С двадцатого апреля по пятое мая 2019 года в Ташкенте на сцене
Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои проходит V
Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019». Организаторы:
Министерство Культуры Республики Узбекистан, Фонд развития культуры и искусства
при Министерстве Культуры Республики Узбекистан, Государственный академический
Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, АО "Узбекнефтегаз" и «Клуб
друзей» театра.
В программе фестиваля принимают участие
как наши артисты оперы и балета, так и приглашённые гости: Лариса Костюк,
солистка театра Геликон-опера (Россия), Эйюб Кулиев – дирижёр, народный артист Азербайджана (Баку); Аскар Абдразаков – бас, народный артист Башкортостана,
солист Мариинского театра (Санкт-Петербург); Альфия Каримова - сопрано,
заслуженная артистка Башкортостана, солистка Астана-Оперы (Казахстан);
Афаг Аббасова – сопрано, заслуженная артистка Азербайджана,
солистка Азербайджанского Государственного театра оперы и балета; Иван Гынгазов
- тенор, солист театра Геликон-опера (Россия); Анна Никулина - заслуженная
артистка России, солистка балета Большого театра России; Руслан Скворцов -
заслуженный артист России, солист Большого театра России; Балетная труппа
Национального театра оперы, танца и драмы Китая (Пекин).
Приезжие участники фестиваля
показывают своё высокое вокальное и танцевальное мастерство, но наши звёзды
ничуть не блекнут на этом фоне. Высокое единодушное признание публики вновь
получили: Малика Норматова в комичекой опере «Проделки Майсары» С. Юдакова; Рахим
Мирзакамалов в опере «Трубадур» Дж. Верди; Джабраил Идрисов в опере «Искатели
жемчуга» Ж. Бизе; Лятифе Абиева и Шукур Гафуров в опере Дж. Верди
«Травиата»; Яника Багрянская в опере Дж. Верди «Аида».
Оперный спектакль «Аида» в рамках фестиваля прошёл с
аншлагом 21 04 19 на сцене ГАБТ и получил признание зрителей. Сюжет
монументального шедевра Дж. Верди, поставленного Фирудином Сафаровым, разворачивается в столице Древнего Египта –
Мемфисе и рассказывает о временах противостояния египтян и эфиопов. В центре
оперы оказывается история двух возлюбленных: эфиопской принцессы Аиды, которая
теперь является рабыней при дворе фараона,
и Радамеса, начальника дворцовой стражи, назначенного полководцем.
Несмотря на огромное и светлое чувство, вспыхнувшее между ними, им уготована
печальная судьба. Ревнивая и мстительная дочь фараона Амнерис докладывает о
сговоре между ними, и Радамеса заключают под стражу: ведь он пытался помочь и
убежать с настоящими «врагами» – эфиопским царем Амонасро и его дочерью Аидой.
Заканчивается четырёхактная опера весьма печально для всех героев – отец
Аиды погибает при попытке бегства. Радамеса жрецы приговаривают к смертной
казни в виде заточения в подземелье, а Амнерис остаётся только оплакивать свою
любовь и винить во всём жестоких жрецов. Аида незаметно прокралась в склеп и
три дня ждала там Радамеса, чтобы вместе со своим возлюбленным встретить
смерть. В этом трагически-светлом финале - жизненная достоверность оперы.
Заканчивается спектакль торжеством чувства долга и великой силой любви героев,
которая не отступает ни перед какими испытаниями.
В
шестой картине четвёртого действия
блистала Яника Багрянская (меццо-сопрано) - разгневанная Амнерис, дочь фараона,
принцесса, влюбленная в Радамеса и не простившая ему равнодушия к ней. Из чувства мести она
возвращает Радамеса в темницу, обрекая его на верную гибель. Последняя заключительная мизансцена
психологически очень убедительна: рухнув в безнадежной молитве на каменные
плиты храма, лежит в траурной одежде сражённая горем Амнерис.
Критики отмечают, что Яника Багрянская
способна передать накал самых сильных и сложных чувств большого диапазона.
