понедельник, 28 октября 2024 г.

Премьерная опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в ГАБТ им. А. Навои: «Над вымыслом слезами обольюсь…»

 


       В эти дни ГАБТ им. А. Навои начинается не с вешалки (гардероб закрыт из-за относительно тёплой погоды «бабьего лета» в Ташкенте), а с фотовыставки «История театра» в центральном фойе, где столпились любознательные посетители.  Экспозицию подготовила зав. музеем ГАБТ им. А. Навои Юлия Серякова: она посвящена 95-летию главного театра страны.   Это один из ведущих театров оперы и балета в Узбекистане, он имеет богатую историю, полную знаменательных событий. Начало истории театра заложено народным артистом Узбекистана Мухиддином Кари-Якубовым, когда в 1929 году под его руководством любители концертно-этнографического ансамбля создали профессиональный театр, танцевальную группу которой возглавляла знаменитая Тамара Ханум. Премьера первой народной оперы «Буран», поставленной в 1939 году, снискала успех у зрителей и критиков, после чего были поставлены оперы – «Евгений Онегин», «Гюльсара», балеты – «Коппелия», «Красный мак», «Дон Кихот» «Балерина» и т.д.

Всесоюзный конкурс на строительство здания был проведен в 1934 году. Для участия в нём было представлено четыре крупных проекта, но выбрали идею Алексея Щусева. В 1940 году был заложен фундамент, но из-за тягот войны строительство возобновилось лишь в 1943 году. Завершение основных работ совпало с юбилейными торжествами в честь 500-летия со дня рождения основоположника узбекской литературы Алишера Навои (1441–1501). Неслучайно интерьеры театра напоминают сказочные дворцы, созданные удивительной фантазией Навои в его поэмах "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь планет" и "Стена Искандера". Цикл сюжетных панно на эти темы в формате монументальной живописи создан выдающимся мастером изобразительного искусства Узбекистана Чингизом Ахмаровым.

На выставке  представлены исторические документы, старые чёрно-белые фотографии главного архитектора советской страны – Алексея Щусева (873 – 1949), народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова (1912—1995), местных мастеров-оформителей, народных ремесленников, и строителей храма искусства, среди которых было не менее 400 военнопленных Квантунской армии Японии. Это они в центре узбекской столицы в суровые военные сороковые годы прошлого века героически создали рукотворное сердце культурной жизни Ташкента и всей страны – Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои (ГАБТ) – храм Мельпомены. Здесь выступали многие знаменитые на весь мир писатели, поэты, актёры, композиторы, дирижёры: Людмила Касаткина, Роберт Рождественский, Василий Соловьев-Седой, Борис Андреев, Мухтар Ашрафи, Арам Хачатурян и др. Эти стены и потолки хранят в себе прикосновение удивительных рук «усто», которые своим высочайшим мастерством воспроизвели во внутренней отделке помещений подлинные шедевры древней национальной резьбы по ганчу. И в эти дни было много желающих среди жителей Ташкента и иностранных гостей прийти сюда в обычные дни, чтобы ещё и ещё раз восхититься красотой, созданной на века.




      Но вот уже раздался третий мелодичный звонок -  все поспешили в зрительный зал занять свои места и насладиться музыкой П.И. Чайковского и горячо любимой композитором и публикой оперой «Евгений Онегин» по мотивам одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина. Поэт самоотверженно работал над романом в стихах восемь лет (1823- 1831) - оно стало одним из самых значительных произведений русской словесности.

С самого начала работы над оперой композитор осознавал ряд трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. Прежде всего, это касалось «несценичности» сюжета, отсутствия типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов, а также необычного для оперы «современного» сюжета. Кроме того, смерть одного из главных героев происходит в середине оперы, а не в конце; опера же в целом заканчивается не эффектными событиями и массовой сценой, а диалогом-объяснением двух действующих лиц. Однако это не останавливало композитора, поскольку искренность, живость и поэтичность пушкинских образов ему казались важнее всех оперных условностей. В ответ на предполагаемую критику он писал о лирической опере «Евгений Онегин» в 3 актах, 7 картинах на либретто Константина Шиловского: «Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки… »

Сочинение оказалось новым словом для оперного жанра, оно утвердило в правах целую жанровую ветвь лирической оперы. К этому же направлению принадлежит последняя опера Чайковского — «Иоланта». Первая постановка лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной музыкой П.И. Чайковского, полной тепла и драматизма, состоялась на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории 17 (29) марта 1879 года. Постановка в Мариинском театре — 19 (31) октября 1884 г. В 1895 году состоялась вторая постановка на сцене Большого театра. Первая постановка на советской сцене 14 сентября 1918 в Петрограде в Малом оперном театре. В 1921 году — постановка в Большом театре. Первая зарубежная постановка состоялась 6 (18) декабря 1888 в Праге, дирижёр — автор. Первая премьера на сцене ГАБТ им. А. Навои состоялась в 1948 году. Последняя постановка на сцене ГАБТ им. А. Навои - в 2005 году. Во время капитального ремонта ГАБТ оперный спектакль «Евгений Онегин» успешно шёл во Дворце искусств «Туркестон» в постановке Андрея Слонима. Таким образом, лирическая опера П.И. Чайковского обошла весь белый свет. Партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.

      Новая премьера оперы «Евгений Онегин» на сцене ГАБТ им. А. Навои в постановке российского оперного режиссёра Константина Камынина состоялась 13 сентября 2024 года. Чем порадовал и несколько озадачил премьерный спектакль знаменитой оперы 24.10.24 наших зрителей? Прежде всего, хочется отметить великолепный симфонический оркестр ГАБТ им. А. Навои под руководством главного дирижёра -  Вячеслава Чернухо-Волича.

