В
минувшее воскресенье – 23 02 14 - в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской
Епархии Православной церкви по
благословению высокопреосвященнейшего Викентия состоялся концерт, познакомивший
поклонников классической музыки с миром оперного действия в сценах и
ариях из опер композиторов разных стран.
Авторы проекта «На
сцену приходит опера» - председатель отдела «Сретенье», режиссёр
ГАБТ имени А. Навои, Заслуженный
работник культуры Узбекистана Андрей Евсеевич Слоним и заместитель председателя
отдела «Сретенье» иерей Алексий Назаров, а также музыкальный руководитель и концертмейстер отдела "Сретенье" Людмила Слоним поставили перед собой цель
не только преимущественно охватить разнообразный репертуар ГАБТ имени А. Навои.
Цель проекта – периодически знакомить
общественность Ташкента с шедеврами мировой оперы.
Ведущий концерта А.Е. Слоним в ходе программы рассказал о
происхождении и развитии оперы и его месте в современной музыкальной культуре.
Опера как жанр возник в Древней Греции. Во время исполнения трагедий на сцене
постоянно находился хор, и актёры произносили нараспев свои роли. В средние
века огромной популярностью пользовались мистерии – театрализованные
представления, в которых рассказывалось о жизни Иисуса Христа. В них музыка
сопровождала текст и ещё не имела самостоятельного значения. В XVII веке появился итальянский оперный театр, где музыка и
пение слились воедино. В середине YIII в. австрийский композитор К.
Глюк произвёл коренную реформу оперы («Орфей и Эвридика»), приблизив музыку к
сценической речи. Вершинами мирового оперного искусства являются оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро»,
«Дон-Жуан», «Волшебная флейта», в которой органически соединены элементы
комической оперы, оперы-сериа и достижения глюковской реформы.
В XIX в. оперный
жанр достиг наибольшего расцвета. В неё органично вошли сильные переживания и
роковые страсти под влиянием романтизма. Крупнейшими представителями нового жанра – лирической оперы – были
французские композиторы Ж. Бизе и Ж.
Массне. В программе вечера прозвучал трогательный дуэт Лейлы (Лятифе
Абиева) и Надира (Нормумин Султанов) из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга».
В
творчестве крупнейшего итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901)
складывается жанр музыкальной драмы, для которой характерно сочетание
драматически напряжённого действия с яркими образами героев. В лучших операх
Верди – «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло» - перед слушателями проходит
настоящая борьба человеческих страстей. Этот накал страстей с полной
самоотдачей могли передать Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова
(Амнерис) и Лауреат и Дипломант международных и республиканских конкурсов М.
Полякова (Аида) в сцене из оперы «Аида»
Дж. Верди.
Никто
другой, как Ольга Александрова, смогла глубоко и правдиво передать рассказ
цыганки Азучены из оперы Дж. Верди «Трубадур», полный трагизма и
противоречивых эмоций мести за свою
убитую мать и раскаяния женщины, погубившей по недоразумению
собственное дитя. Зрители не хотели отпускать выдающуюся солистку со сцены, переживая вместе с ней
противоречивые чувства её героини.
Конец
ХIX- начало XX вв. ознаменованы развитием бытовой оперы, написанной
в жанре веризма (от лат.veritas –
истинный). Она связана с именами Р. Леонкавалло и Дж. Пуччини. Хотя сюжеты их
опер («Паяцы», «Богема») отличаются
камерностью – не более пяти-шести персонажей
– в них композиторы достигли невиданной ранее глубины в изображении чувств
своих героев. Эту глубину молитвенного
состояния и своей возвышенной любви передала на сцене Надежда Банделет в роли
Флории Тоски из одноимённой оперы «Флория Тоска» Дж. Пуччини.
В
России опера появилась в середине XYIII в.
Первоначально, как и в европейских странах, в ней преобладали мифологические и
сказочные сюжеты, а музыка строилась по французским образцам. Операми «Иван
Сусанин» и «Руслан и Людмила» М.И.
Глинка открыл эпоху блестящего развития русского музыкального драматического театра. В его творчестве определились основные черты
русской оперной классики: высокая идейность,
художественная правдивость, близость к народной песенности. Традиции
Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей – А.С. Даргомыжского
(«Русалка», «Каменный гость»), А.П. Бородина («Князь Игорь»). Исторические
сюжеты стали основой произведений М.П. Мусоргского («Борис Годунов»,
«Хованщина»).
Н.А. Римский-Корсаков обратился к фольклору и
воссоздал пленительные образы русского сказочного и былинного эпоса
(«Снегурочка», «Садко» и др.).
Композитор смог придать им глубину психологического переживания, характерную
для реалистической прозы второй половины
19 века. Эту глубину переживаний в полной мере до зрителей донесли
Анастасия Юдина, исполнившая арию Любаши из 1 го действия оперы «Царская
невеста» Н. Римского-Корсакова и Марина Полякова, исполнившая романс Антониды
из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки.
