понедельник, 30 января 2023 г.

День рождения ахматовского музея отметили в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ

 

Несмотря на необычные крещенские морозы в узбекской столице, конференц-зал Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви  еле вместил в себя огромное количество гостей, пришедших отметить 23-ю годовщину создания общественного музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой».  Праздник открыла в режиме on-line основатель и долгие годы бессменный руководитель музея Альбина Витольдовна Маркевич, приветствовавшая любителей поэзии Серебряного века с экрана, так как она последнее время по состоянию здоровья ведёт домашний образ жизни, продолжая работать над выпусками литературного альманаха ташкентского клуба-музея Анны Ахматовой. «Мангалочий дворик открыт для друзей поэзии. Будьте с нами!» - призвала всех пришедших А.В. Маркевич и поблагодарила митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия за то, что епархия РПЦ предоставила на территории Успенского кафедрального собора место для экспозиции музея и проведения ахматовских чтений.

Общественный директор музея - лауреат и дипломант международного фестиваля авторской песни и поэзии "Осенний аккорд" в номинации "Декламация" Ирина Анатольевна Парамонова кратко рассказала предысторию открытия музея 18 декабря 1999 года и прочитала несколько любимых ею лирических стихотворений Анны Ахматовой.

Поэт, прозаик, литературовед, переводчик, член СП Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик», Николай Ильин охарактеризовал музей как Аlma-Mater для многих людей, обретших здесь индивидуальный поэтический голос и литературный вкус: среди них ныне известные имена – Бах Ахмедов, Вадим Муратханов, Вика Осадченко, Людмила Бакирева и многие другие. Николай Ильин прочитал свои новые стихи и посвящения ахматовцам.

Ведущая актриса Государственного академического русского драматического театра Узбекистана Александра Андреева мастерски декламировала малоизвестные стихи Анны Ахматовой из цикла «Ташкентские тетради», вызвав шквал аплодисментов в переполненном зале.

Филолог и знаток поэзии Серебряного века Вадим Фомичёв в своём выступлении отметил, что творческий путь Анны Ахматовой от акмеизма к классике нельзя представить без знания творчества её выдающихся современников: Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, их взаимопонимания и миропонимания. В подтверждение этого тезиса докладчик прочитал стихи Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, олицетворявшие диалог двух близких людей, не нашедших до конца общий язык в супружеской жизни, но сумевших после разлуки и множества потрясений обрести поэтическую перекличку любящих сердец.

Литературный сотрудник журнала «Звезда Востока»,  поэт, лауреат и дипломант международного фестиваля бардовской песни и поэзии "Осенний аккорд" в номинации "Поэзия", автор нескольких стихотворных сборников, Алексей Кирдянов-Алимкулов рассказал о значении творчества Ахматовой и её поэтических  исканиях с молодых лет. Алексей  учился и окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище противовоздушной обороны им. Юрия Андропова в 1988 году. В декабре 1998 года вернулся в Ташкент и вскоре активно влился в общественную литературную жизнь ахматовского музея, успешно занимался при этом педагогической и журналистской деятельностью. На вечере Алексей прочитал яркие, своеобразные, лирико-философские обращения и посвящения в адрес наших современников из его сборника «Из двух веков» (Т., 2015), свидетельствующие о зрелом литературном таланте автора.

Поэт Татьяна Грушина, руководитель ЛТО «Данко», лауреат международного фестиваля бардовской песни и поэзии "Чимганское эхо-2022" прочитала стихотворение А. Маркевич «Надену шляпку белую» и свой отзыв - шуточное посвящение, написанное к 90-летию директора музея, а также посвящение ахматовскому музею и её руководителю в форме изящного акростиха, вызвавшего единодушное одобрение у публики.  

