вторник, 25 апреля 2023 г.

ЛТО «Данко» отметило свой юбилей концертом «Наша 25-я весна!»

 

В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви состоялся юбилейный музыкально-поэтический концерт литературно-творческого объединения «Данко» при РКЦ Узбекистана под названием «Наша 25-я весна!». Автор и ведущая программы – руководитель ЛТО «Данко» Татьяна Грушина - привлекла для участия в концерте всех данковцев, за исключением тех, кто отсутствовал из них по уважительной причине. В программу юбилейного праздника внесли существенную лепту гости из «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой», литературного объединения «Истоки», клуба «Наше родословие» и Творческого объединения авторской песни и поэзии «Арча». Первыми с 25-летним юбилеем поздравили данковцев участники детского фольклорного ансамбля при Свято-Успенском кафедральном соборе в Ташкенте - «Русский лапоток». Они подарили юбилярам несколько народных и фольклорных произведений и неаполитанскую песню «Санта Лючия» под аккомпанемент аккордеона.




Ведущая Татьяна Грушина во вступительном слове коротко напомнила присутствующим историю ЛТО «Данко». В 1998 году этот поэтический клуб возглавлял Сергей Антипов. Почётным председателем был член Союза писателей Узбекистана Фридрих Бокарев, а заместителем - Владимир Долбня. Затем по инициативе Фридриха Бокарева рождается ЛТО «Истоки», приходят широкое признание и благодарность потомков за начатое им святое и благородное дело возрождения и развития русской литературы, культуры и искусства на узбекской земле, которое продолжало расти и развиваться благодаря его сподвижникам – друзьям и соратникам по литературному творчеству.

Фридрих Михайлович Бокарев сам собирал стихи молодых неизвестных поэтов, работал с ними, редактировал каждую строчку, затем тщательно подбирал по тематическим разделам, искал спонсоров для издания. С помощью редакции газеты «Молодёжь Узбекистана» он проводил поэтические конкурсы с награждением победителей. Устраивал презентации альманахов с участием бардов, поэтов и художников.

Виталий Константинович Севрюгин (1939-2018), автор семи стихотворных сборников, литературоведческого исследования «Современная научная поэтика», книги прозы «Засекреченное открытие», вспоминает в романе «Утоляя жажду земли» (2009) о том, что друг и соратник Ф. Бокарева - Владимир Долбня (полковник в отставке) - любил писать дружеские шаржи. Долбня был членом редакторской коллегии сборника «Истоки», в котором часто публиковались данковцы. Клуб «Данко» часто посещали известные поэты А. Файнберг,                С. Файзиева, Т. Сологуб, В. Баграмов. Сюда приезжали и российские поэты Римма Казакова, Александр Кушнер. Лучшие стихи и проза печатались в литературно-художественном журнале «Звезда Востока», главным редактором которого был Николай Красильников, но попасть на страницы этого журнала было также сложно, как сейчас.

Период перестройки был периодом распада Союза писателей Узбекистана. Русскоязычная часть СП Узбекистана уехала в Россию, а журнал «Звезда Востока» стал печатать, в основном, узбекских писателей и поэтов. В Россию уехали Николай Красильников, Сергей Антипов, Виталий Севрюгин и другие талантливые литераторы.

После отъезда Сергея Антипова в Россию ЛТО «Данко» возглавляла с 2003 по 2011 годы филолог и поэт Тамара Ильинична Васильева (псевдоним Мария Дар). Станислав Колчин принял эстафету и председательствовал до 2013 года, когда под новым руководством Армануш Маркарян клуб любителей поэзии принял статус ЛТО «Данко» при РКЦ РУз. Армануш Маркарян уехала на ПМЖ в Москву, и в июне 2021 г.  её сменила общественный деятель Фарида Петровна Бобрик. С января 2023 года по сей день ЛТО «Данко» руководит Татьяна Грушина.


