В этот вечер – 27. 11. 21 - всё начиналось
необычно в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. В
театре был настоящий праздник: отмечали 50-летие со Дня рождения мастера сцены,
ведущего солиста-вокалиста Государственного театра музыкальной комедии
(оперетты) Узбекистана Игоря Шалвовича Бухаидзе.
Игорь Шалвович служит в родном театре
20 лет и 27 лет, в целом, на театральной сцене: он начинал свою артистическую
карьеру в Молодёжном театре Узбекистана. Его незаурядные актёрские и вокальные
данные, большой творческий потенциал был замечен художественным руководством
театра музыкальной комедии (оперетты), и в 2001 году он был приглашён в труппу театра.
За годы работы в театре
зарекомендовал себя как вдумчивый, талантливый, всегда ищущий новые формы
артист. Им создано более 50 больших серьезных ролей, каждая из которых были
тепло приняты зрителями и получили высокую оценку театроведов, критиков,
журналистов. Среди них: Кутайсов («Холопка»), Бриош и Барон Зета («Весёлая
вдова»), Тони («Принцесса цирка»), Популеску («Марица»), Стефан («Цыганский
барон»), Тимоте («Ханума»), Эристо («Украденная невеста»), Жак («Крошка»),
Эркин («Тётя, я женюсь!»), Володя («Не поверишь жена, умру»), Реб Арье-Лейб
(«Биндюжник и король»), Джек Чесней и Лорд Френкерт Баберлей («Здравствуйте, я
ваша тётя»), Кречинский Михайло Васильич («Свадьба Кречинского»), Фальк,
директор («Летучая мышь»), Даниэль («Ловушка»), Степан («Любовный вертеж»),
Эдди Мак Манус («Любовь в стиле блюз»), Брэд Винер («Дорогая Памела»),
Труффальдино («Слуга двух господ»), Родольфо («Цилиндр»), Бахтияр («Ходжа
Насреддин»), Мамат («Мамат-гончар»), Аладдин («Волшебная лампа Аладдина»),
Фархад («Фархад и Ширин»), Чайханщик Али («Это было в махалле»), Остап Бендер
(«12 стульев»), Режиссёр («Очарован тобой»),
Фонтанж («Ребёнок напрокат») и многие другие. В спектаклях с особой
яркостью проявился темперамент и индивидуальность этого талантливого артиста,
его широкий творческий диапазон, многогранность его дарования.
Перед
началом спектакля «Ребёнок напрокат» на сцену вышли поздравить бодрого, жизнерадостного
пятидесятилетнего юбиляра Игоря Бухаидзе руководство родного театра, его друзья
и коллеги по актёрскому цеху из разных столичных театров, а также зрители,
овациями выражавшие солидарность с выступавшими. Директор Государственного
театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Абдусаид Абдужалилович Ганиев,
режиссёр Наталья Салихова, ведущая солистка Тамара Мадонова и молодой солист-вокалист
Бабур Чулиев из Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)
Узбекистана; заведующий режиссерским управлением Государственного
академического Большого театра имени Навои Нурмахмат Мухамедов и режиссёр-постановщик
Государственного академического Большого театра имени Навои Руслан Шерезданов;
администратор Государственного академического русского драматического театра Ильдар
Бекбулатов в приветственной речи отметили актёрскую многогранность и «золотой характер» юбиляра, благодарили за то, что он всегда делился своим
профессиональным опытом, актёрским и режиссёрским талантом, с другими собратьями по творческому
цеху и пожелали Игорю Шалвовичу здоровья и долгого счастливого служения на сцене, прежде всего, в родном и
других столичных театрах.
Это была прелюдия к главному событию –
представлению музыкальной комедии «Ребёнок напрокат», в котором главную роль
сыграл Игорь Бухаидзе, - главу семейства – Фонтанжа. Автор Жан Летраз; композитор
- заслуженный деятель искусств Узбекистана
Анвар Эргашев; музыкальный
руководитель и дирижёр - заслуженный
деятель искусств Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик» Батыр Расулов; художник-постановщик, кавалер
ордена «Дустлик» Наталья Глубокина; художник по костюмам Лола Новкович;
балетмейстер - заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева и весь ансамблевый
исполнительский состав доставили публике, в числе которых были не только
столичные театралы, но даже гости из Алмалыка, приятного просмотра и создали в прохладном
зрительном зале жаркое праздничное настроение. Со дня успешной премьеры музыкальной
комедии «Ребёнок напрокат» в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты)
Узбекистана (13. 05. 2017) прошло чуть больше трёх лет, поэтому нынешний
спектакль в постановке Руслана Шерезданова с участием большого настоящего
мастера Игоря Бухаидзе зрители восприняли по-новому, как «брызги выдержанного шампанского».
