Гала-концерт открыли Симфонический
оркестр ГАБТ под управлением главного дирижёра театра Дениса Власенко и
артистов балета нашего Большого театра. «Полонез» из оперы «Евгений Онегин»
П.И. Чайковского окунул зрителей в атмосферу Санкт-Петербурга XIX века с его светскими балами и множеством
жизненных перипетий, отражённых в одноимённом пушкинском романе в стихах. Эту
тему продолжила Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского, полная
драматизма и противоречивых страстей в исполнении народного артиста Узбекистана
Аваза Раджабова. Вокальный номер сменило «Белое адажио» П. Чайковского из
балета «Лебединое озеро»: Па-де-де́ Одиллии и Зигфрида (Ольга Сабирова и Замир
Фазлутов) состояло из выхода двух танцовщиков, вариаций сольного мужского
(принца Зигфрида) и женского танцев (Белого лебедя Одиллии), далее их
совместной виртуозной коды – весь танец на фоне волнующего озера, солирующих
скрипок был исполнен возвышенного чувства любовной неги и «лебединой верности».
На смену П. Чайковскому прозвучала
музыка его предшественника – Михаила Глинки: Рондо варяжского воина Фарлафа,
который славится лишь тем, что на боярских пирах громко кичится своей удалью,
из оперы «Руслан и Людмила». Это гениальное эпическое произведение Михаила
Ивановича Глинки, которое вдохновенно воспевает благородство, героизм и
верность, входит в золотой фонд мировой оперной классики
Ария
является важной составляющей оперного произведения, однако если композиция
пришлась по душе слушателям, то у неё начинается самостоятельная сценическая
жизнь. Так произошло и с «Рондо Фарлафа» из оперы Михаила Глинки «Руслан и
Людмила». Стремясь карикатурно изобразить незадачливого комического героя,
композитор сочинил «Рондо Фарлафа» в стиле буффонной арии, которая, как
правило, основывается на скороговорках. Соответственно для исполнения арии
автор выбрал весьма быстрый темп – vivace assai (весьма скоро) и наполнил
композицию особыми виртуозными техническими приёмами. Сегодня эта забавная композиция входит в
репертуар многих известных исполнителей. В интерпретации молодого баса -
Джабраила Идрисова – она порадовала публику своим темпераментным задором не
только в опере, но и на Гала-концерте в ГАБТ.
Русская классическая оперная музыка
была представлена в своём историческом развитии. Ведущая солистка оперы,
лауреат международных конкурсов, одна из лучших меццо-сопрано ГАБТ Анастасия
Юдина великолепно исполнила Третью песню Леля («Туча со громом
сговаривалась») из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.
Сопровождающий пение оркестр смог передать во всём очаровании просторы России,
Гром летней грозы и полную светлого юмора картину прогулки молодых девушек в
лесу, их игр, комичной «потери» спрятавшейся «в кустики» подружки. И тёплое
меццо-сопрано Анастасии Юдиной воспринялось как вечно юный голос Леля -
носителя Любви и устремлённости к солнцу, и песня Леля в её исполнении была
расцвечена многими утончёнными красками и штрихами. А оркестр имитировал то
переливы пастушьей свирели, то шелест листьев в летней роще, то скрытый в
подтексте призыв к свободной и вечной Любви…
В первом отделении концерта также ярко и разнообразно прозвучали: Песня Веденецкого гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (в отличном исполнении Рахима Мирзакамалова); светлый и тёплый дуэт Иоланты и Водемона из оперы «Иоланта» (Малика Норматова и Дамир Рахмонов) П.И. Чайковского. Во втором отделении ярко и запоминающе выступили солисты балета ГАБТ Валерия Борси и Данияр Хасманов: они исполнили Адажио из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, перенеся зрителей в зимнюю сказку с новогодней ёлкой, устремлённосстью мечты к невероятной и полной гармонии – грёзам, которые становятся наиболее яркими именно в ожидании новогоднего чуда!
Став одним из самых известных русских балетов, «Щелкунчик» признан бесценным шедевром, который ежегодно представляют на сценах музыкальных театров всего мира под Рождество и Новый год. Чтобы зарядиться настроением волшебства наступающего чудесного праздника, у многих людей стало доброй традицией посещение этого красочного музыкального спектакля, насыщенного каскадом восхитительных номеров. Среди них особого внимания заслуживает это замечательное, полное волшебства «Адажио» - по замыслу автора оно было предназначено для других героев –Феи Драже и Принца Оршада, - но в силу своей значимости многими хореографами традиционно и по праву отдается главным героям – юной Маше и Щелкунчику-Принцу. Этот замечательный номер достойно вплелся в ткань Гала-концерта.
Из узбекской классической музыки
прозвучали: концертная ария Мухтара Ашрафи «Кашмирида» в исполнении заслуженной
артистки Узбекистана Маъсумы Болтабаевой на языке оригинала. Адажио из балета
«Поэма двух сердец» А. Меликова (Эльмира Юсупова и Радион Исянов) познакомило
зрителей с другим значительным пластом балетной музыки и национальной хореографии
Узбекистана.