За двадцать пять лет данковцы активно участвовали в культурной жизни столицы и провели много литературно-просветительских вечеров на разных общественных площадках, включая около 50 мероприятий только в Национальной библиотеке Узбекистана им. Алишера Навои. За это время было издано несколько коллективных поэтических сборников по инициативе Виталия Севрюгина, Павла Кулешова, Софии Демидовой, Армануш Маркарян и Гарика Кристалова. В 2017 г. ташкентскую общественность порадовал поэтический сборник «Струны души», посвящённый 100-летнему юбилею выдающегося композитора Узбекистана Сулеймана Юдакова. Георгий Близняков на юбилейном вечере от имени всех данковцев поблагодарил общественного директора мемориального музея Сулеймана Юдакова Б.Р. Бабаева за предоставление помещения для данковских встреч и всяческую поддержку их творческой и общественной деятельности.






Менялись руководители ЛТО «Данко»: С. Антипов, Т. Васильева, С. Колчин, С. Клокотова, С. Демидова, А. Маркарян, Ф. Бобрик, Т. Грушина. Постоянно обновлялся состав данковцев, но творческая жизнь ни на один день не угасала в этом творческом объединении. В течение четверти века  проводились на ведущих  сценических площадках Ташкента и за его пределами литературно-музыкальные вечера и семинары по стихосложению; презентации новых книг; творческие встречи с ведущими писателями и поэтами; выступления в махаллях и в обществах людей с ограниченными возможностями; в оздоровительных учреждениях республики. Данковцы активно участвуют в международных фестивалях авторской песни и поэзии «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд»; выпускают поэтические коллективные альманахи: «Тропой созиданья» (2008), «Тропой вдохновения» (2008), «Струны души» (2017), «Двадцать вёсен» (2021); индивидуально публикуют свои  стихотворные и прозаические произведения в еженедельниках «Леди», «Доверие» и других республиканских и городских СМИ, а также на веб-сайтах «Письма о Ташкенте» и «Культура.Уз». Сердца данковцев всегда открыты для сотрудничества с ахматовским музеем, клубом «Наше родословие», Творческим объединением авторской песни и поэзии «Арча», ЛиТО «Город поэтов».


          На юбилейном вечере почётный член ЛТО «Данко», заслуженный деятель искусств А.Е. Слоним, отметил важное значение творческого сообщества в Ташкенте:

- Я считаю, что ЛТО «Данко» при РКЦ Узбекистана всегда имело большой смысл для культурной жизни нашего города. Я вспоминаю знаменитых людей, стоявших у истоков клуба поэтов «Данко» при Союзе писателей Узбекистана: это Фридрих Бокарев, Семён Антипов, Виталий Севрюгин, Владимир Долбня и другие. Они направляли людей, склонных к поэтическому творчеству, в единое русло – ЛТО «Данко». Что самое главное? Оно поддерживало абсолютно всех людей разных устремлений духа и различной степени одарённости – это тоже непреложный факт. Эта сохранившаяся устремлённость людей разных возрастов и таланта к поэтическому творчеству в наше сложное время очень важна.

Важно и другое: в эпоху страшного опустошения душ и кардинального разобщения «Данко» объединяет людей, несёт собой высокую миссию их духовного насыщения, потому что помимо поэтического творчества, в недрах «Данко» идёт приобщение не только к русской и зарубежной поэзии, но, в целом, культуре и формированию духа и патриотического воспитания молодого поколения.  Я считаю, что это направление продуктивное, целенаправленное и заслуживает всяческого уважения. Подводя итоги тому, что уже сделано, хочется пожелать данковцам долгие годы расти, развиваться и радовать людей своим творчеством

В заключение своей поздравительной речи Андрей Евсеевич Слоним прочитал три стихотворения: "Над пропастью во ржи...", в котором на вечный гамлетовский вопрос – «быть или не быть?» и «Что же делать дальше?» автор даёт простой ответ:

Он очень прост – любить,

Беречь живую нить

Надежды, что жива и не забыта,–    

И мудростью Добра

Смертельная   игра  

С лица Земли, быть может, будет смыта!  

