Открытие
персональных выставок работ Александра Батыкова и Валерия Кузнецова девятого
февраля 2024 года в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана
вылилось в настоящий праздник изобразительного искусства. В этот день сбылись
мечты главных виновников торжества и поклонников их творчества о долгожданной
персональной экспозиции в честь двух юбилеев – 85-летия А.А. Батыкова и
65-летия В.А. Кузнецова в этом году. Второй этаж выставочного зала АХУз
вместил, как никогда, более трёхсот
произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства, костюмов.
Экспозиция разделена на два
выставочных зала с общим переходом из одного в другой: это даёт возможность
посетителям выставок полностью погрузиться в художественный мир каждого
участника и выявить их сходство и различие одновременно. Так, сразу же бросается
в глаза, что в зале Александра Батыкова представлены не только его живописные
работы, но и акварельные путевые зарисовки, портреты современников, а также
многочисленные эскизы, макеты декораций и костюмов к спектаклям совсем не
случайно. Художник-сценограф и постановщик оформил более 100 спектаклей в
разных городах бывшего Союза: Фергане, Коканде, Гулистане и в театрах Ташкента,
таких как «Ёш гвардия», русский ТЮЗ, ГАРДТ Узбекистана и ГТМК (оперетты) Узбекистана; а также три
художественных фильма. Как график, оформил восемь книг, включая трилогию автора
этих строк - «Мои дорогие попутчики».
Художник мне рассказал с улыбкой об одном казусе: когда он показал своим
коллегам только что выпущенный в свет в 2019 году первый том трилогии «Мои
дорогие попутчики», оформленный рукой мастера, она вскоре исчезла из его
мастерской. Мне пришлось тотчас восполнить потерю и подарить книжному графику
второй экземпляр.
Александр
Батыков
- живописец, иллюстратор и сценограф, заслуженный работник культуры
Узбекистана, обладатель Серебряной и Золотой медалей Академии художеств
Узбекистана, член Творческого объединения художников при АХУз, Союза
театральных деятелей Узбекистана (секция ветеранов войны и труда). Родился в
Семипалатинске, живёт и много лет творит
в Узбекистане. Окончил Республиканское художественное училище им. П. Бенькова,
Заочный народный университет (Москва) и Ташкентский театрально-художественный
институт им. А.Н. Островского (отделение «Художник театра и кино»).
Александр
Батыков — ученик прославленного советского театрального художника, сценографа
Георгия Брима. Их пути пересеклись в Узбекском национальном академическом
драматическом театре имени Хамзы, где Батыков начал работать, будучи студентом
четвёртого курса Театрально-художественного института. На выставке можно
увидеть их совместную работу — выполненный гуашью эскиз к спектаклю «Дом
Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки, а также портрет Георгия Брима,
выполненный А. Батыковым. После окончания учёбы в вузе Александра Батыкова
пригласили на работу в Узбекский драматический театр имени Аброра Хидоятова. О
том важном периоде в творческой жизни художника рассказывают архивные
материалы, а также эскизы-макеты к спектаклям «Снег в жару» режиссёра А. Абдурахманова,
«Проделки Майсары» Баходыра Юлдашева по пьесе Хамзы Хакимзаде Ниязи.
Александр
Батыков работает маслом и гуашью, создаёт акварели и графику, пейзажи и
натюрморты, книжные иллюстрации, сценические декорации и портреты. Выставлял
картины под эгидой ЮНЕСКО. Его картины
находятся в галереях и частных коллекциях Узбекистана, России, Германии,
Великобритании, Франции, Америки. Он более 20 лет проработал главным
художником–сценографом Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)
Узбекистана. До сих пор в репертуаре идут постановки с его сценографией. Это
детские музыкальные сказки «Не по щучьему велению», «Бременские музыканты», а
также комедия «Аршин мал алан», оперетта «Летучая мышь» и другие. Эскизы
декораций к некоторым из них представлены на выставке.
Портретную
галерею представляют «Урал Тансыкбаев»
на фоне его творений, «Женский портрет» на фоне пейзажа, групповой портрет
ветеранов войны и труда, задушевно беседующих
в чайхане за пиалкой чая; портрет Алмаз-Ханум и многие другие свидетели
ушедшей эпохи и наши живые современники. Некоторые его городские жанровые
композиции: «А завтра 9 мая», «Алмазный дворик», «Чилля», «Апрель. Нижний
Тагил» и многие другие — отличаются насыщенностью сюжета, динамикой,
наполнены воздухом и разными людьми, с которыми зрителям хочется подольше
побыть наедине и поговорить с ними – так живо они воссозданы в городской среде.
Натюрморты «Яблоки на снегу», «Цветы с яблоками», «Рябина в снегу», «Хурма», «Полевые
цветы» наполнены воздухом и свежим дыханием даров природы.
А.А.
Батыков считает себя счастливчиком, так как у него всегда сбываются заветные
желания. На самом деле он умеет свои мечты и творческие планы самостоятельно
реализовать в жизнь. Велики просторы нашей бывшей советской страны, из которой
мы все родом, многообразен её облик. Художник объездил и исходил пешком с
мольбертом в руках многие города и веси Узбекистана, писал Аральское море
(«Гибель Арала»), Чарвакское водохранилище, Брич-Муллу, Акташ, Бельдерсай,
Чаткал, Кибрай, раскалённые пустыни и заснеженные горы юго-западного Тянь-Шаня.