В оперной композиции, состоящей из трёх актов, длящихся в целом три часа, прозвучали все важные музыкальные номера, начиная с увертюры: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Они поют…» в исполнении — Татьяны (Маъсума Болтабаева), Ольги (Мадина Базарова), Лариной (Елена Шавердова), няни Филиппьевны (Эльмира Мамедова).

Хор крестьян внёс особую народную струю в музыкальную картину действия: «Болят мои скоры ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… »(хор и Ларина); «Ну ты, моя вострушка…» — Ларина, няня, Татьяна, Ольга, хор; «Девицы-красавицы…» — хор крестьянок; «В вашем доме! В вашем доме!..» — Ленский, Онегин, Татьяна, хор, Ларина, Ольга; Куплеты Трике «Какой прекрасный этот день… Ви роза, ви роза, ви роза, belle Tatyana!» — Трике, хор и т.д.

Однако вся постановка в целом страдала упрощением первоначального авторского замысла Пушкина и Чайковского. Главное действующее лицо романа и оперы – молодой помещик-повеса Евгений Онегин – человек с очень сложным противоречивым характером. В премьерном спектакле его играл слишком ровно, однозначно молодой солист ГАБТ Хислат Камилов. На протяжении всего спектакля перед зрителями очень скованно был представлен один и тот же неменяющийся образ умного человека, резкого на язык, озлобленного на всех эгоиста, разочарованного во всём, скучающего и не способного ни к каким сильным переживаниям и душевным порывам. Но таким он был только в начале романа у Пушкина.

Тон рассказа о нём у Пушкина почти до самого конца романа ироничный. И в то же время автор подружился со своим героем - «поэту нравились его черты». Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его образ более жизненным, далёким от схематизма: Онегин не положительный герой, но и не отрицательный. Характер Онегина не остаётся неизменным: в нём происходит значительная эволюция. В последней главе романа Онегин уже совсем не тот, каким мы его видели в первых главах. Это не самовлюблённый, а «страдающий эгоист» из-за отсутствия «полезного дела», общественной деятельности. Во всяком случае, он стоял выше общего уровня тогдашней молодёжи. Вернувшись из своего трёхлетнего путешествия в Петербург, он стал гораздо серьёзнее и внимательнее к окружающему миру. Он по-настоящему влюбляется в Татьяну и не получив ответного чувства, терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье. Отверженный, опустошенный духовно, Онегин осознает, что отныне осуждён на одиночество, холод и пустоту в равнодушном к порыву чувств морозном Петербурге… В финале оперы он должен произнести знаменитые слова: «Позор… тоска… О, жалкий жребий мой!»  Однако режиссёр-постановщик Константин Камынин решил убить главного героя из пистолета рукой Князя Гремина (Камолиддин Мухаммадиев), чем нарушил не только замысел автора романа, но и композитора П.И. Чайковского и донельзя  огорчил надуманным финалом любителей классической оперы. Князь Гремин прославленный герой, благосклонно принятый царским двором, на великосветском празднестве встречает Онегина, своего старого друга, только что вернувшегося из-за границы. Сдержанный Гремин признаётся Онегину в горячей и светлой любви к своей супруге, изменившей всю его жизнь. Он поёт ариозо «Любви все возрасты покорны…»: разве такой великосветский человек в разгаре своего семейного счастья с Татьяной Лариной и лучах славы способен убить своего бывшего приятеля ни за что?

Роман Пушкина заканчивается возвращением Онегина в Петербург, встречей с Татьяной, ставшей княгиней, и последним посещением её и признанием в своей болезненной отвергнутой любви к ней. Но Пушкин задумывал ещё три главы. Какую судьбу готовил Пушкин своему герою после его окончательной разлуки с Татьяной?

Близкие друзья и знакомые Пушкина, в частности, А.И. Тургенев, П.А. Вяземский, М.И. Юзефович, оставили воспоминания о том, как Пушкин с ними делился своим невоплощённым замыслом в 1829 -30 гг. Онегин должен был погибнуть на Кавказе или попасть в число декабристов. Во всяком случае, в рукописях Пушкина сохранились листки с отрывками начала какой-то главы «ЕО», где описывалась подготовка к восстанию декабристов или даже само восстание. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что в последней главе автор романа в стихах предполагал рассказать о дальнейшей судьбе Онегина после поражения восстания 14 декабря 1825 года – суде, ссылке и его гибели.

Так рисовалось самому Пушкину содержание романа в 1829-1830 годах. Конечно, всё это предположения, так как никаких указаний самого Пушкина об этом до нас не дошли. Свой роман он заканчивает объяснением  Татьяны с Онегиным. В бумагах Пушкина 1830 г. остались пометки: «19 окт. Сожжена Х песнь». Однако законченное начало десятой главы Пушкин сохранил, переписав его для безопасности в зашифрованном виде и показывал кое-кому из своих друзей. Для печати он оставил роман в девяти главах, в котором 9 глава стала восьмой, т.к. он выбросил восьмую главу «Путешествие Онегина» по политическим и цензурным соображениям - и в приложении к роману дал только «Отрывки из путешествия Онегина». В 1833 году Пушкин выпустил в свет роман полностью в таком виде, в каком мы его сейчас читаем. Критик В.Г. Белинский в своей работе о «Евгении Онегине» предположил, что любовная катастрофа Онегина могла воскресить его душу для нового страдания, «более сообразного с человеческим достоинством». Он мог примкнуть к декабристам.

Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», не менее значителен, чем образ Онегина. Поэт рисует пленительный образ простой русской девушки, не очень красивой, с деревенским именем, но чистой, наивной, целомудренной и очень любимой автором: «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слёзы лью… / Простите мне: я так люблю / Татьяну милую мою!». В премьерном спектакле её многогранно сыграла Маьсума Болтабаева в развитии женского характера - от деревенской наивной мечтательной девушки до важной светской дамы. Когда Татьяна снова встречает Онегина в Петербурге после трёхлетней разлуки, она продолжает его любить, но тем не менее решительно отказывается от этого счастья. Она признаётся в своём ариозо: «О! как мне тяжело!.. Онегин! Я тогда моложе…» и завершает свою исповедь словами: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / но я другому отдана; / и буду век ему верна». Главное свойство Татьяны – высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берёт у неё верх над самыми сильными её чувствами. Пушкин знал, видел таких женщин вокруг себя. Таковы были жёны декабристов, добровольно отправившиеся за своими мужьями в ссылку в далёкую Сибирь. Тип такой женщины Пушкин создал в своём романе.

«Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблён в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружён в сочинение оперы», - признавался П. Чайковский в письмах своему брату. Режиссёр-постановщик повторил просчёт Чайковского в его первой пробной постановке в консерватории и неоправданно внёс в сцену свидания в доме княгини Греминой-Татьяны «африканские страсти». Это была единственная постановка, когда опера заканчивалась любовными объятьями Онегина и Татьяны, что вызвало протест публики. Чайковский «очень скоро сам почувствовал кощунственность этой переделки и перед представлением оперы на императорской сцене восстановил сцену по Пушкину». Она была совершенно целомудренна и сдержанна, как в пушкинском оригинале.

Не избежал упрощения образ Ленского, друга Онегина: его невеста Ольга откровенно и бессердечно издевается над ним – то она топчет  рукописи своего жениха, то в имении Лариных на дне рождения Татьяны  бесцеремонно на глазах у всех гостей награждает его оплеухой за глупую ревность и т.д. и т.п. – нет предела её идиотизму! Но солист ГАБТ  Бекзот Садыков даже в этих  противоестественных обстоятельствах остаётся верен  своему типажу -  одному из главных действующих лиц - поэту Ленскому не от мира сего. Бекзот Садыков сумел передать романтический образ Ленского во всей его трогательной беззащитной полноте. Пушкин очень верно и художественно реалистично показал образ настоящего романтика и его трагическую судьбу: он говорит о Ленском с любовью и глубоким сожалением. Бекзот сумел передать и восторженную мечтательность пылкого юноши-поэта, и его разочарованность при первом столкновении с подлинной жизнью, её трудностями и противоречиями. В итоге, встав под пулю холодного и равнодушного ко всему Онегина, он был убит на дуэли. И в музыке контрастно звучат Ариозо Ленского «Как счастлив, как счастлив я!.. Я люблю Вас!..» — Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна; Ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились…»; «Враги!.. Давно ли друг от друга…» — Онегин, Ленский («Дуэт-канон»). Бекзот Садыков взорвал зал овациями, но ещё долго и после спектакля, когда выходил на поклон с другими артистами, оставался в образе своего возвышенного лирического героя.

В романе Пушкина Татьяна вовсе не красавица. Красавица - это  Ольга,  невеста Ленского – милое легкомысленное создание, полная противоположность своей младшей сестре Татьяне. Ариозо Ольги «Как я люблю под звуки песен этих… Уж как по мосту-мосточку…»объединяет Татьяну и Ольгу узами кровного родства и светского воспитания при всём их различии. Наряду с другими героями второстепенного плана – мать Ларина (Елена Шавердова), няня Филиппьевна (Эльмира Мамедова), Зарецкий (Филипп Эль-Танани), Трике, француз-гувернёр (Абдулла Ширинов), Ротный (Мехритдин Мелиев)… - Ольга не так подробно  разработана Пушкиным в романе, но она вовсе не  конченая дура. Следуя ярким кратким характеристикам в романе, эти характерные лица воплощают собой живые, полные психологического и социального содержания образы в романе и оперном спектакле.

Несмотря на множество упрощений в постановке и изменений либретто оперы вплоть до трагического фарса в целях её приближения к нашим дням, невольно сужающих кругозор зрителей, ташкентская публика была очарована оперной интерпретацией пушкинского «романа в стихах» с её выразительной музыкой П.И. Чайковского и долго аплодировала всем участникам премьерного спектакля "Евгений Онегин" на сцене ГАБТ им. А. Навои.

Гуарик Багдасароваа, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото Татьяны Грушиной

 













понедельник, 21 октября 2024 г.

Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два современника и гения вне времени

 

В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана 19 октября 2024 г. состоялся необычный концерт из цикла "Русский язык. Читаем, слушаем, смотрим", посвящённый двум гениям: композитору Сергею Рахманинову (1873-1943) и певцу Фёдору Шаляпину (1873-1938). В программе под названием «Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два гения вне времени» участвовали лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Дарья Клименко (меццо-сопрано); Дмитрий Романько (бас); Ольга Свешникова (чтец); Сергей Семёнов (музыкальное сопровождение - фортепиано).

Прошлый 2023 год был ознаменован 150-летием двух гениев русской культуры – композитора, пианиста, дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова и певца, актёра, режиссёра Федора Ивановича Шаляпина. Разными путями они пришли в музыку и оба оставили громадный след в истории мировой музыкальной культуры первой половины XX века, прославив Россию и русскую музыку. Их имена навсегда останутся в памяти потомков.