    В другом стихотворении «В сиянии вещем весны» - автор противопоставляет быстротечности жизни «песни вечной Весны», которые «звучать будут звонко и вечно»! И, наконец, в совсем свежем стихотворении «По ночи тихо ходят сны», написанном, буквально, 23.04.23 - в день славного юбилея «Данко» - автор выражал свою тревогу за наше сумбурное переходное настоящее время и неясное будущее и призывал людей обрести Любовь и братское взаимопонимание, данное нам с рождения от Бога. Этот поэтический манифест завершался такими словами:

 …Да, в снах земля и небеса

Всё шлют нам знаки.

Родные лица, голоса

В их полумраке

Значенья шепчут полуслов,

Полу-приветов, – 

Чтоб не крушили мы основ

Святых заветов.

Как их расслышать и понять,

Как им поверить?

Как нашу истинную стать

Познать, измерить – 

Чтоб в сути высших всех даров

Людьми остаться,

И с Бесконечностью миров

Душой сплетаться?













        Вот с такой высокой стихотворной ноты открылся юбилейный музыкально-поэтический вечер ЛТО «Данко». В нём доверительно и разнообразно приняли непосредственное участие: член СП Узбекистана и академик АН «Турон» Олег Бордовский, поэты: Г.  Багдасарова, Т. Грушина, С. Бабёнышева, Г. Зазулина, А. Татаринцев, С. Демидова, Т. Попова, Ю. Гармаш, Сергей и Лариса Мартыненко, Е. Абалян, В. Показанец, Ш. Баширова; чтецы-декламаторы: Е. Алексеева и Г. Близняков; барды: Л. Деканова, М. Михелев и Л. Кудрявцева (дуэт), Г. Арефьев, Д. Рысаева, М. Якубжанов, Ф. Мухамеджанов; поэт, пианист и композитор С. Абсалямов.








          На вечере прозвучали премьеры песен на стихи данковцев: «Ты свободен» (муз. Г. Зазулиной, слова Г. Багдасаровой); «Табунщик» (муз. Л. Декановой, слова А. Евсеева), «Предчувствие весны» (муз. Л. Декановой, слова Т. Грушиной), «Ах, какая у Вас улыбка!» (муз. Л. Декановой, слова С. Мартыненко) «Моим друзьям» (муз. Л. Декановой, слова Г. Багдасаровой) в исполнении Людмилы Декановой; «Белая тишина» (муз. М. Михелева, слова Т. Грушиной), «Девочка и Шарик» (муз. М. Михелева, слова О. Бордовского), «Измерительный прибор» (муз. М. Михелева, слова С. Мартыненко), «Гном и звезда» (муз. М. Михелева, слова С. Демидовой)  в исполнении дуэта М. Михелева и Л. Кудрявцевой; «Подарок» (муз. Г. Арефьева, слова О. Бордовского), «В Соснове вереск розовый цветёт» (муз. Г. Арефьева, слова Г. Багдасаровой), «Чилля» (муз. Г. Арефьева, слова Т. Поповой), «Письмецо из детства» (муз. Г. Арефьева, слова В. Игнатикова)  в исполнении Геннадия Арефьева.



         Свои поздравления юбилярам адресовали: руководившая до недавнего времени ЛТО «Данко» Фарида Петровна Бобрик; Посол доброй воли ООН, редактор журнала «Диалог поколений» РФ Алмаз-Ханум Меджидова; Муза народного поэта Узбекистана Александра Файнберга, журналист Инна Глебовна Коваль-Файнберг. Известная исполнительница русских народных песен и романсов Ксения Захарова-Воловик подарила данковцам и гостям два произведения: "Слеза в колечке" Виктора Берковского на слова Иосифа Бродского и романс "Не говорите мне о нём…" Марии Перроте, сочинённый автором в 1909 году, что ещё раз подтвердило: классика не стареет. Зрительный зал принял такой подарок от любимой певицы долгой овацией.




          Несмотря на то, что юбилейный вечер ЛТО «Данко» значительно затянулся, – зрители уходили удовлетворённые, с верой, что только Любовь и труд могут дать силу, жизнь, дыхание, вдохновение, творческие порывы:

В том естестве царит желанье
Духовного существованья
И жизни вольной в свете бытия,
Когда мы можем выразить себя.

Поэт, художник – властелин
Своих возвышенных желаний.
В экстазе Музой одержим,
Свободен от земных терзаний.