Яркий пример – Амнерис – колоритная и яркая, с переплетением противоречивых
чувств, среди которых любовь оказывается выше ревности, обиды и мести. Однако в
момент прозрения она уже ничего изменить не может. Багрянская с высоким
мастерством раскрывает сменяющиеся чувства и настроения своей своенравной и
страстной героини. И если в начале оперы египетская царевна предстаёт оскорблённой
дочерью фараона, то в финале это уже страдающая и любящая женщина, отчаяние
которой глубоко и естественно. Партия Амнерис сложна. Она требует от
исполнительницы большого самообладания, чувства меры, актёрского мастерства.
Багрянская всеми этими качествами наделена сполна в органичном сочетании с её
природной музыкальностью и артистизмом.
Соответствует внешности Амнерис и
голос певицы – яркий, сильный, имеющий множество оттенков – от лирического до
трагического. Голос её героини сливался в терцете (музыкальная пьеса для трёх
голосов) с Радамесом и Аидой из первой картины, потрясая зрителей совершенным
вокально-сценическим образом; замечателен был и развёрнутый дуэт с Аидой из
третьей картины. Яркие тембровые краски певица нашла для своей Амнерис в сцене
«Судилище» в шестой картине, сумев подняться до высот подлинного трагизма: она
молила о спасительной любви, которую отверг её возлюбленный, непоколебимый Радамес.
Критики
признают, что ведущая солистка Большого театра Узбекистана, лауреат
международных конкурсов, Яника
Багрянская, создала в этом спектакле образ Амнерис, который стал большой удачей
как театра, так и певицы, обладающей ярким, сильным, имеющим множество оттенков
голосом (меццо-сопрано).
Вот что о себе
рассказала Яника Багрянская. Музыка
рано завладела душой Яники. По совету бабушки девочку рано отдали в музыкальную
школу, занятия в которой шли параллельно с занятиями в образовательной школе и
волейбольной секции. А потом судьба свела её с руководителем детской студии
«Солнышко» Т.М. Игуновой, которая открыла для неё волшебный мир музыки – мир
красоты и радостных переживаний.
Яника принимала активное участие
в спектаклях ГАБТ имени А. Навои и даже побывала на фестивале в Москве. Она уже
тогда начала «примерять» на себя профессию дирижёра хора или учителя музыки. На
музыкальном факультете Педагогического института произошла её судьбоносная
встреча с Л.Б. Негоденко. Она стала первым учителем по вокалу будущей певицы
Яники Багрянской. Негоденко учила Янику не только правильному голосоведению, но
помогала понимать и чувствовать музыку, поэзию, изучать историю создания
написанных композиторами произведений. Вдумчивая и музыкальная ученица быстро
усваивала уроки педагога, участвуя практически во всех вузовских концертах.
Видя её успехи, Людмила Борисовна посоветовала девушке поступать после
окончания института в консерваторию.
Однако Яника поначалу устроилась
на работу в школу. Вскоре она поступает в Государственную консерваторию
Узбекистана на факультет сольного пения и академической подготовки в класс С.А.
Цой. Софья Анатольевна следила не только за техникой пения своей студентки, но
учила её сценическому искусству. Выпускной экзамен по специальности Яника сдала на отлично.
Дальше последовало приглашение в
стажёрскую группу ГАБТ имени А. Навои. Со своим меццо-сопрано Багрянская
пришлась ко двору. Театр стал хорошей школой для начинающей певицы: креп и
выравнивался голос, накапливалось сценическое мастерство, обогащался и духовный
мир. Сначала она спела Ольгу в «Евгении Онегине» и Полину в «Пиковой даме»
П.Чайковского, потом Ульрику в «Бал-маскараде» Дж. Верди и Далилу в «Самсоне и
Далиле» К.Сен-Санса. Ей посчастливилось блистать в партиях: Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе, Азучена в
«Трубадуре» и Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова;
«Ангела» в опере «Демон» А. Рубинштейна и многих других оперных постановках. С
тех пор вся её жизнь проходит на сцене.
