«Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
Наше
лето, нашу зиму и весну
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню»
Б. Окуджава.
В канун
2016 года Василий Михайлович Лысов
(1926-2016) мне позвонил и пожелал бодрым голосом счастливых жизненных перемен
и новых творческих успехов и заверил меня, что скоро увидимся, ведь год только
начинается… А жить ему оставалось считанные дни, и увиделись мы с ним на его
посмертной персональной экспозиции живописи и резьбы в Центральном выставочном
зале Академии художеств Узбекистана незадолго до закрытия выставки. Это была
выставка длиной в целую жизнь художника. В экспозиции было представлено более
ста авторских работ (живопись, графика, резьба по дереву) – подобной выставки я
не помню: она была составлена по высшему
культурному образцу и запомнится надолго тем, кто хотя бы раз переступил порог
выставочного зала на первом этаже за прошедших
три недели (07-23 мая 2016 г).
С
лучезарным художником я познакомилась в читальном зале библиотеки в старом
городе на Чор-су (она не сохранилась). В овальном помещении читального
зала было всегда прохладно, хоть и
душновато. Снаружи во всей красе
открывался старогородской базар. Он
представлял собой эдем восточной жизни: здесь под ярким солнцем заманивало под
свои прохладные своды среднеазиатское сооружение с характерным бирюзовым купольным помещением,
крытыми проходами, красочностью южных даров и узбекской толпы, здесь пчелиным
роем гудела жизнь и торговля с раннего утра до заката солнца. Я усиленно
готовилась к вступительным экзаменам на
журфак МГУ, поэтому в летние дни приходила сюда как на работу. Рядом со
мной целый стол, заваленный старыми журналами и художественными альбомами, занимал
седовласый человек средних лет, который однажды заговорил со мной. В то
время он работал в детском доме №22 на Чиланзаре и писал там портреты сирот,
охотно позировавших ему. Художник пригласил меня посмотреть эти портреты.
Увидев их, я сразу же поняла, что передо мной великий мастер реалистического
портретного жанра и только потом я узнала, что его любимый жанр – это
натюрморт, хотя он писал и пленерные пейзажи, и жанровые картины, но скорее
всего, на них он отрабатывал своё мастерство и зоркий взгляд.
На
персональной выставке творчества В.М. Лысова в память об этом большом мастере,
пожалуй, я впервые заново открыла для себя дорогого мне человека, с которым приходилось
встречаться не раз на многих его выставках в Ташкенте, на всесоюзных художественных выставках в
Манеже в Москве во время моей учёбы в МГУ в середине 70-х годов прошлого века,
в его мастерской на седьмом
квартале на Чиланзаре и, конечно, в
редкие праздничные дни у меня дома, который он украсил своими картинами на радость хозяйке и моим гостям.
Начав с пленерной живописи, достаточно полно представленной в экспозиции
ранними работами, художник затем перешёл к натюрмортам – его основному
живописному жанру. В натюрмортах он
блестяще использовал декоративное отношение к цвету, но на всех этапах
своей долгой насыщенной событиями
творческой жизни он оставался убеждённым вдумчивым реалистом. В поздних
монохромных портретах детдомовских детей и близких родных его талант, отметая
всё лишнее, мелочное, второстепенное, обнажал главное в характерах моделей,
благодаря чему они включились в диалог со зрителями в прошлом веке и продолжают общаться с нами в
наши дни даже после ухода своего творца.
Василий
Михайлович не только живописец. Ещё одна сторона его многогранного творчества связана с
резьбой по дереву. Этим сложным видом искусства занимались его отец и старший
брат и передали это увлечение Василию.
Художник называл резьбу по дереву своим хобби, но отдавал ему много времени.
