Заседание открыла руководитель
ЛТО «Данко» Фарида Петровна Бобрик. Она сказала, что программа вечера, как
всегда, очень интересная и разнообразная: «Нам есть о чём и с кем поговорить».
И в сам деле, на заседание пришли многие активисты клуба, уважаемые люди, за
плечами которых далеко не один год напряженной трудовой и творческой
деятельности. И в самом деле, все надежды данковцев и их гостей полностью оправдались. И вот почему…
Международный день против
фашизма, расизма и антисемитизма отмечают 9 ноября во многих странах мира. Он был
установлен по инициативе Международной сети против расизма UNITED, объединяющей
более 560 организаций из 46 стран. Холокост — это не только проблема одного
народа, а пример того, к чему приводит политика «поиска козла отпущения» и
убеждения в превосходстве одной нации над другими.
Сегодня
вопросы антисемитизма вновь выходят на первый план вместе с антимигрантской
истерией и проблемой исламофобии. К тому же, несмотря на пережитые трагедии
Второй мировой войны, затронувшие большинство стран мира, когда, казалось бы,
вся фашистская идеология была уничтожена «на корню», однако, как показывает
ситуация в мире последних лет, это не так. Даже в тех государствах, на чью долю
выпало больше всего испытаний, официально зарегистрированы и легально действуют
организации профашистской идеологии. Пример тому – спецоперация на Украине против неонацизма киевского
режима. Ежегодно в Международный день против
фашизма, расизма и антисемитизма во многих странах проходят тематические
мероприятия — выставки, митинги, демонстрации и другие акции в память о жертвах
нацизма, жертвах террора на национальной, расистской, в частности,
антисемитской почве.
В музее-квартире узбекского композитора Сулеймана
Юдакова в ЛТО «Данко» 22.11.22 поэты читали свои стихи в память о 55 млн. жертв
Второй мировой войны и посвящённые героям Победы в Великой Отечественной войне,
которая забрала жизни 27 млн советских людей. Мы помним, что 9 мая — День
Победы в войне над фашистской Германией — является в России, бывших советских
республиках и ряде стран Европы одним из самых важных, трогательных и славных
праздников. Хозяин этой квартиры, в которой уже многие годы заседают поэты,
музыканты, композиторы, - художник-гражданин, патриот и интернационалист
Сулейман Юдаков в 1976 году написал балет-ораторию «Победа» на стихи Т. Тулы. В
ней, как и в «Мирзачуле» на стихи Г. Гуляма и «Моей Родине» на стихи Т. Тулы ощущается
оптимистическое мироощущение, радостные эмоции и атмосфера торжества завоёванного
мира на земле.
Валентина Показанец посвятила свои стихи
героям ВОв и спела "Песню о краснодонцах" Василия Соловьева-Седого на
стихи Сергея Острового. Ей подпевали все данковцы. Автор этих строк вспомнила своё стихотворение
из книги «Есть лишь путь…», посвящённое защитнику Сталинграда С.А. Микиртычяну,
уроженцу Сыр-Дарьи.
Татьяна Грушина прочитала свои стихи: «Весточка» на картину
Александра Лактионова «Письмо с фронта» и на картину Гелия
Коржева «Проводы». Особенно всех
присутствовавших тронула её исповедь «Почему я пишу о войне?»
Почему я пишу о войне?
Потому, что молчать не могу!
Потому, что та память во мне
Возвращает на битвы дугу.
Возвращает, забыть не даёт
Лихолетье тех пламенных дат,
И с надеждой там песню поёт,
Что вернётся с Победой солдат.
Родилась я, не зная войны,
А как будто всё помню о ней:
Все сраженья, лишенья, цветы
Обожжённых бомбёжкой полей.
Почерневшие, в копоти все,
И без окон, в руинах дома.
И дороги запомнились мне,
Крик комбата: За нами Москва!
И казнённых я вижу людей.
Обездоленных, горе познав,
Крох невинных, несчастных детей,
И героев: смерть смертью поправ.
В моих генах зашита та боль.
Не забудется это вовек!
