пятница, 21 июля 2023 г.

«Наше наследие: мастера искусств Узбекистана»

 


        В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана 18.07.23 открылась традиционная ежегодная выставка «Наше наследие: мастера искусств Узбекистана». Она представила творчество художников-юбиляров этого года, известных и малознакомых массовому зрителю. Среди них живописцам: академику М. Саидову – 100 лет; М. Калонтарову и А. Луневу – 115 лет; С. Колыбанову – 125 лет; В. Жмакину, Л. Резникову, Н. Ковининой-Скориковой,        К. Эминову, В. Волкову, Е. Мельникову – 95 лет; К. Насырову, П. Тахирову, Б. Токмину – 90 лет. Скульпторы В. Дегтярев и П. Иванов достигли 85 лет. Их произведения хранятся в Дирекции художественных выставок, частных собраниях и семейных архивах.


          
Выставка знакомит новое поколение художников и любителей искусства с интересной эпохой истории искусства Узбекистана: с 40-х годов прошлого века с главным методом соцреализма в литературе и изобразительном искусстве по 2000-ые годы с их многообразием индивидуальных художественных стилей и направлений в искусстве.

          «Интернациональный состав мастеров искусства, при всём их стилистическом различии, - отметила на открытии вернисажа заместитель директора ДХВ по научной деятельности – Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева, - объединяет живая летопись искусства Узбекистана, характерный  пафос ушедшей эпохи – дух надежды и веры в светлые социалистические идеалы, красоту и доброту, спасающие мир, и, конечно, высокий профессионализм представленных свыше 200 произведений художников, достойных нашего внимания, изучения, памяти и почестей.

          Людмила Кодзаева в своём выступлении отметила, что экспозиция знакомит нас не только с художниками разных возрастов, но и разных школ. Так, например, С. Колыбанов оканчивал в своё время ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские — учебные заведения, созданные в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918 года. Московский ВХУТЕМАС был образован в 1920 году путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Портрет С. Колыбанова на выставке изобразил И. Енин в момент творческого озарения художника, в котором автор зафиксировал мельчайшие отличия внешнего и внутреннего облика модели.

          М. Саидов – один из первых выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской Академии художеств на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в прошлом Императорской Академии художеств в Петрограде. Большую часть своей жизни он посвятил педагогической деятельности, соединяя её с  творческими достижениями в живописи.

          На выставке представлена большая часть экспозиции Е. Мельникова, представителя ташкентской художественной школы, и живописца-монументалиста - В. Жмакина, воспитанника московской художественной школы, чьи ученики сейчас успешно преподают в художественных вузах монументальную живопись.



   Художники-шестидесятники Е. Мельников, Б. Токмин были поклонниками французского постимпрессионизма и позволяли себе обогащать метод соцреализма новыми исканиями свободной линии, яркой формы, активного цвета, вопреки жёсткой цензуре советского времени, не пропускавшей на выставки работы с элементами новизны живописного языка. Это поколение шестидесятников привнесло много нового в искусство живописи Узбекистана.






      В их числе были художники: К. Насыров, П. Тахиров, Н. Ковинина-Скорикова, представители семейных династий самаркандского художника             М. Калонтарова, художников В.А. Волкова, Л. Резникова, К. Эминова. Мы до сих пор не знаем даты смерти Кучкара Насырова, работавшего в Доме художника в Ташкенте. Нам не известна дальнейшая судьба Нины Ковининой-Скориковой, уехавшей в 90-ые годы прошлого века из Ташкента в Москву. Есть несколько таких открытых дат жизни и творчества художников, но мы знаем, что их работы высочайшего профессионального мастерства принадлежат вечности, поэтому они в наши дни демонстрируются на этой юбилейной выставке. Свой краткий экскурс в историю живописи Узбекистана Людмила Кодзаева закончила пожеланием: «Желаю вам приятного просмотра!»

          Выступивший на открытии выставки заслуженный деятель искусств Узбекистана, академик АХУз Садулла Абдуллаев назвал мастеров-юбиляров своими учителями, у которых ещё многому может научиться не только молодое поколение, но и зрелые художники. Академик живописи вспоминал, как их старшие учителя приглашали молодых художников в свои мастерские и учили их непосредственно на своих работах познавать секреты мастерства:

- Жизнь и творчество этих мастеров пронизано интересом к мировой и национальной культуре, истории, народной жизни, что позволило им раскрыть в своих произведениях интернациональные общечеловеческие ценности, на которых держится наш современный хрупкий мир.

