В ходе экскурсии наша тургруппа
посетила архитектурный комплекс Сузук-Ота, состоящий из мечети и
мавзолея, сооружённые ещё во времена правления Амира Темура в 1392 году. В 2019
году состоялась большая реконструкция этого культового сооружения. Комплекс посвящён благородному наставнику
всех ремесленников Сузук-Ота. Этот человек был известен во всей округе города и
даже за его пределами. Он славился своими талантами, умением сплачивать народ,
благодетельными поступками, чем вызывал большое уважение у местных жителей.
Медресе Кукельдаш, расположенное в Старом городе недалеко от базара
Чорсу, было построено в 1570 году в эпоху правления династии Шейбанидов.
Руководил его строительством визирь Барак-хана и Дервиш-хана, получивший за
свою близость к правителям прозвище «Кукельдаш» (молочный брат). Медресе
назвали в его честь. Оно стало не только учебным заведением, но и частью
ансамбля главной городской площади. Гостям из России понравилось обилие
небесно-голубой майолики в красочной художественной облицовке здания и уютный
внутренний зелёный дворик. Здесь всегда прохладно. Двор
обрамлён двухэтажными худжрами (кельями) – жилые помещения для учеников
медресе. Худжры соединяются с аудиториями для занятий, мечетью и открытыми
айванами. Нас впечатлила на одной из
внутренних стен надпись, которая гласит: «Смерть – неизбежна, но
произведённые человеком работы остаются навечно».
Нам рассказали здесь, что медресе Кукельдаш в настоящее время
принимает более ста студентов в год и готовит помощников имамов для мечетей Узбекистана. Выпускники медресе могут
также продолжить обучение в любом из ВУЗов страны.
Мечеть Хазрати – Имам - религиозный центр столицы и одна из
красивейших достопримечательностей Ташкента. Хаст-Имам находится в старом городе, внутри жилых
кварталов со старыми глинобитными домами, которые пережили землетрясение 1966
года. Данный комплекс возник возле могилы одного из первых имамов города
Ташкента, известного учёного, знатока Корана и хадисов, поэта, а также
ремесленника Хазрати Имама (полное его имя – Абу-Бакр Мухаммад Каффаль
Шаши). Новое здание мечети Хазрати Имам было воздвигнуто в 2007 году.
Сооружение состоит из самой мечети и двух минаретов, архитектура которых
выдержана в стиле XVI века. Так, входная площадь мечети украшена великолепной
работой резчиков по дереву, представляющих различные школы Узбекистана. Сюда на площадь из разных стран были завезены экзотические деревья,
кустарники и цветы. Рассказывают, что в ночном специальном освещении весь ландшафт напоминает восточную сказку «Тысяча
и одна ночь».
Паломников в этот день было очень много:
среди них выделялись арабы в белоснежных одеждах в сопровождении
фотокорреспондентов и телеоператоров. Здесь можно было приобрести различные
художественные изделия национального характера – от глиняных игрушек-свистулек
и картин до верхней золотошвейной парадной и будничной хлопчатобумажной одежды.
После посещения мечети наш гид Ирина Безрукова
предложила пройтись через махаллю вдоль Калькауза, на что мы охотно
согласились, не предполагая, что эта пешая прогулка продлится не менее часа и
окончательно выбьет нас из последних сил. К тому же, мы немного заблудились в
лабиринте узких улиц, многочисленными радиусами разбегающихся от основной
пешеходной прибрежной дорожки вдоль узкого канала. Но зрелище оказалось
поистине незабываемым: это было как будто во сне, а не наяву - полнейшее погружение в прошлое, в мир
глинобитных саманных домиков, которым более ста лет, и чистых журчащих арыков,
охлаждающих древние стены этих непритязательных жилищ под сенью ив, чинар и
вековых дубов. Если вы постучите в любую дверь и попросите заглянуть вовнутрь –
вам никогда не откажут в гостеприимстве отзывчивые хозяева. Обессиленные, но полные оптимизма, мы
осилили остаток маршрута, включавший следующие достопримечательности Ташкента.
Монумент «Мужество» был открыт 20 мая 1976 года на месте эпицентра стихийного бедствия – разрушительного землетрясения 1966 года. На этом месте до землетрясения располагался знаменитый жилой массив Кашгар.
Подземные толчки, которые сотрясли Ташкент ранним утром 26 апреля 1966 года,
разрушили большую часть сосредоточенных здесь одноэтажек.