В честь 150-летнего юбилея двух великих современников в Узбекистане были открыты выставки в Русском доме и ГАБТ им. А. Навои: «Сергей Рахманинов – Федор Шаляпин: параллели и пересечения». Они были организованы Министерством культуры РФ, Российским национальным музеем музыки и Русским домом в Ташкенте и рассказывали о жизни двух талантливых личностей, о сходстве и различии их судеб и творческих путей.

В Государственном академическом Большом театре им. А. Навои в Ташкенте с большим успехом прошёл концерт, посвящённый двум гениям Серебряного века, в котором прозвучали произведения из их репертуара. С тех пор интерес к творчеству Сергея Рахманинова и Фёдора Шаляпина в общественности значительно вырос, поэтому Органный зал ГКУз был переполнен до отказа в день гастролей российских артистов.

Они были современниками, ровесниками. Оба родились в 1873 году. Оба достигли наивысших высот в искусстве. Сергей Рахманинов был гениальным композитором, пианистом и дирижёром. Федор Шаляпин - великим артистом, феноменальным певцом. И вместе с тем, сравнивая двух русских гениев, все отмечали абсолютную несхожесть их натур. Одна из современниц писала: «Шаляпин - динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов - сосредоточенное спокойствие, углублённость. Шаляпин бесконечно говорил, жестикулировал, «играл»; Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой». Но, несмотря на такое внешнее и внутреннее различие, в жизни они были очень близкими друзьями. Их связало совместное творчество и, прежде всего, большой талант.

Выступавшие московские артисты смогли создать и показать инсценировку, в которой чтец Ольга Свешникова проследила хронологию событий, связавших двух духовных собратьев музыкой и любовью к вынужденно покинутой родине из-за революционных событий в России. Хроника жизни была обогащена музыкой С. Рахманинова, русскими романсами, оперными партиями и народными песнями из репертуара Фёдора Шаляпина.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

     В программе прозвучали любимые романсы С. Рахманинова: «На холмах Грузии лежит ночная мгла»; «В моей душе»; «В молчанье ночи тайной»; «Весенние воды» и др.  (Дарья Клименко).

Сергей Семёнов на фортепиано виртуозно исполнил фрагменты наиболее известных рахманиновских произведений – Концерт №2 для фортепиано с оркестром; «Цыганское каприччио»; «Весенние воды», «Элегия», арии из оперы «Алеко» «Жизнь за царя» и многие другие сочинения.

Бас Дмитрий Романько свободно входил в романтический образ Алеко из ранней одноимённой оперы «Алеко» С. Рахманинова и знаменитого представителя сил зла в двух произведениях. Сначала он исполнил партию Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст», потом партию ассирийского полководца Олоферна в опере Александра Серова «Юдифь». Работа Шаляпина над ролью Ивана Сусанина в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» — еще один пример того, что знаменитый бас размышлял не только над вокальными партиями, а над всем образом, вплоть до мелочей. Таким его смог воссоздать без грима и театрального костюма Дмитрий Романько. Московский бас из всех партий «Бориса Годунова» М. Мусоргского, которые знал Шаляпин наизусть, преподнёс ташкентским зрителям самую сложную – царя Бориса и партию Ивана Грозного из оперы «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова. Оперные арии дополнили песни из золотой коллекции Шаляпина: «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Не пой, красавица, при мне…» и др.

 Чтец Ольга Свешникова подробно рассказала, что знакомство Рахманинова и Шаляпина состоялось во время работы в Московской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович обладал редким качеством находить одарённых людей и помогать им. Именно Мамонтов поверил в большое будущее Фёдора Шаляпина. В 1896 г. он пригласил артиста вступить в труппу своего театра. А годом позже Мамонтов пригласил нового дирижёра - Сергея Рахманинова, находящегося в тот период в творческом кризисе из-за неудачного исполнения его первой симфонии. «Предлагая мне место дирижёра, - вспоминал Рахманинов, - Мамонтов сказал, что пригласил в труппу молодого певца, обладающего беспредельным талантом, с которым, он был уверен, мне будет приятно работать. Такая оценка не оказалась преувеличенной: это был Федор Шаляпин». Впоследствии Рахманинов писал: «Моя дружба с Шаляпиным - это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний всей моей жизни». Их симпатия друг к другу была взаимной. Помимо творческого влияния, между ними складывались дружеские отношения, которые они пронесли через всю жизнь.

Рахманинов и Шаляпин много музицировали вместе, выступали в концертах. «Проходя оперные партии, а потом разучивая романсы для совместного выступления на концертах, чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать. Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно аккомпанируя ему. В течение многих лет москвичи имели возможность наслаждаться неповторимыми, единственными в мире концертами, где два таких артиста выступали вместе и потрясали присутствующих своим неподражаемым исполнением», - писала сестра Рахманинова С.А. Сатина.

Современники восхищались этим удивительным дуэтом: «Когда Фёдор Иванович пел, а у рояля был Сергей Васильевич, неправильно было бы сказать, что Рахманинов аккомпанирует. Они именно пели оба. Что это было за наслаждение! Исполнение их было поразительным и непревзойдённым».

