Для
всех зрителей 07 11 20 стало неожиданным сюрпризом концертный формат оперы «Травиата»
Джузеппе Верди - спектакля, который не сходит со сцены Большого театра в Узбекистане со дня его премьеры в 2006 году.
Мой собеседник - дирижёр оркестра Большого театра, заслуженный деятель искусств
Узбекистана Фазлиддин Шамсутдинович Якубжанов - объяснил причину «перезагрузки»
- сокращённого формата оперы, идущей
обычно в трёх актах и четырех картинах, - строгими требованиями Минздрава на
текущий период пандемии:
- Мы впервые после
большого перерыва с марта по сентябрь ради сохранения здоровья артистов выходим
на сцену Большого театра с оперой «Травиата» в концертном исполнении и поэтому очень
волнуемся. Оперная постановка, в связи с этой перестановкой, приобрела явно
камерный характер. Состав симфонического оркестра не более 32 человек, но при
этом после долгих репетиций вместе с исполнителями ролей, артистами хора он
готов продемонстрировать высокий профессионализм и показать всю драматическую
глубину музыки Дж. Верди нашим зрителям, по которым мы так соскучились за время
карантина.
- Как в концертной форме
можно передать концепцию оперы: развитие действия, её кульминацию, катарсис и
трагический финал?
- Наш
спектакль будет идти с одним десятиминутным антрактом не более двух часов,
точнее, 1 час 50 минут, по новому стандарту. Музыкальный материал оперы мы
полностью сохранили. Артисты, несмотря на традиционные купюры, через дуэты и
мизансцены, в отсутствии декораций, стараются передать состояние своих героев
не статично, а в их внутреннем развитии и передать все технические нюансы
сложных вокальных партий в согласии с музыкой гениального итальянского
композитора.
- Какие трудности претерпели артисты в
подготовке спектакля в новом формате?
-
Очень большие. Мы ведь впервые представляем мировую оперу в концертном формате.
Детали-то меняются, меняется антураж, технические приёмы. Но внутреннюю суть,
саму концепцию мы сохранили: она не изменилась. Дай, Бог, чтобы всё получилось
у нас, как мы задумали и зрителям спектакль наш понравился…
Напомним, что либретто к опере написал
Ф. Пиаве по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Премьера прошла 6 марта 1853
года в Венеции.
Первая премьера на
сцене ГАБТ им. А. Навои состоялась в 1954 году.
Последняя
постановка на сцене нашего Большого театра была осуществлена в 2006 году режиссёром-постановщиком,
народным артистом Узбекистана и Азербайджана, лауреатом Государственной премии,
профессором Фирудином Сафаровым и художником-постановщиком Давроном Раджабовым.
Спектакль многие годы традиционно шёл 2,5 часа.
Критики
признаются, что сюжет оперы довольно примитивный, и только музыка Верди сделала
её гениальной: шаблоны уходят в небытие, а всем известная мелодрама из жизни
куртизанки превращается в нечто космическое. Джузеппе Верди оставил нам
бессмертные мелодии в вечное пользование: «Сердце красавиц склонно к измене» и
«Поднимем бокалы!». Такое у них свойство - запоминаются с первого раза и на всю
жизнь. Верди это знал и «Сердце красавиц», например, запрещал репетировать в
театре - только дома. Боялся, что песенку подхватят до премьеры. Кстати, так и
случилось. Его мелодический дар погубил Рихард Вагнер. Верди его ненавидел так
сильно, что на 16 лет назло всем перестал писать оперы. И только после смерти
Вагнера сел и сочинил оперу «Отелло», которая ужасно похожа на Вагнера! Увы, ни
одного шлягера там нет. Хотя музыка сильная.
А ещё Верди не
приняли в консерваторию, сказали - «не очень» играет на фортепиано. Через
несколько десятков лет консерватория будет биться за право носить его имя, над
чем маэстро от души поиронизирует. Джузеппе не опустил руки, а продолжал писать
музыку. Сейчас его 26 «бесстыдных» творений - основа репертуара главных театров
мира.
«Травиата» появилась после «Риголетто». Опера,
в которой автор отдал дань своему происхождению. Впервые на сцену вышла драма
не только современников, но и - верх смелости - простых людей. Подвиг сродни
пушкинскому в «Евгении Онегине» - назвать дворянку простонародным именем
Татьяна. Не все поняли. Премьеру освистали. Но маэстро принял это уже спокойно:
время рассудит. Говорят, «любовь сделала из него гения».
