Премьера спектакля-концерта «Интервью с легендой» состоялась в канун 85-летия со дня рождения народного артиста Узбекистана Батыра Каримовича Закирова (26. 04. 1936 – 23.01.1985). Режиссёр-постановщик Гульрух Нажидова вместе с автором музыкального спектакля Натальей Салиховой (она же исполнительница роли журналиста-интервьюера) долго искали и нашли необычную исповедальную театральную форму рассказать о знаменитом певце, «соловье Узбекистана», его же песнями-шлягерами, стихами, дневниковыми записями, сердечными посланиями потомкам.
Режиссёр-постановщик Гульрух Нажидова перед началом спектакля рассказала
историю его создания. Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович
Мирзиёев в 2020 году издал указ о широком праздновании юбилея народного
артиста Узбекистана Батыра Закирова. Вместе с автором сценария Натальей
Салиховой с её задатками к драматургии они искали оригинальную современную
форму подачи архивных материалов, дневниковых записей и песен Батыра Закирова.
Постановочная группа в итоге решила главный акцент в спектакле сделать на
воображаемом интервью с легендой в наши дни и через исповедь артиста после его
жизни и его бессмертное творчество рассказать зрителям о его жизни-подвиге: «Наш
спектакль – дань всенародной памяти
выдающемуся певцу, художнику, поэту, человеку, оставившему глубокий след
в искусстве нашей страны».
Батыр Закиров – знаменитый советский певец, продолжатель большой творческой
династии Закировых, основатель узбекской эстрады, безвременно ушедший на самом
взлёте карьеры. На родине Батыра Каримовича с любовью называют «узбекским соловьем» за его льющийся голос и лирический
репертуар. Но кто как не сам Батыр Закиров мог бы так искренно и полноценно
рассказать нам о себе! Удивительной находкой постановки стало появление в
спектакле нескольких персонажей, олицетворяющих: легендарный образ певца (заслуженный артист
Узбекистана Суръат Артыков), молодой (Бабур Чулиев), юноша (Диёр Тухтаназаров),
зрелый Батыр Закиров - Сарвар Салиев. Близкое окружение Батыра Закирова
воссоздают на экране кадры документальной кинохроники, запечатлевшие яркие
события в его жизни, и соответствующие им сценические персонажи: Карим Закиров,
Икрам Акбаров (Шерхон Нурушев); сестра певца - Луиза Закирова (Ифода
Алижанова), администратор (Б.Усманов), медсестра (Г. Сафарова) и,
конечно, массовые сцены с молодёжью. Молодые студенты, рабочие, колхозницы,
учёные, сбивая и опережая друг друга, берут автографы у своего кумира и
наполняют сцену живым дыханием жизни. В танцевальных и массовых сценах заняты
артисты балета и хор театра. Главный балетмейстер - заслуженная артистка
Узбекистана Ф. Исаева сумела для каждой песни найти особый пластический
рисунок. Балетные вставки-интермедии придают вокальному исполнению солистов
особый лиризм и выразительность. Хор в массовых сценах всегда органичен и
придаёт масштабность происходящему на сцене, особенно в начале и в финале
спектакля (главный хормейстер - Я. Карабанова). Художник по костюмам - Л.
Новкович и художник-постановщик З. Касымова придали особую праздничность и
документальность современной сценографии без особых излишеств, но где каждая
деталь – старый патефон, скрипичный ключ в качестве дизайна на занавесках - несёт
глубокий смысл и визуальную убедительность ушедшей романтической эпохи.
Зрители имеют возможность проследить основные этапы восхождения национальной эстрадной звезды в лицах; песнях из репертуара Батыра Закирова; не повторяющихся по содержанию и стилю хореографических миниатюрах, изобилующих в спектакле и придающих ему характерную тончайшую лирико-художественную атмосферу. В спектакле артисты, исполняющие роль Батыра Закирова на разных этапах его жизни, не стремятся «точь-в-точь» повторить его. Им предоставлена возможность воссоздать песни и романтическое время их создания так, как они сердцем чувствуют их. Поэтому песни из репертуара Батыра Закирова звучат вживую под «минусовку» и мощное оркестровое сопровождение благодаря дирижёру – заслуженному деятелю искусств Узбекистана Батыру Расулову – совершенно особенно, индивидуально, живо и рождают в зрителях не только ностальгические чувства, но и веру в бессмертие настоящего искусства.
В новой постановке прозвучали берущие за душу такие песни Батыра Закирова, как «Арабское танго», «Раъно», «Красавица Газли», «Ты далеко», «Где ты?», «Очарован тобой», «Путники в ночи», «Где ты, счастье?», «Беглянка Хабиба», «Девушки моей страны» и другие. В спектакле использована музыка Б. Закирова, Ф. Закирова, Ш. Рамазанова, Э. Салихова.
Журналист и легендарный певец – их
содержательная и откровенная беседа составляет стержень действия. Растянутая на
весь спектакль, она затрагивает не только события частной, но и общественной,
государственной жизни. Так, мы узнаём из неё, что Батыр Закиров родился 26
апреля 1936 года в Москве в семье артистов Карима Закирова и Шоисты Саидовой.