          В экспозиции широко представлены жанровая и историческая живопись, портреты и натюрморты, мастерски исполненные пленэрные этюды, за которыми стоят яркие творческие индивидуальности, каждая из которых продемонстрировала свой оригинальный стиль живописного и пластического изложения – от соцреализма до постимпрессионизма и модернизма. В центре экспозиции внимание зрителей приковали к себе картины академика Мамона Абдусаматовича Саидова. Среди почитателей его живописи на вернисаже выделялась дочь художника Диларам. Я попросила её рассказать, каким она запомнила своего отца и вот что она мне коротко рассказала:

-   По профессии я провизор, но своим троим детям – мне, брату и младшей сестре – наш отец с детства внушил любовь к живописи и созданным им героям – простым людям из народа. Мой папа был всегда молчаливым, спокойным, человеколюбивым, трудолюбивым, сосредоточенным на своих творческих замыслах. Папины работы отличаются его жадным интересом к узбекской истории и национальным традициям, любовью к простым хлопкоробам и деятелям культуры, верностью нравственным семейным устоям в жизни и творчестве. Мы, его родные дети, не пошли по стопам отца, но зато наши дети, его внуки, все учатся в специализированных художественных школах, побеждают на республиканских художественных олимпиадах и мечтают стать настоящими мастерами живописи, как их прославленный дед. Я благодарна Дирекции художественных выставок, что она к столетию отца для нас, и для жителей, и гостей Ташкента подготовила такой бесценный памятный подарок.





            Перед глазами зрителей в работах М. Саидова наряду с простыми дехканами-хлопкоробами и тружениками села, пастухами, разнорабочими, учителями («Портрет М. Саматовой, старейшей учительницы Узбекистана», 1987), портретами детей («Наш балкон»,  1973) проходят перед глазами такие известные исторические деятели культуры, как узбекский поэт, драматург, общественный деятель, защитник науки и просвещения, раскрепощения женщины Востока Хамза Хакимзаде Ниязи. На нескольких полотнах он изображён вместе с первыми артистами передвижной театральной труппы – женщинами с красивыми открытыми одухотворёнными лицами, обслуживавшими новым советским идейным искусством части Красной армии на Туркестанском фронте и уверенно глядящими в будущее («На концерт», 1977).  Во времена СССР именем Хамзы были названы улицы, школы, театры, станция Ташкентского метро и другие памятные места в нашем регионе. С началом эпохи независимости Узбекистана под давлением реакционного духовенства новым правительством Хамза был объявлен врагом узбекского народа и ислама, в связи с чем все объекты городской инфраструктуры были, к сожалению, переименованы.


В 50-60-ые годы прошлого века художники не только были живыми летописцами мирных послевоенных лет, прославляющими подъём народного хозяйства и культурную революцию в стране, героев социалистического труда и выдающихся деятелей культуры. Очень часто они обращались к теме Великой Отечественной войны, героизма народа-воина и народа-победителя, а также подвига простых граждан в южном тылу, принявших в свои семьи полтора миллиона соотечественников с временно оккупированных фашистами территорий России, Беларуси, Украины. Так, например, Н. Ковинина-Скорикова наряду с изображением современниц («Мухаббат», 1965) в камерной жанровой работе «Весна 1945 года» наравне с другими художниками живо передала чувства и переживания, гордость за Победу над фашизмом ветеранов ВОв, кто собственными руками ковал её на просторах Европы – от Москвы до Берлина.




       Победное окончание Великой Отечественной войны принесло в живопись много новых тем и образов, изменило её эмоциональное содержание, заставило художников по-новому увидеть окружающий мир и самих себя. В жизни народа и его непосредственных выразителей-художников появилась уверенность в торжестве созидательной силы справедливости и добра. Однако тема войны никуда не ушла из соборной памяти народа и продолжала находить место в искусстве, в частности живописи, в сложной многогранной интерпретации. Свидетельство тому – картины на военную тему, в которых необычайно возросло эмоциональное начало и расширилась сфера душевных переживаний: «Маки, маки… Скорбная память земли» А. Лунёва и многие другие живописные полотна на выставке.




Зрители подолгу рассматривают портреты, пейзажи, жанровые картины, анималистические композиции с лошадьми народного художника Узбекистана Е. Мельникова (1928 – 2010). Он называл себя «Узбекским художником». Портрет художника Г. Зильбермана (1975) Е. Мельникова в стиле позднего Сезанна можно разглядывать бесконечно, внимательно изучая натуру модели. В его собственном «Автопортрете» читается долгий тернистый путь выдающегося мастера портретной живописи, натюрморта, пейзажа и анималистических композиций («Время цветения трав», 1970; «Скачки на Ташкентском ипподроме», 1984; «Белые лошади», 1974), оказавшего большое влияние на развитие национальной школы современной живописи Узбекистана.