Авторами монумента,
воссоздавшего молодую, противостоящую стихийному бедствию семью из трёх человек
– отца и матери с ребёнком - является известный скульптор Дмитрий Рябичев вместе с архитектором Валерием Ганиевым.
По словам В. Ганиева, фигуры отлили из бронзы в Москве и Ленинграде
(Санкт-Петербург). В Ташкент их привезли частями и собрали уже на месте. Комплекс
«Мужество» полностью выполнен из красного и чёрного гранита. Ганиев объясняет
это решение символизмом: «Говорят: «Дружба крепка как гранит» - поэтому
здесь нет ни одного квадратного метра мрамора».
Цветной
гранит везли из Украины — по словам Ганиева, в Узбекистане можно было найти
лишь серый. Расколотый надвое куб из чёрного лабрадорита, от которого в
сторону скульптуры змеится разлом — единственный элемент, символизирующий
стихийное бедствие. По сути, это остановившиеся часы. Их стрелки всегда
показывают 5:23 — время подземных толчков. К постаменту
сходятся семь дорожек, ведущих к 14 стелам с барельефами, изображающими труд
строителей. На стелах представлены ковры всех союзных республик, символы
столичных городов Москвы и Ленинграда, которые участвовали в восстановлении
Ташкента после землетрясения. Над их созданием круглосуточно работала
московская бригада из 10 человек, которых прозвали “дятлами”, потому что они
орнамент долбили вручную. Ташкент восстанавливали всей страной, и сюжеты,
изображённые на стелах, рассказывают о помощи, оказанной Ташкенту братскими республиками
бывшего Советского Союза. Монумент посвящён «людям, которые приняли Ташкент глиняным, а сдали каменным» (В. Ганиев) - в честь советских людей, чья дружба победила
стихийное бедствие.
Об
этом событии так же напоминает документальный фильм Сардора Исхакова «Столица
дружбы и тепла». Он был снят в 2011 году – в год 45-летия разрушительного
землетрясения и ещё раз показан в РКЦ Узбекистана 26 апреля 2024 г., чтобы напомнить жителям Ташкента, как утром их разбудили
8-балльные толчки – землетрясение навсегда изменило облик города. После первого
сильного толчка на протяжении четырех месяцев произошло более 500 афтершоков,
некоторые из них достигали 7 баллов. Без крова осталась половина жителей города
(300 тысяч человек): стихийное бедствие разрушило сотни домов, магазинов, школ,
больниц и предприятий.
На призыв о
помощи откликнулись со всех уголков СССР: из Москвы, Еревана, Минска, Киева,
Фрунзе, Таллина в Узбекистан приезжали строители, архитекторы, художники. Всего
три с половиной года понадобилось для восстановления Ташкента. Узбекскую столицу
не просто восстановили, а построили новые современные архитектурные объекты с
учётом национальных традиций: появились постройки, которые до сих пор считаются
символами города.
Сквер
Амира Тимура в центре узбекской столицы был основан в 1882
году, изначально назывался «Константиновский сквер», но 31 августа 1994
года был переименован в честь великого
полководца Амира Тимура, создавшего империю Тимуридов, протянувшуюся от Кавказа
до Китая и от Сибири до Индии, Империя Тимуридов просуществовала 200 лет в
XIV-XV веках. Бронзовый конный монумент Тамерлану, государственному деятелю и
полководцу, одному из основателей узбекской государственности, работы
скульпторов Ильхома Джаббарова и Камола Джаббарова притягивает туристов своим грозным величием. Надпись
на постаменте, принадлежащая «Повелителю мира», как назвал его Сергей Бородин в
незаконченной тетралогии «Звёзды над
Самаркандом» гласит на четырёх языках: «Сила в справедливости».
Сквер окружают высотная гостиница
"Узбекистан", Государственный музей истории Тимуридов, два старинных
кирпичных здания Юридического университета, построенных в конце XIX века, и
знаменитые Куранты. В ноябре 2009 года была произведена реконструкция сквера
Амира Тимура. Был построен Дворец форумов "Узбекистан", который стал
главным местом для проведения различных мероприятий, в том числе и в рамках
деятельности международных организаций, таких как Азиатский банк.
