Нынешний 42-ой
сезон
в Государственном театре
музыкальной комедии (оперетты) открыла (04 09 14) долгожданная премьера музыкальной комедии «Майсара».
Она создана композитором Анваром Эргашевым по мотивам первой
узбекской национальной комической оперы Сулеймана Юдакова «Проделки
Майсары». Автор либретто - ташкентская писательница Ариадна Васильева, больше
известная как талантливый прозаик. Её перу принадлежат книга рассказов "Камень Саидберды",
«Фантастические новеллы», роман-эпопея: «Возвращение в эмиграцию»и
«Время осенних птиц». В
интервью журналистам А.А. Васильева поведала,
что она себя не считает новичком в драматургии. В работе над пьесой для мюзикла
ей помог прошлый театральный опыт: она проработала пять лет завлитом Молодежного
театра Узбекистана при режиссёре А.Т Найдёнове. На сцене узбекскского ТЮЗА успешно идут три спектакля для детей, а другая её пьеса для взрослых "Ошибка доктора Фауста" дожидается
своего сценического воплощения.
Время
вносит свои коррективы в восприятие
классики и требует её нового прочтения, обновления. В пьесе «Прежние
судьи», или «Проделки Майсары» основоположник узбекской советской
литературы, прозаик, драматург, поэт-песенник,
композитор и режиссёр Хамза Хаким-Заде
Ниязи (1889-1929) высмеивал уродливость эксплуататорского общества и разоблачал
врагов народа, пытавшихся помешать расцвету нового Узбекистана. Традиционная
версия спектакля бережно сохранена в трёхактной опере С. Юдакова «Проделки
Майсары» на сюжет одноименной пьесы Хамзы Хаким-заде
Ниязи. Классическая опера успешно идёт на сцене ГАБТ им. А.Навои с 1959 г. и
второго сентября открыла его новый театральный сезон во Дворце «Туркистон».
Идейная концепция музыкальной комедии «Наша Майсара» - «сказки для взрослых и подростков», по определению С. Каприелова, проста и по-восточному мудра, а значит,
злободневна. Она открытым текстом прозвучала в аннотации, помещённой в программке
к спектаклю:
«О проделках Майсары.
О её хитросплетеньях
И весёлых приключеньях –
Мы поведать Вам должны.
Майсара всегда спасала
От завистливых и злых.
Всех друзей в беду попавших
И надежду потерявших
Стариков и молодых».
Художественный руководитель и главный режиссёр
театра оперетты, режиссёр-постановщик спектакля «Майсара», Заслуженный работник культуры Уз Сергей Каприелов выступил в
современной постановке как новатор,
создатель новых национальных форм узбекского мюзикла. Об этом он рассказал в своём интервью журналистам
на «прогоне» музыкального спектакля
накануне его премьеры.
Истории великой любви, запечатленные в
письмах и документах, стихах и картинах, а также музыкальных комедиях, подобных
«Майсаре» - это равноправные события культуры. В центре внимания - незаурядные
личности, ставшие «брендом», оставившие след в культуре и собственной жизнью
показавшие, до каких высот и житейской мудрости способен подняться человек в
своих чувствах справедливости и любви к ближним.
Женские драматические образы Майсары, как и Ханум, по мнению С.С.
Каприелова, очень современны сегодня. Майсара - это воплощение не только
внутренней свободы, зажигания, позитивной энергетики, действенности во имя любви, добра и справедливости. Драматургу А. Васильевой удалось не только полностью обновить
сюжет известной пьесы Хамзы, но и суметь живо описать характеры людей и их
поведение в новых предложенных
обстоятельствах и приблизить их к нашему времени.
Новый музыкальный спектакль, рассчитанный на 2,5 часа вместе с
антрактом, написан по законам музыкально-сценического жанра не
героического, совершенно аполитичного, комедийного характера. Он сочетает в себе признаки оперетты, драматического спектакля
и, в музыкальном отношении, опирается
на выразительные приёмы и средства современной эстрадной и бытовой музыки, где важная
роль уделена дойристам. В память о великом
узбекском композиторе в начале спектакля звучит
Увертюра Сулеймана Юдакова к нему. Дальнейшее развитие действия пронизано современной музыкой А.
Эргашева.
В основе музыкальной комедии лежат восточные лирические мотивы и элементы национального
фольклора. Настроенный на развлечение, спектакль обладает острым
сатирическим и музыкальным выразительным
языком. В комических бытовых сценах, любовных коллизиях фонтанируют оригинальные шутки,
народный юмор. Сольные партии Ольги Нугаевой (Майсара), Рузанны Акубжановой
(Ойхон), Валерия Юлдашева (Мола Дост), Шерхона Нурушева (Бахтиёр), Феруза
Сафарова (Хидоят) и других ведущих
артистов театра органично сочетаются с пятью
хорами, танцевальными и массовыми
сценами (балетмейстер Ф. Исаева), в
которых заняты артисты хора и балета театра. Это придаёт
масштабность драматургии спектакля.
Лёгкая оригинальная декорация (Флюра Газизова) и
красочные стилизованные костюмы Захро Касымовой в национальном стиле
способствуют успеху новой музыкальной
постановки.
Трудно судить об успехе спектакля по его премьере, хотя он справедливо заслужил овацию публики. По мнению А. Васильевой,
артисты играли достаточно скованно, им
не хватало лёгкой импровизации и
«хулиганства», которое они смогут
позволить себе в дальнейших постановках. Вторая премьера мюзикла «Майсара»
состоится 21 сентября. Любителей
оперетты в этом сезоне ожидают несколько
премьерных спектаклей: «Люкс для иностранцев», «Романтики» – спектакль о лжеромантизме, предназначенные
для молодёжи; традиционная новогодняя сказка и новый мюзикл «Мама» для
детей.
Гуарик Багдасарова