«Узбекский художник» родился в г. Бузулуке Оренбургской области. С 1948 по 1953 учился в Самарканде в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова. Его педагогами были А.А. Гольдрей, А.П. Лунев, А. А. Пузыревич, А.И. Ардабадская. В 1954—1960 годах учился на отделении живописи Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского у Р.А. Ахмедова, его педагогами были также О.К. Татевосян, Ю.И. Елизаров, Б.И. Урманче, В.В. Подгурский. Одновременно с 1955 года работал в художественных мастерских Узбекского отделения Художественного фонда СССР. Участник выставок с 1960 года. Персональные выставки прошли в Ташкенте, в 1989 и 2004. В 1990-е имел несколько персональных выставок в странах Западной Европы и США. Работы представлены в ГМИ Узбекистана и художественных музеях Нукуса, Самарканда, Ургенча, Бухары и частных собраниях многих стран мира.




Биографии других художников так или иначе связаны с Узбекистаном, его историей и богатой природой. В портретную галерею Е. Мельникова и М. Саидова органично вписывается реалистичный портрет К. Насырова кисти А. Мирзаева, групповой портрет «Монументалисты» (1973) самого К. Насырова.







На выставке можно сравнить камерные горные пейзажи Акташа («Лето в Акташе»), Сукока («Май в Сукоке», 1989; «Старые тополя в Сукоке», 1987; «Весеннее небо над кишлаком Сукок», 1986) Евгения Мельникова с монументальными пейзажами П. Тахирова «Осень. Дорога в Байсун» (1988);  «Золотая осень» (1982), «Горные пастбища» (1983) К. Насырова и ещё раз убедиться, что узбекистанские советские художники не проходили   мимо творчества своих предшественников. Они использовали их опыт при построении пространственных, панорамных композиций, а также в решении колористических задач. Преемственность художественных традиций заключается в том, что живописцев объединяет мысль о единстве человека и природы: она пронизывает художественный строй лучших картин послевоенного времени.





Если мы бегло затронем натюрморты С. Колыбанова («Натюрморт с лепёшками», 1967; «Натюрморт с глиняными игрушками-свистульками») и натюрморты А. Лунёва («Бульдонежи», 1977), то должны признаться, что при всём их различии, они проникнуты интимным переживанием природы, словно художники в них разговаривают наедине с дарами природы и изделиями человеческих рук.



Скульптура на выставке представлена разными жанрами: это приковывающие к себе внимание посетителей портреты «Мудрость» (пластмасса, 1974) В. Дегтярёва, групповой портрет «Моя семья» (инкрустация, 1965) П. Иванова и многими другими, достаточно широко представленными на выставке. В экспозиции выделяется обобщённая пластическая композиция «Девушка с косой» П. Иванова – извечная тема скульптуры, изображение обнажённого тела, не получившая в нашем региональном искусстве особого развития. В этой фигуре юной девушки интересна попытка автора выразить философски обобщённое представление о женском целомудрии и наметить свой идеал женской красоты.







Автору статьи от имени первых посетителей вернисажа осталось поблагодарить коллектив научных сотрудников отдела выставок и отдела фондов Дирекции выставок за интересную экспозицию, ставшей добрым поводом почтить творчество художников старшего поколения.  Художественная ретро-выставка продолжит работу до 20 августа 2023 года.

  Гуарик Багдасарова

Фото автора, Елены Ветвиковой и Владимира Гранкина

 

         

 

пятница, 7 июля 2023 г.

Первый бардовский фестиваль «Поющий Иссык-Куль» навсегда запомнится участникам стихами, песнями и сиянием «Жемчужины всей земли»

 

        Моё первое заочное знакомство с Иссык-Кулем состоялось, как у многих других любителей литературы, через повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход». Одно из лучших произведений киргизского классика, главным героем которого является простой семилетний мальчик, было написано в 1970 году. Не в силах смириться с окружающей несправедливостью, главный герой решает по-своему проблему противостояния добра и зла, детской мечты и жестокой реальности.