И снова ветер истории прорвался в нашу экскурсию по Ташкенту,
когда мы разглядывали целое ожерелье старинных кирпичных зданий с обнажённой
штукатуркой в окрестностях Сквера Амира Тимура.
В 1867 г. было образовано Туркестанское
генерал-губернаторство со столицей в Ташкенте. Вильгельм Гейнцельман был назначен помощником
туркестанского генерал-губернатора по строительной части и дослужился до звания
действительного статского советника. Он руководил всем строительным делом в Туркестане
более двух десятилетий. Архитектор вместо
штукатурки и украшений для стен зданий использовал фигурную выкладку из
местного жжённого кирпича жёлто-песчаного цвета. Благодаря инициативе нашего гида Ирины Безруковой, нам
разрешили подробно ознакомиться не только с фасадом, но также интерьером
старинного Государственного банка - одного из старейших зданий в
окрестностях сквера, созданного архитектором Вильгельмом Соломоновичем Гейнцельманом в
начале ХХ века в стиле «туркестанского модерна». На сегодняшний
день здание действующего банка почти не изменилось.
Внимание нашей тургруппы привлекло крупное
учебное заведение - Реальное училище,
построенное В.С. Гейнцельманом в 1898 г. Здание прекрасно сохранилось и
выглядит очень солидно. До последнего времени в нём располагалось Министерство культуры
Узбекистана.
Здание Казённой палаты этого же
архитектора со строгой угловой композицией построено в 1902 г. Центром здания
стала высокая многогранная башня. Вход подчёркнут небольшим арочным портиком,
несущим балкон второго этажа. В моей молодости здесь располагался Исторический
музей, который часто посещали школьники и студенты.
На остановке Дизельная (бывшей улице 1 мая) мы
полюбовались помещением для дизеля, который должен был запитать трамвайную
линию электричеством. Здесь зарождалась история ташкентского трамвая. В
1896 году Ташкентская городская управа заключила с Бельгийским анонимным
обществом «Ташкентский трамвай» договор о строительстве и эксплуатации первой
линии конного трамвая – от Железнодорожного вокзала до рынка в Старом городе. Именно
отсюда с 1909 года начиналась электрификация Ташкента. И только в 1926 году
энергоснабжение трамвая было переведено на построенную Бозсуйскую ГЭС. Через
120 лет, 2 мая 2016 года, последний трамвайный вагон заехал в трамвайное депо №
2 на Чиланзаре. По решению властей к концу 2017 года трамвайные пути в Ташкенте
были окончательно демонтированы.
Дворец опального князя Николая Константиновича
Романова (1850-1918) в центре Ташкента принадлежал внуку российского
императора Николая I. Его отец – великий князь Константин Николаевич – родной
брат российского императора Александра II. Резиденция Н.К. Романова была
построена в Ташкенте в 1891 году в стиле “модерн” по проекту Алексея Бенуа
под руководством архитектора Вильгельма Гейнцельмана.
Здание справедливо оценивается специалистами как жемчужина зодчества XIX века и напоминает охотничий
замок в лесу. Главный вход с обеих сторон охраняется бронзовыми скульптурами
охотничьих собак, которые смотрят на посетителей с высоты пилонов. У подъезда
размещены фигуры благородных оленей в натуральную величину. На фоне современной
урбанистической архитектуры столицы это здание сразу выделяется своей необычной
формой и планом в виде двуглавого орла - герба России. Оно всегда привлекает
внимание как жителей, так и гостей столицы романтическим духом, даже несмотря
на то, что густо окружено большими старыми деревьями — дубами и чинарами,
посаженными еще в XIX веке, и почти скрыто от взоров прохожих. До 1934
года здесь располагалась галерея и художественный музей. Советское
правительство поддерживало княжеский особняк, потом сделало из него Дворец
пионеров, который проработал до 1978 года. Затем его переделали в музей
антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана. В 1990-е дворец отошёл МИДу. «Когда
общественность города зашевелилась - дворец передали Министерству культуры, стали
выделять деньги на его реставрацию, укрепление фундамента и т. д.» -
рассказывает историк Б.А. Голендер.
В советское время, когда здесь размещался Дворец пионеров им.