Этой музыкой весь вечер восхищались
ташкентские зрители в нашем Большом театре. Очарование оперы «Травиата»
складывается из многих жизненных деталей автобиографического романа Александра
Дюма-сына «Дама с камелиями», и, прежде всего, напоминаний о молодости — когда
любишь свободно и легко с присущей возрасту наивностью, с открытой миру
доверчивой душой. Дюма-сын создал литературный памятник своей любви, правда,
памятник получился надгробным, а гениальная музыка Джузеппе Верди, по признанию
самого писателя, дала ему бессмертие: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы
о моем романе, но Верди обессмертил его».
Как известно, прототипом
Виолетты стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, среди поклонников
которой был и Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына
виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых: она
умерла от туберкулеза.
Название
опере сам композитор дал «Травиата», что по-итальянски означает «падшая женщина».
И каждый раз, когда смотришь на столь знакомую «Травиату» в новом постановочном
«прочтении», умудряешься найти новый смысловой подтекст разворачивающегося
сценического действия. Действие происходит в Париже и его окрестностях в 1700
году.
Парижский особняк
куртизанки Виолетты. Среди гостей Альфред Жермон, недавно приехавший в Париж из
провинции. С первого взгляда он полюбил Виолетту чистой восторженной любовью.
По просьбе гостей Альфред поёт застольную песню - гимн любви и радости жизни.
В опустевшей гостиной с Виолеттой,
внезапно почувствовавшей себя плохо, остается Альфред. Он горячо убеждает
Виолетту поверить его чувству. Оставшись одна, Виолетта с волнением вспоминает
нежные речи Альфреда. Впервые в своей блестящей и легкомысленной жизни она
столкнулась с подлинным чувством; в ее сердце зажглась ответная любовь.
Виолетта и Альфред
покинули Париж, уединившись в загородном доме. Здесь, в сельской тиши, они
нашли свое счастье. Узнав, что Виолетта втайне от него распродает свои вещи,
Альфред едет в Париж, чтобы уладить денежные дела. Появляется отец Альфреда -
Жорж Жермон. Он обвиняет Виолетту в том, что она ведёт его сына к гибели, губит
репутацию семьи. Виолетта в отчаянии: любовь к Альфреду - её единственная
радость. А жить осталось недолго: она смертельно больна. Уступая настояниям
Жермона, она решает пожертвовать своим счастьем и пишет возлюбленному
прощальное письмо. Жермон зовёт сына вернуться в родной Прованс, к семье, но
тот не слушает его. Прочитав письмо Виолетты, охваченный ревностью Альфред
спешит в Париж отомстить за измену.
Бал-маскарад
у Флоры. Веселье в разгаре. За карточным столом, среди других игроков, Альфред.
Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Она мучительно переживает разрыв с любимым.
Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта, в тревоге за жизнь возлюбленного,
пытается предотвратить дуэль. Но Альфред сзывает гостей и при всех оскорбляет её,
бросая в лицо деньги - плату за любовь.
Сломленная
страданиями и болезнью, покинутая друзьями, Виолетта медленно угасает. Жермон
сообщает ей в письме о том, что он рассказал Альфреду о её самопожертвовании. С
улицы доносится весёлый шум карнавала. Появляется Альфред. Счастье влюбленных
беспредельно; они мечтают навсегда покинуть Париж и начать новую жизнь. Но силы
оставляют Виолетту, радость ее сменяется бурным отчаянием - она не хочет умирать,
когда счастье так близко! Вошедший Жермон с раскаянием убеждается, что его
запоздалое согласие на брак сына с Виолеттой уже не может её спасти. В
последнем порыве Виолетта бросается к Альфреду и умирает на его руках.
Вот
прозвучала грустная нежная прелюдия, открылся занавес, и зрители тотчас поняли,
увидев на сцене хор в полном составе и на первом плане всех действующих лиц: привычный
театр отменяется. Вместо роскошного гала-представления — постановка носит довольно
сдержанный характер. Вся эта эффектность в новой постановке оказалась излишней.