Их документальные образы, как самого Батыра Закирова, были показаны на большом
экране, размещённом в глубине сцены.
Вслед за Батыром в семье родились еще
пятеро детей: Луиза, Науфаль, Фаррух, Джамшид и Равшан. Их детство прошло в так
называемом «Доме артистов» в центре Ташкента. Здесь часто собирались видные
люди того времени: певцы, музыканты, актёры, которые пели, репетировали,
импровизировали – всё это наполняло атмосферу дома волшебным духом творчества.
Их первыми учителями стали классики узбекского национального искусства – Тамара
Ханум, Халима Насырова, Мукаррама Тургунбаева, Сулейман Юдаков, Шукур Бурханов.
Старших детей Батыра и Луизу отец часто водил в театр оперы и балета имени
Алишера Навои. Мальчик обожал итальянскую оперу, знал наизусть многие арии
своего отца, биографии оперных звезд. А мама, которая служила в музыкальном
театре имени Мукими, знакомила детей с творчеством этой прославленной сцены.
Эпизоды из отрочества певца отражены в интервью с легендой и зеркально показаны
в спектакле в его кратких диалогах с отцом, окрашенных тёплыми чувствами.
Интервью продолжается… Из него мы
узнаём, что Батыр Закиров блестяще сдал экзамены в Ташкентскую консерваторию,
стал студентом вокального отделения. Однако обнаруженный туберкулёз заставил
изменить планы: Батыр ушел из консерватории, поступил в Ташкентский
театрально-художественный институт на режиссуру. Но не петь он не мог. Перешёл
на эстрадный вокал, стал участником студенческого ансамбля «Юность» в 1956
году. Первые шаги на большую эстраду Батыр и Луиза Закировы сделали вместе. В
1957 году в составе «Юности» они поехали на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов
в Москву. Это судьбоносное событие в жизни певца нашло феерическое отражение на
театральной сцене как незабвенный отголосок дружбы народов советской эпохи:
артисты пели в ярких национальных костюмах братских республик бывшего Союза. На
фестивале Батыр впервые спел своё знаменитое «Арабское танго» («О, светоч грёз
моих»).
Жемчужиной творчества мэтра, безусловно,
является композиция «Арабское танго». В неповторимом исполнении легендарного
артиста песня входит в «Золотой фонд советской эстрады». В спектакле эта
композиция обрела новое звучание и вторую жизнь. В новой постановке в
исполнении Суръата Артыкова в сопровождении оркестра она звучит как молитва на
арабском языке. Многие зрители от восторга не сдерживали своих слёз, слушая это
произведение искусства. Другие, особенно сентиментальные женщины бальзаковского
и преклонного возраста, с этой минуты от восторга украдкой утирали мокрые глаза
на протяжении всего спектакля, полного оптимизма и любви к жизни и к нашему
городу.
Из этой памятной поездки в
Москву Батыр, Луиза и другие участники ансамбля вернулись знаменитыми. Ребят
стали приглашать на концерты и выступления, они объездили всю республику,
исполняли узбекские и русские эстрадные хиты, зарубежные шлягеры, народные
песни на индийском, французском, арабском. В1958 году на базе ансамбля
Александра Двоскина создан Государственный эстрадный оркестр Узбекской ССР.
Первыми солистами стали Батыр, Науфаль, Луиза Закировы и Эльмира Уразбаева. В
эти годы певец исполняет такие хиты, как «Раъно», «Красавица Газли», «Я слышу
голос твой». В спектакле они звучат по-новому, но при этом не утрачивают того
обаяния, которое было заложено в них первым исполнителем Батыром Закировым.
В 1959 году участники ансамбля поехали представлять Узбекистан в Москву на «Декаде узбекской культуры, литературы и искусства». Батыр Закиров исполнил ливанскую песню «Красивая девушка» и, конечно, полюбившееся всеми «Арабское танго». В 1961 году ему делают первую операцию на легкие. Спустя три года – вторую, после которой врачи настрого запретили пациенту петь хотя бы два года. За это время артист перевел на узбекский язык сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, осуществил её радиопостановку вместе с
супругой Эркли Маликбаевой, много рисовал. Возвращение на сцену началось с радостного события: в 1965 году Батыру Закирову присвоено звание: «народный артист СССР». В памятном 1966 году состоялось выступление «узбекского соловья» на сцене парижского концертного зала «Олимпия». Певец исполнил песню Энрико Масиаса «Девушки моей страны» на французском языке. На сцене театра Суръат Артыков воспроизводит её на языке оригинала. Выступление Батыра Закирова произвело фурор, фотографии восточного гостя вышли в газетах, критики сравнивали его с Шарлем Азнавуром и другими шансонье. В спектакле вспоминают сокрушительное
землетрясение 26 апреля 1966 года в Ташкенте и всесоюзную помощь строителей из
братских республик. Тогда Батыр Закиров своими песнями дарил землякам надежду
на новую жизнь в заново отстроенном городе, в любви к которому он часто
признавался в дневниковых записях и в своих песнях. Это было время его частых
гастролей. Мэтр побывал почти во всех республиках Союза, посетил города Европы,
и везде публика встречала его восторженно. Но артист всегда хотел больше, чем
просто спеть, он мечтал познакомить зрителя с самобытной культурой своего края,
его колоритом, историей, красотой.
