понедельник, 9 ноября 2020 г.

«Травиата» в новом формате на сцене ГАБТ в Ташкенте

 



          Для всех зрителей 07 11 20 стало неожиданным сюрпризом концертный формат оперы «Травиата» Джузеппе Верди - спектакля, который не сходит со сцены  Большого театра в  Узбекистане со дня его премьеры в 2006 году. Мой собеседник - дирижёр оркестра Большого театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Шамсутдинович Якубжанов - объяснил причину «перезагрузки» - сокращённого  формата оперы, идущей обычно в трёх актах и четырех картинах, - строгими требованиями Минздрава на текущий период пандемии:

- Мы впервые после большого перерыва с марта по сентябрь ради сохранения здоровья артистов выходим на сцену Большого театра с оперой «Травиата» в концертном исполнении и поэтому очень волнуемся. Оперная постановка, в связи с этой перестановкой, приобрела явно камерный характер. Состав симфонического оркестра не более 32 человек, но при этом после долгих репетиций вместе с исполнителями ролей, артистами хора он готов продемонстрировать высокий профессионализм и показать всю драматическую глубину музыки Дж. Верди нашим зрителям, по которым мы так соскучились за время карантина. 

- Как в концертной форме можно передать концепцию оперы: развитие действия, её кульминацию, катарсис и трагический финал?

          - Наш спектакль будет идти с одним десятиминутным антрактом не более двух часов, точнее, 1 час 50 минут, по новому стандарту. Музыкальный материал оперы мы полностью сохранили. Артисты, несмотря на традиционные купюры, через дуэты и мизансцены, в отсутствии декораций, стараются передать состояние своих героев не статично, а в их внутреннем развитии и передать все технические нюансы сложных вокальных партий в согласии с музыкой гениального итальянского композитора.

- Какие трудности претерпели артисты в подготовке спектакля в новом формате?

          - Очень большие. Мы ведь впервые представляем мировую оперу в концертном формате. Детали-то меняются, меняется антураж, технические приёмы. Но внутреннюю суть, саму концепцию мы сохранили: она не изменилась. Дай, Бог, чтобы всё получилось у нас, как мы задумали и зрителям спектакль наш понравился…

          Напомним, что либретто к опере написал Ф. Пиаве по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Премьера прошла 6 марта 1853 года в Венеции.

Первая премьера на сцене ГАБТ им. А. Навои состоялась в 1954 году.

Последняя постановка на сцене нашего Большого театра  была осуществлена в 2006 году режиссёром-постановщиком, народным артистом Узбекистана и Азербайджана, лауреатом Государственной премии, профессором Фирудином Сафаровым и художником-постановщиком Давроном Раджабовым. Спектакль многие годы традиционно шёл 2,5 часа.

Критики признаются, что сюжет оперы довольно примитивный, и только музыка Верди сделала её гениальной: шаблоны уходят в небытие, а всем известная мелодрама из жизни куртизанки превращается в нечто космическое. Джузеппе Верди оставил нам бессмертные мелодии в вечное пользование: «Сердце красавиц склонно к измене» и «Поднимем бокалы!». Такое у них свойство - запоминаются с первого раза и на всю жизнь. Верди это знал и «Сердце красавиц», например, запрещал репетировать в театре - только дома. Боялся, что песенку подхватят до премьеры. Кстати, так и случилось. Его мелодический дар погубил Рихард Вагнер. Верди его ненавидел так сильно, что на 16 лет назло всем перестал писать оперы. И только после смерти Вагнера сел и сочинил оперу «Отелло», которая ужасно похожа на Вагнера! Увы, ни одного шлягера там нет. Хотя музыка сильная.

А ещё Верди не приняли в консерваторию, сказали - «не очень» играет на фортепиано. Через несколько десятков лет консерватория будет биться за право носить его имя, над чем маэстро от души поиронизирует. Джузеппе не опустил руки, а продолжал писать музыку. Сейчас его 26 «бесстыдных» творений - основа репертуара главных театров мира.