Он выбрал траекторию прозрений,
Простёртый над потоком естества.
Бездомный, легкокрылый гений,
Парит он под покровом Божества.

(Г. Багдасарова. Отрывок из стиха «О назначенье Слова»)

Ведущая программы, руководитель ЛТО «Данко» Татьяна Грушина, завершая концерт, прочитала своё стихотворение, которым выразила чаяния всех данковцев:

 

Ещё будут стихи расцветать буйным цветом

Долгожданной весной, и травой-муравой

Не прикроют они никакие секреты.

Будет гром! Будет дождь! Будет луч золотой!

 

Ещё будут стихи о том, как взрослели,

К небесам как летели наши мечты…

А о том, как старели, седые метели

Заметают пусть строчки, ведь молоды мы!

 

Ещё будут стихи полны тайн и открытий,

О том, что волнует, что радует нас,

А это ведь жизнь, и верю не скрыть нам:

То высший подарок здесь и сейчас!.. 

 

Гуарик Багдасарова

Фото С. Демидовой, Т. Грушиной и из фотоархива автора 

 

 

 

суббота, 22 апреля 2023 г.

«Дудук, саксофон, рояль и голос» вызвали восторг у ташкентских меломанов в ГМИ Узбекистана

 

            Мы с друзьями пришли в Государственный музей искусств  Узбекистана 21.04.23 за полчаса до начала концерта «Трио Бельканто», чтобы заодно ещё раз посмотреть художественную выставку «Весна в красках» на первом этаже музея, открытой в марте этого года в честь празднования Навруза. Первый концерт с артистами из России и Узбекистана состоялся именно здесь 21 марта 2023 года в честь Навруза. Фойе, приспособленное для концерта артистов из Москвы, украшал натюрморт «Сирень» народного художника Узбекистана О.К. Татевосьяна, создавший на импровизированной концертной площадке атмосферу весеннего преображения природы и предвкушения волшебства от предстоящего представления.

          Художественный руководитель и президент Фонда солистов российской музыкальной культуры – «Бельканто», лауреат международных конкурсов Татьяна Ланская (сопрано) дала блиц-интервью для сайта «Культура.Уз» за несколько минут до начала концерта:

-  Мы открыли в ноябре 2022 года представительство в Узбекистане под названием «Культурная интеграция» и планируем продолжить регулярные концерты российских артистов с узбекскими на вашей гостеприимной земле. Коллектив «Трио Бельканто» был создан в 2014 году и гастролировал не только в разных регионах России, но и Европы. Трио известных солиста фонда «Бельканто» - лауреаты международных конкурсов: Хосров Манукян (армянский   дудук), Юрий Таштамиров (саксофон), Иван Ипатов (фортепиано), он же композитор и органист - впервые приехали в Узбекистан. Это очень популярный в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России и Европы ансамбль, завоевавший признание у самых взыскательных любителей классической музыки. В наш первый приезд мы дали концерт вместе с узбекскими артистами в католическом храме в Ташкенте - Кафедральном соборе Святейшего Сердца Иисуса с участием известной узбекистанской органистки Тамиллой Саринсаковой; приняли участие в Пасхальном концерте на сцене ГАРДТ Узбекистана и сегодня даём концерт в ГМИ Узбекистана. Осенью мы намечаем открыть международный органный фестиваль в Ташкенте и весной 2024 года – международный барочный фестиваль в музее под открытым небом в Бухаре. Цель «Культурной интеграции» - объединить усилия России и Узбекистана и наполнить новым дыханием вековую Дружбу народов и культурный обмен между нашими странами, поэтому намечаются также гастроли узбекских артистов в Москву и другие российские города.

Программу полуторачасового концерта открыла «Армянская сюита» Ивана Ипатова, в которой слились голоса трёх инструментов - фортепиано, дудука и саксофона. Далее в программе прозвучали редко исполняемое произведение великого композитора Комитаса (1869-1935): «Дле яман» и армянские традиционные мелодии: «Яр ко далар», «Эшхемед», «Сиреци ярс таран» («Потерянная любовь»), ассоциирующиеся с грустными и праздничными народными песнями. Восторг у слушателей вызывала не только удивительная возможность слышать волшебное созвучие легендарных инструментов, но и насладиться сольным звучанием каждого из них.

