно, не впадая в дидактизм, Б. Окуджава и сегодня деликатно и
мягко внушает нам простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности,
милосердии. Незаметно эти простые истины с его песнями «входят в состав нашей
души» (Э. Рязанов). В концерте ближе к финалу
прозвучала «Молитва» в исполнении Б. Окуджавы (в записи): он молится за
нас всех и после смерти: «Дай же ты всем
понемногу… И не забудь про меня».
Завершился концерт песней «Пожелание друзьям», которую зрители, не стесняясь своих
скромных голосовых данных или даже полного отсутствия их, невольно напевали с места вместе с ансамблем
и после концерта продолжали петь в ночном городе, освежённом и освящённом майским дождём и задушевными песнями Б.
Окуджавы:
…Давайте
понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во
всём друг другу потакая, -
Тем более, что
жизнь короткая такая.
Эти
добрые слова, конечно же, близки и дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение и кому так верно служит
хорошая песня.
Гуарик Багдасарова
Булат Окуджава - несомненно одна из высочайших вершин авторской песни. Причем и поэзия, и мелодии его песен при внешней простоте сливаются в единой Гармонии, которая не может не волновать,даже при незамысловатом исполнении под "три" гитарных аккорда. :) А что говорить, когда слушаешь таких мастеров!
ОтветитьУдалитьГуарик, спасибо, вернула еще раз в незабываемую атмосферу этого необыкновенного вечера...
Дания