В интервью, которое дал накануне
спектакля Игорь Бухаидзе эксклюзивно для сайта «Культура.Уз», я для себя
открыла, каким долгим и тернистым был жизненный путь «лучезарного» артиста в
профессию, без которой Гоша, как по-братски называют его коллеги в узком театральном
кругу, не мыслит себе ни настоящего, ни своего будущего. Его родители
познакомились в Ташкенте, где и родился в интернациональной смешанной семье служащих
(отец грузин, мать русская) второй их сын Игорь. Детство и школьные годы провёл
в Ташкенте. Семья не была театральной, но дед хорошо играл на гитаре, старший брат
Робертино - на кларнете, а Игорь - на фортепиано, так как успешно окончил три
класса музыкальной школы. Часто с братом они любили разыгрывать смешные сценки
перед домашними, поощрявшими их в нехитрых детских забавах. После службы на
Украине (1989-1991 гг.) оказался в Грузии, но
оттуда вынужден был уехать, чтобы не участвовать в гражданской войне грузин с
абхазами. Отец срочно отправил Игоря к родным в Ташкент: здесь после года
тяжёлой работы в литейном цехе на заводе Ташсельмаш вскоре началась новая
сознательная жизнь, которую Бухаидзе навсегда связал с театром. Первой ступенью
были три года учёбы в студии при ТЮЗе, потом первые актёрские опыты в
Молодёжном театре Узбекистана под руководством ведущего режиссёра республики - Наби
Абдурахманова, который научил одарённого юношу не бояться экспериментировать,
но экспериментировать не в банальном избитом понятии этого слова, - когда
главным становится желание выглядеть, во что бы то ни стало, оригинальным.
Игорь Бухаидзе учился у мэтра, как нужно играть в спектаклях, которые логично и точно
выстроены, соприкасаются с образностью, символикой, - в «театре, в котором нет
фальши», по меткому выражению поэта Т. Зульфикарова.
В интервью на вопрос, что для Игоря Бухаидзе означает актёрское
мастерство, юбиляр ответил: «Все четыре составляющих - это сценодвижение, культура
речи, внутренняя свобода, пластика». Но как этого добиться? Артист признаётся,
что у него многое получается за счёт его кавказской органической природы,
грузинских корней, душевной открытости навстречу всему новому неизведанному, а
ведь каждая роль связана с человеческой судьбой. Можно добавить к этим
природным чертам внешнюю харизму и внутреннюю неподражаемую органику артиста.
Игорь Шалвович рассказывал мне о себе
совершенно доверительно, как близкому другу, о событиях радостных и печальных в
его жизни, вовсе не стараясь показаться лучше, значительней, чем он есть и
вовсе без кокетства, совершенно искренне, признавался: «Я ещё ребёнок в душе,
но при этом по-взрослому самокритичен». Именно поэтому артист хочет
совершенствовать своё мастерство и в этом году поступил учиться по контракту на
очное отделение актёрского искусства в Государственный институт искусств и культуры
Республики Узбекистан, хотя уже сам мог бы делиться с молодыми семнадцатилетними
первокурсниками своим богатым актёрским опытом. Игорь Бухаидзе снимался в
фильме «Две тысячи песен Фариды» и сейчас снимается в новом проекте того же
режиссёра Ёлкина Туйчиева. В перспективе Игорь мечтает дополнительно освоить
режиссёрскую профессию. Зрители его любят не за флёр мученичества, не за
идолопоклонство – за непринуждённость, лёгкость игры на сцене как родного
театра оперетты, так и ГАРДТ, куда его часто приглашают играть драматические
роли. Игорь Бухаидзе всегда учится у своих старших коллег и заряжается
энтузиазмом молодых товарищей и благодарен судьбе за то, что они ему помогают добрым
или критическим словом и своей непосредственной игрой на сцене бок о бок с ним,
как в этом незаурядном спектакле.
