Нынешний год в музыкальном мире проходит под знаком столетнего юбилея классика
узбекской музыки – Сулеймана Юдакова (1916-1990). Творческое наследие выдающегося композитора,
Народного артиста Узбекистана, создателя первой национальной комической
оперы «Проделки Майсары», первого национального комического балета
«Юность Насреддина», гимна
Таджикистану, песен: «Родной Узбекистан»
(на слова Аскада Мухтара), «Карнавальный вальс» (на слова Тураба Тулы),
«Застольная» (на слова Гафура Гуляма), вокально-симфонической сюиты «Мирзачуль»
(на стихи Х. Гуляма), цикла романсов:
«Не пой, красавица, при мне…», «Соловей» (на стихи А. Пушкина) и других
известных произведений С.А. Юдакова не только у нас, но в ближнем и
дальнем зарубежье, - одна из самых ярких
страниц узбекской национальной музыкальной культуры ХХ века.
Главная заслуга организатора музыкально-поэтического вечера и
ведущей - Ирины Парамоновой - знакомство публики с жизнью и творчеством выдающегося
композитора прошлого века по воспоминаниям современников, собранных в книгах:
«Сулейман Юдаков. Штрихи творческой биографии»; «Сулейман Юдаков. Музыка на все
времена».
Ирина Парамонова поделилась с любителями классической музыки воспоминаниями знаменитой певицы, Народной
артистки Узбекистана Халилы Насыровой и историка
музыки Виктории Плунгян, а также рассказала о многолетней дружбе Сулеймана
Юдакова с основоположником профессиональной
музыки в Узбекистане Мухтаром Ашрафи. Галина Лизунова процитировала воспоминания
народной артистки Узбекистана Галии Измайловой о премьерном спектакле
«Фигли Майсары» в Лодзинском музыкальном театре в 1975 году.
Профессор ГКУз Ирина Галущенко рассказала о своих встречах с С.А. Юдаковым, когда она ещё была студенткой историко-теоретического
факультета Ташкентской консерватории. Соломон Александрович, по её словам, имел весёлый характер. Это ему не мешало быть
сосредоточенным на творчестве и бескорыстно служить музыке. Его искромётные поливосточные
многожанровые сочинения профессорско-преподавательский состав и студенты
консерватории прозвали «Пиром узбекской
музыки». И. Г. Галущенко подчеркнула, что у
композитора не было непосредственных учеников, но все студенты
стремились попасть на его концерты, услышать
его лаконичные оценки новых произведений. Для неё он всегда
ассоциируется с бурным весенним цветением и чудесным расцветом музыкальной
культуры Узбекистана.
Ирина Галущенко подробно остановилась на презентации книги-фотоальбома
«Сулейман Юдаков. Музыка на все времена». Её
авторы рассказали, что творчество
Сулеймана Юдакова продолжает жить в благодарной памяти народа, увековечившего
его в бронзовом памятнике скульптора
Шапиро; мемориальном музее-квартире композитора в центре Ташкента, открытого
в 2008 году по инициативе Союза композиторов Узбекистана. Здесь сейчас проходят интересные
встречи двух литературно-творческих объединений – «Майсара» и «Данко», а также работает семинар молодых писателей.
Книга-альбом вызвала большой
интерес у поклонников классической
узбекской музыки. Она рассказывает не только о постановках оперы «Проделки Майсары» и балета «Юность Насреддина». В 2014году на сцене Театра музыкальной комедии
(оперетты) Уз состоялась долгожданная премьера музыкальной комедии «Наша Майсара». Она создана А. Васильевой (автор либретто) и композитором Анваром Эргашевым по мотивам (от этого никуда не деться!) первой
узбекской национальной комической оперы
Сулеймана Юдакова «Проделки Майсары». В спектакле звучит увертюра
Сулеймана Юдакова к опере и оригинальная музыка Анвара Эргашева.
Зрители посмотрели документальный фильм «Сулейман
Юдаков. Избранник музыки созвездий» по сценарию Б. Бабаева режиссёра Сардора
Исхакова. В нём прозвучали рубаи
народного поэта Узбекистана А. Файнберга, выражавшие в слове лирико-философские
идеи восточной музыки, в которой дивно
сочетались живительный источник
узбекского национального фольклора и отголоски
европейской, иранской, таджикской, азербайджанской и других музыкальных
культур.
В программе приняли участие
артисты Государственного академического Большого театра им. А. Навои и Государственного театра музыкальной комедии
(оперетты)Узбекистана, а также студенты Государственной консерватории Узбекистана.
Солистка ГАБТ им. А. Навои Дильбар Салихджанова исполнила две
арии Ойхон из оперы « Проделки Майсары», раздвинув представление о разнообразной
музыкальной палитре комической оперы. Монолог
вдовы был исполнен лирической грусти и задушевности матери, думающей о
нелёгком будущем своей осиротевшей дочери.
Студент консерватории и солист Государственного театра музыкальной комедии
(оперетты)Узбекистана Валерий Климов блистательно
исполнил арию Ходжи Дарга из оперы
«Проделки Майсары», вызвав горячие
аплодисменты в зале. Публика тепло встретила
студента ГКУз Наврузбека
Мухаммадиярова, артистично передавшего в
арии Мулладоста смешное положение, в котором оказался его амбициозный герой.
Елена Шавердова, ведущая солистка ГАБТ им.А. Навои и Государственного театра музыкальной комедии
(оперетты)Узбекистана, исполнила арию Майсары из
новой оперетты «Наша Майсара».
Полюбившаяся поклонникам
Терпсихоры талантливая танцевальная пара - Галина Лизунова и Мирзо Садыков украсили
программу зажигательным хорезмским танцем.
Поэты ЛТО «Данко» - Армануш Маркарян и автор этих строк прочитали свои стихотворные посвящения столетнему юбиляру Сулейману
Юдакову. Весь вечер аккомпанировали за роялем профессор ГКУз Ирина Галущенко и концертмейстер Ольга Ернилова.
В заключение концерта его ведущая Ирина Парамонова заверила публику, что музыка Сулеймана Юдакова,
перешагнув через столетний юбилей композитора,
будет звучать и радовать наших потомков века.
Гуарик Багдасарова