В
минувшую среду 26 05 21 худсовет после прогона нового спектакля «Эзоп» на сцене
ГАРДТ Узбекистана одобрил успешную работу его постановочной группы и
великолепную игру актёров. Деятели культуры отметили в последних постановках
старейшего ташкентского театра, включая современную трагикомедию «Эзоп»,
долгожданное возрождение академического направления в нём и желание труппы
развивать лучшие драматические традиции, заложенные их предшественниками.
Худсовет рекомендовал Министерству культуры Узбекистана разрешить показать
премьеру массовому зрителю при строгом соблюдении индивидуальных санитарных мер
безопасности в условиях пандемии в ближайшие дни до наступления «мёртвого»
сезона, когда артисты уйдут в летний отпуск.
Режиссёр–постановщик
ГАРДТ Узбекистана, заслуженная артистка Узбекистана Ирина Авдюшкина представила
спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо
(1915-1997). Многие его пьесы представляют собой своеобразные обработки
античных сюжетов. Драматург сосредоточивает внимание на проблемах, которые
волнуют современного человека: свобода личности, война и мир и т.д.
Ирина
Геннадьевна прослужила Мельпомене в ГАРДТ, антрепризном театре «Аладдин», в ярославском
Камерном драматическом театре под руководством Владимира Воронцова. Её
постановки на сцене ГАРДТ «Крошка», «Времени вагон», показанные в этом году во
время Недели театрального искусства в узбекской столице (21-27 марта 2021), имели
оглушительный зрительский успех. В эксклюзивном интервью для сайта «Культура.
Уз» Ирина Авдюшкина поделилась своими размышлениями о новом спектакле:
- Когда я прочла эту пьесу – она меня просто потрясла и оставила во мне неизгладимое впечатление. Мне захотелось её воплотить на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана. Главный режиссёр театра Валихан Умаров меня поддержал и позволил поставить эту пьесу на сцене ГАРДТ вместе с художником-постановщиком (сценография и костюмы) Марией Сошиной и нашей спаянной труппой, работавшей над спектаклем четыре месяца (60 репетиций). В спектакле заняты: заслуженный артист Узбекистана Олег Галахов, Наталья Спиридонова, Юрий Антипин, Сергей Архипов, Игорь. Бухаидзе, Екатерина. Белова, Анастасия Пенькова, Андрей Заровский, Алексей Ким, Сардор Хасанов, Эльвина Хадаева.
.
В
прогонном спектакле с полной отдачей роли исполняли: заслуженный артист
Узбекистана О. Галахов – философ Ксанф; Н. Спиридонова (Клея, его супруга); С.
Архипов (искусный баснописец Эзоп), А. Пенькова (служанка Мели); А. Заровский
(Агностос – воин), С. Хасанов (раб Эфиоп).
Главная
идея спектакля, которую я озвучила во время его сдачи на худсовете: «Никто не
имеет права из другого человека делать раба». Люди должны быть свободны, и мы
должны уважать людей. Эта тема меня волновала больше всего. Она особенно актуальна
в наши дни в современном разобщённом жестоком мире.
Мы
сегодня говорим: «Владеть эзоповым языком», подразумевая под этим высказыванием
свободу Эзопа в своих кратких развлекательных сюжетах, изобилующих
иносказаниями, говорить о самых насущных, прежде всего духовных, проблемах
бытия. Басни Эзопа оказали влияние на творчество Лютера, Лафонтена, Лессинга,
Крылова. Многие из них звучат в нашем спектакле в первозданном виде.
…Очень
хочется артистам как можно скорее сыграть спектакль на массового зрителя.
Художник-постановщик
Мария Сошина подтвердила, что ей легко было работать с И.Г. Авдюшкиной, так как
ей был с полуслова понятен и принят целиком без творческих метаний художественный
замысел режиссёра. Мария Сошина сумела реализовать главную идею
спектакля в лаконичной минимизированной сценографии и красивых античных
костюмах героев пьесы. В горизонтально вытянутой декорации, напоминающей
мраморные постаменты для античных статуй, почти нет вертикалей, характерных для
сложившейся древнегреческой архитектурной системы - колонн дорического,
ионического, коринфского классических ордеров. На горизонте вместо афинского
Акрополя угадываются контуры Олимпа, над которым густеют облака.
