Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
Марина Цветаева
Марина
Цветаева родилась 26 сентября 1892 г. в старом доме-усадьбе в тихом Трёхпрудном
переулке в Москве в праздник Иоанна Богослова. По гороскопу друидов Марина
Цветаева – рябина. По восточному календарю она родилась под знаком Дракона – у
древних китайцев это знак жизни, весеннего цветения. О своём дне рождения она
писала:
Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
А ещё она любила конец лета,
переходную пору к осени. Об этом
свидетельствует её стихотворение «Август»:
Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным,
благосклонным
Яблоком своим
имперским,
Как дитя, играешь,
август.
Как ладонью, гладишь
сердце
Именем своим
имперским:
Август!- Сердце!
Месяц поздних
поцелуев,
Поздних роз и молний
поздних!
Ливней звёздных -
Август!- Месяц
Ливней звёздных!
На эти прекрасные стихи певица,
поэт, композитор Елена Фролова написала музыку. Исполнило песни ТРИО
«Трилогия»: Е. Фролова, Е. Галеева, Ю. Зиганшина. Об их исполнении народная
артистка России, лауреат Государственной премии (Москва) Елена Камбурова говорит:
- Ах, как было бы хорошо, если бы вы послушали эти песни так, как
слушала их я... Закрыв глаза, не спеша, не раздваиваясь на что-либо, по
известной причине отсутствия времени «нужного», как нам кажется, «для
каких-либо важных дел». Но не проживаете ли вы истинно настоящую жизнь именно в
те минуты, когда невидимая нить связывает вас с миром этих песен, с голосом
Елены Фроловой, внутри которого вы сумеете расслышать звон маленького
колокольчика...[1]
В своей автобиографии Цветаева
писала о родителях. Отец – Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского
университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея
изобразительных искусств им. Пушкина), выдающийся филолог. На протяжении
восемнадцати лет арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное» (1892–1912
годы), – на берегу Оки. Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша,
любила и сама писала стихи. М. Цветаева считала, что от матери ей досталась
страсть к стихам; от отца – страсть к работе и к природе – от обоих родителей.
Любимым её занятием с четырёх лет
было чтение, с пяти лет – писание. В неполных шесть лет она – ученица
музыкальной школы, потом – подготовительного класса IY гимназии. Осень 1902 г. уезжает с больной матерью на итальянскую Ривьеру
– Nervi близ Генуи,
где впервые знакомится с революционерами
и понятием «революции». Летом 1904 г. едет с матерью в Германию в Шварцвальд. Летом 1906 г.
возвращается с ней в Россию. Мать по
дороге умирает близ города Тарусы, не доехав до Москвы.
М. Цветаева продолжает
образование в интернатах разных московских гимназий. Несколько лет проводит за
границей – Париже и Дрездене. В 1910 году издаёт первую книгу стихов «Альбом».
Летом 1911 г. в доме поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле знакомится со своим
будущим мужем – 17-летним Сергеем Эфроном. В 1912 г она выходит замуж за С.
Эфрона, от которого родит троих детей. В
1912 г. выходит вторая книга «Волшебный фонарь» и рождается её первая
дочь Ариадна. В следующем 1913 году умирает отец.
В 1922 г. вслед за мужем М.
Цветаева уезжает за границу, где проводит 17 лет, из которых три с половиной года в Чехии и 14 лет во
Франции. Во всех зарубежных странах – Германия, Чехословакия, Франция – её
охотно и много печатают. Именно за границей наступил расцвет могучего
цветаевского таланта, несмотря на бытовые трудности, преследующие её всю жизнь.
По словам современников, Цветаева обладала не только сверхчеловеческой
энергией, но и такой же волей, чтобы, по возможности преодолев ненавистный
быт, садиться за свои рабочие тетради. И
Цветаева это умела делать…
Анна Александровна Саакянц (1932
— 2002) — литературовед, крупнейший специалист по творчеству Марины Цветаевой, составитель двух её
наиболее полных сборников стихотворений, поэм, дневниковых записей «Просто –
сердце…» и «Час души»[2] - дополняет
автобиографию поэта, в которой Цветаева основной акцент делает на своё
творчество, важными биографическими подробностями. Несмотря на большую взаимную
привязанность супругов, - отмечает А. Саакянц в предисловии к сборникам, - они были очень разными людьми по своим
убеждениям.
С начала революции по 1922 г. М.