Мальчик любил брать полевой бинокль, которым «премировали деда за долгую службу на кордоне» и взбираться на Караульную гору, с вершины которой хорошо просматривалось озеро Иссык-Куль, посёлок животноводов, скотные дворы, школа-четырехлетка, в которую мальчику предстояло пойти в первый класс. Маленький герой упорно взбирался на гору не для того, чтобы полюбоваться окрестностями: он ожидал появления белого парохода, который пленял его воображение. Мальчик «не помнил ни отца, ни матери». После того, как родители разошлись, мать оставила его на попечение деда Момуна, а сама уехала в город. О своем отце мальчик знал только то, что он «был матросом на Иссык-Куле». Он мечтал оказаться на белом пароходе, чтобы рассказать отцу «про всю свою жизнь». Белый пароход был для мальчика словно сказка. Когда он исчезал из поля зрения, мальчишка с грустью возвращался домой, где злобный Орозкул избивал тетку Бекей и обзывал её самыми последними словами, а любимый дед страдал, глядя на унижение дочери.

От сильных душевных переживаний мальчик заболел: его лихорадило, «то в жар, то в холод кидало». Он слышал, как бабка давила на Момуна, чтобы тот извинился перед Орозкулом, от которого они все зависели. Она считала, что «если у человека отбирают жалованье, он уже не человек. Он никто», и дед должен был переступить через себя, свою совесть, но задобрить зятя. Мальчика всё чаще мучили мысли: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?». Он мечтал о справедливости, но уже понимал, что не всегда можно её добиться.

На следующее утро мальчик был вынужден пропустить школу из-за плохого самочувствия. Он признался деду, что видел маралов. Орозкул понял, как отомстить Момуну: он заставил старика пристрелить марала. Совершив чёрное дело, старик впервые в жизни сильно напился. Когда мальчик увидел, как Орозкул разделывал во дворе тушу, ему стало плохо. Он хотел стать рыбой и уплыть далеко от этих жестоких, бессердечных людей, которые издевались над самой природой. Никем не замеченный, мальчик спустился к реке и уплыл рыбой. Он «прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая»…

В своей книге Айтматов поведал нам печальную историю об одиночестве, несправедливости и человеческой жестокости. Внутренний протест мальчика против насилия не смог найти отклика в окружающих его людях, и он был вынужден покинуть этот равнодушный и жестокий мир. Таким образом, писатель через современный миф и невыдуманную реальность призывал прекратить уничтожение природы, относиться к ней с уважением и любовью. Айтматов пророчит: если человек не научится бережно с ней обращаться, его ждёт неминуемая трагичная расплата. С той далёкой поры я мечтала увидеть легендарное озеро вживую и плывущих белых кораблей по нему: вскоре это случилось.




Второе, тогда уже очное, моё знакомство с Иссык-Кулем состоялось в середине 70-х годов прошлого века. Мы с мужем, мастером спорта по мототуризму, Э.А. Фоминым в составе экспедиций объехали на мотоцикле «Ява» (я, конечно, в качестве пассажира и репортёра) почти весь Советский Союз, включая Среднюю Азию. Один из маршрутов Новосибирск-Ош-Хорог-Душанбе-Ташкент пролегал через Пржевальск и посёлок Рыбачий на озере Иссык-Куль. Пристань Пржевальск — посёлок городского типа в Киргизии. Подчинён администрации города Каракол Иссык-Кульской области. Расположен в 12 километрах к северо-западу от Каракола на берегу озера Иссык-Куль, места впадения в озеро реки Каракол с населением около трёх тысяч жителей. Рядом с Пристанью Пржевальской мы посетили могилу и мемориальный комплекс известного русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского, завещавшего похоронить себя на берегу Иссык-Куля. Посёлок связан шоссейными дорогами: с городом Каракол (бывший Пржевальск), селом Михайловка и селом Липенка.

Иссы́к-Ку́ль (кирг. Ысык-Көл — «горячее озеро») — бессточное озеро в Киргизии, зимой не замерзает. Входит в 30 крупнейших по площади озёр мира и занимает седьмое место в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кюнгёй-Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте 1608 метров над уровнем моря. Озеро и его окрестности с 2001 года включены во всемирную сеть биосферных заповедников (азиатско-тихоокеанская часть); в Рамсарском списке водно-болотных угодий с 1976 года. В 2006 году на дне озера археологическая экспедиция Кыргызско-Российского Славянского университета, работавшая под руководством вице-президента Академии наук Киргизии Владимира Плоских, открыла неизвестную древнюю цивилизацию, существовавшую 2,5 тысячи лет назад. По мнению географа и топонимиста Эдуарда Мурзаева, представление о святости озера и почтительное отношение к нему со стороны киргизов уходят корнями в далёкое прошлое и сохраняются по сей день.