Автор этих строк, поэт, журналист-искусствовед, лауреат международного фестиваля авторской песни и поэзии "Осенний аккорд" - 2021 в номинациях "Авторская поэзия" и "Лучшее поэтическое чтение" рассказала о своём участии в ахматовских собраниях в «Мангалочьем дворике» в Ташкенте  и далёком новосибирском Академгородке, где также высоко почитают и любят поэзию Серебряного века. Были прочитаны из первого сборника Ахматовой «Вечер»: «Стихи о Петербурге» (1913), «В Царском Селе» (1911), а также более позднее стихотворение «Луна в зените» 1944 г. из её «Ташкентских тетрадей». Из авторских стихов предложила на суд любителей изящной словесности произведения из сборника «Левитация» (Т., 2015) из циклов: «Под сенью Северной Пальмиры», «Пушкиниана», написанные во время заочной учёбы в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина после окончания очной учёбы на журфаке МГУ и реминисценцию (воспоминание) на ахматовские стихи о Петербурге – «Ты свободен. Я свободна…» из цикла «Шуточные стихи с горчинкой серьёзности».

Чтец-декламатор Елена Тюрк, дипломант международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» -2022 в номинации «Декламация», прочувствованно прочитала раннее стихотворение Анны Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли», вызвав восхищение публики.



          В программе литературно-музыкального вечера принял участие танцевальный ансамбль «Шалом» под руководством хореографа Рано  Досметовой, внёсший особый восточный колорит в атмосферу праздника, который так ценила Ахматова в годы пребывания  в южной эвакуации в Ташкенте.

          Ахматовцы отдали дань всенародно любимому советскому поэту и артисту Владимиру Высоцкому, чей 85-летний юбилей общественность отмечала накануне, 25 января 2023 года. Лауреат международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо» Владислав Маевский исполнил под гитарный аккомпанемент глубоко лирическое произведение «Дом хрустальный» и шуточную песню «Почему аборигены съели Кука» Владимира Высоцкого, умело соединив прошлое с настоящим временем.

Ветеран ахматовского музея Луиза Болдеско от Дома культуры «Гульшан» сделала приношение в виде русских народных песен, в которых Анна Ахматова черпала творческое вдохновение. В них прозвучало пожелание, «чтобы все были здоровы!..», на которое публика откликнулась дружным рукоплесканием.

Надо отдать должное Екатерине Мазиной, студентке факультета "Психология человека" филиала РГПУ им. А.И. Герцена в Ташкенте за прекрасную презентацию ахматовского музея в виде ретроспекции на экране.

          Галина Викторовна Воротникова от клуба «Наше родословие» поздравила с 23-ей годовщиной ахматовского музея И.А. Парамонову и преподнесла ей памятный подарок. Все участники программы получили от епархии РПЦ рождественские «сладкие» подарки и ушли домой в приподнятом настроении от стихов, песен, танцев и трогательного внимания к себе и, конечно, признания их выступлений публикой, с которой были связаны тончайшими нитями духовного собратства и любви к поэзии Серебряного века.

Анна Ахматова писала в автобиографическом очерке «Коротко о Себе» за год до смерти: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» (1965).


Отрадно, что ахматовские чтения дают нам возможность и в XXI веке услышать эти ритмы и причаститься к русской классической поэзии.

Гуарик Багдасарова

Фото Татьяны Грушиной и Светланы Руденко

 

воскресенье, 29 января 2023 г.

«Я, конечно, вернусь весь в друзьях и в мечтах…»

 


        Русский дом в Ташкенте, ЛТО «Данко», Ташкентское творческое объединение авторской песни и поэзии «Арча» отметили 85-летие со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого (25.01. 1938 – 25.07.1980). Я хочу рассказать, как прошёл  литературно-музыкальный вечер в Русском доме 25 января 2023 года в честь юбилейной даты любимого несколькими поколениями поэта и артиста Высоцкого. В программе участвовали: Владимир Васильевич Фетисов, писатель, очеркист, автор нескольких книг, посвящённых истории Туркестана, и познавательных очерков, публиковавшихся в местных и зарубежных СМИ, а также Равшан Ринатович Назаров, кандидат философских наук, заместитель заведующего отделом новой и новейшей истории института истории Академии наук Республики Узбекистан.

Конференц-зал РЦНК в Ташкенте рассчитан на 70 человек,  а пришли в два раза больше  почитателей творчества Вл. Высоцкого. Организаторам мероприятия пришлось устроить трансляцию на первый этаж, где дополнительно были поставлены стулья. Вечер с каждой минутой полноценно набирал обороты и запомнился всем как самый замечательный, содержательный и душевный разговор не только о поэте, но и самой атмосфере 60-х-80-х годов прошлого века. Это была на редкость неповторимая, сложная эпоха, когда большой Мастер слова и сцены был известен всему народу, благодаря магнитофонным записям и его концертам по всему Советскому Союзу. Поэт побывал в 13-и из 15-и  советских республик - и при этой невиданной дотоле популярности – был непризнан официальными властями до конца своих дней.