— Мне очень повезло с окружением, – говорит Яника. – Я никогда не была одинокой, меня
направляли в нужную сторону. Например, Фирудин Саттарович. В театре он больше,
чем режиссёр. Он один из немногих, который умеет вчитаться в партитуру,
раскрыть её богатства перед всеми участниками спектакля. Именно в партитуре он
ищет свои убедительные постановочные решения. Как правило, на репетицию Сафаров
приходит с четкой, до деталей продуманной режиссерской концепцией. От актёров
он требует неукоснительного исполнения своих указаний. Работать
с ним непросто. Но я принимаю все его пожелания, потому что всегда и везде для
него на первом плане – музыка, которая звучит в оперном спектакле, где она
должна сливаться в гармоническом единстве с драматическим действием и
художественным оформлением. Именно этой гармонии Сафаров всегда и стремится
добиться. Он внушает артистам, чтобы зритель нам верил, с нами плакал или
смеялся, ненавидел или любил. И я с ним согласна. Артист должен уметь разбудить
чужую душу. Иначе незачем идти на сцену.
Я безмерно благодарна Дильбар Гулямовне. После её ухода нашему театру,
которому она беззаветно служила, её очень не хватает. Дирижёр должен
чувствовать исполнителей. Не все чувствуют, а она чувствовала. Она была
настоящей. Она вставала за пульт и делала своё дело. Причём, чётко знала, что
делает. Она ничего не придумывала извне. Она требовала от солиста исполнять то,
что написано в клавире. Абдурахманова была настоящим мастером.
Возгласы «Браво» для меня лучшая благодарность зрителей. Для каждого
артиста долгие аплодисменты
зрителей - это не только признание, это
ещё огромная энергия, исходящая от публики, большая духовная сила, которая
заставляет тебя ещё больше работать над собой и быть лучше.
За более двадцати лет на
театральных подмостках Багрянская выступала на сцене в самых разных творческих
амплуа, с увлечением исполняя как трагические, лирико-драматические, так
характерные и возрастные роли. В них всегда подкупает правда образа,
непосредственность переживания, а не техника исполнения, которая никогда не
превращается в самоцель, а помогает ярче и точнее выразить тот или иной
характер. Так, блистательно выступила певица в роли Азучены в опере «Трубадур»,
а созданный ею очень сложный драматический образ Любаши в «Царской невесте»
слушатели считают одной из её лучших ролей.
В камерном репертуаре Багрянской
звучат сочинения разных веков и стилей – оперные партии, вокальные циклы,
романсы, народные и эстрадные песни. Она исполняет арии из кантат И.С. Баха,
опер Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта. С удовольствием поёт певица романсы
композиторов Узбекистана: Б. Гиенко, С. Юдакова, А. Вареласа, Ф. Янов-Яновского
и других. Слушатели выражают свою любовь к ней бурными аплодисментами. Как
говорит сама певица, «каждый романс – это маленький спектакль, это маленькая
жизнь, кусочек которой мы вдруг успеваем увидеть».
В 2012 году за особый вклад в
развитие и пропаганду отечественного искусства Яника Багрянская была удостоена
ордена «Дустлик». В одном из интервью певица призналась: «Это не только моя
награда, но и моего любимого коллектива, который всё это время был со мной на
пути к ней. Он (коллектив) – мой советчик, моя поддержка и мой судья! Ну, а я
буду продолжать работать и стремиться к новым рубежам».
В течение всей своей жизни певица
следует одному принципу: «Идти вперёд и только вперёд!». Её коллеги убеждены,
что в ближайшей перспективе Яника Багрянская за заслуги в отечественной
культуре и многолетнюю плодотворную деятельность обязательно приблизится к
счастливому финишу и получит высокое звание заслуженной артистки Узбекистана.
Сайт «Культура.Уз» тоже присоединяется к этому искреннему коллективному
пожеланию!
Гуарик Багдасарова