Новая отрадная встреча любителей классической струнной музыки с молодым исполнителем Андреем Галаяном – лауреатом международного конкурса гитаристов (2008 г., Израиль) состоялась 25 марта этого года в столичном Дворце Музыки.
Благодаря чудесному искусству таких самоотверженных талантливых музыкантов, как солиста Андрея Галаяна, ведущего и комментатора концерта В.А. Цветкова, его первого верного учителя и наставника, преподавателя Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А.Успенского, а также заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Республики Узбекистан, дирижёра профессора Захида Хакназарова, художественного руководителя профессора Исмаила Джалилова, текущее ординарное событие в культурной жизни узбекской столицы вылилось в настоящий эйфорический праздник испанской музыки.
Концерт открылся виртуозным исполнением «Испанского каприччио для симфонического оркестра» (1887) в пяти частях Н.А. Римского-Корсакова (1844-1906).
С этим произведением связаны заметки известного испанского поэта, музыканта и народного певца Федерико Гарсиа Лорки: "В 1847 году Михаил Иванович Глинка приехал в Гранаду... Он подружился со знаменитым гитаристом того времени Франсиско Родригесом Мурсиано и часами слушал его импровизации... По возвращении к себе домой он рассказывал об особенностях наших песен, которые изучил и использовал в своих сочинениях. Композитор нашёл подлинный источник творчества.
К этому источнику обращались и другие русские композиторы. Доказательство тому - "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" Глинки, фрагменты "Шахерезады" и "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, который всем вам знаком. Итак, вы видите, как своеобразие канте хондо повлияло на Москву из Гранады, как печаль de la Vela (название старинной башни в Гранаде) подхватили далёкие колокола Кремля. В Испании канте хондо не случайно оказало влияние на всех музыкантов, которых я называю великой Испанской струной, от Альбениса до Фальи через Гранадоса. Ещё Педрель использовал народные песни в опере "Селестина", к нашему стыду так и не поставленной в Испании, и указал этот путь. Но гениальным решением было решение Исаака Альбениса, который ввел в свои произведения лирическую основу андалусской песни".
В.А. Цветков для собравшихся слушателей так прокомментировал популярное и не совсем обычное сочинение русского композитора 19 века:
- В начале 1862 г. Римский–Корсаков отправился в кругосветное плавание (он был гардемарином) и до 1865 г. находился в этом морском путешествии. Вероятно, будучи где-то в Испании или какой-либо из её колоний, он мог услышать фламенко, иначе он не смог бы так передать музыку фламенко, ибо в России о фламенко никто не имел никакого представления. Испанские музыкальные впечатления, которые также могли влиять на композитора, – это 2 симфонические увертюры М.И. Глинки: «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» и «Арагонская охота», а также искусство испанского скрипача-виртуоза Пабло Сарасате, гастролировавшего в те годы, в том числе, и в России.
Национальный симфонический оркестр блестяще воспроизвёл использование русским композитором испанских народных песен «канте хондо», особенно в начале 4-й части («Сцена и песня цыганки»), бегущим фейерверком виртуозных каденций у медных духовых, скрипки, флейты, кларнета, арфы.
Но главное чудо ожидало слушателей с выходом на сцену Андрея Галаяна, одного из интересных представителей артистической молодёжи Узбекистана как своей жизнью, так и виртуозным искусством игры на гитаре.
Андрей Галаян родился в простой семье служащих в Ташкенте. Его воспитывала мать без участия отца. В прошлом году она не справилась с тяжёлой болезнью и ушла из жизни. В настоящее время Андрей живёт со старшей сестрой и 14-летней племянницей, фактически один репетиторством и на корпоративных вечеринках игрой на гитаре зарабатывает на жизнь всей семьи и свою учёбу на 4 курсе Государственной консерватории Узбекистана.
Исполнителем-виртуозом Галаяна сделала его целеустремлённая натура и любовь к простому музыкальному инструменту. В его руках гитара способна с помощью своего необыкновенного звучания передать не только собственный душевный настрой исполнителя, но и дух великих мастеров прошлого и различных музыкальных эпох.
Андрей учился в детской музыкальной школе № 1 у преподавателя С.А.Ушакова. В 2004 г. он поступил в музыкальный колледж им. Хамзы в класс преподавателя В.А. Цветкова, который закончил в 2007 году. Тогда же он поступил в Государственную консерваторию Узбекистана на кафедру эстрадного исполнительства к преподавателю П. М. Концыпко, который в настоящее время работает в Ташкентском эстрадно-цирковом училище. В качестве педагога для Андрея его сменил С.А. Янкин. Параллельно Андрей брал уроки у преподавателя консерватории Е.Р. Конновой.