В программе прозвучали камерные музыкальные и вокальные произведения эпохи барокко (А. Вивальди), романтизма (Ф. Шуберт), рубежа XIX-XX вв.: А. Пьяцолла, Р. Ан, Э. Эшенвальде, Р. Левланд, Э.Л. Уэббер и другие сочинения современных композиторов, исполненные на «бис» Татьяной Ланской в сопровождении трио инструменталистов. Музыкальные инструменты служили поддержкой, опорой, усилением голоса, воспринимались как продолжение сопрано, высокого божественного дара певицы, нужного для того, чтобы славить Господа или саму жизнь под покровом Божества. Всех слушателей покорил бельканто – особая виртуозная манера пения Татьяны Ланской: это и владение всеми регистрами голоса, чистота и ровность звучания тембра, филигранная техника дыхания, распевность, мелодичность вокального исполнения.


          Такой изобретательности и необычайности звучания трио Бельканто, - не скрывают своего удивления профессионалы, - за всю тысячелетнюю историю музыки не было никогда. Изобретение фортепиано относится к 1709 году. На новом инструменте можно было играть тихо (piano) и громко (forte). Отсюда произошло и название инструмента – пиано-форте, позднее фортепиано. Иван Ипатов играл захватывающе жизнерадостно,  темпераментно. Он словно вслушивался в чудесное дрожание «серебряной» струны и наслаждался каждым извлекаемым звуком, то тихим, то громким и вёл, несомненно, ведущую партию в трио. Саксофон изобретён всего лишь менее двухсот лет тому назад. Он мог бы заглушить громким ярким звучанием любой другой соседний инструмент, но как деликатно с ним обходился Юрий Таштамиров. Саксофонист демонстрировал филигранное соло только в самый нужный момент или в согласии с другими музыкантами менял мощность звучания своего духового инструмента. Дудук - народный инструмент, при всей своей многовековой истории, лишь в двадцатом веке вышедший на классическую концертную эстраду. Его голос – это голос души, не громкий, но очень проникновенный, как само дыхание исполнителя Хосрова Манукяна, покорил публику с первого до последнего звука.

Татьяна Ланская в беседе со мной раскрыла секрет такого согласного органичного исполнения «Трио Бельканто»:

- Дело даже не в том, что каждый из участников ансамбля великолепный солист, имеющий за плечами многочисленные победы на международных конкурсах (а это именно так!) - но то, что в результате творческого содружества возникло нечто абсолютно новое, не имеющее аналогов ни в современном исполнительстве, ни во всей предшествующей истории. Каждый из музыкантов трио - многоплановый и непредсказуемый. Органист Иван Ипатов, он же композитор и пианист; дудукист Хосров Манукян - пианист, звукооператор и аранжировщик; саксофонист Юрий Таштамиров - мастер джазовой импровизации и замечательный классический музыкант. Они очень разные, но всех их объединил поиск нового. Огромный успех, сопутствующий каждому выступлению «Трио Бельканто»  - закономерный результат неустанной работы, непрерывного поиска, взаимодополнения многогранности исполнительских и личностных талантов участников ансамбля.

В творчестве знаменитых участников концерта традиции совмещаются с новыми тенденциями, образуя удивительный музыкальный мир, в который в течение трёх концертов были погружены очарованные ташкентские слушатели.

Очень скоро – 27 мая 2023 г. нас ожидает новая встреча со Звёздами Большого театра России в ГМИ Узбекистана. В программе – «Музыка Голливуда» - Г. Манчини, Г. Миллер, Э. Л. Уэббер, Дж. Мэндел и другие. В концерте примут участие: солистка Большого театра России Евгения Сегенюк (контральто); лауреаты международных конкурсов, уже знакомая нам Татьяна Ланская (сопрано) и Егор Винников (фортепиано).

Гуарик Багдасарова

Фото автора

четверг, 20 апреля 2023 г.

