Большой зал Государственной консерватории Узбекистана был полон молодёжи и
седовласых моложавых преданных любителей
джаза, помнящих первый международный
фестиваль джаза в Ташкенте в 1968 году. Нет уже той страны, власти
которой яростно сопротивлялись
пришествию джаза на узбекскую землю. В этом году Международный день
джаза отмечает свою пятую годовщину, и главным городом по празднованию этого
дня провозглашён Вашингтон – родина великого джазового пианиста Дюка
Эллингтона. Этот город наслаждался бурными джазовыми представлениями всё
прошлое столетие. К Вашингтону 30 апреля 2016 года присоединятся города и сёла
из 190 стран на семи континентах, чтобы тысячами джазовых представлений и
программ отметить Международный день джаза.
Узбекистан присоединился к международному сообществу, чтобы отметить День
джаза, проводя очередной Международный
фестиваль джаза в Узбекистане в апреле 2016 года под эгидой Представительства
ЮНЕСКО и Министерства культуры и спорта Республики Узбекистан. Организованный
Государственной консерваторией Узбекистана, Государственным джазовым оркестром
Узбекистана имени Б. Закирова, а также Джаз-клубом театра «Ильхом», фестиваль в
этом году отмечен большим числом иностранных гостей, благодаря великодушной
поддержке посольств Франции, Индонезии, Латвии, США, Турции, Чехии и Швейцарии
в Республике Узбекистан.
Нетерпение разновозрастной и
многонациональной публики перед началом концерта нарастало с каждой минутой,
ещё бы: в программе вечера – 28 04 16 – было объявлено трио Noisy Minority. Ансамбль был создан
в 1995 году, а все композиции были написаны лидером группы Омри Цигеле. Репертуар
трио основан на импровизации, уходящей корнями в традиции джаза. Выступления
проходят на высоком эмоциональном подъёме и интенсивном взаимодействии
артистов. Трио много участвует в европейских турах и фестивалях, а также
сотрудничает с известными музыкантами, такими как американский тромбонист Рей
Андерсон, швейцарский саксофонист Урс Леймгрубер и немецкий тромбонист Кристоф
Тевес. Все три исполнителя работают на музыкальных площадках Швейцарии уже 35 лет
и являются одними из самых значительных музыкантов старшего поколения. С 2012
года трио выступает с Реем Андерсоном, совместно с которым они недавно
выпустили альбом.
Перед
началом концерта на сцену вышел Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарской Конфедерации в Узбекистане Штефан Клёцли. Он обратился с приветственным словом к музыкальной общественности
и словами благодарности к представительству ЮНЕСКО, руководству ГКУз., а также
спонсорам за хорошую организацию Международного джазового фестиваля и оказанную
честь швейцарским музыкантам выступать в узбекской столице с её давними
джазовыми традициями:
Добрый вечер! Как поживаете? Я с трепетом и возбуждением
предвкушаю разделить с вами этот вечер. Директор государственной консерватории
господин Бахтиёр Ёкубов, Ваши превосходительства, коллеги, дорогие друзья
джазовой музыки, дамы и господа!
Для
меня - это особенное удовольствие присутствовать и быть сопричастным к данному
мероприятию в государственной консерватории на вечере швейцарского джаза.
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить организаторов, и
особенно руководство Государственной консерватории Узбекистана и
представительство Юнеско в Ташкенте за удовольствие, доставленное подобным
поистине чудесным фестивалем. Я также хочу выразить признательность спонсорам
сегодняшнего концерта: Фонду Якоба
Ритера и гостинице Рэдиссон Ташкент за их щедрую помощь.
Швейцария многие годы является джазовой
нацией и фигурирует среди величайших мест проведения, признанных на международном уровне фестивалей,
таких как всемирно известный Фестиваль джаза в Монтрё, который в этом году
отмечает свой 50- летний рубеж.
Моя страна является также и Родиной великих современных
джазовых музыкантов, как те, которых вам предстоит услышать этим вечером. Омри
Цигеле, которого я хорошо знаю, с моих прежних мест службы, не только
прекрасный исполнитель джаза, но также и лучший Посол Швейцарского джаза
которого я знаю. Он обладает способностью донести джазовую импровизацию до
слуха и умов людей во всём мире. Он и его музыкальный коллектив отваживались на
гастроли в страны, где джазовых музыкантов рассматривают не более чем как
группу экзотических людей. Тем не менее, им удавалось покорить публику,
комбинируя выдающиеся музыкальные навыки своим энтузиазмом и неотразимым
выступлением на сцене.