Поступление в консерваторию не прервало творческой и дружеской связи Андрея с В. Цветковым, которого он по сей день считает своим наставником. Андрей в 2008 году стал лауреатом 3-й премии международного конкурса гитаристов: «Гитара джемс», Никосия, Израиль.
В Израиле участники конкурса подходили к Андрею и спрашивали: «А как вы играете пианиссимо? Неужели в Ташкенте обучают этому?» Играя на сравнительно простой и недорогой гитаре с ограниченными возможностями, он покорил международное жюри виртуозностью исполнения репертуара из классических произведений и переложений для гитары всех стилей и времён: И.С. Бах, Ф. Сор, Ф. Шопен, Ф. Таррега, А. Пьяцелла и др.
Это не удивительно, потому что А. Галаян часто выступает с концертами в Республике и много времени отдаёт своему музыкальному развитию. Он убеждён, чтобы стать хорошим гитаристом, необходимо, прежде всего, быть отличным музыкантом. Поэтому Андрей ещё в Республиканском музыкальном колледже имени Х.Х. Ниязи дополнительно освоил игру на домбре. В свободное время он с упоением исполняет на фортепиано произведения любимых композиторов – С.В. Рахманинова, А.В. Скрябина, А. Бабаджаняна.
Во Дворце музыки были впервые исполнены в Узбекистане и во всём СНГ «Концерт № 1 для гитары с симфоническим оркестром ре-мажор в трёх частях» (1939 г.) итальянского композитора Марио Кастельнуово-Тедеско и «Южный концерт для гитары с камерным оркестром» (закончен в 1940 г.) крупнейшего мексиканского классика Мануэля Мария Понсе де Куэльяра.
Героическая судьба этих музыкальных сочинений отражает исторические перипетии прошлого столетия и победу интернационального духа гуманизма над военным временем беснующегося фашизма, которое Герман Гессе в своём романе «Игра в бисер» назвал «фельетонной эпохой духовной расхлябанности и бессовестности», в которой люди попривыкли к террору.
Итальянский композитор Марио Кастельнуово-Тедеско с 1939 г. жил в США до самой своей смерти в 1968 г. Первая часть его концерта была закончена в 1938 г. в Италии. Но тогда фашисты музыку композитора запретили как неарийскую. Он попросил содействия для выезда в США у Артуро Тосканини, покинувшего Италию ещё в 1933 г.
Первым исполнителем его сочинений был Андрес Сеговия, для которого были написаны более сотни композиций для классической гитары. Для А. Сеговии и по его инициативе в 1932 г. были написаны «Дьявольское каприччио» (памяти Паганини) и «Соната памяти Луиджи Боккерини» (1934.) с использованием гитары в произведениях. По сей день Тедеско считается одним из самых лучших композиторов прошлого века, создавших музыку для гитары. Композитором позднее были написаны концерт № 2 для гитары с оркестром и концерт для двух гитар с оркестром.
Мануэль Мария Понсе де Куэльяр является крупнейшим мексиканским классиком, который, как и Тедеско, работал во всех жанрах (симфоническая, оперная, фортепианная, скрипичная, хоровая музыка) и использовал различные пласты мексиканского фольклора, в частности, индейцев Мексики.
А. Сеговия в своих воспоминаниях писал, что знакомство с Мануэлем Понсе произошло в 1923 году. Спустя три года Понсе набросал основные темы концерта. Годы разлуки с Понсе приостановили работу над концертом. Ситуацию усугубили следующие психологические мотивы затянувшегося творческого процесса: «Мы боялись, что нежная звучность гитары потонет в звучании оркестра и что прозрачные краски гитары, подобно ночным светлячкам перед зарёй, померкнут в соединении с оркестром», - писал автор незавершённой гениальной партитуры.
Создание Южного концерта задерживалось, пока не появился концерт ре-мажор Кастельнуово-Тедеско, исполненный Сеговией в Мексике с оркестром, которым дирижировал Понсе. Это послужило толчком к возвращению Понсе к работе над концертом.
