В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви
29 января 2017 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия,
митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы Среднеазиатского
митрополичьего округа, состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый
пресветлым праздникам Рождества и Крещения Господня.
Авторы проекта – режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои, Заслуженный
деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и иеромонах Аввакум (Назаров)
постарались, чтобы он принёс светлую радость зрителям, заполнившим до отказа
конференц-зал.
Согласно доброй традиции, этот вечер открыл Владыка Викентий, который в
своём выступлении раскрыл главную суть светлого праздника Рождества Господня и
Крещения – как единение в душах человеческих земного и небесного начал.
Митрополит Викентий в преддверии Дня рождения Первого президента РУ добрыми
словами и молитвой вспомнил И.А. Каримова, способствующего миру и согласию
на узбекистанской земле, благотворному взаимообогащению культур разных народов,
населяющих нашу благодатную землю, развитию экономики, науки и культуры в нашей
стране. Владыка Викентий тепло поблагодарил интернациональный состав
талантливых солистов и режиссёра-постановщика ГАБТ имени А. Навои А.Е.Слонима
за подвижнические музыкально-просветительские выступления в
течение 11 лет благотворительного служения в отделе по культуре
«Сретенье» РПЦ, приобщающие души людей разных национальностей и конфессий к
возвышенному смыслу жизни, и одарил всех участников концерта книгами духовного
содержания и рождественскими подарками.
Историю праздника рассказал соведущий
программы концерта Отец Аввакум. Он подчеркнул, что главная многовековая
традиция праздника Рождества и Крещения, дошедшая до нас с заповедных времён, -
это особенно заботиться о нуждающихся близких, дарить детям рождественские
подарки и самоотверженно служить людям, а значит, и самому Господу Богу.
Прелюдией к праздничной программе стали
вступительные слова А.Е. Слонима перед началом концерта:
- Зимние праздники с детства завораживают наши души предощущением нового,
таинственного, того, что сулит непременное исполнение желаний. Стремление
ОДАРИВАТЬ в эти дни также сопровождает настроения и поступки людей. И хотя зима
в нашем краю в этом году лишена своей привычной снежной "атрибутики"
- образы снега, метели, мчащейся тройки неразрывно связаны с понятием зимы и
январских праздников. Вот почему наш вечер, по своей сути, представляет собой
праздник жанров и стилей, парад эпох. В нём прозвучит много новых произведений.
Мы готовились к нему заново: он потребовал большой отдачи от каждого участника
из шести ведущих солистов нашего театра, и от нас с Людмилой Васильевной в
работе над практически каждым номером этой программы. Так, собственно говоря,
происходит всегда.
Ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои:
Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты и дипломанты
международных и республиканских конкурсов Анастасия Юдина, Лятифе Абиева,
Надежда Банделет, Рада Смирных, Нурмахмат Мухамедов, музыкальный руководитель и
концертмейстер отдела «Сретенье» – Людмила Слоним - исполнили не только любимые
всеми русские народные песни и старинные русские романсы. Они отдали дань
уважения известным эстрадным песням из кинофильмов и оперетт, выразительно
прозвучавшим на вечере и с любовью принятым слушателями: «А снег идёт…» А.
Эшпая (стихи Е. Евтушенко); Три белых коня» Е. Крылатова (стихи Л. Дербенёва),
«Йенька»
Г. Подельского (стихи Д. Иванова) и другие.
Долгими овациями публика принимала дуэт Лятифе
Абиевой и Надежды Банделет - «Рождество» С. Наумова (стихи Г. Полежаевой) в
обработке Л.Слоним. Лятифе Абиева также проникновенно передала полёт души
человеческой, покинувшей земную обитель, но жаждущую помогать, сострадать,
утешать - в романсе П.Чайковского на стихи А.К.Толстого «Горними тихо
летела душа небесами…».
Разнообразную палитру чувств и вокальных
оттенков своего меццо-сопрано – от драматического до
забавно-ироничного - представила в программе Заслуженная артистка Узбекистана
Ольга Александрова. Она артистично, с полной отдачей сил, блестяще
перевоплощалась в своих разнохарактерных героинь, исполнив возвышенного
«Ангела» А. Варламова на стихи М. Лермонтова, удалую «Тройку» П. Булахова
(стихи П. Вяземского), полную салонного жеманства и кокетства романс
«Отвернитесь, не глядите…» Л. Гурилёва (стихи С.Любецкого) и полный тонкой
лирики романс «Здесь хорошо…» С. Рахманинова (стихи Г. Галиной).