 «Травиата» появилась после «Риголетто». Опера, в которой автор отдал дань своему происхождению. Впервые на сцену вышла драма не только современников, но и - верх смелости - простых людей. Подвиг сродни пушкинскому в «Евгении Онегине» - назвать дворянку простонародным именем Татьяна. Не все поняли. Премьеру освистали. Но маэстро принял это уже спокойно: время рассудит. Говорят, «любовь сделала из него гения».

          Этой музыкой весь вечер восхищались ташкентские зрители в нашем Большом театре. Очарование оперы «Травиата» складывается из многих жизненных деталей автобиографического романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», и, прежде всего, напоминаний о молодости — когда любишь свободно и легко с присущей возрасту наивностью, с открытой миру доверчивой душой. Дюма-сын создал литературный памятник своей любви, правда, памятник получился надгробным, а гениальная музыка Джузеппе Верди, по признанию самого писателя, дала ему бессмертие: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моем романе, но Верди обессмертил его».



Как известно, прототипом Виолетты стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, среди поклонников которой был и Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых: она умерла от туберкулеза.

Название опере сам композитор дал «Травиата», что по-итальянски означает «падшая женщина». И каждый раз, когда смотришь на столь знакомую «Травиату» в новом постановочном «прочтении», умудряешься найти новый смысловой подтекст разворачивающегося сценического действия. Действие происходит в Париже и его окрестностях в 1700 году.

Парижский особняк куртизанки Виолетты. Среди гостей Альфред Жермон, недавно приехавший в Париж из провинции. С первого взгляда он полюбил Виолетту чистой восторженной любовью. По просьбе гостей Альфред поёт застольную песню - гимн любви и радости жизни.

          В опустевшей гостиной с Виолеттой, внезапно почувствовавшей себя плохо, остается Альфред. Он горячо убеждает Виолетту поверить его чувству. Оставшись одна, Виолетта с волнением вспоминает нежные речи Альфреда. Впервые в своей блестящей и легкомысленной жизни она столкнулась с подлинным чувством; в ее сердце зажглась ответная любовь.

Виолетта и Альфред покинули Париж, уединившись в загородном доме. Здесь, в сельской тиши, они нашли свое счастье. Узнав, что Виолетта втайне от него распродает свои вещи, Альфред едет в Париж, чтобы уладить денежные дела. Появляется отец Альфреда - Жорж Жермон. Он обвиняет Виолетту в том, что она ведёт его сына к гибели, губит репутацию семьи. Виолетта в отчаянии: любовь к Альфреду - её единственная радость. А жить осталось недолго: она смертельно больна. Уступая настояниям Жермона, она решает пожертвовать своим счастьем и пишет возлюбленному прощальное письмо. Жермон зовёт сына вернуться в родной Прованс, к семье, но тот не слушает его. Прочитав письмо Виолетты, охваченный ревностью Альфред спешит в Париж отомстить за измену.

Бал-маскарад у Флоры. Веселье в разгаре. За карточным столом, среди других игроков, Альфред. Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Она мучительно переживает разрыв с любимым. Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта, в тревоге за жизнь возлюбленного, пытается предотвратить дуэль. Но Альфред сзывает гостей и при всех оскорбляет её, бросая в лицо деньги - плату за любовь.

Сломленная страданиями и болезнью, покинутая друзьями, Виолетта медленно угасает. Жермон сообщает ей в письме о том, что он рассказал Альфреду о её самопожертвовании. С улицы доносится весёлый шум карнавала. Появляется Альфред. Счастье влюбленных беспредельно; они мечтают навсегда покинуть Париж и начать новую жизнь. Но силы оставляют Виолетту, радость ее сменяется бурным отчаянием - она не хочет умирать, когда счастье так близко! Вошедший Жермон с раскаянием убеждается, что его запоздалое согласие на брак сына с Виолеттой уже не может её спасти. В последнем порыве Виолетта бросается к Альфреду и умирает на его руках.



Вот прозвучала грустная нежная прелюдия, открылся занавес, и зрители тотчас поняли, увидев на сцене хор в полном составе и на первом плане всех действующих лиц: привычный театр отменяется. Вместо роскошного гала-представления — постановка носит довольно сдержанный характер. Вся эта эффектность в новой постановке оказалась излишней. Опера приобрела ощущение камерности, интимной драмы, которая связывает троих людей: Виолетту (Гульнара Альджанова), Альфреда (народный артист Узбекистана Нормумин Султанов) и Жермона (заслуженный артист Узбекистана Шукур Гафуров).