В.И. Ленина, - это было чудесное время, когда моя мама водила меня в
хореографический и драматический кружки. Я могла часами любоваться внутренним
убранством дворца с его расписными стенами в национальном стиле в восточном
крыле здания; цветными витражами; ажурными решётками на окнах; чугунной
винтовой лестницей, ведущей наверх; отдыхать в приусадебном парке возле
действующего в то время круглого фонтана, украшенного гигантскими каменными
жабами и другими диковинными животными; собирать зрелые жёлуди под ногами,
которых было бесчисленное количество, и мечтать о ближайшем концерте, который кружковцы давали по большим праздникам в
Концертном зале им. Якова Свердлова с большим завораживающим металлическим
куполом в центре зрительного зала и буфетом в фойе, в котором продавали вкусные
воздушные булочки с марципаном и маком.
Только потом я узнала, что в этом историческом здании,
построенном в 1913 году по проекту ташкентского инженера Г.К. Попова и
названном цирком-варьете «Колизей», в сентябре 1924 г. в
рамках Чрезвычайной сессии ЦИК Туркестанской АССР была провозглашена Узбекская
ССР. Здесь выступали: известная российская актриса Вера Комиссаржевская,
умершая в 1910 году в Ташкенте; Сергей Есенин, пробывший совсем недолго в
Ташкенте в мае 1921 года; на этой сцене выступала знаменитая танцовщица-босоножка
Айседора Дункан; перуанская певица Има Сумак, Бенни Гудман, Олег Лундстрем,
Владимир Высоцкий, а также — московские театры – «На Таганке», Сатиры и имени
Вахтангова, знаменитый ленинградский БДТ. После реконструкции в 90-ые годы
здание приобрело совершенно другой современный вид и новое назначение - Республиканский
биржевой центр, упразднённый в 2017 году по указу Шавката Мирзиёева. Здесь
должен снова открыться концертный зал, но это уже будет совсем другая страница в истории города.
Но вернёмся к чугунной ограде, сквозь
которую туристы в последние годы вынуждены созерцать дворец великого князя Николая
Константиновича Романова, которому довелось прожить в ссылке в Ташкенте 40 лет,
с 1882 года до самой его кончины в 1918 году. После Хивинского похода 1873 года
через Кызылкум он заболел изучением пустынь и историей Центральной Азии. Наряду
с тем, что опальный князь был известным коллекционером и любителем охоты, он
был хорошим специалистом–ирригатором и за время жизни в Ташкенте немало
внимания уделял строительству каналов. Великий князь занимался
предпринимательством, был владельцем многих предприятий в Ташкенте: завёл
мыловаренный завод, фотографические мастерские, бильярдные, продажу кваса,
переработку риса, хлопковые мануфактуры, На деньги, получаемые
от предпринимательской деятельности, им был построен первый в Ташкенте
кинотеатр — «Хива», разрушенный землетрясением
в 1966 году. Князь на свои деньги построил несколько каналов в Туркестане на
свои деньги. Один из них – Искандер-арык – протекает в Ташобласти. Он также проложил оросительные каналы в Голодной
степи.
Коллекция картин европейской и русской
живописи, собранная Великим князем и привезённая им из Санкт-Петербурга,
явилась основой для создания в 1918 году Государственного музея искусств
Узбекистана в Ташкенте, имеющего одну из самых богатых коллекций картин
европейской живописи среди художественных музеев Средней Азии. В неё наряду с
парадными портретами русских царей вошли «Купальщица» Беллони - образец салонной
французской живописи XIX в. и мраморная
скульптура Фанни Лир в виде «Венеры с яблоком» работы итальянца Томазо Солари, ставшей одним из украшений Ташкентского музея изобразительных искусств.
В
Туркестане великий князь жил сначала под именем полковника Волынского. Позже он
стал называть себя Искандером. Эту фамилию (в дальнейшем Высочайше узаконенную)
носят его потомки — князья Искандеры. При этом Николай Константинович в
Туркестане не занимал никаких государственных должностей. Вскоре после
Октябрьской революции и установления в Туркестане советской власти 14 (27)
января 1918 года Николай Константинович Романов скончался в 68 лет на даче под
Ташкентом от воспаления лёгких; был похоронен в Ташкенте у ограды Военного Иосифо-Георгиевского
собора, находившегося через дорогу от его дворца. Храм снесли в 1995 году. Так
что ни собор, ни могила опального великого князя не сохранились. Великий князь
завещал дворец со всем содержимым родному городу Ташкенту.
В настоящее время дворец опального князя Н.К.