Здесь мы с мужем задержались на несколько дней, подолгу купались, раскачиваясь на ласковых солёных волнах озера. На песчаном берегу объедались спелым абрикосом и мечтали, чтобы когда-нибудь ещё раз побывать в этом благословенном краю, с которым связано так много легенд и  героических страниц истории, а также яркое ощущение радости жизни.
















И вот я снова здесь вместе с ташкентской группой ТО «Арча» на Первом международном фестивале авторской песни и поэзии «Поющий Иссык-Куль» в селе Бостери. Он проходил на северном берегу Иссык-Куля в пансионате «Орбита», предназначенного для проживания здесь слепых и глухонемых граждан, и длился четыре счастливых дня: 30.06.23 – 03.07.23. Из Казахстана (Алматы,  Шымкента и Усть-Каменогорска) приехали больше 40 человек, много гостей было из разных российских городов ( Воронеж, Пермь, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Москва, Ноябрьск); из узбекской столицы – 22 человека. Учредители и организаторы фестиваля - ОО Экологическое движение "Алейне плюс" и  Литературно-музыкальный клуб «Белая Птица» - создали для 250 гостей и участников все бытовые  комфортные условия для успешной реализации смелого культурного мега-проекта. Это проживание в двух- трёх- четырёхместных коттеджах с трёхразовым питанием в местной столовой; чётко налаженный культурный досуг, куда входили бесценные «малосольники» с участием мастеров авторской песни на открытых детских площадках. Наш слух услаждали своим пением под гитару Юрий Лорес (Москва), ансамбль «Белая птица» (Бишкек), ФарСаш (Александр Блак и Фарит Сахабутдинов из Алматы); клуб «Тоника» (Алматы), «Южный ветер» (Шымкент), ТО «Арча» (Ташкент). Каждый прожитый день на фестивале завершался пением под гитару вокруг костра авторских песен по многочисленным заявкам любителей этого жанра.









     Первого июля после прослушки весело прошёл праздник Нептуна, на который собрались взрослые и дети на пляже с золотым песком. С ролью  подводного царя прекрасно справился профессиональный массовик-затейник Владимир Иваненко, психолог по специальности. Морской владычицей была Татьяна Бережная: по совместительству, она готовила многие костюмы и оформляла импровизированную сцену для концерта. Русалку великолепно сыграла Лариса Молева, а мои соседки по коттеджу - Ирина Котиняткина и Елена Поправкина в свите Нептуна изобразили «Золотую рыбку» и «Карасика». На них были рукодельные самобытные костюмы, привлекшие внимание к себе не только малых детей, но и взрослых своей безудержной фантазией и мастерством. Хороводы и игры с детьми мастерски провела очаровательная бардесса Ксюша Бессонная – все исполнители из Бишкека.




На Фестивале была организована торговля продуктами питания, напитками, включая лёгкое пиво «Барс», питьевой водой, а также ярмарка народного промысла, сувенирной продукции, аудио- и видеозаписей авторских песен. Торговля осуществлялась только по согласованию с Оргкомитетом согласно ранее поданной заявке.














      Пансионат выходил на песчаный пляж Иссык Куля. Здесь можно было не только часами купаться и загорать на горячем чистом песке, но затаив дыхание, наблюдать проплывающие по синей глади теплоходы, катера, белопарусные яхты; при желании проделать обзорную одно- или двухчасовую экскурсию на теплоходе или катере. Смельчаки, как цирковые бесстрашные акробаты, могли подняться в воздух на воздушных цветных шарах. Многие гости фестиваля, вспомнив детство, с радостью прокатились на обзорном «чёртовом» колесе и увидели сверху безграничное водное пространство, похожее на бескрайнее синее море без берегов, ведь длина солёного бессточного полноводного озера достигает 182 км, ширина – 58 км,  его глубина – 668 метров, абсолютная высота – 1608 метров.





       Главной составляющей любого фестиваля, где бы он ни проходил, является Гала-концерт участников, успешно прошедших предварительный кастинг. В состав жюри входили: поэт, бард, публицист Анэс Зарифьян - председатель жюри (Бишкек); Фарит Сахабутдинов (Алматы); Олег Пронин (Барнаул), организатор алтайских фестивалей авторской песни; Жанна Симонова (Ташкент); Талант Джолдошбеков (Бишкек). Главное требование жюри к конкурсантам, по мнению Анэса Зарифьяна,  - изначально Поэзия, а уж потом бардовская песня; прежде всего, тонкая лирика, и лишь вторично –  музыкальное дополнение к тексту.