«Волки и овцы» на сцене ГАРДТ Узбекистана: «Назад… или всё-таки – вперёд к Островскому!»

 

Двенадцатого апреля 2023 г. исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга Александра Николаевича Островского (1823 — 1886) ― выдающегося мастера слова, знатока русской жизни; мыслителя, открывшего новую страницу в истории российского театра. Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 48 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Авторству Островского принадлежат: "Свои люди ― сочтемся", "Бедность не порок", "Доходное место", "Гроза", "Бесприданница" ― эти названия всегда есть в репертуаре многих театров и, конечно, в афише Малого театра в Москве, который называют Домом Островского, а также Государственного русского драматического театра Узбекистана и Молодёжного театра Узбекистана.

Многие произведения А.Н. Островского обрели новую жизнь в кино, были перенесены на телеэкраны. В апреле этого года специальная программа была показана в эфире телеканала "Россия-Культура": выпуск программы "Главная роль" с телеведущим Юлианом Макаровым; фильм-спектакль "Правда – хорошо, а счастье лучше"; ток-шоу "Игра в бисер" с Игорем Волгиным, а также показы фильмов "Бесприданница" и «Без вины виноватые».

Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Материалом для его пьес служил быт купеческого сословия, дававший писателю поводы для широких социальных и психологических обобщений. Творчество драматурга не раз становилось предметом ожесточённых споров и подвергалось критике, однако было поддержано передовой частью российского общества.

В узбекской столице на театральных подмостках в эти дни проходят с аншлагом спектакли, посвящённые юбилею мастера: сентиментальная и почти детективная комедия «На бойком месте» Молодёжного театра Узбекистана; на сцене ГАРДТ Узбекистана - фарс «Волки и овцы» в двух действиях, сдача которого состоялась в день рождения драматурга – 12 апреля 2023 года.  

Вначале 1920–х годов нарком просвещения А.В. Луначарский подводил итоги развития театра за годы гражданской войны и размышлял о наступающем времени. Однако в его взглядах на ход развития революционного театра происходили изменения, выразившиеся в известном его призыве «Назад к Островскому!» (1923). Знаменитый лозунг Луначарского «Назад к Островскому!»  встретивший оппозицию со стороны представителей «левого» театра, призывал к сохранению и развитию лучших реалистических традиций русской драматургии. Луначарский резко протестовал против сценического искажения классики; неустанно пропагандировал творчество выдающихся актёров и режиссёров–реалистов. Думаю, на прогоне спектакля «Волки и овцы» А. Островского в ГАРДТ Узбекистана в 200-летнюю годовщину русского драматурга он бы рукоплескал вместе с публикой постановке заслуженной артистки Узбекистана И. Авдюшкиной, воссоздавшей на реалистической основе «целый русский театр», который принадлежит не только прошлому, но и настоящему, являясь достоянием современности.

На сцене ГАРДТ с лаконичной декорацией под русскую старину XIX века (сценография и костюмы Д. Егоровой), перед нами разворачивается живая, динамичная и ладно сложенная череда картин безумного мира, в котором мечутся одержимые люди в погоне за призрачными сокровищами. В этом мире, где продаётся все, а порядочность не стоит ломаного гроша, каждый персонаж выглядит хрестоматийно узнаваемым, но вместе с тем несёт на себе отблеск свежего взгляда. Все персонажи комедии Островского, так прочно привязанные к своему времени, выглядят на сцене ГАРДТ чрезвычайно современно, ибо в любых обстоятельствах человеческие характеры остаются неизменными.

Заведующий литературной частью ГАРДТ Узбекистана В.Л. Островский в эксклюзивной беседе с автором этих строк подчеркнул, что современный театр не может существовать без метафоры. Она весомо, зримо проявилась в сценографии спектакля. По центру сцены высоко над декорацией на заднем плане торчит искажённый взломанный деревянный крест: что бы значило это? «Все эти самые разные персонажи А.Н. Островского – нехристи, хотя они по ходу пьесы осеняют себя крёстным знамением, но их жизнь Господь не благословил», - открыл разгадку важнейшей детали сценографии В.Л. Островский, тёзка по фамилии великого драматурга. История создания пьесы это подтверждает.