«Каждый раз, когда почтальон приносил мне толстый конверт, - вспоминал музыкант, - этот день был для меня праздником. Я откладывал все дела и с огромным наслаждением отдавался изучению того, что выходило из под пера Понсе». А. Сеговия так характеризует Понсе: «Он не интересовался теми, от кого зависела судьба его сочинений. Он писал потому, что чувствовал потребность высказаться в звуках». Премьера концерта состоялась в Монтевидео (Уругвай) в 1941 году. Андрес Сеговия ещё неоднократно исполнял этот концерт. Эстафету подхватили другие гитаристы рубежа 20-21 вв.
Что нового внёс в интерпретацию испанской музыки Андрей Галаян?
Возможно, особую нежную чувствительность, душевную проникновенность погружения в национальный характер музыки. Исполнитель использует, главным образом, ногтевой способ извлечения звука, считая, что этим достигает наиболее красивое и выразительное звучание инструмента. Ногтевой способ предоставляет ему наибольшие технические, а значит, художественные возможности. Музыкант виртуозно владеет всеми приёмами извлечения звуков, а главное, он умеет грамотно и согласованно играть с симфоническим оркестром, прислушиваясь к указаниям дирижёра, поэтому достигает высочайшей гармонии звучания, полного обаяния, задушевности и простоты, характерной для испанской музыки, в основе которой лежит народная мелодия.
К настоящей победе на музыкальном Олимпе Андрей шёл нелёгким путём. Два года назад он хладнокровно был исключён из консерватории со 2 курса за неплатежеспособность и, по сути, брошен за борт активной творческой жизни. Потом вновь восстановлен на контрактной основе с помощью спонсорских денег. Сейчас он на 4 курсе самостоятельно оплачивает учёбу в Альма-Матер и старается уберечь себя от ударов бездушного механизма товарно-рыночных отношений.
Концертные программы, которые готовит Андрей, весьма интересны. Проблема в том, что ему негде играть. У Андрея в планах участие в престижных международных конкурсах. У него, по мнению его наставника В.А. Цветкова, есть способность и желание концертировать. Ему необходим хороший инструмент. Приходится ради этой цели иногда даже подрабатывать в ресторане.
Ну, а чувства к "королеве" инструментов, как испанцы называют гитару, Андрей выражает не только своей игрой, но и стихами Федерико Гарсиа Лорки (перевод М. Цветаевой):
«Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от нее
молчанья,
не проси у нее
молчанья!
Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра под снегами — плачет,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!»
Благодаря чудесному искусству таких самоотверженных талантливых музыкантов, как солиста Андрея Галаяна, ведущего и комментатора концерта В.А. Цветкова, его первого верного учителя и наставника, преподавателя Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А.Успенского, а также заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Республики Узбекистан, дирижёра профессора Захида Хакназарова, художественного руководителя профессора Исмаила Джалилова, текущее ординарное событие в культурной жизни узбекской столицы вылилось в настоящий эйфорический праздник испанской музыки.
Концерт открылся виртуозным исполнением «Испанского каприччио для симфонического оркестра» (1887) в пяти частях Н.А. Римского-Корсакова (1844-1906).
С этим произведением связаны заметки известного испанского поэта, музыканта и народного певца Федерико Гарсиа Лорки: "В 1847 году Михаил Иванович Глинка приехал в Гранаду... Он подружился со знаменитым гитаристом того времени Франсиско Родригесом Мурсиано и часами слушал его импровизации... По возвращении к себе домой он рассказывал об особенностях наших песен, которые изучил и использовал в своих сочинениях. Композитор нашёл подлинный источник творчества.
К этому источнику обращались и другие русские композиторы. Доказательство тому - "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" Глинки, фрагменты "Шахерезады" и "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, который всем вам знаком. Итак, вы видите, как своеобразие канте хондо повлияло на Москву из Гранады, как печаль de la Vela (название старинной башни в Гранаде) подхватили далёкие колокола Кремля. В Испании канте хондо не случайно оказало влияние на всех музыкантов, которых я называю великой Испанской струной, от Альбениса до Фальи через Гранадоса. Ещё Педрель использовал народные песни в опере "Селестина", к нашему стыду так и не поставленной в Испании, и указал этот путь. Но гениальным решением было решение Исаака Альбениса, который ввел в свои произведения лирическую основу андалусской песни".