Ария
Ходжи Дарги из оперы «Проделки Майсары» Сулеймана Юдакова - первого образца узбекской
национальной комической оперы - в исполнении Носира Юсупова выявила немало
фарсовых деталей, словно перешедших в классическую оперу из народного
театра.
Поныне
спорят исполнители: «Это Ария или куплеты?». Преподаватель сценической речи
Государственного института искусств и культуры Узбекистана В.И. Ратушный,работавший
многие годы с Михаилом Давыдовым – первым исполнителем роли Хидоята в
постановке 1959 г. (реж. Кандилаки), утверждал: «Куплеты Хаджи Дарги являются
жемчужиной оперной классики, их можно сравнить с куплетами Трике из оперы
Чайковского «Евгений Онегин», куплетами Варлаама из оперы Мусоргского «Борис
Годунов». Эти образы требуют актёрского перевоплощения для создания характера:
тембр голоса, пластическое решение, грим, костюм и т.д. Сулейман Юдаков
придавал особое значение голосовой характеристике образов». Подсказку мы
находим в книге Яна Пеккера «Узбекская опера»: «Образ Хаджи Дарги раскрывается
в опере через лейтмотив, куплетную песню, ансамбль, вокальный и разговорный
диалог и речитатив. Вокальная партия Хаджи Дарги базируется на народно-песенной
основе. Куплеты Хаджи Дарги основаны на народной мелодии «Лейли Бадахшан».
Один из молодых
исполнителей этой роли, солист Государственного театра музыкальной комедии
(оперетты) Узбекистана Валерий Климов утверждает: «Музыкальная характеристика –
лейт-тема Хаджи Дарги - полна комической важности, самовлюбленной уверенности,
появляется в прологе и без изменения проходит через все четыре картины оперы.
То он грозный, то жадный, то хитрый, сладострастный, теряющий голову, идущий на
кражу и в итоге – оказывается в ловушке». В блестящей постановке режиссёра
Большого театра России Владимира Канделаки опера шла на сцене ГАБТ с конца пятидесятых,
затем была представлена и в иных постановочных концепциях. Но, как это нередко
бывает со многими истинно значимыми творениями, - её сценическая правда, вне
сомнения, до сих пор ещё до конца не раскрыта, и вероятно, появятся новые
версии, и новые постановки в её триумфальном шествии по миру.
Творчество композитора затрагивало
также очень серьёзные темы. Яркий тому пример – создание волнующей
поэмы-рапсодии «Памяти матери», таких этапных произведений как кантаты:
«Победа», «Алёр», «Мирзачуль», музыка к художественным фильмам «Фуркат» и
«Знамя кузнеца». В программе Гала-концерта артисты хора театра и национальный
ансамбль молодого балета «Тумор» под руководством Чарос Джурабаевой представили кантату «Алёр» Сулеймана Юдакова,
продемонстрировав народно-национальные истоки вокально-симфонической и балетной
музыки Узбекистана.
Во втором отделении Гала-концерта мировые опера и балет были представлены именами европейских композиторов: Яркие и динамичные сцены из балета Ж. Бизе - Р. Щедрина «Кармен-сюита» (заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева и Улугбек Олимов);. проникновенно-лиричный Романс Неморино из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» (Хужаназар Жумаев); Ш. Гуно. Упоительно-изящный Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» (народная артистка республики Башкортостан Альфия Каримова); Ж. Бизе. Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» (заслуженный артист Таджикистана Сайфулло Юсупов); Ж. Массне. Хореографическая сюита «Размышление» из оперы «Таис» (Ширин Хасанова); Дж. Верди. Хор пленных иудеев из оперы «Набукко» (артисты хора театра); Ж. Бизе. Дуэт Лейлы и Надира из оперы «Искатели жемчуга» (народная артистка республики Башкортостан Альфия Каримова и народный артист Узбекистана Самандар Алимов).
В заключение концерта все его участники торжественно как гимн VI Международному фестивалю «Тошкент Бахори» исполнили Апофеоз - финал из оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини. Финальная сцена оперы исполнена чувства беспредельного ликования: она символизирует торжество справедливости и свободы.
Многонациональная музыка Гала-концерта
и фестиваля, в целом, продемонстрировала единое мировое музыкальное
пространство. Узбекское музыкальное искусство уверенно вышло на мировую арену и
зазвучало в многонациональном хоре народов на высоком профессиональном уровне.
Этому содействовали: режиссёр - Руслан Шерезданов; Художественный руководитель
– Абдулла Алимов; Главный дирижёр – Денис Власенко; Главный балетмейстер –
народный артист России Андрис Лиепа; Главный хормейстер – народный артист
Узбекистана Сулейман Шадманов, ведущие программы - Рахматилло Хасанов и Диана
Шерезданова и все другие участники VI Международного оперно-балетного фестиваля
«Тошкент Бахори» в Ташкенте.
Гуарик Багдасарова
Фото Юрия Полянского