Художника также манил к себе холодный Север с его невиданными красотами,
полными прохлады лугами с сочной зеленью и древними городищами. Он посетил Кижи и отразил в
живописи Музей деревянной архитектуры под открытым небом — государственный
историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник, расположенный в
Республике Карелия РФ.
Когда
Александр Батыков впервые посетил свою дочь Светлану и её семью во Владивостоке
- он заболел новой темой – отобразить Приморский край с его океанским
простором, светящимися маяками вдали, кораблями, летящими чайками над ними. Батыков приехал в
столицу Приморья 9 ноября 2010 года и за
две недели сделал около 60 акварельных эскизов, часть из которых была
представлена на выставке в Музее истории
Дальнего Востока имени известного исследователя В.К. Арсеньева. Экспозицию
дополнили живописные картины, привезённые
им из Ташкента на Дальний Восток, - на радость соотечественникам из
Узбекистана, работающим вдали от родины и испытывающим чувство ностальгии.
Избирательные дальневосточные живописные пейзажи и акварельные марины можно
увидеть на нынешней юбилейной выставке.
Его ближайший друг и соратник Валерий
Кузнецов, член Творческого союза художников Узбекистана, на нынешней
юбилейной выставке был награждён очередным Дипломом за
самоотверженный труд в развитии изобразительного искусства Узбекистана. На
выставке представлены много его живописных работ в разных жанрах – это портреты
современников, городские и сельские пейзажи, натюрморты, исторические полотна,
а также этюды и пленэрные акварели. Его учителями были такие художники, как С. Широков, Ю.
Зорькин, Ч. Ахмаров. У него на
сегодняшний день имеется более 500 живописных работ, значительная часть которых
была представлена в юбилейной экспозиции. За спиной участие в 56 республиканских
и городских художественных выставках. В настоящее время художник готовит
материал для персональной выставки в Москве, планируемой на будущий год.
Большой
интерес у посетителей вызвали живописные экскурсы художника в историческое
прошлое: «Бухара. Базар XIX
в.»,
«Великий шёлковый путь»; импрессионистические городские («Сквер. Дождь») и
сельские виды («Полдень», «Начало») и другие; автопортрет и портретные образы его
близких: деда Сергея Ивановича, дочери Валерии. Наряду с ними привлекают
внимание зрителей смелые прорывы художника в будущее. Художник экспериментирует
со стилями, в частности, кубизмом, абстракционизмом и футуризмом. Подспорьем в
этом служит архитектурное образование — Валерий Кузнецов окончил с отличием
архитектурный факультет Ташкентского политехнического института, после чего
работал старшим архитектором в НИИ гипроздрава.
При
всех индивидуальных особенностях А. Батыкова и В. Кузнецова, художников объединяет большая любовь к
природе родного края и их высокий патриотизм – любовь к Родине. Природа словно отвечала живописцам взаимностью: в
зимний февральский день открытия вернисажа она радовала всех солнечной погодой.
На открытии сводной выставки выступили друзья-коллеги, искусствоведы и
почитатели творчества обоих художников. В заключение официальной части открытия
оба художника поблагодарили Дирекцию художественных выставок, Академию
художеств Узбекистана и всех посетителей вернисажа за внимание к их творчеству
и признались, что они испытывают настоящее счастье в этот момент истины.
В дни работы выставки я
взяла интервью у художника Ч.А. Шамсиева, уроженца Кашкадарьи, живущего и
работающего достаточно долго в Ташкенте. Он пришёл на выставку уже после её
открытия, чтобы в тишине спокойно и вдумчиво подолгу наблюдать и
профессионально оценивать художественно-выразительные средства каждого
экспонента. Выпускник Национального института искусства и дизайна имени К.
Бехзода сравнил двух мастеров Узбекистана с выдающимся русским
передвижником-реалистом И.Е. Репиным, автором хрестоматийных, жанровых и
исторических полотен. Своё сравнение посетитель
закрепил утвердительным высказыванием, многократно его повторив: «Это великие
художники. Их надо видеть. На их мастерстве надо учиться молодым. О них надо
писать и снимать фильмы». Другой гость из Поднебесной ни слова не говорил
по-русски и на мою просьбу поделиться своими впечатлениями тольrко и мог
вымолвить с буддистской улыбкой на лице: «Very-very good!!!»
В
целом, говоря об узбекистанской, в частности пейзажной, живописи сегодня,
хочется особенно подчеркнуть многообразие творческих манер, различных подходов
наших отечественных художников к отображению действительности, которая нас
окружает. Само богатство явлений, совершающихся на земле, влечёт к этому
многообразию. Оба художника находятся в неутомимом творческом поиске и
совершенно естественно не проходят мимо своих великих предшественников – А.
Волкова, П. Бенькова, З. Ковалевской, Н. Кашиной, В. Уфимцева, У. Тансыкбаева,
Ч. Ахмарова, С. Широкова, Ю. Зорькина, Р. Тимурова, С. Мухамедова. Они
профессионально используют их опыт при построении пространственных, панорамных
композиций, а также в решении колористических задач. При всём различии
особенностей художественного дарования, товарищей по цеху объединяет умение соединить воедино Мысль – Образ -
Музыку красок, заставивших ещё раз задуматься посетителей объединённой юбилейной
выставки двух больших отечественных мастеров
о культурной и нравственной
экологии в изобразительном искусстве.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ
Узбекистана