Реально
на сцене не было ничего лишнего и между тем, по словам режиссёра-постановщика, «если
ружьё повешено на стене – оно обязательно выстрелит в последнем действии». Так
и в новом спектакле каждая деталь на сцене несёт глубокое символическое
значение вплоть до финальной сцены. В финале душа оклеветанного брошенного со
скалы Эзопа местными жителями в Дельфах превращается в восходящую звезду над
Олимпом – жилищем богов. Прекрасная музыка французских
композиторов-мультиинструменталистов ХХ века Рене Обри и Ле Браза - возбуждают
в зрителях позитивные импульсы к активному мышлению. Мария Сошина подтвердила,
что ей приятно работать в сплочённой команде под руководством И.Г. Авдюшкиной,
так как она берётся реализовать на сцене очень смелые творческие проекты,
которые даже мужикам не всем по плечу.
Наиболее
полно гуманизм творчества Фигейредо раскрывается в пьесе «Эзоп» (1952), в
которой драматург утверждает право человека на свободу, человеческое
достоинство. Это одна из трактовок жизнеописания древнегреческого баснописца
Эзопа, жившего в VI веке до н.э. Уродливого раба с острова Самос, один взгляд
на которого вызывает слёзы и отвращение, бесплатно приобретает в придачу к
дорогим товарам античный самовлюблённый и слабохарактерный философ Ксанф. Античного
философа, Нарцисса по своей природе, органично, цельно играет Олег Галахов:
актёр то бросается в откровенный фарсовый гиперболизм в первом действии, то в
крайний безысходный трагизм своего положения во втором действии. Особую естественную живость и комизм вносит в
спектакль актриса театра А. Пенькова, исполнительница роли служанки Мели: она, как
всегда, очень хороша, заразительна и органична на сцене.
Эзоп,
олицетворение совести, разбудил всех постояльцев богатого дома и фактически
сломал их обывательский привычный образ жизни. Эзоп не только услаждает ум
хозяина забавными баснями и историями, но и помогает ему выпутаться из нескольких
неприятных ситуаций, грозящих Ксанфу позором. Он выбрал свободу, что для него
дороже жизни. Поэтому они все рабы, а Эзоп – свободная личность. Их делает
рабами конформизм – их смирительная рубашка - подчинение социальным заповедям и
жажда наживы. В этом парадокс и кульминация спектакля.
На
прогоне революционный образ Эзопа пластично и артистично убедительно, правдоподобно
сыграл актёр с большим творческим опытом - Сергей Архипов.
Зрители его помнят по главным ролям в чеховских пьесах: «Дядя Ваня», «Вишнёвый
сад», а также в спектакле «Бешеные деньги» А.Н. Островского и других
классических постановках.
Жена
хозяина, красавица Клея - новое открытие для нашего зрителя – это дебют Натальи
Спиридоновой. Актриса раскрыла сложный противоречивый характер полубогини
невиданной красоты и стати, которой вовсе не чужда борьба между свободой и
необходимостью – одной из главных противопоставлений жизни людей и общества. В
ходе спектакля она словно не замечает, как талант, одухотворённость, внутренняя
красота Эзопа затмевают в её глазах отпугивающую внешность… Она признаёт в рабе
право на свободу выбора и, в конце концов, смиряется со своим положением
отверженной. В итоге раб Эзоп оказывается в спектакле единственным свободным
человеком и целым новым явлением, по мнению режиссёра-постановщика.
«Театр,
- дополняет нашу беседу с режиссёром-постановщиком И.Г. Авдюшкиной и
художником-постановщиком Марией Сошиной заведующий литературной частью Владимир
Леонидович Островский, - предлагает Вам произведение откровенно философское,
борьбу идей, публичное столкновение мыслей. И, совершая вместе с театром
путешествие вглубь истории, мы обнаружим там те же проблемы, которые пытаются
разрешить наши современники, потому что вопросы о смысле жизни и границах
свободы человека относятся к категории бессмертных».
Гуарик Багдасарова
ФОТО Алижона Андакулова