Романова пуст и закрыт для посещения туристов и находится в запущенном
состоянии в ожидании реставрации и восстановления в народе доброго имени его
хозяина, так много сделавшего для нашего края. Обещают, что сюда, в родные
стены, вернутся картины из коллекции Николая Константиновича и он станет
филиалом ГМИ Узбекистана. Архитектор В.С. Гейнцельман, руководивший постройкой дворца, умер в 1922 году
и был похоронен в Ташкенте, однако, местоположение могилы, к сожалению, также неизвестно.
Мало кто сейчас вспоминает историю Вестминстерского
университета в Ташкенте (МВУТ), расположенного в центре города на
пересечении улиц Истикбол и Шахрисабз. Старинное кирпичное сооружение было
построено в 1912 году по проекту знаменитого ташкентского архитектора Георгия
Михайловича Сваричевского. В ней располагалась вторая женская гимназия, так
как другой, первой, не хватало для всех девочек. После революции, уже в 1918
году, в здании расположился недавно созданный Туркестанский народный
университет, преобразованный позже в Среднеазиатский государственный
университет. Часть постройки занимала Фундаментальная библиотека. С 1931 года в
здании работал Среднеазиатский планово-экономический институт им. B. B. Куйбышева.
В годы Второй мировой войны в здании на базе эвакуированных в Ташкент
Воронежского и Куйбышевского авиационных институтов стал функционировать
Ташкентский авиационный техникум. В 2002 году здание передали Вестминстерскому
университету, созданному специальным постановлением Кабинета министров
Республики Узбекистана от 16 января 2002 года № 22 «Об организации
международного Вестминстерского университета в
Ташкенте». Здание Вестминстерского университета не раз ремонтировалось и
реконструировалось, но, к счастью, сохранило свой первоначальный вид и
изысканную архитектуру.
Г. Сваричевскому,
гражданскому инженеру и главному архитектору
Туркестана, также принадлежит строительство Мариинского училища
для девочек в Ташкенте, возведённое на пересечении улицы Гоголя и Куйлюкского
проспекта: оно начало работать восьмого сентября 1910 года. Здание было построено в традиционном стиле из
непокрытого серого кирпича. Земля и здание стали собственностью Франции в мае
2000 года, и сейчас в нём располагается Французское Посольство.
Собор
Святейшего Сердца Иисуса на улице Махтумкули — католический храм в Ташкенте. Строительство
католического храма было начато в 1912 году по инициативе священника Иустина
Бонавентуры Пранайтиса по проекту известного польского архитектора Людвика
Панчакевича. После смерти
Пранайтиса в 1917 году строительство продолжалось под руководством
католического священника Болеслава Рутениса. После революции и прихода к власти в Ташкенте большевиков
строительство было приостановлено, в основном, из-за недостатка средств на
строительство. С 1925 года по 1976 год в
недостроенном храме размещались различные предприятия, а также общежитие и
склад. В 1992 году по решению властей Республики Узбекистан здание
собора было передано католическому приходу Ташкента. В настоящее время
воскресные мессы в храме ведутся на четырёх языках: английском, русском,
корейском и польском. Здесь часто проходят концерты органной музыки с участием
гастролёров из ближнего и дальнего зарубежья.
Евангелическо-лютеранская церковь
(«Кирха в Ташкенте») на ул. Азимова была построена по проекту Алексея Бенуа.
К концу 1896 года здание кирхи было уже настолько готово, что в нём можно было
совершать церковную службу. Регулярные службы в церкви начались третьего октября
1899 года.
С 1937 по 1977 гг. в здании располагались
в разное время склад, республиканское управление геологии, клуб собаководов,
общежитие милиционеров. Здание несколько раз горело. В 1977 году здание было
передано Ташкентской консерватории и после проведённой реставрации стало
использоваться как помещение для оперной студии. Тогда же в здании был
установлен орган и стали проводиться концерты органной музыки. В период
независимости третьего мая 1993 года здание Кирхи, которому был придан статус
памятника архитектуры, охраняемого государством, распоряжением Кабинета министров
Республики Узбекистан было передано в пользование лютеранской общине «для
использования по назначению». В настоящее время здесь богослужение проходит на
немецком и русском языках
Мемориальный комплекс «Шахидлар
хотираси» («Памяти жертв репрессий»)
был открыт 12 мая 2000 года. Мемориал занимает 17 гектаров и располагается в
той части города, где в 30-е годы прошлого века проводились расстрелы незаконно
осуждённых. Музей памяти жертв репрессий был
открыт 31 августа 2002
года, в День памяти жертв репрессий, на живописной территории, прямо напротив
Ташкентской телевышки, на берегу канала Бозсу, Месторасположение комплекса было выбрано не
случайно - именно в этой части Ташкента в 30-е годы прошлого века проводились
казни несправедливо осуждённых людей, среди которых были знаменитые узбекские
поэты и писатели - Абдулла Кадыри, Чулпон, Фитрат и многие-многие другие
деятели литературы и культуры.