Новая постановка комедии
«Ребёнок напрокат» французского драматурга Жана Летраза принесла не только
постановщику Руслану Шерезданову, но и актёру, играющему главную роль, - главы семейства, вокруг которого завязывается
интрига спектакля, - оглушительный
успех. Сюжет комедии не нов, но спектакль очень современен и смотрится на одном
дыхании. У главы мыловаренной фирмы Эдмонда Фонтанжа сынок Жак не хочет
учиться, а хочет жениться. Но грозный папа угрожает даже ссылкой в далёкую
колонию. Но уже поздно: у юного сыночка появилась Крошка, о чем с милой улыбкой
сообщила очаровательная Лулу из ночного клуба. Как скрыть от папы появление
Крошки, где взять деньги, чтобы откупиться от Лулу? У юного ловеласа голова идёт
кругом. И тогда на помощь приходит родная сестра. Она сообщает родителям, что у
неё тоже есть Крошка! Всё смешалось в доме Фонтанж!
И
вот так весь спектакль. Крошку прячут; младенец — плод незаконной любви — в
начале спектакля никому не нужен, а в ходе развития стремительного действия,
богатого различными перипетиями, вдруг стал нужен всем. Настоящий водевиль!
Успех спектаклю обеспечили выбор интересной, вечной и одновременно актуальной
темы — «отцов и детей»; богатая душевными красками эмоциональная лёгкая музыка заслуженного
деятеля искусств Узбекистана Анвара Эргашева; слаженный ансамбль молодых: Феруза Сафарова (Жак), Дианы
Шерездановой (Кристиана), Константина Морозова (Огюстен), Натальи Лапковой
(Лулу); Бехзода Усманова (Гамбье) и зрелых театральных мастеров — Гульнары
Самыковой (Анриетта) и особенно великолепной игры, отмеченной бурными овациями
зрителей на протяжении всего спектакля, Игоря Бухаидзе в главной характерной
роли парижского дельца-мыловара Эдмонда Фонтажа. По мнению зрителей
(Елены Кузнецовой) Бухаидзе - человек неимоверного актерского темперамента и
особой, только ему присущей харизмы. Его почерк актерского мастерства всегда
узнаваем, что позволяет ему даже эпизодические роли делать яркими и
запоминающимися. Все действующие
лица и исполнители в спектакле гармонично дополняют друг друга.
И,
конечно, актёрам вжиться в образ помогала удачная контрастная сценография Н.
Глубокиной: в первом действии (условно богатая, но чопорная обстановка в доме
Фонтанжа) и яркая пёстрая праздничная атмосфера в доме его бухгалтера Огюстена
во втором действии, где всё было подчинено главной идее — уходу за трёхмесячным
безымянным приёмышем-«Крошкой». Успеху спектакля содействовали работа художника
по костюмам Л. Новкович и специфическая, комедийная, с элементами
гиперболизации жестов и движений, выразительная хореография заслуженной
артистки Узбекистана Ф. Исаевой.
Спектакль
длится два с половиной часа и сопровождается исключительным оркестровым
звучанием музыки и живыми голосами всех участников спектакля. Все партии
артисты во время представления исполняли вживую: никаких записей. Именно это
стало особой «изюминкой» постановки, дополнившей происходящее на сцене, чем
артисты и зрители обязаны музыкальному руководителю и дирижёру оркестра,
заслуженному деятелю искусств Узбекистана Батыру Расулову. Зал поддержал оркестрантов
дружной овацией.
Сценические
образы помогают Игорю Бухаидзе в его жизни заботиться о четырёх родных детях и
внучке Женечке. Он готов им по мере своих сил помогать устроиться в этой жизни
и всегда чувствовать рядом отцовское плечо, на которое можно опереться. Актёр
мечтает в будущем сыграть шекспировских героев – от Гамлета, короля Лира до
Ричарда III в одноимённой пьесе Шекспира. Однако на вопрос, что
играть труднее – драму или комедию, - Игорь твёрдо ответил: «Комическая роль
даётся всегда труднее. Надо суметь рассмешить зрителя. Это не всегда получается
и тогда думаешь, что здесь не так. Бывает, зритель неожиданно чутко реагирует
на неожиданную фразу, жест, интонацию, сценические эффекты, и тогда я беру это
на заметку в свою профессиональную копилку. Театральный актёр никогда не
повторяется и каждый раз играет по-новому, в зависимости от своего настроения и
внутреннего состояния души и, конечно, указаний режиссёра. Я предпочитаю
работать с разными режиссёрами в разных театрах и у каждого из них набираться
опыта. Я люблю свою профессию, о которой в детстве даже не мечтал. На сцене я
думаю только о своей роли и взаимоотношениях со своими партнёрами, а не личных
чувствах.
