среда, 18 мая 2016 г.

«Надежды маленький оркестрик»




Благотворительный концерт песен Булата Окуджавы в честь Дня рождения Маэстро  состоялся в Ташкентском узбекском ТЮЗЕ 17 мая 2016 г.  Була́т Ша́лвович Окуджа́ва, поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор, родился 9 мая 1924 года в Москве и умер 12 июня 1997 года в  Кламаре (Франция).  Простым людям он больше известен как автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
В программе пока ещё безымянной, но уже крепко сплочённой вокально-музыкальной группы под художественным руководством Валентины Авхадиевой  прозвучали «песенки» разных лет,  по определению их автора, которые уже значительно позже назовут «авторскими песнями». Этот термин связывают, прежде всего, с творчеством Вл. Высоцкого. В них обнаружился и по сей день не исчерпанный, скрытый от профессионалов «ускользнувший целый мир человеческих чувств, целая, сложившаяся в обществе психология» (В. Гаврилин). 
Евгений Евтушенко, хорошо знавший Булата Окуджаву с 1957 года, называл его поэзию, по собственному выражению  автора песенок:  «Надежды маленький оркестрик  под управлением любви».  В те годы молодёжь припала к песням Окуджавы как к очистительному роднику надежды. Эти песни распространялись с быстротой молнии по всей стране. В середине 70-х годов мы пели их под гитару в высотке в студенческом общежитии МГУ на Воробьёвых горах. Запевалой у нас был Геннадий Красников, впоследствии  раньше других однокашников выпустивший   свой первый сборник стихов «Птичьи светофоры» (М., 1981).
Песни Окуджавы звучали на магнитофонных лентах в квартирах рабочих, инженеров, физиков и лириков. Их пели под гитару на стройках, в походах, поездах. У Окуджавы были не только поклонники, но и недоброжелатели. Но жизнь его песен, ставшая неотъемлемой частью нашей молодости и наших надежд,  развивалась независящим образом и продолжается сегодня. Они, как и тогда, резко отличаются от развлекательных эстрадных песен и не поддаются обновлению, как будто стихи Окуджавы родились вместе с его музыкой, лишь ему свойственной особой разговорной интонацией. Не все исполнители могут её уловить и донести до слушателей. Судя по бесконечным овации зала, самодеятельному творческому коллективу под руководством Валентины Авхадиевой  это удалось успешно сделать.
До сих пор нас волнует  секрет тайной оркестровости, заложенной в гитарном инструменте, когда он находится в талантливых руках, как это было в случае с Б. Окуджавой. Он увлёкся песенным творчеством, когда ему было далеко за тридцать, и это был самый счастливый день в его жизни, когда он начал писать песни. Музыковеды (Лев Шилов, в частности) объяснили его «позднее увлечение песенным творчеством» разнообразными музыкальными и звуковыми впечатлениями из детства.
В раннем детстве, месяцами живя то в Москве с родителями, то в Грузии с бабушкой-армянкой, мальчик говорил по-грузински и по-армянски. Чувство этих звучных языков осталось в глубине памяти, там же, где запечатлелось грузинское многоголосье, протяжные народные русские песни, слышанные в раннем детстве от московской няни, «своеобразная музыка арбатского двора».  Из девятого класса московской школы Булат ушёл на войну, был миномётчиком, связистом и взводным запевалой. После войны  переслушал в Тбилисском театре все оперы «раз по тридцать каждую».


Лавинообразно нарастающий успех  публичных выступлений объяснялся главным достоинством  песен  Булата Окуджавы: в них было  совершенно органичное единство стихов, музыки и исполнения, в которых часто присутствовали ирония и самоирония. Именно этого трёхкратного  единства смогли достичь и передать все участники нынешнего концерта. Более того, баян в руках Руслана Шамсутдинова и виртуозное владение гитарой  Бахтиёром Нуритдиновым приоткрыли  оркестровость песенок Булата Окуджавы: при этом музыканты ни на йоту не отступили от оригинальных мелодий песен, среди которых были достаточно сложные и интересные по  музыкальной структуре. Маршевые ритмы («Вы слышите, грохочут сапоги») сменяли песни в форме вальса, песни-романсы, частушечные и баллады в стиле Беранже, антивоенная «Если ворон в вышине» в русле старинной фольклорной песни.
В концертной программе прозвучало около тридцати песен, среди которых нашлось много любимых, пожалуй, для каждого зрителя в зале:  «Эх, дороги…», «Пока земля ещё вертится»,  «Ваше величество, Женщина…»,  «Эта женщина…», «Живописцы», «Грузинская песня», «О Володе Высоцком», «Мы за ценой не постоим» из кинофильма «Белорусский вокзал», песенка из кинофильма «Белое солнце пустыни» и многие другие, получившие заслуженное признание в народе ещё при жизни их автора.