Оргкомитет решил провести Гала-концерт в этнокомплексе «Дордой Номад» («Кочевник») в селе Бостери на побережье озера Иссык-Куль. Об этой архитектурно-природной достопримечательности, воплотившей в себе всё лучшее из национального художественного наследия и современного ландшафта, хочется сказать отдельно. Вряд и где ещё можно увидеть такое органичное слияние архитектуры с природой, когда открытая круглая сцена, окружённая амфитеатром, выходит на берег Иссык-Куля!.. Зрители в течение двух часов могли не только наслаждаться выступлениями лауреатов фестиваля, но и любоваться нежным закатом на горизонте и даже зыбкой лунной дорожкой на поверхности озера от взошедшей в ночных сумерках полной луны. Все номера программы в этот вечер на открытой сцене звучали особенно значительно, трогая сердца людей.  










     Среди гостей фестиваля зрителей покорили проникновенным исполнением авторских песен под гитару мэтры: автор около 500 стихов и песен, член Союза писателей и Литфонда России, член-корреспондент Академии поэзии Юрий Лорес; автор множества поэтических сценариев и 10 поэтических книг Анэс Зарифьян; Олег Пронин; Фарид Сахабутдинов; Андрей Соколов; Юлия Харченко; Анара Мамбеталиева; Виталий Мальцев; группа «Тоника»; группа «Фонограф», представляющий фестиваль «Южный ветер». Ансамбль ТО «Арча» исполнил приветствие фестивалю на стихи Светланы Шейко под музыку Сергея Никитина (Брич-Мулла»). Член жюри фестиваля, композитор и исполнитель, Жанна Симонова представила несколько лирических песен на стихи Александра Симонова.  












        Во второй части Гала-концерта выступили новоиспечённые лауреаты в разных номинациях фестиваля. Среди них были представители из разных городов: поэты – кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией приборостроения АН Узбекистана Александр Симонов, для которого «поэзия – понятие интимное, ранимое» в наш прагматичный и жёсткий век, и Олег Каплан, опубликовавший более двух с половиной тысяч своих стихотворений в электронном варианте на одном из сайтов для поэтов, человек с невероятным чувством юмора, прекрасной дикцией и внешностью; Алексей Ли (туристическая песня); Андрей и Лариса Цой (песня о родном крае – «Мой город» О. Бурханова); Трио Андрей Цой, Лариса Цой, Алексей Ли (дипломанты фестиваля); Фатима Джандосова (автор музыки); Чета Екатерина и Андрей Борисовских,  поющие прекрасные авторские песни, которые берут за душу. Известный орнитолог в Киргизии Эрик Шукуров и Евгения Зыкова (дуэты и ансамбли); поэт Марина Телевная (юмористическая песня); группа «Трель» (дуэты и ансамбли); ансамбль «Белая птица»  донесла до зрителей песню «Пьяный ветер»; обладатель Гран-При – доцент, кандидат технических наук, и.о. заведующего кафедрой "Механика" естественно - технического факультета Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова - Азамат Джаманкулов сумел воспроизвести под аккомпанемент гитары народную песню акына на киргизском языке.  Выступавший сохранил в душе и передал новому поколению тот священный момент прикосновения к чуду, к голосу предков. В заключение концерта все участники исполнили песню Леонида Неверова «Пой ветер».

Выступивший на Гала-концерте руководитель Русского дома в Киргизии Альберт Фархадович Зульхарнев поблагодарил Оргкомитет в лице Лунары Жумабек за хорошую организацию Первого фестиваля «Поющий Иссык-Куль» и подарил ей томик стихов и песен Владимира Высоцкого. Он подчеркнул:

- Представительство Россотрудничества в Киргизии отвечает за культурные и научные связи этой страны с Россией. У нас немало научных и культурных проектов, которые связывают Киргизстан с Россией и, в целом, со странами СНГ. Так, например, мы ежегодно проводим конкурсы молодых исполнителей русских романсов - «Романсиаду». Победители конкурса потом едут поступать в консерватории в Москву, Санкт-Петербург и другие российские города. Желаю, чтобы фестиваль «Поющий Иссык-Куль» продолжил своё триумфальное шествие в будущее и продолжил объединять поэтов и бардов всего СНГ.