В трактовке Гульнары Альджановой героиня драмы — это красивая кукла для мужчин в «золотой» упаковке. Чистое, хрустальное колоратуро солистки театра в партии Виолетты раскрывалось постепенно. Дело даже не в исправно исполненных технических нюансах, а в эмоциональной составляющей. Своей беспомощностью перед судьбой Виолетта-Альджанова не только покорила молодого, отчаянно влюблённого в неё Альфреда и обезоружила своей жертвенностью сурового и властного отца героя, но и растрогала зрителей до слёз, особенно в финальной сцене. Традиционное сценографическое решение на последних аккордах постановки: акварельно-голубой проём света, на фоне которого уходит в небытие титульная героиня, словно небеса желают принять к себе раскаявшуюся красавицу-куртизанку.



Нормумин Султанов в партии Альфреда своим великолепным выступлением не раз перетягивал внимание зрителей с титульной героини на себя. Типично-романтичный герой, смущающийся при знакомстве, мечущийся в порыве ревности и пытающийся защитить, отгородить любимую от неминуемого конца. Возможно, так и должен выглядеть Альфред, и именно такого героя, открытого, бесхитростного и импульсивного, смогла полюбить уставшая от окружающей фальши, масок и интриг Виолетта. Альфред–Султанов демонстрировал щедрость вокальную и душевную: завораживал мягким полётным лирическим тенором (отметим свободные, взятые без видимого напряжения верхи), богатством оттенков и отчетливой дикцией.



Как всегда, на высоте был Шукур Гафуров в роли солидного отца семейства Жоржа Жермона, виновника всех свалившихся на Виолетту бед. Следуя образу, сдержанный в движениях, одетый во все чёрное («Мне день и ночь покоя не дает мой чёрный человек»), он своим низким баритоном весьма методично, под маской сочувствия и понимания «добивал» главную героиню. По бокам сцены, выхваченные лучом света, двое влюблённых — страдающая и униженная героиня и полный раскаяния Альфред, осуждаемый отцом и обществом. А в роли третейского судьи, посередине — грозная фигура Жоржа Жермона.







В плане исполнительского состава постановка просто очаровала: как великолепно звучали и солисты, и ансамбль, и хор! Нельзя не отметить эффектную внешность и меццо-сопрано Анастасии Юдиной в партии Флоры, Хислата Камилова, создавшего образ хищного барона Дюфоля, Мехриддина Мелиева в партии доктора Гренвиля. Психологически достойно, органично на сцене держались второстепенные персонажи - Бирдона Маткаримова в роли служанки Аннины и Жасур Саидов – Комиссионер.

Оркестр под руководством народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой звучал тонко, чувственно. Маэстро с удивительно пластичными руками тщательно и довольно чутко отнеслась ко всем «кружевным» перипетиям вердиевской партитуры — сбалансированность оркестровых и вокальных красок замечательная, не говоря уже о бережном аккомпанементе и отношении к певцам. Впрочем, в этом вечере сошлось всё: и главные исполнители, и дирижёр словно поставили цель «растопить» эмоции зрителей после долгой разлуки с ними. Весь спектакль был настолько заряжен внутренней энергией, что, несмотря на драматичные перипетии сюжета, опера Верди воспринималась не как финальный аккорд, перегруженный ферматой, а как своеобразный восклицательный знак жизни и творчеству композитора. Джузеппе Верди умер уже в новом веке - в 1901 году. Он завещал не проводить пышных похорон. Раннее утро. Катафалк. Пара священников. И неимоверное количество народа по обеим сторонам улицы. В полном молчании итальянцы провожали своего великого земляка. В этот день, словно у Вагнера, у всех не хватало слов. Говорила музыка Джузеппе Верди, которая покоряет сердца людей и в XXI тысячелетии. В постоянном репертуаре Большого театра в Ташкенте: «Трубадур», «Дама с камелиями», «Аида», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди.       

Гуарик Багдасарова

Фото: Юрий Полянский



Комментариев нет :

Отправить комментарий