В приветственном слове к гостям руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане Михаил Вождаев рассказал о своём трепетном отношении к Высоцкому, которого он слушал с раннего детства и тех моментах в жизни, когда песни Владимира Семёновича хочется слушать и слушать без конца...

Восемьдесят пять лет… Из них прожита ровно половина. Вторую — заполнили его песни, стихи и роли в нашей памяти и сердцах. Не имея официальных званий, Владимир Высоцкий был и остаётся поистине народным артистом и поэтом, о чём он сам говорил в стихотвореннии «Мой Гамлет», которое на вечере прочитал Равшан Назаров, выступивший с докладом об этнических корнях советского поэта:

 Я только малость объясню в стихе —

На всё я не имею полномочий…

Я был зачат, как нужно, во грехе —

В поту и в нервах первой брачной ночи.

 

Я знал, что, отрываясь от земли,

Чем выше мы, тем жестче и суровей;

Я шёл спокойно — прямо в короли

И вёл себя наследным принцем крови.

 

Я знал — всё будет так, как я хочу.

Я не бывал внакладе и в уроне.

Мои друзья по школе и мечу

Служили мне, как их отцы — короне.

 

Не думал я над тем, что говорю,

И с легкостью слова бросал на ветер.

Мне верили и так, как главарю,

Все высокопоставленные дети.

 

Пугались нас ночные сторожа,

Как оспою, болело время нами.

Я спал на кожах, мясо ел с ножа

И злую лошадь мучил стременами.

 

Я знал — мне будет сказано: «Царуй!» —

Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег.

И я пьянел среди чеканных сбруй,

Был терпелив к насилью слов и книжек.

 

Я улыбаться мог одним лишь ртом,

А тайный взгляд, когда он зол и горек,

Умел скрывать, воспитанный шутом.

Шут мёртв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик!..

 

Но отказался я от дележа

Наград, добычи, славы, привилегий:

Вдруг стало жаль мне мёртвого пажа,

Я объезжал зеленые побеги…

 

Я позабыл охотничий азарт,

Возненавидел и борзых, и гончих,

Я от подранка гнал коня назад

И плетью бил загонщиков и ловчих.

 

Я видел — наши игры с каждым днём

Все больше походили на бесчинства.

В проточных водах по ночам, тайком

Я отмывался от дневного свинства.

 

Я прозревал, глупея с каждым днём,

Я прозевал домашние интриги.

Не нравился мне век и люди в нём

Не нравились. И я зарылся в книги.

 

Мой мозг, до знаний жадный как паук,

Всё постигал: недвижность и движенье, —

Но толка нет от мыслей и наук,

Когда повсюду — им опроверженье.

 

С друзьями детства перетёрлась нить.

Нить Ариадны оказалась схемой.

Я бился над словами — «быть, не быть»,

Как над неразрешимою дилеммой.

 

Но вечно, вечно плещет море бед,

В него мы стрелы мечем — в сито просо,

Отсеивая призрачный ответ

От вычурного этого вопроса.

 

Зов предков слыша сквозь затихший гул,

Пошёл на зов, — сомненья крались с тылу,

Груз тяжких дум наверх меня тянул,

А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

 

В непрочный сплав меня спаяли дни —

Едва застыв, он начал расползаться.

Я пролил кровь, как все. И, как они,

Я не сумел от мести отказаться.

 

А мой подъём пред смертью есть провал.

Офелия! Я тленья не приемлю.

Но я себя убийством уравнял

С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

 

Я Гамлет, я насилье презирал,

Я наплевал на датскую корону, —

Но в их глазах — за трон я глотку рвал

И убивал соперника по трону.

 

А гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

 

1972 .

 

Владимир Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. Нина Максимовна – мать знаменитого барда - была переводчицей. Отец — Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги, полковник. Мать Высоцкого была русской, а отец - еврей.