Совершенно волшебно Л. Абиева воспроизвела
«Французскую серенаду» Р. Леонкавалло. Солистка зажигательно исполняла серенаду
в маскарадной маске и ярком блестящем шёлковом красном наряде и изысканной
театральностью своего выхода на сцену неожиданно напомнила мне классический
треугольник из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой: «Коломбина десятых годов»,
«драгунский Пьеро» и он, победительный герой, «трагический тенор эпохи»,
пославший Коломбине розу в бокале…
Надежда Банделет в старинной французской
песне менестрелей в обработке Л.Слоним раскрыла древнюю притчу о том, как
три брата отправились в поисках счастья в три стороны света, оставив дома
сестру. Пролетела целая жизнь – и они вернулись к поседевшей сестре – и
заявили, что главное счастье – это родные леса, луга, нивы – и Любовь…
Многогранность концерта ярко и
разнообразно представили не только прекрасно спетые, но и зримо сыгранные
произведения. В программе прозвучали такие исповедальные номера, как
например, высокодуховный романс «Я вижу образ Твой…» (стихи И.-В. Гёте в
переводе А. Бистрома) в молитвенной интерпретации Анастасии Юдиной. Звонко и
задушевно прозвучали романс-песня А. Варламова «Вдоль по улице метелица метёт…»
и русская народная песня «Ах ты, душечка!..» в исполнении Нурмахмата
Мухамедова. В других выступлениях А.Юдиной воплотились совершенно иные
«мини-спектакли». Так, в её же исполнении любимой всеми народной
песни «Валенки» и мелодраматичной «Я помню вальса звук прелестный» Н. Листова
вновь раскрылись совершенно разные стороны и краски души – от проникновения
вглубь до ухарской удали и страстного жизнелюбия. Рада Смирных личностно ярко и
чувственно выпукло исполнила русскую народную песню «Ах ты, зимушка – зима!..»
и романс «Я ехала домой…» М. Пуаре (стихи автора). Столь же ёмко и внятно были
исполнены многие другие классические и популярные произведения прошлого века,
прозвучавшие на «Крещенском вечере». В них зрители увидели и услышали ещё много
для себя неожиданных новых превращений и «карнавальных масок» в концерте.
В числе таких сюрпризов - ария
принца Раджами из оперетты «Баядера» И. Кальмана в темпераментном
исполнении Нурмахмата Мухамедова. И, конечно же, удачная интермедия комедийного характера - старинный русский романс
на стихи Н.Ленского «Но я Вас всё-таки люблю», с тонким юмором разыгранная
Радой Смирных и Андреем Слонимом.
В этих сюрпризных приношениях – и басня Ивана Андреевича Крылова «Квартет», положенная на музыку А.
Рубинштейна. Всех недостающих персонажей разными голосами блестяще разыграли на
четырёх стульях на авансцене Лятифе Абиева и Рада Смирных. В этой
музыкально-вокальной инсценировке басни проявился не только талант русского
баснописца первой трети XIX в, но и его театральный дар. В юности Иван Крылов
увлекался театром и даже был автором нескольких неудачных,
правда, трагедий и комических опер. Ни оперы, ни комедии Крылова не
увидели подмостков сцены, хотя в художественном отношении они не уступали
многим пьесам того времени. Правящие сферы сразу почуяли в Крылове своего врага
и стали его преследовать. Кстати, в баснях «Лебедь, щука и рак» и «Квартет»
баснописец высмеивает «русский парламент» - государственный совет.
Две солистки в инсценировке «Квартета»
характерными вокальными красками с помощью тонкого аккомпанемента Л. Слоним
колоритно передали четырёх комических персонажей басни: проказницу-Мартышку,
Осла, Козла да косолапого Мишку и ещё, конечно, Соловья, прилетевшего на шум
разборов и споров квартета и открывшего глаза бесталанным музыкантам:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Авторы проекта, к радости публики, не
первый раз обращаются к басням И. Крылова в своих концертах. Новым сюрпризом
вечера стало и своеобразное развитие жанра басенного творчества, после смерти
И. Крылова как бы утратившего свою актуальность. Произведения Кузьмы Пруткова
60-х-70-х годов XIX в. больше похожи
на пародии. Под пером пролетарского поэта Демьяна Бедного они приобретают
агитационную силу революционного плаката. Наконец, басни современного молодого
ташкентского поэта Сергея Слонова только робко набирают критическую силу
отрицательных явлений общественной жизни.
Вот почему публика с восторгом приняла не
только духовные стихи как Владимира Кудрявцева, так и автора проекта, но и
замечательные басни Андрея Слонима, поразившие нас всех новизной тем из
театральной жизни, из «жизни предметов», окружающих нас, да из самой обычной
человеческой жизни. Они отличаются образной речью, подкреплённой яркими
крылатыми народными выражениями. Эти актуальные басни их автор скромно
определил как «ироничные стихотворения»: «В одном лесу пел Соловей», «Мыло»,
«Незадачливая серенада», «Часы». От баснописца И. Крылова современный
автор позаимствовал самые лучшие черты. Описательный момент в баснях
Слонима почти отсутствует. Всё внимание сосредоточено на сжатом драматическом
изложении конкретного события, отсюда и форма речи, обычно диалог или изредка
монолог. Короткие фразы, усечённые формы глаголов сообщают басням необходимую
стремительность. Образы басенных героев А. Слонима, наверное, уже
прочно вошли в сознание первых слушателей на «Крещенском вечере».