Искусно сделанные им многочисленные ковши, ложки, черпаки, резные рамки к
картинам, вошедшие в экспозицию, можно
назвать подлинными произведениями
искусства. Деревянная солонка большого
мастера в моём доме, вырезанная из вишнёвого дерева, украшает любое застолье в моём доме. Резная
рама к пейзажу, выполненному в Константинове , на родине С. Есенина, словно
служит для него настоящей оконной рамой с русскими узорчатыми наличниками, и одухотворяет пейзаж, делает его
по-настоящему живым: каждое утро я просыпаюсь и
вглядываюсь в это оконце в есенинский мир с шумящими берёзками и клином
журавлей в осеннем небе и автографом
художника с цитатой любимого поэта: «И
журавли, печально пролетая, уж не жалеют
больше ни о ком».
Василий
Михайлович – не просто редкий талант, но человек богатой внутренней культуры.
Он много читал, хорошо знал поэзию А.С. Пушкина
и С. А. Есенина, Валентина Берестова и
Константина Ваншенкина, цитировал наизусть современных узбекских поэтов.
Художник вошёл в современную живопись Узбекистана в середине пятидесятых годов
прошлого столетия и остался в ней признанным мастером натюрморта и автором
множества содержательных пейзажных этюдов и портретов.
Живописец
родился в 1926 году в Саратовской губернии.
О своих первых увлечениях рисованием он вспоминал: «Очень хорошо помню своё первое впечатление от увиденных цветных
картинок. Это были тонкие детские книжки, которые родители привезли с ярмарки.
Я в первый раз увидел книгу и иллюстрации к ней. Очень долго и внимательно
разглядывал каждую страницу и каждую картинку. Чуть позже в начальных классах я
срисовывал изображения с почтовых открыток. Учителя заметили моё стремление и
тягу к живописи. Всячески поощряли, отмечали это. И я начал оформлять сцены для
детских утренников, школьных спектаклей, разных мероприятий».
Зимой 1940 г. семья Лысовых из
Бухары, куда они бежали всей многодетной семьёй из голодной России в 1935 г., переехала в Ташкент. В 1943 году Василия
Лысова призвали в армию в качестве художника-картографа и направили в
пограничные войска на иранской границе. После демобилизации вернулся в Ташкент
в артель художников под новым названием
«Художник Узбекистана». Здесь состоялась его знаменательная встреча с народным
художником Узбекистана В.И. Уфимцевым (1899–1964). В 1957 году живописец
окончил Республиканское художественное училище имени П. Бенькова. С 1961 г.
началась активная самостоятельная
творческая и выставочная деятельность художника. Он был принят в
живописную секцию Союза художников СССР, которую возглавлял в течение 15 лет
(1967–1982).
Ни
одно искусство не может существовать без свободы творчества. Наиболее полно эта
внутренняя свобода художника Лысова проявилась в его излюбленном жанре —
натюрморте, которому он прослужил более полувека, став поистине ведущим
мастером в этом направлении.
В этом жанре
работали выдающиеся художники П. Кончаловский, М. Сарьян, Ю. Пименов, сёстры
Ерануи и Марьям Асламазян, М. Абегян, Н. Кашина и многие другие. Для них
характерно многообразие видов натюрморта. Одни с любовью пишут цветы; другие —
тематические натюрморты, в которых изображённые предметы красноречиво
рассказывают о личности хозяина; третьи ставят перед собой более сложную
задачу: связи «мёртвой натуры» с тем интерьером, где она находится, и большим
миром, который её окружает. Каждый художник выражает своё миропонимание, своё
отношение к окружающему миру и переживаемое настроение. Именно в натюрморте, по
словам Лысова, можно наиболее полно выразить своё отношение к миру. По
признанию художника, его мир построен на любви к природе, жизни, людям — эта
всеобщая и всепоглощающая любовь служит ему маяком в одиноком блуждании в
потёмках на не изведанном до конца творческом пути. Это глубокое благодарное
чувство любви, всепрощения и даже какой-то вины перед близкими, — что, может
быть, в своё время недодал им в полной мере своей
нежности, — вдохновляло мастера всю
жизнь и давало ему силы до конца ежедневно работать, не повторяясь, как непохоже созидает природа в
своих бесконечных живых формах и фантазиях, заведомо прощая людям их грубое
обращение с ней.