В.А. Цветков для собравшихся слушателей так прокомментировал популярное и не совсем обычное сочинение русского композитора 19 века:
- В начале 1862 г. Римский–Корсаков отправился в кругосветное плавание (он был гардемарином) и до 1865 г. находился в этом морском путешествии. Вероятно, будучи где-то в Испании или какой-либо из её колоний, он мог услышать фламенко, иначе он не смог бы так передать музыку фламенко, ибо в России о фламенко никто не имел никакого представления. Испанские музыкальные впечатления, которые также могли влиять на композитора, – это 2 симфонические увертюры М.И. Глинки: «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» и «Арагонская охота», а также искусство испанского скрипача-виртуоза Пабло Сарасате, гастролировавшего в те годы, в том числе, и в России.
Национальный симфонический оркестр блестяще воспроизвёл использование русским композитором испанских народных песен «канте хондо», особенно в начале 4-й части («Сцена и песня цыганки»), бегущим фейерверком виртуозных каденций у медных духовых, скрипки, флейты, кларнета, арфы.
Но главное чудо ожидало слушателей с выходом на сцену Андрея Галаяна, одного из интересных представителей артистической молодёжи Узбекистана как своей жизнью, так и виртуозным искусством игры на гитаре.
Андрей Галаян родился в простой семье служащих в Ташкенте. Его воспитывала мать без участия отца. В прошлом году она не справилась с тяжёлой болезнью и ушла из жизни. В настоящее время Андрей живёт со старшей сестрой и 14-летней племянницей, фактически один репетиторством и на корпоративных вечеринках игрой на гитаре зарабатывает на жизнь всей семьи и свою учёбу на 4 курсе Государственной консерватории Узбекистана.
Исполнителем-виртуозом Галаяна сделала его целеустремлённая натура и любовь к простому музыкальному инструменту. В его руках гитара способна с помощью своего необыкновенного звучания передать не только собственный душевный настрой исполнителя, но и дух великих мастеров прошлого и различных музыкальных эпох.
Андрей учился в детской музыкальной школе № 1 у преподавателя С.А.Ушакова. В 2004 г. он поступил в музыкальный колледж им. Хамзы в класс преподавателя В.А. Цветкова, который закончил в 2007 году. Тогда же он поступил в Государственную консерваторию Узбекистана на кафедру эстрадного исполнительства к преподавателю П. М. Концыпко, который в настоящее время работает в Ташкентском эстрадно-цирковом училище. В качестве педагога для Андрея его сменил С.А. Янкин. Параллельно Андрей брал уроки у преподавателя консерватории Е.Р. Конновой.
Поступление в консерваторию не прервало творческой и дружеской связи Андрея с В. Цветковым, которого он по сей день считает своим наставником. Андрей в 2008 году стал лауреатом 3-й премии международного конкурса гитаристов: «Гитара джемс», Никосия, Израиль.
В Израиле участники конкурса подходили к Андрею и спрашивали: «А как вы играете пианиссимо? Неужели в Ташкенте обучают этому?» Играя на сравнительно простой и недорогой гитаре с ограниченными возможностями, он покорил международное жюри виртуозностью исполнения репертуара из классических произведений и переложений для гитары всех стилей и времён: И.С. Бах, Ф. Сор, Ф. Шопен, Ф. Таррега, А. Пьяцелла и др.
Это не удивительно, потому что А. Галаян часто выступает с концертами в Республике и много времени отдаёт своему музыкальному развитию. Он убеждён, чтобы стать хорошим гитаристом, необходимо, прежде всего, быть отличным музыкантом. Поэтому Андрей ещё в Республиканском музыкальном колледже имени Х.Х. Ниязи дополнительно освоил игру на домбре. В свободное время он с упоением исполняет на фортепиано произведения любимых композиторов – С.В. Рахманинова, А.В. Скрябина, А. Бабаджаняна.
Во Дворце музыки были впервые исполнены в Узбекистане и во всём СНГ «Концерт № 1 для гитары с симфоническим оркестром ре-мажор в трёх частях» (1939 г.) итальянского композитора Марио Кастельнуово-Тедеско и «Южный концерт для гитары с камерным оркестром» (закончен в 1940 г.) крупнейшего мексиканского классика Мануэля Мария Понсе де Куэльяра.
Героическая судьба этих музыкальных сочинений отражает исторические перипетии прошлого столетия и победу интернационального духа гуманизма над военным временем беснующегося фашизма, которое Герман Гессе в своём романе «Игра в бисер» назвал «фельетонной эпохой духовной расхлябанности и бессовестности», в которой люди попривыкли к террору.