Программа их совместных выступлений была разнообразна. В неё входили и романсы самого Рахманинова. Пять романсов было посвящено Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Опричник». Но больше всего Шаляпин любил исполнять романс «Судьба» на слова А.Н. Апухтина, в котором развита тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена. На оригинале романса «Судьба» Сергей Васильевич написал: «Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С. Рахманинов. 21 февраля 1900 г.» Когда Шаляпин пел романс в сопровождении Рахманинова, слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения.

Именно для Шаляпина Рахманинов писал свои оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Но, к сожалению, на премьере партии главных героев исполнял другой артист. На вопрос, почему пел не Шаляпин, Рахманинов в ответ ретировался. Не стал объяснять всем, что Шаляпин поленился выучить предложенные партии, из-за чего друзья даже поссорились.

Одним из любимых мест Рахманинова была Ивановка, имение в Тамбовской губернии. Окружающая природа приводила Сергея Васильевича в восторг и изумление, вызывала прилив вдохновения. Он проводил в Ивановке каждое лето, напряжённо и плодотворно работая. Шаляпин нередко гостил у своего друга. Совместные чаепития и беседы еще больше сблизили двух выдающихся музыкантов. После приезда Рахманинова, а затем и Шаляпина в США, их встречи возобновились. Эти встречи были дороги для обоих. Музыканты мучительно переживали разлуку с родиной. Часы, проведённые вместе, согревали и поддерживали двух друзей.

За день до смерти (11 апреля 1938) у постели больного певца состоялся последний разговор между друзьями. Шаляпин высказал мысль, что, если поправится, напишет книгу для артистов, темой которой будет сценическое искусство. Рахманинов в тон певцу сказал, что тоже напишет книгу, как только закончит выступления. Но она будет о Шаляпине. Фёдор Иванович одарил друга улыбкой и погладил руку Сергея Васильевича. На этом, как вспоминал Рахманинов, они расстались. Навсегда!

Горячий патриот, благородный человек, Рахманинов не удивил близких своей щедрой помощью советским воинам в Великую Отечественную войну. В марте 1943 года пришла горестная весть: умер Рахманинов.

Сергей Рахманинов не написал книгу о Шаляпине, но оставил такие проникновенные строки о нём: «Шаляпин никогда не умрёт. Умереть не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем... Для будущих поколений он будет легендой».

Эти слова характеризуют обоих музыкальных гениев. Всю свою жизнь они прославляли русскую музыку, восхищая современников и соотечественников. Их слава перешагнула границы России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра. Они были и остаются музыкантами на все времена, а их искусство - национальным богатством русского народа. 

Концерт завершил «Реквием Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну…». Зрители уходили с концерта в каком-то приподнятом настроении. Никто не сомневался в том, что слава двух гениев одной эпохи перешагнула границы России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра и, бесспорно, покорила ташкентских зрителей в очередной раз.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана 

В Ташкенте подведены итоги Х Международной биеннале современного искусства

 

        В узбекской столице С 14 по 18 октября 2024 г. успешно прошла X Международная биеннале современного искусства на разных площадках города, включая Центральный выставочный зал Академии художеств  Узбекистана; Галерею изобразительного искусства Национального банка; Ташкентский дом фотографии; музей им. Камаледдина Бехзада и Международный караван-сарай культуры (МКСК) Икуо Хираямы АХУз. Художники из 40 стран представили свыше 120 произведений искусства, провели мастер-классы, участвовали в международной  конференции, посвящённой главной теме биеннале – «Искусство и мир», их взаимовлиянию. Евроазийские художники и кураторы из Франции, Германии, России, Южной Кореи, Китая, Великобритании, Кыргызстана, Австралии, Азербайджана, Венгрии, Японии и других стран мира   активно обсуждали роль прогрессивной культуры в объединении народов мира под сенью искусства, созданного на незыблемых общечеловеческих ценностях с древнейших времён до наших дней.

          Проекты иностранных участников биеннале, представленные на данной выставке, демонстрировали одну и ту же тему совершенно по-разному. Художники её интерпретировали в разных видах и формах современного искусства. Таким образом роль искусства в современном мире, его отношение к обществу, их взаимная гармония были отражены в произведениях разнообразными сюжетами, формами и неподражаемым колоритом.

         Особенное внимание к себе привлекла масштабная инсталляция в центре выставочного зала на первом этаже «Последний крик» художника Юнуса Сафардияра. В настоящее время художник живёт и работает в Лондоне. «Последний крик», по мнению автора, это наглядная демонстрация того, как человек пытается сбросить с себя оковы старых, изживших себя предрассудков и непонимания законов вселенной, в которой человечество  существует миллионы лет. Он хочет найти в себе и вокруг себя умиротворение, сострадание и веру в Бога. В новую эпоху разрушительных природных катаклизмов и войн художник призывает людей вернуть планете Земля исконную человечность. Автор убеждён, что люди попробуют сделать это даже у последней черты, вложив в последнем крике всю свою надежду и веру в Мир, Добро и Любовь.

          Шухрат Абдумаликов, автор инсталляции «Последний колокол» выразил ту же идею, но только другими средствами – старыми закопчёнными вёдрами от того, что в них, возможно, когда-то варили смолу или просто они почернели от времени. В этой подмене смыслов есть что-то трагическое в осмыслении сакральных ценностей, утративших первоначальное священное значение в нашем противоречивом воинственном мире, так что хочется задать риторический вопрос: «По ком звонит последний колокол?» - может быть, по непреходящей ценности вещей и человеческой жизни…

          Хурпшид Зияханов представил живописный триптих «Семь звёзд». Он ассоциируется с поэмой Алишера Навои «Семь планет» из его знаменитой «Пятерицы». Символическая цифра «семь» вынесена в название работы согласно традиции, а «семь звёзд» в данном случае соответствуют традиционным представлениям о планетах – покровителях людей, их судеб, их характеров. Это произведение отличается загадочностью сюжета и  декоративным решением художественной задачи.