Без дальнейших церемоний я хочу
уступить сцену Швейцарскому джазовому трио «Нойзи Майнорити» представленную
музыкантами: Дитер Ульрих – ударные, Ян Шлегель – бас-гитара и Омри Цигеле со
своим лучшим другом – альтовым саксофоном! Огромное
спасибо за ваше внимание и желаю Вам насладиться вечером импровизационной
музыки.
Трио
Noisy Minority – лучшие послы швейцарского джаза. Они покорили своим
искусством многие народы из разных
стран. Музыканты пять дней знакомились с Узбекистаном и его гостеприимными жителями, слушали традиционные национальные напевы и
современный джаз и старались всё лучшее интерпретировать в своей музыке. Великолепное
трио швейцарских музыкантов Noisy Minority” представило на суд взыскательной
ташкентской публики джазовую композицию,
которую подготовили специально для фестиваля и сыграли впервые для массовой аудитории. Она состоит из двух
частей и посвящена памяти их ушедших друзей. Гости-виртуозы продемонстрировали высочайшую технику игры
на своих инструментах: такое наши
поклонники джаза ещё не слышали и не видели нигде.
Омри
Цигеле (альтовый саксофон, вокал, руководитель,
композитор) родился в 1959 г. в Израиле.
Он учился в Колледже музыки Беркли в Бостоне (США). Омри принимал участие в
различных проектах и фестивалях в Швейцарии, Германии, Австрии, Голландии,
Сербии, Болгарии и Румынии. Он является обладателем нескольких наград в области
культуры в Швейцарии. Также он является лидером группы Billiger Bauer. Омри
выступал вместе с такими музыкантами как Ирене Швейцер, Дэвид Либман, Рей
Андерсон и Хан Беннинк. В настоящее время он преподаёт игру на саксофоне и
импровизацию в экспериментальной лаборатории Werkstatt für Improvisierte Musik
и Музыкальной академии в Цюрихе.
Ян Шлегель (бас-гитара) родился
в 1964 году. Он учился в Джазовой академии в Люцерне и Нью-Йорке. Ян выступал с
разными группами по всему миру. Он является одним из самых востребованных
джазовых бас-гитаристов в Швейцарии и активно выступает вместе с такими
группами как Objets Trouvés, Noisy Minority, Tresbass и Billiger Bauer. В
настоящее время Ян Шлегель преподаёт в Музыкальной академии в Люцерне.
Дитер Ульрих (ударные, горн) родился
в 1958 году в Цюрихе. Сначала он учился играть на фортепиано, затем перешёл на
ударные инструменты. Он работал со многими группами, а также с такими
музыкантами как Урс Блехлингер, Вернер Люди и Кристоф Галлио. С 2009 года он
выступает с американским саксофонистом Оливером Лейкем, с контрабасистом
Вильямом Паркером и пианистом Майклом Джефри Стивенсом. Начиная с 1976 года,
Дитер выступает с Омри Цигеле. Вместе со швейцарским певцом Даниелем Мутоном он
сочиняет и исполняет современные оперы. Дитер Ульрих также преподаёт в
Музыкальной академии в Люцерне.
«Джаз
должен быть живым», — заявил художественный директор нынешнего международного
фестиваля Марис Бриежкалнс. По его словам, публика — один
из участников концерта, и между музыкантами и зрителями должна быть синергия.
Скорее всего, в этот вечер, несмотря на высочайшие технические достижения
швейцарских музыкантов и их удивительную
способность извлекать немыслимое море звуков из своих послушных инструментов,
этого духовного взаимодействия со слушателями не произошло в достаточной
степени. Полтора часа музыканты играли сложную для восприятия композицию в минорной тональности без
традиционных вступления, кульминационного
момента и коды, характерных для классических произведений и современных джазовых импровизаций. В музыке
присутствовали отголоски свинга, би-бопа, блюза, классического рока, африканского этноджаза,
восточных мотивов, но она как бы рассыпалась на отдельные несвязные атомы,
раздирающие душу и не дающие ей удовлетворения в необходимой гармонии созвучий.
После
концерта любители джаза долго не расходились и обменивались своими
впечатлениями. По личному ощущению, мне эта музыка напомнила строки из
«Божественной комедии» Данте: «Земную
жизнь дойдя до половины, /Я очутился в сумрачном лесу…» и далее музыкальное
путешествие по девяти кругам ада. Олегу
Бордовскому, закадычному поклоннику
джаза, вовсе показалось, что он попал в непроходимые джунгли: «Чем дальше в лес
– тем больше … диких зверей с их устрашающим ором и оскалом зубов».
Саксофонист
Герат Исанбаев из легендарного
джаз-ансамбля «Братья Сафаровы и друзья», участников первого и лауреатов многих последующих международных
джаз-фестивалей, более полувека активно
популяризующих классический джаз в
Узбекистане, объяснил разницу в
восприятии особым менталитетом наших поклонников джаза, воспитанных на
оптимистичной светлой музыке и универсальном джазовом стиле в эстрадном искусстве нашей
страны, нередко именовавшем себя «песенным джазом».