Благодаря докладчику Равшану Назарову вместе с ним зрители на юбилейном вечере вспоминали детство Высоцкого, его песни, роли в театре и кино, гастроли в Узбекистане, может быть, впервые узнав, насколько глубоко интересовали Владимира Высоцкого его корни по отцовской линии. Предположительно, в 1961 году он сделал такой набросок:

Когда наши устои уродские

Размела революция в прах, -

Жили в Риме евреи Высоцкие,

Не известные в высших кругах.

      По мнению многочисленных биографов и исследователей генеалогического древа семьи Высоцких, Марка Цыбульского, В. Ткаченко,  М. Кальницкого и других, советский поэт никогда не держался националистических позиций, но и не забывал о своих еврейских корнях — два десятка песен, в которых так или иначе представлена еврейская тематика, убедительно доказывают это. Сам Владимир Высоцкий прекрасно знал о   своих еврейских предках, но в паспорте его национальность была прописана – «русский». В одном из своих произведений «Жили-были евреи Высоцкие» он открыто писал о своей родословной. Изучению генеалогического дерева семьи Высоцких посвящено много трудов, и все они подтверждают прямую принадлежность к еврейским корням, которые положили начало жизни великого поэта и артиста.

Однако имея еврейские корни, это древо поэзии принадлежало  разным народам и своей вершиной упиралось  в галактику. Этот акцент прозвучал в выступлении историка и эссеиста Владимира Фетисова. «Все любили Высоцкого. Даже те, кто его запрещал», - аргументированно утверждал рассказчик. - Потому что песни его были нужны людям – особенно тем, у кого опасная профессия, - космонавтам, лётчикам, полярникам, подводникам Высоцкий был просто необходим. Он мог рассказать о самочувствии космонавта в космосе точнее и более выразительно, чем сам космонавт».

Владимира Высоцкого  считали «своим» советские космонавты: Георгий Гречко, Владимир Коваленок, Петр Климук, Александр Иванченков и многие другие. Известные всем «В далёком созвездии Тау-Кита», «Марш космических негодяев», «Я б тоже согласился на полёт...», написанные в разное время, – только одно из подтверждений, что эта тема, действительно, волновала поэта. Из воспоминаний писателя А.Б. Утёвского: «…в Москве он обязательно должен увидеть трёх человек: братьев Стругацких и Высоцкого – человека, который так тонко чувствует космос…».

Георгий Михайлович Гречко вспоминает: «Перед полётом космонавтов, как правило, спрашивают, какие магнитофонные записи хотели бы взять с собой на орбиту. Мы с Юрой Романенко, не задумываясь и не сговариваясь, хором ответили: песни Владимира Высоцкого. Нам достали кассету. Один час записей песен Высоцкого. На обложке – его портрет».

В пограничных условиях космоса «живая речь» песен Высоцкого, их юмор для наших космонавтов  были незаменимы. В эти минуты они чувствовали радость жизни и свою неоторванность от Земли… Были у Высоцкого и другие песни. Они учат брать ответственность на себя, стоять до конца. Песни про героев. Первый раз перед выходом в открытый космос, вспоминал Г. Гречко, он испытывал то же, что солдат перед боем, – «Ты представитель своей страны, она тебе поручила, и ты должен выдержать, несмотря ни на что. Песни Высоцкого в такие часы, как «локоть друга», придающий уверенность». Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, Александр Иванченков в предисловии к книге «Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути» (М., 1988) рассказывает: «Он работал с нами в космосе».

Владимир Фетисов своим доверительным рассказом и песнями Высоцкого ещё раз всем объяснил, в чём уникальность Высоцкого-поэта. На любое состояние души можно найти песню, которая поможет человеку. Когда было грустно – мы слушали его юмористические песни, когда трудно – патриотические, а когда совсем плохо – слушали и пели сами: «Ещё не вечер». «Эти крылатые фразы разлетелелись по всему бывшему Союзу и сейчас занимают самое большое место в современных СМИ и в человеческом общении», - утверждает Владимир Фетисов.