Знать, судьбою отведена роль:
Помнить всё. Я такой человек.
Бард Ольга Абишева исполнила авторскую
песню «Пою солдатам» под аккомпанемент гитары. Она её посвятила светлой памяти
отца - Петра Емельяновича Спицына, хирурга, подполковника Медицинской службы,
прошедшего фронты Великой Отечественной войны в полевых госпиталях до Берлина:
Пою хирургам полевых госпиталей,
Сестрёнкам санитарных батальонов.
Всем тем, кто не вернулся с тех полей
И тем, кому судьба продлила сроки.
Ко Дню Победы в сердце снова боль,
Острее об отце воспоминанье.
Мы в этот день за праздничным столом
Однополчан его погибших поминали.
Я слушала рассказы о войне -
Солдатские, скупые два-три слова.
Потом - молчание в звенящей тишине,
Воспоминания, нахлынувшие снова.
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть мирно континенты расцветают.
И с этой лишь единственной мольбой
Я к человечеству сегодня обращаюсь.
Я не успела всё отцу сказать.
Суровый воин, я горжусь тобою.
Смогла лишь только песню написать,
Но не услышишь, не споёшь со мною.
Но я пою врачам госпиталей,
Солдатам санитарных батальонов.
Всем тем, кто не вернулся с тех полей
И тем, кому судьба продлила сроки.
Надежда Милашевич прочитала стихи Людмилы
Байбековой и своё посвящение ей. Сергей Мартыненко поднял всем настроение
сатирическими виршами: «Безобразие» и «Шагали ноги по дороге». Георгий Близняков читал
военно-патриотические произведения из сборника погибших поэтов на войне и
стихотворение «Харьковские старушки» из прижизненного сборника поэзии Евгения
Евтушенко.
В этот вечер руководитель ЛТО «Данко»
Фарида Бобрик обширным докладом напомнила присутствующим о жизни и творчестве советского
поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко (1932-2017). Ранним стихам Евтушенко
свойственны оптимизм и вера в светлое коммунистическое будущее, характерное для
поколения «шестидесятников» под влиянием общественной пропаганды. В 1962 году в
газете «Правда» было опубликовано ставшее широко известным стихотворение
«Наследники Сталина», приуроченное к выносу из Мавзолея тела Сталина. Большой
резонанс вызвали и другие его произведения: «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину»
(1965), «Танки идут по Праге» (1968). Последнее стихотворение было написано 23
августа 1968 года, через два дня после ввода войск стран Варшавского договора в
Чехословакию. Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт
продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. Известными стали его выступления в
поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. В феврале 2014 года Евтушенко обратился к
народу Украины со словами поддержки и стихотворением «Государство, будь
человеком!», написанным в ночь с 18 на 19 февраля, в разгар столкновений
протестующих с милицией и внутренними войсками МВД во время Евромайдана.
Отметив, что «невидимками на Майдане / вместе — Пушкин, Брюллов, мы стоим». Евтушенко
выступил против политической вражды и в поддержку конвергенции, выразив
надежду, что «всем Европой нам стать удастся».
В 1963 году тридцатилетний Евтушенко был
номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Евгений Евтушенко был
официально женат четыре раза. Поэт Иосиф Бродский крайне негативно отзывался о
Евтушенко как о поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете — это не так всё
просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая
огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. …
У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут
нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела». Однако, по воспоминаниям М. И. Веллера,
это не мешало Бродскому просить у Евтушенко помощи в сложные жизненные моменты,
причём Евтушенко никогда ему не отказывал.
Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года
во сне от остановки сердца в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в
Талсе (штат Оклахома, США). Поэт
был похоронен 11 апреля 2017 г., согласно его последней воле, на Переделкинском кладбище
рядом с Борисом Пастернаком и Виктором Боковым. В городе Зима Иркутской области,
где он родился, в этот день был объявлен траур. Евгений Евтушенко наряду с многожанровым персональным
творческим наследием оставил нам «Строфы века» (1993 — на англ., США; 1995 —
русское изд.) — антологию русской поэзии XX века, которую он составил, проживая
в Америке.