Цветаева живёт в Москве. Не приняв Октябрьский переворот 1917 г., расценивает его как катастрофу России и всего
старого мира. Сергей Эфрон в 1918 г. с белой армией уехал на юг: с тех пор
Цветаева до 1921 г. не получает от него никаких вестей. Зимой 1920 г. Марина теряет младшую дочь, умершую
от голода в приюте.
В начале 30-х годов Сергей Эфрон
изменил свои взгляды - от участия в белой армии в 1918 г. до решительного
поворота в сторону Советской России. Он стал сотрудничать с НКВД в расчёте
непременно вернуться на родину из-за границы. Осенью 1937 г. судьба семьи
оказалась предрешена. С. Эфрон, замешанный в политическом убийстве,
организованном НКВД, вынужден был покинуть Францию. Следом за ним летом 1939 г.
в Россию вернулась Цветаева, «чтобы дать сыну Георгию родину» (М. Ц.) В августе
того же года в Болшево, где жила семья,
была арестована дочь Ариадна; в октябре
– Сергей Эфрон.
Свою жизнь Марина Цветаева сравнивала
с вокзалом: «Жизнь – вокзал. Скоро уеду.
Куда - не скажу», - писала она Б.
Пастернаку в 1926 году. «Странноприимная» Москва с родной для Марины
Москвой-рекой; возлюбленная романтически Германия с её могучим Рейном;
«летейский город» Прага на медленной Влтаве; «древесное и речное» – река её
жизни, трагически оборвавшейся над Камой… Спасительной постоянной
пристанью в скитальческой жизни Марины
оставался лишь один незаменимый предмет, которому она посвятила циклическую оду
«Стол»: «Мой письменный верный стол! /
Спасибо за то, что шёл / Со мною по всем путям. / Меня охранял – как шрам…» (1933).
Марина Ивановна решила уйти из
жизни 31 августа 1941 года. Когда началась война с гитлеровской Германией, Марина
Цветаева попала в эвакуацию в татарскую Елабугу. Не чувствуя больше смысла жить
и бороться за существование, потеряв последние душевные силы, она повесилась 31
августа 1941 года. Сергея Эфрона расстреляли
16 октября того же года в Москве. Сын Георгий погиб на войне в 1944
году. Дочь Ариадна умерла 26 июля 1975 г. в Тарусе, отмучившись 16 лет в лапах
Гулага.
О жизни Марины
Цветаевой известно много, сняты фильмы, написаны книги. Но именно сейчас, по
истечении отведённого времени, открываются её «главные сокровенные» документы,
письма, записи. Эпистолярный роман М. Цветаевой с Рильке и Пастернаком – их
переписка - был опубликован в Москве в 1990 году. Документальный фильм «Марина
Цветаева. Роман её души» (2002 г.) знакомит зрителей с уникальным пражским
архивом Марины Цветаевой и восстанавливает тот период её жизни, который, по
словам поэта, «был лучшим и в творчестве, и по состоянию души»[3].
Письма М. Цветаевой к Константину Родзевичу (1923)[4], «германскому Орфею» Райнеру Мария Рильке[5]
(1926), Борису Пастернаку (1922-1935)[6] и
другим людям открывают нам тайный жар её души, не менее жгучий, чем её любовная
лирика «в диком творческом одиночестве». Поэзия
как высшее и вечное духовное начало, проявляющееся через её «носителей»
– поэтов, – главная тема в
эпистолярной перекличке Цветаевой –
Пастернака – Рильке. Мир подлинной
любви для Цветаевой – тот, в котором
происходит слияние душ, а не тел. В одном из своих стихотворений 1922 г. она
пишет:
В мире, где реки вспять,
На берегу - реки
В мнимую руку взять
Мнимость другой руки.
В переписке М. Цветаевой с её адресатами происходит именно это касанье
мнимых рук и губ – соприкосновение «в
слове» и встреча «в духе», а значит, создаётся
новая реальность бессмертной «души», а именно идеальная вечная любовь, в основе
которой лежит биографическая жизненная
подоснова, связанная с реальным фактом, событием или переживанием героев.
Рильке пишет Цветаевой четверостишие на форзаце «Дуинезских элегий»:
Касаемся друг друга. Чем?
Крылами.
Издалека своё ведём родство.
Поэт – один. И тот, кто нёс его,
Встречается с несущим временами.