Впервые комедия А.Н. Островского «Волки и овцы» была опубликована в журнале «Отечественные записки» в №11, 1875 г. В основу сюжета комедии драматургом взяты реальные факты: обстоятельства уголовного процесса над игуменьей Митрофанией, в миру известной как баронесса Прасковья Григорьевна Розен, обвинённой в мошенничестве и подлогах. Процесс происходил с 4 по 20 октября 1874 г.  в Москве. Во время суда известный в то время адвокат Федор Никифорович Плевако заявил, что Прасковья Розен является волком в овечьей шкуре. Разбирательство, которое гремело на всю Россию, привлекло внимание Александра Николаевича Островского. Драматургу показался интересным образ баронессы-игуменьи. Однако, работая над будущей пьесой, писатель решил заменить высокий церковный сан Розен на мирянку-помещицу. Подходящий прототип персонажа был взят как с Прасковьи, так и с соседки по имению Щелково помещицы Молчановой. Критики считали комедию «Волки и овцы» «наиболее удачной вещью из всего написанного Островским в последние годы, «сильно бьющей в самую живую современность».

В наши дни спектакль «Волки и овцы» обжигает человеческими страстями и пороками. Блестящий актёрский состав: заслуженный артист РУз О. Галахов, А. Андреева, А. Попов, К. Езовских, Т. Гребенник, Л. Бессонова, С. Шамсутдинов, Р. Маринин, С. Клюев, С. Архипов - играет спектакль легко и живо, на одном дыхании, и благодаря этому создаёт впечатление «истории нашего времени».

Меропия Давыдовна Мурзавецкая —  помещица 65-ти лет, большого, но расстроенного имения; особа, имеющая большую силу в губернии. Роль прообраза Митрофании - Меропии Давыдовны Мурзавецкой (в спектакле героиня значительно моложе: ей 45 лет) - мощно и правдоподобно, искренне и темпераментно исполняет Александра Андреева. Актриса выходила на сцену, облачённая не в чёрные рясы, а яркое красное платье, опираясь на палку с набалдашником, уверенная в своей наглой правоте и внутренне не раскаявшаяся в своих грехах.

Заслуженный артист Узбекистана Олег Васильев после спектакля отметил, что молодой актрисе в этой роли не хватает стержня, жёсткости. Эти черты были характерны для актрисы Малого театра - Марии Николаевны Ермоловой (1853 — 1928).  Её талант был драматического и трагического дарования. По словам К.С. Станиславского, «она была величайшей из виденных им актёров», чьё имя сейчас носит Московский драматический театр. Её статный гордый облик в чёрном платье у театрального зеркала увековечил знаменитый русский художник Валентин Серов. Но у Александры всё ещё впереди: в настоящее время она сумела уже покорить ташкентскую публику непосредственным даром перевоплощения в различные характерные сценические образы в разных спектаклях.


Аполлон Викторович Мурзавецкий — молодой человек 24-х лет, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой. Его комично играет молодой актёр ГАРДТ А. Попов, вызывая смех у зрителей гипертрофированным образом непробудного пьяницы. Глафиру Алексеевну, бедную девицу, родственницу Мурзавецкой, представила К. Езовских, легко перевоплощаясь из монашки в удалую пробивную девицу, сумевшую легко соблазнить и выгодно женить на себе богатого барина, почётного мирового судью Михаила Борисовича Лыняева. Его правдоподобно, с чувством иронии, несхематично и несколько отстранённо воплощает С. Шамсутдинов.


Павлин Савельевич, дворецкий Мурзавецкой (Р. Маринин), дополняет картину барского дома, в котором всё перевёрнуто вверх дном. Его обитатели, словно более поздние герои рассказа «Весенние перевёртыши» В. Тендрякова, живут по законам человеконенавистничества и недоброжелательности по отношению друг к другу и только сатирический талант автора, наблюдавшего поведение своих героев в невыдуманных трагикомических обстоятельствах, спасает зрителей от полного презрения к ним.