На заседании «Данко» его участники читали много
лирических, антифашистских и антивоенных стихов Евгения Евтушенко. Фаузи
Мухамеджанов наизусть прочитал стихи любимого поэта: «Нежность», «Не понимать друг друга страшно», «Монолог из драмы "Ван-Гог"», «Уходят
матери», «Я не сдаюсь». Автор этих строк поделилась полюбившимися стихами Евтушенко
с юности: «Идут белые снеги», «Последняя попытка», «Не исчезай», «Станция
Зима», «Зависть», «Окно выходит в белые деревья», «Танки идут по Праге», отрывки
из поэмы «Тринадцать».
Композитор и исполнитель Салих Абсалямов исполнил
на фортепиано песню Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко «Хотят ли русские
войны?» Поэту Евгению Александровичу Евтушенко не однажды довелось побывать за
рубежом, был он во многих странах Западной Европы и в Соединенных Штатах
Америки, и не раз во время этих поездок приходилось ему слышать именно такой
вопрос: «Хотят ли русские войны?». Причём, задавали его и те, кто вовсе не
является нашими врагами. Тогда и решил он ответить на этот вопрос
стихотворением. Было это осенью 1961 года во время очередной его поездки за
рубеж. Вернувшись домой, поэт показал стихи композитору Э. С. Колмановскому.
«Я написал музыку, — вспоминает Э. С.
Колмановский,— и сыграл песню в студии грамзаписи, где она была одобрена. Но
присутствовавший на прослушивании Марк Бернес, с которым незадолго до этого мы
встретились на песне “Я люблю тебя, жизнь»”, на этот раз со свойственной ему прямотой
и категоричностью заявил, что мелодия, по его мнению, неудачна.
Бернес, вообще, в оценке песни не терпел
никаких компромиссов и кому угодно говорил только то, что думал. Вера в
Бернеса, в его вкус, в его мелодическое чутье, в музыкальную прозорливость
заставила композитора написать совершенно новую музыку. А это гораздо труднее,
чем написать её в первый раз, потому что приходится отрешиться от созревшей уже
однажды мелодии. В итоге родилась, по сути своей, песня-манифест, песня
протеста против войны, песня—призыв к миру и единению людей, слова которой
прозвучали без ораторского пафоса, а словно в беседе о самом сокровенном,
дорогом, волнующем. Так, мы помним, спел их Бернес.
Песня облетела весь мир. Не потому ли
каждое исполнение этой песни дважды Краснознаменным имени А. В. Александрова
ансамблем песни и пляски во время его зарубежных гастролей становится в полном
смысле слова политической акцией. Так было во время его турне по странам Европы
в 1967 году, когда ансамбль Александрова выступал в Италии, Бельгии, Франции,
Швейцарии. При исполнении «Хотят ли русские войны» зал взрывался
аплодисментами. Вот так она и продолжает звучать во всю мощь, неся людям планеты правду о некогда нашей большой стране,
о нашем миролюбивом народе, став глашатаем мира и борцом за мир.
Заседание ЛТО Данко завершилось хоровым
исполнением песни Вано Мурадели на слова Александра Соболева «Бухенвальдский набат» (1958). Солировал
Салих Абсалямов. Эта песня облетела всю планету, стала символом борьбы народов
за мир. Как писал поэт И. Шаферан в газете «Советская культура»:
«„Бухенвальдский набат“ — песня-эпоха. И скажу без преувеличения — мир замер,
услышав эту песню». Старшее поколение помнит эту песню 1958 года со школьных
лет в исполнении Муслима Магомаева, а также Ансамбля песни и пляски Советской Армии
под управлением Б .А. Александрова, произведшем поистине «ядерный» взрыв её популярности по всей стране. Она не утратила
своей актуальности и в наши дни – только один припев чего стоит:
………………………………………..
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!
На этой мажорной победоносной ноте
данковцы простились до 6 декабря 2022 года.
Гуарик Багдасарова
Фото автора, С. Мартыненко, Ф. Мухамеджанова