          Эркин Джураев своим оригинальным произведением «Давайте сфотографируемся!» почти документально воспроизвёл фотопортреты близких людей. Художник дополнил его реальным рушником под этим семейным «иконостасом» – полотенцем из домотканого холста для украшения стен дома в праздничные дни, оформления красного угла, а также для совершения обрядов. В этой композиции обыденный предмет приобрёл и ритуальное назначение: художник наделил его семантикой пути, дороги, соединения, связывания. Зрители невольно задерживаются перед этим диптихом, чтобы вспомнить своих родных и задуматься о родословных корнях.

          Художник Назира Кузиева, фантазёр до мозга костей, с характерным для неё новаторством художественной натуры и философским обобщением ума. Однажды она удивила зрителей «Садом любви» и незабываемой серией работ из имитированных плодов граната на персональной выставке керамики и инсталляций в 2015 году в ТДФ , которую я назвала «Радение с гранатом» в своей книге «Дорога без конца» трилогии «Мои дорогие попутчики» (Т., 2024). В этот раз художник вновь из самого простого подручного материала смогла создать новое эстетическое пространство, которое назвала «XXI век - 21» и наполнила его красотой и полётом своей неугомонной души. Мастер декоративно-прикладного искусства признаётся, что каждый раз в своих работах она заново открывает саму себя. В этот раз Н. Кузиева создала корабль с белыми парусами, оснащённый ключами, и так объяснила свой замысел:

- …И вот каждый ключик, который здесь висит, предназначен для  двери в рай или ад. Если человек праведный, - он этим ключом откроет  вход в рай, а грешный - попадёт в ад.

          С этими словами Назира на моих глазах оторвала от корабельных снастей заветный ключ и подарила его на счастье фотохудожнице из Германии, уроженке Узбекистана, Марии  Дворцис в знак творческой дружбы и взаимной симпатии.

Алишер Мирзаев  пригласил зрителей своей праздничной декоративной картиной на «Навруз в Самарканде». Жанровая композиция в лубочном стиле построена как восточная миниатюра: здесь нет даже намёка на перспективу. Ближние и дальние планы в ней одноразмерны; нет и пространственных сокращений; окраска лиц,  одежд,  горных хребтов и архитектурных деталей однотонны и ровны. Они лишены пластического  выявления форм. Но все эти условности восточной миниатюры, закрепившиеся на века, нисколько не умаляют художественного значения этого яркого произведения. Художник – мастер колористического решения холста: его красочная гамма звучна и разнообразна. Здесь все персонажи играют и поют в современной обстановке и знакомой среде; краски звучат голосами национальных инструментов и самих улыбчивых весёлых персонажей. В этом магия творчески обновляемого искусства: при всей условности миниатюрной живописи, эта композиция воспринимается вполне реально и жизненно.

          Куратор Х Ташкентской международной биеннале современного искусства, доктор искусствоведения, Сухроб Курбанов, подводя её итоги, подчеркнул, что, в целом, была достигнута главная цель - исследование взаимосвязи искусства и современности. В своих работах художники в различных видах искусства - живописи, скульптуре, инсталляции, видео-арте и перфомансе -  отразили свой взгляд на современный мир, который столкнулся с множеством глобальных вызовов на фоне поляризации общества. Зарубежные мастера готовы приехать в Узбекистан ещё раз, т.к. здесь их приняли очень гостеприимно и у них родились новые творческие идеи в ходе знакомства с нашей страной, активном общении с коллегами из евроазиатских стран, интенсивном творческом обмене с другими участниками Международной выставки.

      Подводя итоги Х Международной биеннале, председатель Академии художеств Акмаль Нуриддинов поблагодарил всех организаторов выставки, её участников и зрителей, активно посещавших в эти дни художественные музеи и галереи, выставочные залы узбекской столицы за огромный интерес к современному искусству. Он, в частности, сказал:

- Сегодня в Узбекистане национальное изобразительное искусство продолжает активно развиваться. В сферу искусства решительными шагами приходит много талантливой молодёжи, со своим стилем и творческим путём. Эта биеннале открыла широкие возможности для демонстрации их творчества мировым художникам, а также для знакомства наших молодых художников с творчеством мастеров мировой живописи и установления диалога между ними. Здесь нет побеждённых: каждый участник –  достойный победитель биеннале.

С 2001 года биеннале проводится раз в два года при активной поддержке государства, АХУз и Дирекции художественных  выставок и служит платформой для культурного обмена в области визуальных искусств, обсуждения актуальных проблем и знакомства с современным творческим потенциалом различных стран.

Я очень надеюсь, что мы стали ближе друг к другу. Мы ждём всех художников-участников биеннале через два года с новыми творческими проектами в нашем гостеприимном городе – цитадели мирового искусства.

На Церемонии закрытия X Ташкентской международной биеннале современного искусства выступавшие дипломанты и лауреаты фестиваля выразили благодарность организаторам за разнообразную художественную,  научную и экскурсионную программу в Ташкенте,  а также за  посещение Самарканда и знакомство с его историко-культурными памятниками и достопримечательностями народно-прикладного искусства.