Не имея официальных званий, Владимир Высоцкий был и остаётся поистине народным артистом и поэтом. Его творческое наследие, насчитывающее более 600 поэтических произведений, 30 ролей в кино и более 20 ролей в театре, оказало сильное влияние на мировоззрение как современников, так и последующих поколений. Владимир Фетисов рассказал, какое влияние до сих пор на него оказывает Владимир Высоцкий своим многогранным творчеством: «Есть некие опоры, поддерживающие нас в этом мире и, в сущности, делающие нас людьми. Мать, отец, Родина, друзья, любовь, дети, внуки. Для меня, и думаю, для многих из нас, есть ещё одно непреходящее понятие — Владимир Высоцкий».

Первый раз Высоцкий приехал в Ташкент в сентябре 1973 года с московским Театром на Таганке. В Концертном зале имени Свердлова пять вечеров подряд шли спектакли, на которых смог побывать Владимир Фетисов: “Десять дней, которые потрясли мир”, “Добрый человек из Сезуана”, “Антимиры”, “Павшие и живые” и “Пугачёв”. «“Гамлета” в той гастрольной афише не значилось, - сетует В. Фетисов. – Однако все спектакли были замечательны, необычны, с невиданной до того энергетикой, но особенно сильные ощущения я получил на “Пугачёве”. Монолог есенинского Хлопуши был прочитан, нет, прожит Высоцким на запредельном уровне, он просто взорвал зал до мороза по коже».

В эти осенние бархатные дни были организованы многочисленные встречи-концерты, куда включались песни, стихи и отрывки из спектаклей. Львиную долю составляли, конечно, сольные концерты Высоцкого в различных учреждениях. Были они полуподпольные, никаких афиш и объявлений не было. Но залы были полны. Владимир Высоцкий посетил Ташкентский государственный Театрально-художественный институт имени А.Н. Островского. Он не читал стихов и не пел песен, а исполнил свой знаменитый монолог Хлопуши перед студентами театрального вуза, продемонстрировав высший пилотаж актёрского мастерства. Во время этих гастролей Высоцкому подарили книгу его стихов, изготовленную самиздатовским способом двумя ташкентцами – Станиславом Литвиненко и Юрием Архангельским. Этот раритет сейчас находится в ГКЦМ Высоцкого в Москве.

Второй приезд Высоцкого в Ташкент состоялся в октябре 1977 года. Приехал он для участия в сборных концертах лучших мастеров искусства во Дворце спорта «Юбилейный», вмещавшем десять тысяч человек. Вот как об этом вспоминал на вечере Высоцкого в Русском доме Владимир Фетисов:

- Я присутствовал на двух концертах в октябре 77-го, а всего их было четыре, по два в день: один – днём, другой – вечером. Я был как раз на том концерте, который задержался почти на два часа. Примерно через полчаса зал стал свистеть и шуметь, требуя начала концерта. В это время только начали выносить аппаратуру. Через час Ледовый дворец уже ревел так, как будто шёл хоккейный матч. Появился конферансье, очень полный человек, по фамилии, кажется, Лапин (он иногда играл в кино в эпизодах), и попытался успокоить зал, ссылаясь на какие-то объективные причины. Зал не успокаивался. Тогда он сказал: «Если вы не успокоитесь, мы, вообще, не начнём». В это время я посмотрел налево (я сидел на боковой трибуне) и увидел, что в том месте, откуда артисты должны выходить (вернее, взбегать) на сцену, стоят несколько человек и среди них – Высоцкий. При последних словах ведущего он повернулся к кому-то и что-то стал возмущённо говорить. Лапин ушёл под свист, и Высоцкий выбежал к микрофону. Как только зал его увидел, раздались такие аплодисменты, каких я никогда не слышал. Он сказал: «Товарищи, извините, но мы задержались по не зависящим от нас причинам. Приношу извинения и обещаю, что мы отработаем столько, сколько положено». Опять гром аплодисментов и дальше всё шло нормально. Из тех песен, что Высоцкий тогда исполнил, помню: «Тот, который не стрелял», «Горное эхо», «Козёл отпущения», «Про Кука», «Я вышел ростом и лицом», «Чёрные бушлаты», «Братские могилы» (с неё он начал). Пел он при полностью включённом свете. Сказал, что хочет видеть лица людей.

Бюльбюль — оглы выступал после Высоцкого последним и как только начал петь, многие стали уходить (в том числе и я). Он остановил песню где-то на середине и сказал, что пусть, кому не интересно, уйдут - он подождёт».