Руководитель вокально-инструментального ансамбля Валентина Авхадиева дала интервью для сайта «Культура.Уз» после концерта:
- Нашей музыкально-творческой группе, у которой пока ещё нет названия, уже семь лет. Мы даём концерты один-два раза  в году: это программы, посвящённые  Дню памяти и почестей;  русскому  романсу;  или, как эта, посвящённая Дню рождения маэстро Булата Окуджавы. Мы не просто выступаем на сцене – мы проживаем концерт от начала до конца вместе со зрителями, которые нам помогают вкладывать всю душу в песни своей непосредственной реакцией и горячим откликом на наши концерты, как  это произошло сегодня.
Исполнение  авторских песен  - моё хобби. Я работала в Трансайро, а по образованию и призванию я профессиональный дирижёр-хормейстер, поэтому я работаю со всей ответственностью и с большим удовольствием с таким талантливым коллективом: Руслан Шамсутдинов (баритон, баян)  – главный солист в нашем коллективе;  Бахтиёр Нуритдинов –  акустическая гитара; неповторимая, яркая, незаменимая Джамиля Наимова – фортепиано и я – Валентина Авхадиева – надеюсь,  доставляли зрителям  сегодня удовольствие.


Руслан Шамсутдинов добавил о значении концерта для него лично:
- Когда мне предложили участвовать в этом концерте, я сначала подумал, что мне будет очень легко технически реализовать с ансамблем этот проект. Технически сделать это было не так сложно, но на уровне требований чего-то Высшего,  это оказалось сделать очень тяжело. Каждую песню нужно было пронести через собственную душу, со стороны вам и всем зрителям, наверное, было это  виднее.
Успех концерта  ещё раз подтвердил, что песни Булата Окуджавы не утратили бесспорное широкое признание. Их влияние можно также проследить не только в творчестве  многих «самодеятельных» авторов, но и в произведениях некоторых профессионалов. У Булата Окуджавы давно сложилась определённая обширная  и стабильная аудитория – преданные поклонники его песен. Отрадно было наблюдать на концерте новую значительную молодую поросль, встающую под их знамёна в этом романтическом царстве-государстве, в котором кружит «синий троллейбус», а медсестра Мария стала министром здравоохранения, и это её портреты висят  в «кабинетах друзей».


Молодая хореографическая  труппа узбекского ТЮЗа внесла  своеобразное  эстетическое дополнение в программу  своими  танцевальными вставками, которые смотрелись очень органично и олицетворяли ленту сюжетов и действующих лиц песен Булата Окуджавы.
Ещё долго  были слышны в фойе театра рукоплескания, разговоры, радостные приветствия знакомых, друзей: люди не хотели быстро расходиться после концерта. Так бывает редко в часы, когда от художника  от Бога  вы услышали голос свыше,  и он сделался криком вашей души, который вдруг обрёл гармоничное звучание  с жизнью в песнях любимого поэта и композитора. Булат Окуджава говорил: «Художник видит перед собой единственную задачу – рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем. Что бы я ни писал: стихотворение, песню, повесть, роман – всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам. Я стараюсь для вас и стараюсь отвечать на все ваши вопросы».



Настойчиво и последовательно, не впадая в дидактизм, Б. Окуджава и сегодня деликатно и мягко внушает нам простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии. Незаметно эти простые истины с его песнями «входят в состав нашей души» (Э. Рязанов). В концерте ближе к финалу  прозвучала «Молитва» в исполнении Б. Окуджавы (в записи): он молится за нас всех и после смерти: «Дай же ты всем понемногу…  И не забудь про меня». Завершился концерт песней «Пожелание друзьям», которую зрители, не стесняясь своих скромных голосовых данных или даже полного отсутствия их,  невольно напевали с места вместе с ансамблем и после концерта продолжали петь в ночном городе, освежённом и освящённом  майским дождём и задушевными песнями Б. Окуджавы:

…Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб,  ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая.

Эти добрые слова, конечно же, близки и дороги всем, кто ценит подлинное  человеческое общение и кому так верно служит хорошая песня.

Гуарик Багдасарова


1 комментарий :

  1. Булат Окуджава - несомненно одна из высочайших вершин авторской песни. Причем и поэзия, и мелодии его песен при внешней простоте сливаются в единой Гармонии, которая не может не волновать,даже при незамысловатом исполнении под "три" гитарных аккорда. :) А что говорить, когда слушаешь таких мастеров!
    Гуарик, спасибо, вернула еще раз в незабываемую атмосферу этого необыкновенного вечера...
    Дания

    ОтветитьУдалить