Все присутствующие на закрытии биеннале долго аплодировали победителю Гран-При в номинации «Красота и очарование народного творчества» - фотохудожнику Владимиру Васильевичу Гончаренко, обладателю специальной статуэтки и приза в 15 млн. сум. Вот что рассказал счастливый лауреат Х Международного биеннале о себе и серии фотографий в эсклюзивном интервью обозревателю «Культура.Уз» - Г. Багдасаровой:

- Мои фотографии – девять экспонатов этнографического направления - демонстрировались в ТДФ в дни работы Международной выставки. Это были музейные женские костюмы народов Узбекистана. Для демонстрации каждого экспоната я нашёл соответствующую модель той же национальности: простые девушки, не имеющие никакого отношения к модельному бизнесу, облачившись в старинные национальные одежды, тотчас преображались внешне и внутренне. Я охватил почти все регионы, кроме Ферганской долины, – снимал в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Сурхандарье, Хиве и других азиатских городах. Вообще, у меня уже накопилось около сорока снимков: лучшие из них были представлены на Биеннале.

- Как ваша жизнь и работа связаны с фотографией? 

- По специальности я авиатор и много лет проработал на Авиационном заводе в Ташкенте, где приходилось работать начальником фотолаборатории.  Я занимаюсь фотографией много лет. Мой учитель в фотоискусстве  - Рафаль Готов из Москвы, работавший в фотохронике ТАСС. Он меня многому научил.  Тогда не было фотошопа и малейшая лишняя деталь могла испортить снимок. В настоящее время успешно сотрудничаю как фотограф с журналом «Наука и техника».

Как Вы решили участвовать в  Х Биеннале?

- Я много раз участвовал на международных выставках и даже в 2010 году был победителем международного биеннале. Тогда я выставлял фотопейзаж. Меня когда-то вдохновил Марио Тестино, британский фотограф перуанского происхождения, один из важнейших мастеров модной фотографии. Я увидел его снимки в интернете, выполненные в Каракалпакии, и подумал, что люди приезжают с другого конца света, чтобы заснять местные достопримечательности, включая костюмы, но мы сами не лыком шиты…  В настоящее время по договору с хокимиятами городов Узбекистана снабжаю своими фотографиями альбомы по искусству, археологии, этнографии, туризму, в их числе такие фотоальбомы, как «Бухара», «Сурхандарья», «Ташкентская область» и др. В перспективе я собираюсь сделать персональную фотовыставку  того этнографического направления, которую дополню недостающими  снимками из Ферганской долины.

          Осталось добавить, что церемонию закрытия биеннале украсила короткая праздничная программа с участием юных музыкантов Узбекистана: «Молодым везде у нас дорога!..»

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 

 

 

 

 

 

         

 

суббота, 12 октября 2024 г.

"Молодые певцы в стране оперы" на Малой сцене ГАБТ покорили молодёжную публику

 

         Десятого октября 2024 г. в камерной атмосфере Малой сцены в Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои развернулось удивительное музыкальное действие. На одной сцене собрались молодые и перспективные исполнители, которые только начинают свой путь в мире классической музыки. Программа концерта продолжалась два часа и охватила 15 номеров – это были лучшие и малоизвестные произведения русской и европейской оперы. С некоторыми из них публика была знакома по репертуару ГАБТ им. А. Навои, но услышала нечто совершенно новое в искреннем исполнении молодых артистов, привнёсших свою частицу души и своё мировоззрение в понимание и интерпретацию мировой классики.

          Так, совершенно по-новому прозвучала Ария Марфы во дворце из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова в исполнении Катерины Свиридовой в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано).  Опера была создана в 1899 г. по мотивам драмы русского поэта, переводчика и драматурга Л.А. Мея (1822—1862). Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С.И. Мамонтова, ныне музее, где приходилось мне неоднократно бывать во время учёбы на журфаке в МГУ им. М.В. Ломоносова. В такой же камерной обстановке на концерте звонко и трепетно звучал голос (сопрано) Катерины, воссоздавшей на Малой сцене светлый, чистый и хрупкий образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.  Эта любимая всеми русская опера давно не сходит с афиши ГАБТ, расширяя круг своих поклонников.

Внешне обаятельная и с большим душевным потенциалом, Катерина Свиридова профессионально исполнила сложную Каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Вокальная партия героини продемонстрировала  сочетание черт традиции бельканто и особенностей русского национального мелоса. Для её исполнения требуется владение высокой техникой пения. Образ Людмилы, созданный Глинкой в опере, требует от артиста особой эмоциональной яркости, внутренних сил, быстрого переключения чувств. Молодой певице пришлось задействовать широкий арсенал средств актёрского мастерства и перевоплощения на Малой сцене ГАБТ, чтобы вызвать в Музыкальной гостиной возгласы «Брава!».

Ленара Закирова (сопрано) – проникновенно и обаятельно исполнила Каватину Лейлы из оперы Жоржа Бизе «Искатели Жемчуга». Ей удалось передать трепетность ожидания встречи с любимым, неясное предчувствие грядущих перипетий. Она же убедительно раскрыла всю непростую правду чувств в двух романсах П.И. Чайковского – «Нам звёзды кроткие сияли…» и «Скажи, о чём в тени ветвей…».

Навруза Мамарджабова в ансамбле с Зариной Шаметовой донесли до зрителей во всей нежной лирической красоте Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Дж. Пуччини, написанной по мотивам романа Анри Мюрже. Премьера оперы состоялась в 1896 г. в Турине.  Продолжатель традиций великого Верди и последний представитель итальянской оперной классики, Пуччини дал импульс к развитию оперы ХХ века. Опера в стиле «веризм» принесла Пуччини мировую славу. Язык оперы лиричен и одновременно драматичен. Так, стремительный вальс вырисовывает образ Мюзетты. Свежая, утренняя музыка открывает третий акт, сменяется страданиями Мими, а затем постепенно приобретает драматический характер. Если говорить о «Богеме», то без известных арий Мими и Рудольфа и без вальса Мюзетты трудно представить себе историю оперного искусства.