Молодая, красивая и богатая вдова Евлампия Николаевна Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не даёт покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение. Е.Н. Купавину, богатую молодую вдову, с блеском воплотила на сцене совершенно очаровательная Т. Гребенник, украсившая актёрский ансамбль не только изящными светскими нарядами, но и своей органичной непринуждённой игрой в разных лицах. То она предстаёт перед зрителями наивной безмятежной барышней, сентиментальной вдовушкой, а то выглядит вполне хваткой хищницей, околдовавшей своего избранника не столько своим внешним видом, сколько несметным богатым наследством после смерти её мужа. Про костюмы нужно сказать отдельно: они здесь все историчны, богаты, разнообразны и потому прекрасны. Автор сценографии и костюмов – Д. Егорова - оказалась на высоте.

Анфуса Тихоновна, тетка Купаниной, в исполнении Л. Бессоновой, – совершенно конченый комичный персонаж в спектакле, не способный связать и двух слов. Каждый выход её на сцену выражал беспросветную глупость героини и сопровождался искренним заразительным смехом в  зрительном зале.

Властная и честолюбивая помещица Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путём обмана, подлога Мурзавецкая пытается женить на ней своего беспутного племянника. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы — это Беркутов, сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками — Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение действия в нужное, выгодное только ему, русло. В результате он побеждает.

Василий Иванович Беркутов (С. Архипов), помещик, сосед Купавиной, представительный мужчина, средних лет, с лысиной, но очень живой и ловкий, хорош собой во всём – внешнем виде самовлюблённого франта, и умении ухаживать за дамой, и легко добиваться руки и сердца вдовушки, но только не за её красивые глазки, а за её богатство, доставшееся от покойного мужа.

Вукол Наумович Чугунов, бывший член суда в исполнении заслуженного артиста Узбекистана О. Галахова, тоже получился весьма современным. Чугунов тут не плутовской трусливый управляющий XIX века, а вполне себе такой Остап Бендер, «идейный борец за денежные знаки» эпохи НЭПа. Клавдий Горецкий — племянник Чугунова, красивый молодой человек, кудрявый, с румяным, загорелым лицом; одет в лёгком летнем сюртуке, застегнутом на все пуговицы; рубашка русская, цветная, без галстука; панталоны в сапоги. Клавдий Горецкий (С. Клюев) уморил всех зрителей своеобразным признанием в любви Глафире Алексеевне. Он всё время спрашивает молодую девицу, какую подлость он сможет для неё совершить ради своей большой любви к ней.

 Световая картина на сцене интересная, насыщенная, с использованием жёсткого света и теней. Музыка, в целом, была фоновая, включавшая современные инструментальные композиции: партия фортепиано (Р. Маринин), партия гитары (Р. Мусаев-Рощин). Там, где актёры поют или играют под фонограмму, - портит всё впечатление от этих эпизодов. Нотки современности удалось ювелирно вставить в обстановку, костюмы, образы. Все без исключения актёры играли слаженно, замечательно, словно уже не первый месяц и год они играют этот спектакль, так что зрители то и дело прерывали действие своими овациями. Вот почему артисты театра и зрители сегодня вправе произнести новый лозунг: «Вперед к Островскому!» и тем самым признать важность сохранения классического русского психологического театра, что совсем не отменяет новых режиссерских решений.

На вопрос «Почему Островский так востребован? - Олег Васильев, которому пришлось играть самому роль купца Самсона Силыча Большова в спектакле «Банкрот, или «Свои люди – сочтёмся» на сцене ГАРДТ в 2014 году, ответил:

- Потому что у него социальное, общественное и художественное — вместе, едино, неразрывно. Островский стоит на защите русской и российской культурной традиции — вот, что надо понимать, входя в этот юбилейный год. Важно, чтобы те идеи, что возникнут в этом году, те художественные новации, которые неизбежно появятся, имели бы продолжение в будущем. Наследие автора — это то, что пойдет с русским театром в завтрашний день. "Классика вечна и актуальна во все времена" -  а вот новаторские решения - это немного другое дело. Пьеса «Волки и овцы» во все времена была своеобразной визитной карточкой Малого театра и может такой же статус обрести в ГАРДТ Узбекистана: будущее покажет!

 

Гуарик Багдасарова