В
«постановочных» натюрмортах Лысова существенную роль играет пространство,
окружающее предметы, и это вносит в них элемент рационализма. Если, например,
сравнивать «Цветущий кактус» М. Асламазян с «Цветущими кактусами» В. Лысова, то
«женский» натюрморт нам кажется более романтичным и эмоциональным, а «мужское»
восприятие тех же растений более рациональное. В кактусах Лысова царит
спокойная устойчивость геометрических форм и более сдержанный колорит. Но при
всём различии двух подходов в решении художественного замысла, их, пожалуй, объединяет
одна реалистическая живописная школа М. Сарьяна.
Известный
искусствовед, заслуженный деятель искусств Узбекистана Р.Х. Такташ во
вступительной статье к каталогу персональной выставки произведений В. Лысова
(1986) особое внимание уделил анализу этого жанра в творчестве художника. Он
проследил эволюцию его мастерства от постепенного преодоления сырости и
приблизительности цвета в ранних эскизных работах до более зрелого тщательного
изучения и обобщения натуры, добротной сделанности, убеждающей завершённости
натюрмортов. «В их исполнении, — утверждает автор художественной рецензии — В.
Лысова отличает завидное терпение, тщательность и основательность в работе. Он
стремится передать изображаемые вещи во всём своеобразии их цвета, фактуры и
материальности, веса, плотности». И в лучших работах художнику это вполне
удаётся: «Бухарская дыня», «Натюрморт с дыней» (1962), «В мастерской» (1974),
«Охотничий», «Ваза и черпаки», «Резьба по дереву» — натюрмортах с персиками,
айвой, гранатами, дыней, наманганскими яблоками, цветущими кактусами, артишоками
70-90 годов прошлого века и нулевых нашего столетия.
Особенно хочется
выделить натюрморты с дыней: обычно их дополняет рассыпанный по всему
пространству холста спелый светоносный виноград. Такое соседство даёт
возможность зрителю ощутить и холодную влажность разрезанной дыни, рыхлость её
белой мякоти, и горячие контрастные светоносные гроздья винограда, напоминающие
мне стихотворные строки Геворга Эмина:
«И
виноградный куст, как храм,
Где,
как лампада, светит гроздь».
Натюрморты
Лысова являют собой мир, исполненный тихой, но интенсивной жизни: его
внутреннее единство, динамичность, замкнутая в себе целостность возникают,
прежде всего, благодаря чёткому композиционному решению и колористическому
строю, в котором почти всегда главенствуют тёплые тона. Богатство их градаций
часто оттеняют белые и чуть зеленовато-холодные тона разрезанной дыни.
Натюрморты В.
Лысова воспроизводят жизнь в том виде, в каком она пульсирует здесь и сейчас:
это наша обыденная жизнь, во-первых, человеческая и, во-вторых, другая,
«зазеркальная», имеющая отношение к философскому осмыслению бытия. Мир
художника Лысова интересен тем, что это, прежде всего, эстетическое переживание
окружающего мира. Более того, по словам живописца, не только мастер создаёт
свои творения, но и они на протяжении его творчества всегда, как бы впервые,
создавали его самого в реализованной возможности мышления и художественного
воображения.
Быть может,
поэтому у Лысова нет похожих работ: мастер одни и те же фрукты, овощи, бахчевые
ягоды, кактусы и горные растения компонует по-разному и всякий раз неповторимо
передаёт воздушную атмосферу их созидания в нашем предметном мире. Художнику
удаётся кистью выразить своё поэтическое восторженное отношение к дарам
природы, что требует от него особого состояния — «вертикального положения —
стояния человека». Таким образом, в простых, на первый взгляд, артефактах он
выражает то, что
блокируется нашей повседневной
жизнью, полной забот и проблем, связанных с добыванием хлеба насущного.