Разнообразен и полон нюансов был цельный
гибкий ансамбль каждого солиста с музыкальным руководителем и концертмейстером
Людмилой Слоним. Ощущалась большая и утонченная работа по отделке и постановке каждого номера и композиции вечера, в целом.
Завершился концерт «Песенкой о хорошем
настроении» из легендарного кинофильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» в
исполнении Анастасии Юдиной и всех участников вечера. Им с удовольствием
подпевали все гости на этом празднике. Так, в ходе концерта возник еще
один "ансамбль" иного толка - удивительное единение артистов с
переполненным залом. Публика в течение двух часов внимательно и с искренним
соучастием воспринимала каждый выход артистов на сцену: она то проникалась серьезной
"нагрузкой" произведения, то - весело и с энтузиазмом "подхлопывала» весёлым, ритмически "заводящим"
номерам - и это единение не прерывалось ни на мгновение, наполняя сердца живым
огнём настоящего искусства.
Своими впечатлениями и
профессиональным комментарием концерта с пользователями «Культура.Уз» поделился
соавтор проекта Крещенского вечера, Заслуженный деятель искусств Узбекистана
А.Е. Слоним:
- Крещенский вечер органично вместил в себя множество направлений,
настроений. В нем прозвучала и высокая классика, и "салонный" русский
романс, и любимое всеми "ретро" - дорогие каждому "зимние"
песни минувших лет, и даже оперетта!
Уже давно традиционным на наших вечерах стал эксклюзив – в этот раз возрожденные редакцией
и композиторской обработкой Людмилы Слоним "Старинная французская песня
менестрелей" (вдохновенно исполненная Надеждой Банделет), рождественская
попевка С. Наумовой, а также редко исполняемые оригинальные романсы А.
Чернявского и Л. Гурилева в экспрессивной трактовке Ольги Александровой. В этом
же ряду с особым изяществом прозвучала "Французская серенада
Коломбины" Р. Леонкавалло в обаятельном театрализованном воплощении Лятифе
Абиевой.
Как и прежде на наших вечерах, мы
стремились предельно театрализовать действо - не только исполнить
вокально, но и прожить в виде своеобразного небольшого спектакля произведения,
различные по стилю и духу, контрастные по темпоритму и жанровости: это, к
примеру, такие совершенно серьезные произведения как "Я ехала домой..."
М. Пуаре и полная ироничности миниатюра "Но я вас, все-таки,
люблю!.." в исполнении Рады Смирных в игровом "дуэте" со мной.
Вдохновенное исполнение Нурмахматом
Мухамедовым русских песен оттенилось и арией Принца Раджами их
"Баядеры" И.Кальмана (в его же стильном исполнении), и заразительной
"Йенькой", где нашему обаятельному тенору помогли Надежда Банделет и
Лятифе Абиева.
Как всегда, порадовала заразительной
энергетикой и Анастасия Юдина при исполнении своего излюбленного номера - песен
"Валенки", а также - в утонченности старинного романса "Я помню
вальса звук прелестный...". Композиция выстраивалась по принципу
максимальной контрастности и взаимных дополнений и представила многокрасочный
цветник самых разных произведений на темы зимы и зимних настроений.
Стихотворный ряд, который я представил в
этот раз, открыло рождественское стихотворение "Мир вдребезги разбил
покой..." и цикл из четырех ироничных стихотворений, отражающих
праздничную атмосферу карнавальных превращений. Очень порадовала и полноценная
творческая отдача каждого нашего солиста и их вдохновенный ансамбль с Людмилой
Слоним.
К счастью, вечер удался – и в смысле
возникновения тонкого и живого контакта артистов с переполненным залом,
оживленно и динамично воспринимавшего каждое выступление, и подарившего всем
участникам программы ответное тепло своих душ.
Очень рады мы и
возвращению в наши вечера бессменного соавтора проекта - иеромонаха Аввакума
(Назарова), который вновь своими "островами" интересных и глубоких
комментариев вкраплялся в целый ряд мгновений концерта, помогая общей озаренной
и устремленной ввысь атмосфере и общему настрою. Да, и финал был необычным -
Анастасия Юдина и все участники спели горячо любимую всеми "Песенку о
хорошем настроении" из "Карнавальной ночи" - и этим задали
особый настрой заключительным аккордам праздничного концерта.
Да, долго не отпускала
со сцены благодарная публика участников вечера и, несомненно, ощутила в близком общении со
всеми артистами не только возвышение духа, но и призыв к стойкому жизнелюбию и
надеждам на то, что начавшийся год будет добрым, благоприятным и подарит
каждому из нас много светлых мгновений приобщения души к Прекрасному…
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович