«Голос
вечной нежности» Клавдии Шульженко (11 (24) марта 1906, Харьков -17 июня 1984,
Москва) и его секрет были раскрыты на
одноимённом концерте в Ташкентской и Узбекистанской Епархии 29 мая в честь
110-летия со дня рождения выдающейся
певицы и 71-ой годовщины великой Победы,
по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, Главы
среднеазиатского Митрополичьего округа.
К
100-летию Клавдии Шульженко Саратовский джаз-оркестр «Ретро» подготовил
программу из подлинных партитур оркестров и ансамблей, с которыми выступала
певица. В 2006 году эти песни вновь прозвучали на сцене Колонного зала в
Москве. Автор нынешнего совместного проекта (Представительство
Россотрудничества в Узбекистане и отдел по культуре «Сретенье» Ташкентской и Узбекистанской Епархии) и композиции, режиссёр и ведущий, Заслуженный
работник культуры Узбекистана Андрей
Слоним, и музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним сумели создать
на вечере особую творческую атмосферу, призванную донести до зрителей
живой образ К.И. Шульженко. Для этого были привлечены кинофрагменты её
выступлений разных периодов – в том числе её юбилейного концерта во Дворце
съездов в Москве (1976); фотографии из семейного архива; тщательно подобрана программа концерта, в
которой прозвучали щлягеры и малоизвестные песни из репертуара Народной
артистки Советского Союза Клавдии Шульженко в исполнении ведущих солистов ГАБТ
имени А. Навои. В концерте приняли участие заслуженная
артистка Узбекистана Ольга
Александрова; лауреаты и дипломанты международных и республиканских
конкурсов: Анастасия Юдина, Лятифе Абиева, Рада Смирных, Надежда
Банделет, Наталия Сараева, Ульяна Семёнова.
Юбилейный
вечер Клавдии Шульженко открыл Руководитель Представительства Россотрудничества
в Республике Узбекистан Виктор Шулика.
Он рассказал, что в этом году Российский центр науки и культуры в Ташкенте
отметил несколько важнейших юбилейных
дат.
В
апреле 2016 г. в Российском центре науки и культуры в
Ташкенте состоялось мероприятие, посвященное 180-летию со дня рождения
выдающегося русского ученого-врача Николая Васильевича Склифосовского. При
поддержке и участии Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан
в Ташкентском политехническом музее состоялся Интерактивный урок для студентов
технических вузов Узбекистана, посвященный 55-летию со дня первого полета
человека в космос. Двадцать шестого апреля 2016 года Представительство
Россотрудничества в Республике Узбекистан провело круглый стол «Дружба народов
победила стихию», посвященный 50-летию со дня землетрясения 1966 года.
РЦНК
в Ташкенте отметило 130-летие выдающегося русского поэта, создателя школы
акмеизма, переводчика, литературного критика, путешественника, ученого и
исследователя Николая Степановича Гумилева; 130-летие великого татарского
поэта, литературного критика, публициста, общественного деятеля и переводчика
Габдуллы Тукая. В Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоялся вечер
памяти Героя Совесткого Союза, поэта, философа и гуманиста Мусы Джалиля,
посвященный 110-летию со дня его рождения. На Вечере памяти известного
советского поэта в РЦНК в Ташкенте был показан фильм о Мусе Джалиле «Приговоренный к бессмертию».
В адрес Российского центра науки и
культуры в Ташкенте, - заверил Виктор Шулика, -
прозвучали слова благодарности за почитание памяти известных поэтов,
героев, защищавших свою Родину в годы Великой Отечественной войны, сохранение литературных памятников поэзии,
общечеловеческих ценностей и дружбы между народами России и Узбекистана.
В.Н.
Шулика выразил от Представительства Россотрудничества в Узбекистане признательность за
возможность в совместном проекте приобщиться к творческому наследию известной советской эстрадной певицы, актрисы,
Народной артистки СССР (1971), участницы Великой Отечественной войны,
награждённой Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.» и медалью «За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Страницы
её простой и одновременно героической
биографии поведал зрителям А.Е. Слоним. В январе 1940 года в
Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и
Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945
года. С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится
Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами
Ленинградского фронта прямо на передовой. Объявление о начале войны застало
певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей
Красной армии. Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Её
песни звучали на передовых и в госпиталях. В конце 1941 года в репертуаре
Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий
платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским.
В
1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая
1945 года – орденом Красной Звезды. Летом того же года «За выдающиеся заслуги в
области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки
РСФСР. Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко,
её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны,
потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом деле песни по-прежнему были разными, просто
артистка научилась делать их «своими». За время блокады Ленинграда К. Шульженко
дала свыше пятисот концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен
«Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия
Шульженко получила всесоюзное признание. Двенадцатого июля 1942 года на сцене
Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и
Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону
Ленинграда». С джаз-ансамблем Клавдия Ивановна гастролировала в действующих
войсках на протяжении всей войны.
В
октябре 1965 года Клавдия Ивановна приняла участие в Первом фестивале советской
эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через
два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля. В мае 1971 года «за
большие достижения в области советского эстрадного искусства» солистке
Москонцерта К. И. Шульженко Указом Президиума Верховного Совета СССР
присваивается почётное звание народной артистки СССР, а в июне 1976 года ей был
вручён орден Ленина. В 1980 году Шульженко записывает свою последнюю
долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия»
выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба
Скороходова). В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках
телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С.
Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря того же года по первому
каналу Центрального телевидения.
Умерла
Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоял
рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда–то Исааку Дунаевскому в
преферанс, а К. Шульженко выкупила его. Среди личных вещей — концертное платье
от малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. В записной книжке —
телефоны поликлиники Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с
которым её связывала крепкая дружба. Похоронена в Москве на Новодевичьем
кладбище. Рядом с ней Владимир Коралли, её муж, который умер спустя 11 лет, и его похоронили рядом с
бывшей женой.
Памятный
вечер «Голос вечной нежности» был
выстроен автором композиции и режиссёром Андреем Слонимом своеобразно и
убедительно. В нём неразрывно связались творческий облик Певицы и незабываемые
даты - День памяти и почестей, как и уже близкая июньская дата годовщины начала
войны. Всей своей жизнью и устремлённостью к любви Шульженко могуче и бурно
противостояла тёмным силам войны, даже в самые её суровые годы даря людям заряд
особой нежности, Любви и Надежды. В послевоенное время разнообразный неисчерпаемый
репертуар Шульженко отразил всё многообразие самых нежных и тонких чувств
женской души. Кое-кто из чиновников того времени считал эти тонкие произведения
«мелкотемьем», «мещанством», певицу нередко жёстко критиковали. А она неизменно
несла эту возвышенность истинных чувств тем многим людям, кому они так были
необходимы и важны в самые разные периоды жизни – потому что несли оптимизм,
надежду и красоту. Певице была свойственна и острая ироничность – даже по
отношению к себе самой. Именно эта сложность ее натуры позволяла ей ощущать свой талант – и не размениваться на
расхожую самовлюбленность – Клавдия Ивановна жила и пела для людей, и была ими
горячо ценима и любима.
Еще
одна приятная неожиданность была свойственна этому вечеру. Никто из прекрасных
солисток разных поколений не старался подражать самой манере исполнения К.И.
Шульженко, а искал в ее любимых песнях свои штрихи и краски, свойственные
мироощущению нашего современника. Этот прием показался переполненному залу
убедительным и вызывающим постоянное эмоциональное сопереживание – как будто
прямо здесь на глазах создавалась атмосфера каждого номера. И зрители щедро
благодарили исполнительниц, буквально,
каждой песни горячими аплодисментами.
В
программе концерта прозвучали песни военных лет, которые были на слуху у
старшего поколения: «Если б не было войны…» М. Минкова на стихи И. Шаферана
(Наталья Сараева–сопрано); «Танго у разбитого танка»
Е.
Жарковского на стихи А. Поперечного (Надежда Банделет-сопрано); «Здравствуй,
мама!..» Д. Тухманова на стихи Р.
Рождественского (Лятифе Абиева-сопрано); «Синий платочек» в исполнении самой
Клавдии Шульженко (исторический кинофрагмент военного 1943 года) и другие.
Для
Ольги Александровой с её красивым меццо-сопрано был подобран специальный репертуар,
в котором каждая песня представляла собой драматическое действие: она как будто
не пела, а проживала каждую тему с характерным для певицы накалом страстей, в
лучших традициях её славной предшественницы – Клавдии Шульженко. В её
исполнении прозвучали разнообразные знаковые произведения, исполненные
героизма, патриотического пафоса, такие как
«В лесу прифронтовом…» М. Блантера на стихи М. Исаковского, и
противоположные по настроению, глубинного философско-лирического плана: очень популярные в своё время «Руки» И. Жака
на стихи В. Лебедева-Кумача и «Ваша записка…»
Н. Бродского (стихи П. Германа).
Старинный романс «Тёмно-вишнёвая шаль»
в исполнении Рады Смирных (контральто), как всегда, вызвал шквал аплодисментов драматическим лиризмом исполнения. «Песня о
любви» М. Фрадкина на стихи Н. Доризо многих зрителей заставила вспомнить
её премьеру в к/ф «Простая история» и
сравнить с новой неподражаемой интерпретацией Анастасии Юдиной. Там эту наивную задушевную песню исполняет Н.
Мордюкова: при всём различии звучания, обе артистки смогли передать эмоциональное настроение покинутой женщины,
особенно в припеве: «Но как на свете без любви прожить?..»
Дуэт
Ольги Александровой и Надежды Банделет
(«Recordare») из «Реквиема» Дж. Верди по замыслу организаторов и участников
вечера посвящался светлой памяти всех павших солдат – и прозвучал в духе лучших
классических традиций многоголосого хорового исполнения.
Молодая
певица Ульяна Семёнова (сопрано) приятно поразила публику не только своими
вокальными данными, но и убедительным артистизмом исполнения песни «Молчание»
И. Дунаевского на стихи М. Матусовского.
Надежда
Банделет с новой силой экспрессии
донесла нисколько не устаревший, так молодо прозвучавший знаменитый «Вальс о вальсе» Э. Колмановского
на стихи Е. Евтушенко. Когда-то он
звучал в радиоэфире из открытых
окон во всех ташкентских дворах и не сходил с телеэкрана в исполнении К.
Шульженко, Майи Кристаллинской и более
поздних звёзд советской эстрады. Два
мощных завода Грампласттреста выпускали огромное количество пластинок с
записями Шульженко, которые на прилавках не задерживались.
Особенно
по душе публике пришлась в финале концерта песня «Три вальса» А. Цфасман (стихи
Л. Давидович и В. Драгунского) в
исполнении трио. Ульяна Семёнова, Надежда Банделет, Рада Смирных артистично и с
убедительной живостью и органичностью воплотили три разных характера и
символизировали три возраста героини песни.
Нельзя
не отметить, как и во многих предыдущих вечерах, тонкую и высокомузыкальную
работу Людмилы Слоним. Ощущалось, насколько детально были проработаны ею с
каждой певицей специально приготовленные песни, которые сейчас звучат не очень
часто. Она не просто и не только аккомпанировала – а в тонком ансамбле творила
драматургию каждого номера вместе с солистками, заставляя почти физически
услышать то штрихи духового оркестра в парках военных лет, то затаённую тайну
молчания, то бурную экспрессию чувства. Не только с каждой отдельной певицей
эти штрихи были разными, гибкими – но и каждое новое произведение одной исполнительницы
каждый раз окрашивалось несколько по-новому.
Завершал
концерт кинофрагмент, запечатлевший
Клавдию Шульженко, исполнившей песню, в которой она раскрывала
секрет её собственного «голоса вечной
нежности»: он заключался в её сердце,
исполненном любви, и вечной молодости души.
Благодарные
зрители долго не отпускали артистов, одаривали их букетами цветов и после
окончания концерта не торопились расходиться. В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии в этот раз было много молодёжи - курсантов и
волонтёров из РЦНК в Ташкенте. И в том, что хорошо и менее знакомые песни
любимой Певицы были исполнены так, как они понимаются и ощущаются сегодня
современными исполнительницами – прозвучал поистине великий смысл неразрывности
поколений и истинных духовных ценностей, которые так необходимы людям во всём и
всегда.
Гуарик
Багдасарова
Фото Михаила Левковича