В нашей общей советской истории 1937-1953
годы запомнились как трагическое время - по узбекской земле прокатилась волна
безжалостных сталинских репрессий, унёсшая и сломавшая тысячи жизней. Было
расстреляно 14 000 людей; 118 000 человек сослано в лагеря, условия жизни в
которых были практически равнозначны смерти. В те кровавые годы жертвами
репрессий стали работники театрального- и киноискусства, литераторы, выдающиеся
учёные, политические и общественные деятели. И с тем, чтобы сохранить светлую
память этих людей, был построен мемориальный комплекс Памяти жертв репрессий,
ставший сегодня одной из известнейших печальных достопримечательностей столицы.
Некогда страшное место, помнящее о людских страданиях, ныне стало островком
памяти и почитания. На экскурсию в комплекс Памяти жертв репрессий приезжают
школьники и студенты - не только для того, чтобы больше узнать об истории
родного края, но и затем, чтобы почтить память своих предков. Сюда приезжают и
молодожёны, чтобы возложить цветы к поминальному надгробию.
Ташкентская телебашня —
телевизионная и радиовещательная башня, расположенная недалеко от станции метро
«Бодомзор» в Юнусабадском районе Ташкента. Высота — 375 метров. Это самое
высокое строение с открытой для посещения смотровой площадкой в Центральной
Азии и второе по высоте строение в Центральной Азии после 420-метровой дымовой
трубы Экибастузской ГРЭС-2. Телебашня строилась в течение шести лет, начиная с
1978 года. Запущена в эксплуатацию 15 января 1985 года. Наша экскурсия по
Ташкенту 19.04.24 должна была завершиться на смотровой площадке новой Телебашни,
но поскольку этот день оказался санитарным – мы полюбовались ею снаружи и
закончили наш маршрут в Центре плова на Юнусабаде недалеко от Телебашни.
Моя подруга продолжила своё
путешествие по Узбекистану и побывала в древних средневековых городах –
Самарканде и Бухаре, а также Институте солнца в окрестностях узбекской столицы
– Паркентском районе. Она посетила Горный курорт Амир-Сай (Amirsoy Resort), расположенный на территории
площадью 900 гектаров в одном из красивейших и живописных мест столичной
области, на отрогах Чаткальского хребта западной части Тянь-Шаньских гор, всего
в 65 километрах от Ташкента. В жёстком графике дальних поездок и городских экскурсий
28.04.24 она сумела выкроить время и побывать в ГТМК (оперетты) Узбекистана на Гала-концерте,
посвящённом Второму международному форуму музыкальных театров OPERETTA.UZ с
участием солистов из Азербайджана, Беларуси, Казахстана и России. Я попросила
Татьяну Братышеву-Соловьёву перед её отъездом домой в Москву поделиться своими
впечатлениями, в целом, о турпоездке в Узбекистан и вот что мне рассказала страстная любительница дальних путешествий и экстрима,
журналист по образованию и психолог по своей второй профессии:
- ЧТО СПАСЁТ МИР?
Все слышали - красота. Но красота
проявляется, когда ты её видишь, слышишь, ощущаешь её вкус и запах, чувствуешь
её телом и душой. Лёжа на диване, листая картинки в телефоне и даже
наслаждаясь красивыми видами на телеэкране, никогда не почувствуешь красоту
живую.
Красота Узбекистана открылась мне,
прежде всего, через людей. Моя однокурсница Гуарик Багдасарова, с которой мы
прожили пять студенческих лет в одной комнате в общежитиях МГУ имени М. В. Ломоносова, - естественно, мы встретились с ней
как родные. Но и общение со всеми людьми - в отеле, на улицах, -
сразу становилось душевным и тёплым. Больше всего впечатлило, что на улицах в
махалле в Ташкенте все здороваются, как при встрече в горах или в родной
деревне.