Итальянский композитор Марио Кастельнуово-Тедеско с 1939 г. жил в США до самой своей смерти в 1968 г. Первая часть его концерта была закончена в 1938 г. в Италии. Но тогда фашисты музыку композитора запретили как неарийскую. Он попросил содействия для выезда в США у Артуро Тосканини, покинувшего Италию ещё в 1933 г.
Первым исполнителем его сочинений был Андрес Сеговия, для которого были написаны более сотни композиций для классической гитары. Для А. Сеговии и по его инициативе в 1932 г. были написаны «Дьявольское каприччио» (памяти Паганини) и «Соната памяти Луиджи Боккерини» (1934.) с использованием гитары в произведениях. По сей день Тедеско считается одним из самых лучших композиторов прошлого века, создавших музыку для гитары. Композитором позднее были написаны концерт № 2 для гитары с оркестром и концерт для двух гитар с оркестром.
Мануэль Мария Понсе де Куэльяр является крупнейшим мексиканским классиком, который, как и Тедеско, работал во всех жанрах (симфоническая, оперная, фортепианная, скрипичная, хоровая музыка) и использовал различные пласты мексиканского фольклора, в частности, индейцев Мексики.
А. Сеговия в своих воспоминаниях писал, что знакомство с Мануэлем Понсе произошло в 1923 году. Спустя три года Понсе набросал основные темы концерта. Годы разлуки с Понсе приостановили работу над концертом. Ситуацию усугубили следующие психологические мотивы затянувшегося творческого процесса: «Мы боялись, что нежная звучность гитары потонет в звучании оркестра и что прозрачные краски гитары, подобно ночным светлячкам перед зарёй, померкнут в соединении с оркестром», - писал автор незавершённой гениальной партитуры.
Создание Южного концерта задерживалось, пока не появился концерт ре-мажор Кастельнуово-Тедеско, исполненный Сеговией в Мексике с оркестром, которым дирижировал Понсе. Это послужило толчком к возвращению Понсе к работе над концертом.
«Каждый раз, когда почтальон приносил мне толстый конверт, - вспоминал музыкант, - этот день был для меня праздником. Я откладывал все дела и с огромным наслаждением отдавался изучению того, что выходило из под пера Понсе». А. Сеговия так характеризует Понсе: «Он не интересовался теми, от кого зависела судьба его сочинений. Он писал потому, что чувствовал потребность высказаться в звуках». Премьера концерта состоялась в Монтевидео (Уругвай) в 1941 году. Андрес Сеговия ещё неоднократно исполнял этот концерт. Эстафету подхватили другие гитаристы рубежа 20-21 вв.
Что нового внёс в интерпретацию испанской музыки Андрей Галаян?
Возможно, особую нежную чувствительность, душевную проникновенность погружения в национальный характер музыки. Исполнитель использует, главным образом, ногтевой способ извлечения звука, считая, что этим достигает наиболее красивое и выразительное звучание инструмента. Ногтевой способ предоставляет ему наибольшие технические, а значит, художественные возможности. Музыкант виртуозно владеет всеми приёмами извлечения звуков, а главное, он умеет грамотно и согласованно играть с симфоническим оркестром, прислушиваясь к указаниям дирижёра, поэтому достигает высочайшей гармонии звучания, полного обаяния, задушевности и простоты, характерной для испанской музыки, в основе которой лежит народная мелодия.
К настоящей победе на музыкальном Олимпе Андрей шёл нелёгким путём. Два года назад он хладнокровно был исключён из консерватории со 2 курса за неплатежеспособность и, по сути, брошен за борт активной творческой жизни. Потом вновь восстановлен на контрактной основе с помощью спонсорских денег. Сейчас он на 4 курсе самостоятельно оплачивает учёбу в Альма-Матер и старается уберечь себя от ударов бездушного механизма товарно-рыночных отношений.
Концертные программы, которые готовит Андрей, весьма интересны. Проблема в том, что ему негде играть. У Андрея в планах участие в престижных международных конкурсах. У него, по мнению его наставника В.А. Цветкова, есть способность и желание концертировать. Ему необходим хороший инструмент. Приходится ради этой цели иногда даже подрабатывать в ресторане.
Ну, а чувства к "королеве" инструментов, как испанцы называют гитару, Андрей выражает не только своей игрой, но и стихами Федерико Гарсиа Лорки (перевод М. Цветаевой):
«Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от нее
молчанья,
не проси у нее
молчанья!
Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра под снегами — плачет,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!»