Многие участники обменивались между собой сувенирами и подарками. Олег Пронин из Барнаула подарил Владимиру Коновалову из Бишкека книгу Александра Городницкого «След в океане». Александр Симонов подарил свой авторский сборник стихов «В стране заоблачных высот» (Т., 2009) Анэсу Гургеновичу Зарифьяну.  Я привезла домой от поклонников моих стихов шёлковые косынку и шарфик, а также холщовую голубую сумочку с логотипом «Поющий Иссык-Куль». Провожая узбекистанскую группу домой, Лунара Жумабек заявила на прощанье: «Теперь Иссык-Куль будет всегда с вами».


В Ташкенте на первом заседании ТО «Арча» 05.07.23 громко обсуждали итоги прошедшего фестиваля. По мнению ветерана авторского движения, руководителя делегации из Узбекистана, Владимира Григорьевича Шабалина, несмотря на некоторые недостатки, связанные с  неудовлетворительной подготовкой технической аппаратуры; некоторыми проходными произведениями, не соответствующими  жанру авторской песни, и других мелких недочётов, главная цель прошедшего фестиваля «Поющий Иссык-Куль» достигнута.

Жанр бардовская песня возник как альтернатива массовой эстраде.  Каждой такой песней автор как бы говорит: «Это – я, это – моё, сокровенное, никем не внушённое. Как сказал Булат Окуджава: «Это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Такие песни рождаются спонтанно как свободная реализация личной потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поётся в одной из песен Окуджавы, «Каждый пишет… как он дышит…, не стараясь угодить…». Такие песни не пишутся «на потребу» в расчете на сбыт – они рождаются… и живут вечно.

Такие песни, идущие от сердца, воспитывают патриотизм и любовь к Родине через лучшие культурные традиции в авторском песенно-поэтическом творчестве и развитие жанра авторской песни. Стихо- и песенная терапия ненавязчиво пропагандирует духовные и семейные ценности, создаёт условия для всестороннего развития личности. Фестивали авторской песни и поэзии, подобные «Поющему Иссык-Кулю» выявляют и поддерживают в профессиональном становлении талантливых авторов и исполнителей авторской песни. Выступления мэтров наряду с молодыми  начинающими авторами из разных регионов гарантируют обмен опытом творческих коллективов, авторов и исполнителей, укрепляют и развивают творческие связи между клубами и с другими странами. Фестивали должны, по крайней мере, бороться с безвкусицей попсовой музыки, заполонившей теле- радиоэфир и концертные площадки; пропагандировать здоровый образ жизни, экологическое мышление и бережное отношение к природе. Фестивали обязаны прививать чувство прекрасного начинающим поэтам и бардам через творчество, музыку, стихи и внушать им главное – не бояться критики и смело заявлять о себе в творческих состязаниях.

«Нынешний фестиваль вполне создал условия для творческого самовыражения и взаимодействия с соотечественниками, живущими за рубежом, и способствовал развитию межэтнического и межкультурного диалога», - заключил своё выступление Владимир Шабалин на заседании ТО «Арча».

Руководитель клуба Темур Шангареевич озвучил своё послание организаторам I Международного фестиваля авторской песни и поэзии "Поющий Иссык-Куль":

-  Лунара и сподвижники по организации и проведению фестиваля! Примите мои горячие поздравления за прекрасное проведение праздника песни и поэзии!   Внимательно следили за ходом фестиваля и сожалели, что мы не с вами!

Участники со всего СНГ съехались к вам! Уверен, что фестиваль станет доброй традицией продолжения дружбы между авторами, композиторами, исполнителями и фанами наших стран! Персональный привет и пожелание здоровья Мэтру  Анэсу! Спасибо ему за участие и поддержание высокого статуса фестиваля!

С уважением, Валитов Темур - автор-исполнитель, организатор международных фестивалей авторской песни "Чимганское эхо" и "Осенний аккорд" (Ташкент).

Александр Симонов прочитал стихотворение «Память моря» и  посвятил его фестивалю «Поющий Иссык-Куль-2023»:

 

Да, Иссык-Куль не озеро, а море,

он вдохновляет нас писать стихи.

Рождаются на творческом просторе

мелодий новых чудо – родники…

 

Кто в водах, отразится – тот рассказчик,

принёсший вести из далёких стран.

Вода воспримет весть, как чуткий датчик

и впишет строки в вековой роман.

 

Запомнит море личность человека,

парящего в лазоревой воде,

в прозрачной капле, как в библиотеке,

сказ интересный есть и о тебе.