Женщина - помощница в отеле почти не знала русского
языка. Но я, после многочисленных поездок в разные страны, убеждена: если люди
хотят понять друг друга - они поймут! Отдельными словами, жестами, мимикой мы
за несколько минут рассказали друг другу о семьях, о детях, о родных местах и
стали, пусть на несколько дней, добрыми подругами.
Бухара и Самарканд впечатлили
красотой древних сооружений. Как при тяжёлых условиях жизни люди стремились
создать такое великолепие?! Но особенно впечатлило то, что многие строения,
особенно в Самарканде, практически воссозданы заново. Значит, не утеряно
искусство древних мастеров! Значит, и наши современники могут творить не хуже
великих предшественников! Вот только бы научиться нам беречь и сохранять всё,
что создано!
В Самарканде произошла одна
совершенно волшебная встреча. Наверное, все знают памятник Ходже Насреддину. Днём
и вечером к нему не подойти - он просто облеплен туристами. Я специально встала
в шесть часов утра, чтобы нормально всё
посмотреть. В тишине и утренней прохладе всё воспринимается по-другому. С
Ходжой Насреддином я поздоровалась и пошла внутрь Старого города - при утреннем
свете как будто в сказку попала!
На одной из площадей старый узбек
только начал выкладывать свои керамические изделия: тарелочки, пиалушки,
фигурки, композиции... Всё изящное и очень милое. Мне приглянулась
девочка-колокольчик. Я взяла её в руки, полюбовалась, посомневалась вслух:
"Боюсь, не довезу до Москвы - разобьётся в самолёте".
И старый узбек сказал мне мудрые
слова: "А ты открой душу - и
довезёшь". Разве можно было после этих слов не взять эту куколку?! И слова
эти будут теперь для меня звучать всегда!
Из Бухары и Самарканда я вернулась
в Ташкент в свой номер в уютном небольшом отельчике "New Friends mini
Hotel" почти как домой. И встретили меня, как родственницу, которую ждали.
Об отелях и гидах я, конечно, напишу отдельно и подробно в отзывах, иначе моё
сообщение здесь будет слишком длинным. Но это чувство родства меня уже не
покинет никогда.
Поездка в город Солнца - в Институт
материаловедения, - оставило ощущение окрылённости. Наш гид, научный сотрудник Абдумуминов
Абдумаруф с такой любовью к своему
краю, к своему народу и к своему делу рассказал об истории этого мощнейшего
проекта, что даже в серый день (небо закрыли облака) на душе стало тепло и
светло. Пересказать это текстом не получится - лучше поехать туда и увидеть всё
своими глазами, услышать своими ушами. Кроме многих интересных устройств и
приколов, Маруф показал горку, на которой установлен памятный знак в честь
открытия Института Солнца. Из всей группы я одна решила на неё
"сбегать". И я, действительно, сбегала! Я почувствовала - меня просто
нёс поток энтузиазма, окрылённость
создателей этого проекта.
И очень хочется, чтобы общие
устремления людей к созиданию укрепляли дружбу между народами, передавались
новым поколениям.
Узбекистан, древний и молодой, прекрасный и
дружелюбный, навсегда останется в моём сердце. После моих рассказов и
фотографий уже и моим детям захотелось приехать сюда, чтобы почувствовать всю
эту красоту. Я уверена, что гостеприимный солнечный Узбекистан примет их так же
душевно, как и меня.
Все мои поездки были организованы
Ириной Безруковой, за что ей огромное спасибо.
Rahmat, O'zbekiston!
Одним из важнейших приоритетов
государственной политики Узбекистана эпохи независимости является развитие
культуры толерантности и гуманизма, укрепление межнационального,
межконфессионального и гражданского согласия в обществе, а также укрепление
дружеских, равноправных и взаимовыгодных отношений с зарубежными странами.
Экскурсии по Ташкенту, Бухаре, Самарканду, Хиве
и другим городам с их глубокими историческими корнями, знакомство с
природными достопримечательностями Узбекистана, широкое и объективное освещение
исторического прошлого и переходного настоящего, по мнению наших гидов и отзывам
иностранных туристов, является залогом мира и стабильности в обществе, что
может стать хорошим примером для многих
развитых стран мира сегодня и завтра.
Гуарик
Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото
автора, Татьяны Братышевой-Соловьёвой,
Ирины Безруковой