Филипп Эль-Танани артистично исполнил Арию Атиллы, «короля гуннов»  из одноимённой героико-патриотической оперы Джузеппе Верди в ансамбле с Людмилой Слоним.  Патриотическая опера о борьбе жителей Адриатики против захватчиков вызвала общественный резонанс. Она была впервые представлена 17 марта 1846 года в театре Ла Фениче, в Венеции. В Арии слышны предчувствия гибели - отзвуки трагической судьбы завоевателя. Во время свадебной церемонии лагерь гуннов окружают римляне, и, когда они бросаются в наступление, Одабелла-невеста закалывает Аттилу.

Мадине Мухаммадиевой (сопрано) пришлось испытать свой многообещающий талант в двух разных по характеру партиях - Арии Лауретты из одноактной оперы «Джанни Скикки» итальянского композитора  Джакомо Пуччини, написанной в 1918 г.,  и Арии Мими из оперы «Богема» того же композитора (1896 г. ). Партия фортепиано – Зарина Шаметова,

«O mio babbino caro» — это ария сопранового репертуара. Лауретта поёт своему отцу о своей любви к Ринуччо, с которым они не могут пожениться из-за отсутствия приданого (семья Ринуччо не даёт ему позволения жениться на бесприданнице). Лауретта умоляет своего отца помочь, после чего он и придумывает авантюру.

Ария молодой бедной швеи и цветочницы Мими из одной из самых исполняемых опер в мире – «Богемы», постоянной и в репертуаре ГАБТ, - полна очарования простой девушки, поведавшей о  своей тяжёлой жизни  и пробудившейся влюблённости в поэта Рудольфа. В этой арии пробивается и одиночество, и бедность, и естественное желание любить – этот   букет чувств смогла передать молодая певица приятным тембром и природным артистизмом.

          В сценах из оперы «Алеко», написанной 19-летним композитором  Сергеем Рахманиновым в 1892 г. всего за 17 дней, состязались три молодых солиста ГАБТ: это лучший из лучших певцов на сегодняшний день в Узбекистане - Бекзот Садыков в роли Молодого Цыгана; Мария Сотникова (Земфира); Камолиддин Мухаммадиев (Алеко) в «Сцене Земфиры и Алеко и каватина Алеко». Они заставили зрителей окунуться в театральное действо. Перед их глазами разыгралась трагедия трёх сердец. Все три солиста справились со своими задачами превосходно в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано).



 Садыков также страстно, с полной отдачей чувств, исполнил сложную Арию и стретта Альфреда из оперы «Травиата» (1853 г.) реформатора Джузеппе Верди по роману и пьесе А. Дюма-сына «Дама с камелиями» в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Верди выступает убеждённым сторонником полифонической драматургии, раскрывающей жизнь во всем её многообразии и сложности. У Дж. Верди, начиная с его оперы «Риголетто», место броской внешней театральности занимают яркая контрастность, драматизм, правда психологических характеристик. Бекзот Садыков превосходно выполнил социальный замысел композитора – его Альфред идёт по «праведному» пути. 

          Шохида Нурматова напомнила всем присутствующим романс  «Бахор»  («Весна») советского композитора и дирижёра, народного артиста Узбекистана Толибжона  Содикова в ансамбле с Зариной Шаметовой (фортепиано), полный  жизнеутверждающей силы и мечтательности лирической героини.



Феруза Юсупова
блестяще исполнила Арию Турандот из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. Партию фортепиано созвучно вела Зарина Шаметова. Они смогли сходу ввести зрителей в сказочный волшебный мир Карла Гоцци.

         Программу концерта завершила Мария Сотникова, зажигательно исполнив в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано) под звуки кастаньетов романс «Испанское болеро» французского композитора Лео Делиба, создателя балетов, опер, оперетт, на стихи Альфреда де Мюссе ("Красавицы Кадикса замуж не хотят"). Это было сделано весело, в танцевальной манере, с чувством гордости, и девической чести, и достоинства.

       В целом, в концерте были задействованы около 15 солистов ГАБТ им. А. Навои. Они смогли погрузить зрителей в мир волшебных мелодий и событий жизни героев: молодые голоса и искренность излучения душ молодых артистов в ансамбле с талантливыми концертмейстерами поведали свои истории и подарили публике, в большинстве своём такой же молодой, как участники концерта, - живые незабываемые впечатления.     

                                                 

Зрители смогли насладиться яркими ариями и дуэтами из знаменитых опер, а также современными произведениями, которые раскрыли индивидуальность каждого участника. Каждый певец представил свой индивидуальный стиль и интерпретацию, создавая неповторимую атмосферу творчества и вдохновения.

По мнению автора композиции, режиссёра и ведущего – заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, многие выступления станут первыми заявками молодых артистов на воплощение своих героев в будущих спектаклях. Концерт стал не только праздником музыки, театра, Оперы, но и прекрасной возможностью поддержать молодых артистов. Публика горячо реагировала на выступления певцов, тем самым она подарила им шанс продемонстрировать свои таланты широкой аудитории. Вечер был наполнен эмоциями, страстью и искренностью, что сделало его незабываемым событием для всех любителей оперного искусства.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото автора и Людмилы Ким