Примечательно,
что разнообразную программу концерта завершил хор из всех участников. Они
исполнили гимн любви – «Бриндизи» из оперы
Дж. Верди «Травиата».
В целом,
от знакомства с миром оперы осталось
чувство, что человечество мало изменилось: все мы очень похожи друг на друга в своих
устремлениях и переживаниях. Зрители радовались возможности встречи и душевного
общения с оперными персонажами, как со своими
закадычными друзьями. На стене знаменитого «Фонтанного дома», где жила А.Ахматова в Ленинграде, есть
надпись на латыни, в переводе означающая: «Бог сохраняет всё». Иосиф Бродский
писал: «В ушную раковину Бога/ На склоне дня/ Шепчи всего четыре слога:/
«Прости меня!..». Оперное искусство так трогает нас, потому что с годами
приходишь к прозрению, что человечество
– это один человек, живущий вечно.
По
окончании концерта мне удалось побеседовать с соавтором проекта «На сцену
приходит опера» – режиссёром ГАБТ имени А. Навои А.Е. Слонимом:
Корр.: Зрителей волнует вопрос, что из сегодняшней
программы они не смогут посмотреть на сцене ГАБТ имени А. Навои?
А.Е. Слоним:
Далеко не всё, что исполнено, является сценами из оперного репертуара нашего
театра. Очень редко идет на сценах мира опера французского композитора Лео
Делиба "Лакме" - её сюжет связан с жизнью Индии XIX века. Музыка прекрасно стилизована композитором и
одновременно несет все черты французского оперного направления. В этой опере
есть так называемый "Цветочный дуэт" Лакме и Малики, в котором две
юные героини-индианки наслаждаются красотой
природы и мечтают о том, как, скользя по глади реки, они будут любоваться
красотой мира и вдыхать аромат цветов. Здесь голоса сплетаются в некое
цветочное соцветие и как бы сами имитируют плавное и причудливое течение реки.
Лятифе Абиева и Анастасия Юдина прекрасно исполнили этот дуэт.
Корр.: Сегодня
мы услышали фрагменты из оперы «Снегурочка»
Н. Римского-Корсакова и «Жизнь за царя» М. Глинки и по накалу страстей могли их сравнить с «Аидой» Джузеппе Верди. Какова
их дальнейшая сценическая судьба?
А.Е. Слоним: К сожалению, на сцене ГАБТ имени А.
Навои не идет опера Н. Римского-Корсакова "Снегурочка",
чистая и озаренная ария героини которой была исполнена Лятифе Абиевой. Также
вполне эксклюзивным было исполнение Мариной Поляковой романса Антониды из оперы
М. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Более пяти лет
не идет на сцене театра вердиевская "Аида" (из-за проблем со сценой,
на которой нам доводится сейчас работать). Остальные номера вечера тесно
связаны с разнообразным репертуаром ГАБТ, регулярно исполняемым на сцене.
Корр.: Как вы
относитесь к новаторским «режоперам» в нашей современной музыкальной культуре?
А.Е. Слоним: Особо
хочу отметить, что основы
художественной Правды оперного жанра заложены
композитором уже в нотную партитуру. Раскрывая ее, надо умело и точно, как сапер на минном поле -
идти по пути раскрытия авторского замысла, воплощая его в органичные и
оправданные вокально-сценические решения. А если, как это, к сожалению,
зачастую бывает - постановщик игнорирует музыкальный замысел автора и
придумывает нечто "сбоку и рядом" с ним - получается эффект,
сравнимый с тем, когда плащ гиганта пытается примерить на себя карлик. И
запутавшись в гигантских его складках, беспомощно барахтается под ним, пытаясь
выдать это барахтанье за некую особую суть произведения, ранее не открытую.
Потому миссия постановщика оперы - неимоверно трудна и особо обязывает ко
многому, что недопустимо предавать и втаптывать в грязь и бытовизм.
По
мнению А.Е. Слонима, опера - особое искусство. У нее особая, возвышенная Правда,
основанная на том, что в истоках пения
заложено большое чувство огромной концентрации, когда обычных разговорных слов
человеку становится мало для выражения этого чувства. С древнейших времен
человек поет или когда ему необычайно хорошо, или же - напротив - когда ему чрезвычайно
горько и дискомфортно. Эта особая суть оперной Правды лежит в основе самых
разных стилевых и композиторских направлений. Но соединяя в себе в органичном
сплетении певческий голос, выразительное слово, пластику и актерскую экспрессию,
а на сцене еще и оркестровое и хоровое
звучание, декорацию и свет - опера поистине является театром, не имеющим равных
по силе воздействия. Когда все эти компоненты в синтезе раскрываются
высокопрофессионально и органично - сила воздействия такого театра на души
зрителей становится особо ощутимой.
Зрители
ждут новых встреч с мировой оперой на разных сценических площадках.
Гуарик Багдасарова