Опера приобрела ощущение камерности, интимной драмы, которая связывает троих
людей: Виолетту (Гульнара Альджанова), Альфреда (народный артист Узбекистана
Нормумин Султанов) и Жермона (заслуженный артист Узбекистана Шукур Гафуров).
В трактовке Гульнары
Альджановой героиня драмы — это красивая кукла для мужчин в «золотой»
упаковке. Чистое, хрустальное колоратуро солистки театра в партии Виолетты
раскрывалось постепенно. Дело даже не в исправно исполненных технических
нюансах, а в эмоциональной составляющей. Своей беспомощностью перед судьбой
Виолетта-Альджанова не только покорила молодого, отчаянно влюблённого в неё
Альфреда и обезоружила своей жертвенностью сурового и властного отца героя, но
и растрогала зрителей до слёз, особенно в финальной сцене. Традиционное
сценографическое решение на последних аккордах постановки: акварельно-голубой
проём света, на фоне которого уходит в небытие титульная героиня, словно небеса
желают принять к себе раскаявшуюся красавицу-куртизанку.
Нормумин
Султанов
в партии Альфреда своим великолепным выступлением не раз перетягивал внимание
зрителей с титульной героини на себя. Типично-романтичный герой, смущающийся
при знакомстве, мечущийся в порыве ревности и пытающийся защитить, отгородить
любимую от неминуемого конца. Возможно, так и должен выглядеть Альфред, и
именно такого героя, открытого, бесхитростного и импульсивного, смогла полюбить
уставшая от окружающей фальши, масок и интриг Виолетта. Альфред–Султанов
демонстрировал щедрость вокальную и душевную: завораживал мягким полётным
лирическим тенором (отметим свободные, взятые без видимого напряжения верхи),
богатством оттенков и отчетливой дикцией.
Как
всегда, на высоте был Шукур Гафуров в роли солидного отца семейства Жоржа
Жермона, виновника всех свалившихся на Виолетту бед. Следуя образу,
сдержанный в движениях, одетый во все чёрное («Мне день и ночь покоя не дает
мой чёрный человек»), он своим низким баритоном весьма методично, под маской
сочувствия и понимания «добивал» главную героиню. По бокам сцены, выхваченные
лучом света, двое влюблённых — страдающая и униженная героиня и полный
раскаяния Альфред, осуждаемый отцом и обществом. А в роли третейского судьи,
посередине — грозная фигура Жоржа Жермона.
В
плане исполнительского состава постановка просто очаровала: как великолепно
звучали и солисты, и ансамбль, и хор! Нельзя не отметить эффектную внешность
и меццо-сопрано Анастасии Юдиной в партии Флоры, Хислата Камилова, создавшего
образ хищного барона Дюфоля, Мехриддина Мелиева в партии доктора Гренвиля. Психологически
достойно, органично на сцене держались второстепенные персонажи - Бирдона
Маткаримова в роли служанки Аннины и Жасур Саидов – Комиссионер.
Оркестр под руководством
народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой звучал тонко,
чувственно. Маэстро с удивительно пластичными руками тщательно и довольно чутко
отнеслась ко всем «кружевным» перипетиям вердиевской партитуры —
сбалансированность оркестровых и вокальных красок замечательная, не говоря уже
о бережном аккомпанементе и отношении к певцам. Впрочем, в этом вечере сошлось
всё: и главные исполнители, и дирижёр словно поставили цель «растопить» эмоции
зрителей после долгой разлуки с ними. Весь спектакль был настолько заряжен
внутренней энергией, что, несмотря на драматичные перипетии сюжета, опера Верди
воспринималась не как финальный аккорд, перегруженный ферматой, а как
своеобразный восклицательный знак жизни и творчеству композитора. Джузеппе
Верди умер уже в новом веке - в 1901 году. Он завещал не проводить пышных
похорон. Раннее утро. Катафалк. Пара священников. И неимоверное количество народа
по обеим сторонам улицы. В полном молчании итальянцы провожали своего великого
земляка. В этот день, словно у Вагнера, у всех не хватало слов. Говорила музыка
Джузеппе Верди, которая покоряет сердца людей и в XXI тысячелетии. В постоянном репертуаре
Большого театра в Ташкенте: «Трубадур», «Дама с камелиями», «Аида», «Риголетто»,
«Травиата» Дж. Верди.
Гуарик Багдасарова
Фото: Юрий Полянский
Комментариев нет :
Отправить комментарий