При всём
разнообразии композиций и колористического решения натюрмортов разных лет, их
объединяет один адрес происхождения. Они созданы на узбекской земле. Об этом
художник ненавязчиво напоминает характерным пейзажным окружением, наличием
таких декоративных деталей как красочное сюзане; узорчатые ляганы, на которых
произвольно рассыпались фрукты; инкрустированные в национальном стиле ножи на столах; плетёные корзины
для хранения фруктов или рядом стоящие кувшины и кумганы, предназначенные для
омовения и органично вписанные в композицию. Всё, вплоть до сухого азиатского
воздуха и яркого ослепительного солнечного света в натюрмортах, выдаёт их
конкретное местонахождение: они не существуют — живут и дышат на холсте, как
живые существа, для какой-то особой цели — осмысления значимости каждого
прекрасного мгновения нашего бытия. В натюрмортах Лысова всё соотнесено с
человеком, его интересами, вкусами и духовными потребностями, а также с
личностью самого художника и его романтическим тёплым отношением к миру, полным
любви и восхищения.
Один из таких
«свежих» прекрасных натюрмортов «Сирень» (2011): на выставке был представлен первоначальный
оригинал этого произведения - художник подарил мне в мой 60-летний юбилей.
Каждое утро я любуюсь
пышным многоцветьем свежих
апрельских гроздей, с трудом втиснутых в низкий круглый двухцветный бирюзово-охристый
керамический кувшин, стоящий на древней надтреснутой кое-где азиатской почве: «Минувшее в новой красе оживилось» (А.
Пушкин).
Ещё одно
направление творчества В.М. Лысова –
пейзаж. В нём художник умел передать особую атмосферу воздуха, бесконечную
смену настроений и то время, в котором он творил: это, например, голодранцы- дети войны, пускающие в луже бумажные
кораблики, когда вокруг ликует, возможно, первая мирная весна после той страшной войны.
Своё косвенное,
но особое отражение в творчестве Лысова получил
также портрет. Это и выполненные с любовью и теплотой портреты воспитанников ташкентского детского дома №22,
где мастер 25 лет вёл кружок рисунка и
живописи, и камерные портреты близких
ему людей – родителей, жены, сына, дочери. Их дополняют портреты тружеников
села, в которых подчёркнут индивидуальный характер.
Полотна Лысова
неоднократно участвовали в республиканских и зарубежных выставках. Его работы
хранятся в фондах Государственного музея искусств Узбекистана, Бухарском
музее-заповеднике, Дирекции художественных выставок, а также в частных
коллекциях республики и за рубежом. В 2006 году, в связи с 80-летием, В.М.
Лысов был награждён золотой медалью и дипломом АХУз.
Обойдя
выставку вдоль и поперёк, я долго не могла насытиться увиденным. Ассоциативный ряд может длиться в
подсознании бесконечно при виде настоящего произведения искусства: ведь
художник сумел в нём воссоздать новую духовную реальность и выразить то, что невозможно
высказать простым предметным языком в реальном мире. Это и есть творческое
постижение жизни... Настоящий художник, каким был и остаётся в нашей
многонациональной культуре В.М. Лысов, —
тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не
замечал. Природа с её щедрыми южными дарами сквозь призму искусства Лысова
становится для нас зримой, прозрачной и понятной. Гений творит как природа. Для В.М. Лысова всегда было: «Счастье
— это ПУТЬ, а не пункт назначения».
Гуарик Багдасарова
До сих пор мне трудно поверить что Василия Михайловича нет... С теплом вспоминаю тот день в 2014 году когда мы втроём ходили по залам галереи, и любовались его картинами. Обсуждали, делились впечатлениями. Особенно в моей памяти сохранились его работы связанные с Есениным и его Родиной. Василий Михайлович очень любил Есенина, и поэзию вообще.. Трудно говорить о нём в прошедшем времени. В груди становится больно и тяжело. В его работах всегда было тепло его души, нежность и любовь ко всему живому. И конечно навсегда в моей памяти будет тот вечер когда мы сидели на дне рождении у Гуарик и пели " отговорили роща золотая"...
ОтветитьУдалитьСВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ И ПРЕКРАСНОМУ МАСТЕРУ КИСТИ!
СПАСИБО Гуарик за тёплую любовь и память о В.М.Лысове!
Александр Евсеев г. Чирчик.