 

В воде скользят, как тени, стихиали,

что созданы природой из любви.

Они бы нам так много рассказали,

когда бы люди вслушаться смогли.

 

Негромко волны шепчутся о тайном,

в морских глубинах пишется рассказ…

Свиданье с чудом вовсе не случайно

и мудрый Иссык-Куль запомнил нас.

         А это стихотворение прозвучало со сцены фестиваля в поэтическом конкурсе. Потом Жанна Симонова исполнила его в сопровождении гитары в виде «Романса о стихах»:

Я возвращаюсь в дом, где лампа с абажуром,

Где Файнберга сонеты прочитаны не раз,

Где время не летит пришпоренным аллюром,

Где мы с судьбою пишем свой собственный рассказ.

 

Я в комнату войду, где откровенность правит,

Оставлены за дверью – сомненья и упрёк,

Где мир чужих страстей на миг меня оставит

И я найду ответы среди любимых строк.

 

Мы государство «Нежность» придумали с тобою,

Где главные законы: Доверье и Любовь,

А город шумных улиц остался за стеною

И марево иллюзий нас не затянет вновь.

 

Усталость с моих плеч твои ладони снимут,

Тепло прикосновений подарит счастье мне.

И льётся мягкий свет сквозь абажур старинный,

Мелодия трепещет в серебряной струне.

 

Как часто времена к молитвам безответны,

Но в лучшее надежду храню я в глубине,

Я верю, мир земной не пропадет бесследно,

Пока играет музыка, пока стихи в цене.

           Дипломант фестиваля «Поющий Иссык-Куль» в номинации «Поэзия» Сергей Мартыненко прочитал стихотворение «Надел я рыцаря доспехи», завоевавшее на фестивале «Чимганское эхо-2023» первое место за авторское чувство юмора и дидактическую форму подачи сюжета. 


        Автор этих строк, лауреат Международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-2021» в двух номинациях: «За авторскую поэзию» и «За лучшее поэтическое чтение» прочитала своё конкурсное стихотворение «Друзьям-арчовцам», за которое была удостоена скромного Диплома участника фестиваля «Поющий Иссык-Куль» в номинации «Поэзия»:

Догорят наши письма, и будет заветный июнь.

Отшумят перемены, и всех нас минуют печали.

Горьковатый покой разольют по сердцам

Свет над садом расцветшим и летний букетик в бокале.

 

Мы залечим обиды, забудем, как прячут глаза,

Соберёмся все вместе и сдвинем весёлые вина,

И с улыбкою вспомним, как мы в суете позабыли,

Что живём друг для друга и счастье наше в друзьях.

 

Дни проходят в заботах, забвенье тревожных минут.

Снова лето звенит за окном и гонит нас в синие горы.

Мы с друзьями встречаем на горной вершине рассвет,

И поют до зари барды песни на вольном просторе.

 

Плач и радость гитарных аккордов смягчают сердца.

В них звенит колокольчик, над лугом танцует пчела.

Покидая зубчатый Чимган, посылаем завет облакам:

«Мы спускаемся в город, открывая сердца небесам».

 

Зале Мурат прислал в группу «Поющий Иссык-Куль» на телеграмм-канале своё субъективное освещение фестиваля:

Каким-то чудом оказался

На Иссык-Куле летом я,

И захотелось там остаться,

И стали вечностью три дня.

Вокруг тебя крутые горы

В прямом и переносном смысле,

И озеро, нет, всё же море,

Меж гор раскинулось как песня.

Немой восторг от первой встречи,

Был оглушен я красотой,

Глаза привыкнуть не успели

К горам, пленились синевой

Слияния неба и воды.

Да, нет синее синевы.

На фоне этой красоты

Друзей Лунара собрала -

Тех, кто с гитарою на ты,

Акынов, мастеров пера.

Не отдыхала там струна,

Сливались в песнях голоса.

Перкуссия там не нужна -

Гораздо лучше треск костра.

Три дня с начала до конца

Накрыла песен нас волна...

Да, там я был, мёд-пиво пил,

Да усы лишь обмочил...

Что ещё можно к этому добавить: «Пусть как можно дольше продлится этот "вещий миг просветленья" (выражение А. Слонима)! И пусть, как выразился Анэс Зарифьян, «Во все отпущенные годы // Мне будет сниться Иссык-Куль...».

Гуарик Багдасарова

Фото Александра Симонова, Сергея Мартыненко и других участников фестиваля «Поющий Иссык-Куль»