Народный артист
Республики Узбекистан, лауреат международных конкурсов, художественный
руководитель Джаз-оркестра Узбекистана, певец и композитор Мансур Ташматов дал эксклюзивное интервью для сайта «Культура.Уз» о
прошедшем концерте, который вызвал разные мнения ташкентских любителей джаза!
-
«Быть великим — значит давать направление» (Ф. Ницше). Виртуозное трио из
Швейцарии Noisy Minority - это замечательные музыканты, с которыми я лично
знаком. Втроём они играют очень интересную авангардную музыку: это своего рода
«импровизация в импровизации», потому что они играют без партитуры,
предварительно обговорив в общих чертах основную идею композиции, краткого
сценария: это смесь всего того лучшего,
что звучало в джазе за последних 50 лет. Это и есть «свободный джаз».
-
Какое значение имеет нынешний
Международный фестиваль джаза в
Ташкенте в целом для развития
музыкальной культуры Узбекистана?
- В двух словах
это выразить невозможно. Такое впечатление, что полмира побывало у нас на
фестивале на большой сцене Государственной консерватории Узбекистана. Встречи с
джазовыми музыкантами мирового значения со всех концов планеты имеют огромное
значение не только для профессионалов высокого класса, но и молодых музыкантов
– студентов Государственной консерватории Узбекистана. Зарубежные джазмены из
Франции, Турции, Индонезии,
Латвии, США, Чехии и Швейцарии – каждый по-своему оригинален и неповторим - они побуждают нас на создание новых произведений,
концертных программ, джазовых интерпретаций и поисков нового языка для самовыражения.
Это мы видим по новому репертуару Биг-бэнда имени Батыра Закирова, которым я
руковожу. Каждый наш концерт проходит как праздник и выявляет новые
музыкально-вокальные таланты.
В
1996 году постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О развитии
эстрадного искусства в Узбекистане» в стенах Ташкентской государственной
консерватории была образована кафедра «Эстрадное исполнительство». С марта 2002
года в новом здании Государственной консерватории Узбекистана был образован
факультет «Эстрадное искусство». Уже в 1996 году был создан джазовый оркестр
Биг-бэнд. Первым руководителем Биг-бэнда был профессор Боходыр Мухтарович
Муртазаев. Концерты Биг-бэнда проходят в Узбекистане и за рубежом. В 1996 году
Биг- бэнд выезжал с гастролями во Францию, где участвовал на фестивале в городе
Монгиён и нескольких других городах Франции. В последнее время Биг-бэнд
принимает активное участие в музыкальной жизни Консерватории и города.
В репертуаре
Биг-бэнда, наряду с популярными
композициями западноевропейских композиторов и музыкантов, также нашли своё
место и композиции композиторов Узбекистана. Состав Биг-бэнда регулярно
обновляется, так как одни студенты, оканчивая консерваторию, передают эстафету
вновь поступившим в неё. Студенты и магистры, обучающиеся по образовательному
направлению «Эстрадные инструменты», играя в Биг- бэнде, получают высокий
исполнительский уровень, что позволяет им после окончания консерватории
работать в профессиональных оркестрах. Дирижёр Биг-Бэнда старший преподаватель ГКУз
Арсен Назарьян. На кафедре также существует джаз-квартет саксофонистов
«Пантера», а также состав «Комбо». В программу концерта Биг-бэнда в рамках
Международного фестиваля джаза в Узбекистане 30 04 16 прозвучат композиции М.
Миллера, Д. Векла, Д. Брубека, Х. Хенкока и др.
На
заключительном вечере Международного джазового фестиваля в Ташкенте поклонники
импровизационного искусства смогут
услышать разные направления джазовой
музыки и иметь возможность сравнить различные стилевые особенности биг-бэндов в грандиозном
совместном концерте джазовых исполнителей Франции, Швейцарии и Узбекистана,
посвященном Международному дню джаза. Этот гала-концерт должен быть
показательным. В нём примут участие студенты Государственной консерватории
Узбекистана: Биг-Бэнд под
руководством Арсена Назарьяна и вокалисты класса профессора Дилёры
Манулаевой .
Мы
серьёзно готовимся к гала-концерту. Сейчас идут репетиции наших музыкантов с
выдающимся французским пианистом Эрве Селланом.
Я
уверен, что джазовый Ташкент вновь порадует всех меломанов, независимо от их
жанровых пристрастий. Музыка находит путь к любому сердцу, стремящемуся познать
её волшебство и силу.
Гуарик
Багдасарова