Кроме этих концертов, Высоцкий провёл несколько творческих встреч в различных организациях. Самое известное из таких выступлений состоялось 20 октября 1977 года во Дворце культуры Ташкентского тракторного завода. Последние гастроли Высоцкого состоялись в Узбекистане в июле 1979 года, когда он дал четыре концерта в Учкудуке, а также Зарафшане, Навои, откуда его путь лежал в Бухару и Самарканд. Жители Бухары так и не дождались концерта своего кумира, когда Высоцкий в самый разгар летней бухарской жары пережил клиническую смерть, - ровно за год до своего ухода.

Двадцать второго августа 1974 года астроном Крымской обсерватории Людмила Журавлёва в дальнем внеземелье  обнаружила неизвестный астероид и назвала его “Владимир Высоцкий”. Таким образом, космическое начало Высоцкого, которое предположила в нём Марина Влади, материализовалось в глыбе камня, жизненный путь которого измеряется тысячелетиями!

Международный миротворческий проект “Владимир Высоцкий и современники: во времени и пространстве” попросил известного латвийского скульптора Яниса Струпулиса изготовить памятную медаль. Именитый мастер справился с работой в рекордно короткий срок, и вскоре автор и руководитель проекта Юрий Кайда получил на руки уже отлитые в бронзе первые экземпляры. Медаль диаметром 8 см с астероидом в центре, форму которого максимально близко к оригиналу вылепила лично Людмила Журавлёва и расписалась на нём. В обрамлении  надпись VLADVYSOTSKIJ, номер астероида и дата его открытия. Двадцать второго августа 1974 г. первая медаль была вручена Балтийской международной академии в Риге, где выступал В. Высоцкий, а вторая — санаторию Яункемери, где В. Высоцкий отдыхал с женой. Юрий Кайда также летом 1974 г. установил в Ереване, на знаменитой аллее скульптур, что под каскадом, барельеф Высоцкого и намеревался продолжить сотрудничество с Арменией в этом плане. На вопрос, почему именно Армения, он ответил:

— Высоцкого с Арменией связывало  значительно большее, чем принято думать. Значительную часть духовного наследства он получил от представителей армянского этноса, начиная от второй матери Евгении Лихалатовой (Мартиросовой) и заканчивая Вадимом Тумановым, который до последнего дня оставался рядом с Владимиром. Кстати, в Ереване вышла интересная книга “Армянская симфония Высоцкого”, с авторами которой, Альбертом Мелконяном и Татьяной Искандарян, я имею удовольствие быть лично знакомым.  Она еще более убедила меня в том, что Армения должна занимать в нашем проекте одну из приоритетных позиций. Кроме того, побывав здесь, я понял, насколько это одаренный народ! Поэтому планировалось первую медаль установить в Армении. К сожалению, не нашлось никого, кто бы взял на себя затраты по этой проблеме. Однако в Армении медаль будет обязательно!

Добавлю, что одним из ближайших друзей Высоцкого был Давид Карапетян, оставивший прекрасные воспоминангия о поэте. Отметим, что всего медалей планировалось изготовить 42 — по количеству прожитых Высоцким лет. Они должны были быть размещены в разных странах. И то, что к барельефу Высоцкому в Ереване прибавилась ещё и медаль, радует всех ценителей его творчества. Вот и рассудите теперь, кем был Высоцкий – русским, евреем или гражданином Земли и Галактики?



В исполнении писателя Владимира Фетисова прозвучали самые популярные и малоизвестные песни и стихи Владимира Семёновича – от простых дворовых, а на самом деле «философских», по мнению В. Фетисова,  до самых героических. Сегодня уже никто не слушает «кассетники», единицы - «катушки», избранные - «винил». Многие даже про CD забыли. А Высоцкого до сих пор слушают, затаив дыхание. На смену «старикам» приходят молодые. В конце вечера перед собравшимися выступил молодой руководитель фан-клуба поклонников творчества Владимира Высоцкого в Ташкенте Радик Якубович Сайфулин и пригласил всех желающих в он-лайн-клуб на ФБ. Вечер завершился исполнением песни "Корабли" самим Владимиром Высоцким в записи: 

Корабли постоят и ложатся на курс,

Но они возвращаются сквозь непогоду…

Не пройдёт и полгода — и я появлюсь,

Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода.