-
Время идёт... В этом спектакле когда-то я играл молодого Жака, а теперь его
отца – Фонтанжа. Когда я играл Жака – я наблюдал за другими артистами старшего
поколения, которые меня направляли даже драматические моменты в музыкальной
комедии играть легко, с куражем. Мне нравится в этом спектакле музыка Анвара
Эргашева и особое режиссёрское решение комедии Руслана Шерезданова.
В
зрительном зале чувствовалось присутствие заслуженного деятеля искусств,
лауреата Государственной премии СССР, дирижёра-композитора Анвара Эргашева,
недавно ушедшего от нас, не справившись с ковидом. На премьере в 2017 году он
поделился своими задушевными мыслями об этом спектакле:
—
Для меня сегодня очень радостный день. Я благодарен театру оперетты, что они
возобновили этот спектакль. В Ташкенте на сцене театра оперетты музыкальная
комедия французского драматурга Жана Летраза под названием «Крошка» впервые
появилась в 1989 году с моей музыкой и успешно прожила в репертуаре театра
двадцать лет. Спектакль пользовался неизменным успехом у публики в разных
уголках бывшего Союза. Он был поставлен в Иркутске, Волгограде, Екатеринбурге,
Оренбурге, Иванове и других городах.
В
новой версии заняты новые исполнители, но в спектакле звучит всё та же моя
музыка, написанная ещё в ранней юности. Я очень благодарен музыкальному
режиссёру Руслану Шерезданову — это уникальная штучная профессия — у него
лёгкая рука, чувство драматургии, развития лёгких мизансцен в жанре музыкальной
комедии. Также благодарен хореографу, сценографу и, конечно, оркестру под
управлением маэстро — Батыра Расулова — всё в новой постановке стилистически
выдержано в одном комедийном ключе и соответствует характеру моей музыки к
спектаклю. Я думаю, что забавная лирическая история, - будем надеяться, -
по-прежнему сможет долгие годы впереди трогать сердца зрителей.
Режиссёр-постановшик
Руслан Шерезданов:
— Сюжет спектакля — это
не только весёлая комедия, а по-настоящему современная история, написанная
автором в 1935 году и тогда названная «Крошка». Но события, показанные в ней,
могли бы запросто случиться в наши дни в любом городе планеты. Замысел
спектакля: донести до зрителя, что нужно бороться за любовь. Искренние чувства
главных героев заставляют переживать и смеяться, а главное — задуматься о
вечных ценностях, самом главном счастье на земле — детях, которые способны
творить чудеса. Хочется верить, что постановка проживёт ещё не один десяток лет
на сцене нашего театра и каждый раз будет дарить зрителям праздник.
Молодой
талантливый режиссёр-постановщик Руслан Шерезданов и главный режиссёр театра
Гульрух Нажидова единодушно высоко оценили спектакль и игру актёров: - Это
яркий, искромётный, музыкальный современный спектакль про любовь, похожий на
брызги шампанского!
Когда
смотришь игру Игоря Бухаидзе на сцене, вспоминаешь стихотворение Бориса
Пастернака:
О, знал бы я, что
так бывает,
Когда пускался на
дебют,
Что строчки с
кровью - убивают,
Нахлынут горлом и
убьют!
От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался
наотрез.
Начало было так
далёко,
Так робок первый
интерес.
Но старость - это
Рим, который
Взамен турусов и
колёс
Не читки требует с
актёра,
А полной гибели
всерьёз.
Когда строку
диктует чувство,
Оно на сцену шлёт
раба,
И тут кончается
искусство,
И дышат почва и
судьба.
После
окончания спектакля все его участники долго выходили на поклон к зрителям.
Зрители больше всех аплодировали главному виновнику торжества – Игорю Бухаидзе и
одаривали его осенними букетами астр,
хризантем, морозостойких ноябрьских роз и желали, чтобы все его
творческие замыслы сбылись на сцене родного театра, в котором он заново обрёл
себя.
Гуарик Багдасарова