К великому сожалению, М. Цветаева
так ни разу не встретилась при жизни с Рильке, хотя оба страстно мечтали об этом
свидании. Она в атмосфере духовного общения с ним попросту проглядела реального человека, который был уже тогда
смертельно болен. Рильке умер 29 декабря
1926 г. в женевской клинике Валь-Мон от
лейкемии. Смерть Рильке потрясла Цветаеву: от этого удара она никогда уже не
смогла оправиться. «С тех пор, как его не стало, у меня нет ни друга, ни
радости», - признавалась она в 1930 году. Пять лет спустя Цветаева заявляла:
«Из равных себе по силе я встретила только Рильке и Пастернака» (письмо от 8
марта 1935 г. Ю.П. Иваску)[7].
Безвременный уход Рильке, по
мнению биографов М. Цветаевой, во многом
видоизменил дальнейшие взаимоотношения
Цветаевой с Пастернаком: они неумолимо замирали и охладевали. Эпистолярный
роман Цветаевой и Пастернака мало-помалу уходил в прошлое. Уезжая в начале
войны из Москвы навстречу своей
трагической гибели, Марина выделила из своего архива пакет с письмами Рильке,
фотографиями и книгами с его дарственными надписями и одиннадцать писем Бориса Пастернака. Письма она передала А.П. Рябининой, завещая их опубликовать через пятьдесят лет. Эти откровенные письма –
признания в возвышенной любви к Поэзии и друг другу - увидели свет только в 1990 году, когда в
Москве вышла книга «Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева.
Письма 1926 года». С годами голос здравого смысла взял верх над романтикой чувств: впоследствии
Пастернак сдержанно отзовётся одной строкой в письме к первой жене Зинаиде Николаевне 25 сентября 1941 года: «В
Елабуге повесилась Марина Цветаева, подумай, до чего довели человека…». В 1943
году, оплакивая смерть Цветаевой, Пастернак пишет:
Лицом повёрнутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Ещё на ней не подвели.
Поэтом Цветаева была в каждой
своей строке – от поэзии до эпистолярной лирики. Она сдержала своё
слово и в «душности её быта», в «задушенности
им» - до последнего вздоха писала сильно и слабых стихов – добавим, и
незначительных эпистолярных строк - не
давала. Незадолго до своей кончины она в 1938 г. молилась: «Господи, дай мне до
последнего вздоха пребыть героем труда: Итак, с Богом!»[8]
В октябре 1986 года в Тарусе, где
долгие годы любила пребывать на семейной даче Песочной на Оке близ города
Тарусы Калужской губернии Марина Цветаева в летние месяцы, возникла славная традиция
– разжигать костёр в честь русского
поэта Серебряного века. Эту эстафету продолжили
Москва, Новосибирск, Елабуга,
другие российские города. Автором идеи проводить цветаевские костры в
Ташкенте по российскому образцу была
поэт Маргарита Тарсина, ныне проживающая в Канаде и часто посещающая свою
родину – Узбекистан. Первый цветаевский костёр зажёгся в Ташкентском доме композитора в 2002 году, и
с тех пор эту традицию бережно соблюдают в ахматовском музее «Мангалочий
дворик» при РЦНК в Ташкенте. На этот праздник приходят не только жители
Ташкента, но также приезжают гости из России. Здесь учащиеся подготовительных курсов при РЦНК в Ташкенте читают лирику М. Цветаевой; ташкентские поэты - посвящения ей; композитор, лауреат международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо" Геннадий Арефьев
исполняет свои песни на её стихи. Очень
хочется надеяться, что нынешние трудные времена из-за пандемии не нарушат этой замечательной традиции: литературный Цветаевский
костёр в уютном дворике РЦНК в Ташкенте в День рождения поэта 26 сентября (по
ст. стилю) вновь может обагрить наши
сердца, озарить нашу жизнь и придать ей особый новый смысл.
Гуарик Багдасарова
[2] Указ. сочинения - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1988.
[3] Официальный сайт феодосийского музея Марины и
Анастасии Цветаевых - http://tsvetayevs.org/
[4] Константин Болеславович Родзевич (1895—1988) —
участник гражданской войны; окончил в Праге юридический факультет Карлова
университета. С 1926 г. жил во Франции. Герой «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца».
[5] Райнер Мария Рильке (1875 - 1926) – крупнейший немецкоязычный поэт ХХ в.
[6] Борис Пастернак
(1890 – 1960), русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской
премии за роман «Доктор Живаго».
[7] Вступление к книге: Р.М. Рильке. Б. Пастернак. М.
Цветаева. Письма 1926 года. – М.: «Книга». 1990. С. 34
[8] Цветаева М. Просто – сердце… - М.: Экспо-Пресс, 1998.
С. 168