 

Возвращаются все, кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых и преданных женщин.

Возвращаются все, — кроме тех, кто нужней.

Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе — ещё меньше.


И мне хочется верить, что это не так,

Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.

Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в мечтах,

Я, конечно, спою — не пройдёт и полгода.

1966


В этот же вечер стихи Владимира Высоцкого и его песни звучали в ТО «Арча». Чтец-декламатор Елена Алексеева-Тюрк проникновенно читала посвящение Валентина Гафта на смерть Высоцкого (1980 г.):

Всего пяток прибавил бог к той цифре 37,

Всего пять лет накинул к жизни плотской.

И в 42 закончили и Пресли, и Дассен,

И в 42 закончил петь Высоцкий.

 

Не нужен нынче револьвер, чтоб замолчал поэт,

Он сердцем пел - и сердце разорвалось!

Он знал - ему до смерти петь, не знал лишь сколько лет,

А оставалось петь такая малость.

 

Но на дворе двадцатый век, остался голос жить,

Записан он на дисках и кассетах.

А плёнки столько на земле, что если разложить,

То можно ею обернуть планету.

 

И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,

И пусть молчат, что умер наш Высоцкий.

Что нам Дассен, о чём он пел не знаем мы совсем -

Высоцкий пел о нашей жизни скотской.

 

Он пел о том, о чем молчат, себя сжигая, пел,

Свою большую совесть в мир обрушив.

По лезвию ножа ходил, винил, кричал, хрипел

И резал в кровь свою и наши души.

 

И этих ран не залечить и не перевязать,

Вдруг замолчал - и холодом подуло...

Хоть умер от инфаркта он, но можем мы сказать:

За всех за нас он лег виском на дуло.

 


Ташкентский поэт Сергей Гордин поделился своими впечатлениями о юбилейном вечере Владимира Высоцкого в Русском доме во всемирной  сети:

- …Меня всегда поражает, как мало, как тихо, как недостаточно мы признаём безоговорочные таланты, а когда признаём, то чаще всего бывает поздно и все восторженные слова вослед. Тут нет прямых ассоциаций, просто сошлось всё - Русский дом, квартира напротив, голоса людей, голоса духов, и, наверное, немного возрастной горечи, но и огромной радости от того, рядом с какими потрясающими талантами я жил, а со многими и дружил.

А про современников, будь моя воля, пустил бы по городу мальчиков с колокольчиками, которые бегали и кричали - Смотрите, как потрясающе! Смотрите, как здорово! Смотрите, как по-настоящему! Смотрите, кто живёт с нами и среди нас! Как божественно они талантливы! Как прекрасны! Но как часто хорошие слова оставляют на потом, слишком, мне кажется, часто:

Я жил

Во времена Шекспира,

И видел я его в лицо,

И говорил я про Шекспира,

Что пьесы у него - дрянцо

И что заимствует сюжеты

Он где угодно без стыда,

И грязны у него манжеты,

И неизящна борода.

Но ненавистником Шекспира

Я был лишь только потому,

Что был ровесником Шекспира

И был ровесником ему.

(Леонид Мартынов. Ровесник)

 А стихотворение это очень и очень непростое. Леонид Мартынов один из немногих, кто нашёл в себе силы, мужество, благородство покаяться за непризнание Бориса Пастернака и участие, что греха таить, в его травле. Но мы ведь не такие - мы успеем сказать все добрые слова талантливейшим нашим современникам, запечатлеть их лица и голоса. Низкий Вам поклон за вечер! Низкий поклон за то, что вы есть на свете и делаете всех нас лучше! Спасибо Вам!

Автор этой статьи, как и все те, кто был на юбилейном вечере Владимира Высоцкого в Русском доме, присоединяются к этим словам признательности Сергея Гордина: «Спасибо вам, Владимир Васильевич,  Равшан Ринатович и руководство Русского дома в Ташкенте!» за то, что в этот вечер Владимир Семёнович Высоцкий звучал во весь голос не только в человеческих душах: «Спасибо, что живой и среди нас!»

Гуарик Багдасарова

Фото и видео взяты из интернета