В 1972 году Батыр Каримович
стал худруком Ташкентского мюзик-холла. Первое представление называлось
«Путешествие Синдбада-морехода». В его создании участвовали ведущие артисты и
режиссёры - Марк Захаров, Георгий
Юнгвальд-Хилькевич, Александр Ширвиндт. Мюзикл просуществовал шесть лет, побывал во многих городах, но
организовывать творческую и сопутствующую работу Батыру становилось все
тяжелее, и в 1979 году заведение было расформировано. Батыр Закиров с головой
окунается в работу в кино: он снимается в образе отца Авиценны в фильме «Юность гения» Эльёра Ишмухамедова; в
сериале Шухрата Аббасова «Огненные дороги» в роли Рабиндраната Тагора. Параллельно с кино певец по-прежнему выступает на концертах, открывает
много талантов как член жюри вокальных конкурсов и фестивалей.
Личная жизнь осталась за рамками спектакля: она была передана хореографическим языком и вокалом. Батыр Закиров прожил с первой женой Эркли (Ирой) Маликбаевой 16 лет. От этого брака родились сыновья - Бахтияр и Баходир. Старший сын Батыра Закирова, актёр по профессии, умер в 43 года. Баходир – успешный художник, работает в Ташкенте. В память об отце к его 80-летию он подготовил в галерее Bonum-factum в узбекской столице персональную художественную выставку, показ документальных фильмов с участием отца и музыкальную эстрадную программу. В этом году 26 апреля 2021 года в малом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана состоялась церемония открытия персональной художественной выставки Баходыра Закирова "Памяти моего отца", посвященной 85-летию народного артиста Узбекистана Батыра Закирова.
Вторая жена, артистка мюзик-холла, балерина Галина, родила мэтру дочь Рухшану. Третье поколение династии Закировых подарило искусству также немало талантов: дочь Луизы, певица Наргиз Закирова, сын Джамшида Закирова Джавохир – известный в России и Узбекистане актёр и режиссер.
Батыр Каримович скончался 23
января 1985 года в Ташкенте от цирроза печени. Похоронили певца на Чагатайском
кладбище в узбекской столице. Когда выносили тело маэстро, звучало «Арабское
танго». До самой смерти он оставался артистом с большой буквы. На месте
захоронения стоит оригинальный памятник резца заслуженного скульптора
Узбекистана Якова Шапиро.
После
спектакля растроганная публика, вместе со всеми участниками спектакля
разделившая светлую память Батыра Закирова, долго аплодировала, стоя, артистам
театра с возгласами «Браво» и «Спасибо» и преподносила им весенние цветы. Своим
впечатлением о новой премьере поделилась общественный деятель, супруга
советника посольства РФ в Узбекистане Ирина Кепанова:
- Прекрасный
спектакль, пронизанный горячей любовью к человеку-легенде, поистине народному
певцу - Батыру Закирову. Певец родился в Москве – значит, мы с ним земляки! И
первая же массовая сцена, представляющая одетых в костюмы союзных республик
участников VI Всемирного фестиваля в Москве в 1957, вызвала у меня самые яркие
личные воспоминания. Вспомнились насыщенные дни XII фестиваля в Москве в 1985,
в котором я участвовала и как исполнитель песен на разных языках мира, и как
помощник переводчика делегации Мальты. Растроганно смотрела я на сцену, где
артисты сумели воссоздать атмосферу дружбы и братской любви народов во время
Фестиваля, когда прогрессивная молодежь всей планеты искренне радовалась разнообразию
традиций и культур народов мира.
Подумалось
– какая удача, что молодёжный ансамбль "Юность" из Ташкента
пригласили на Фестиваль 1957 года! Там впервые в исполнении 21-летнего певца
прозвучала песня на арабском языке "О, светоч грёз моих" ("Арабское
танго"). Показ на весь Советский Союз выступления в телевизионной
программе принёс певцу общесоюзную популярность, а любовь миллионов всегда
окрыляет!
Вот
эта окрылённость и стала лейтмотивом спектакля, на мой взгляд. Актёры
Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана донесли до
зрителей свою безграничную любовь к таланту Батыра Закирова, а зрители
спектакля "Интервью с Легендой" взорвались бурными аплодисментами по
его окончании, признаваясь в любви и к легендарному певцу, и к театру!
Всё
проходит и всё остаётся людям. Премьерный спектакль «Интервью с легендой» можно будет
в ближайшее время посмотреть 29. 04. 21 - ходите в театр!..
Гуарик Багдасарова