Верится с трудом: 14 июля 2021 г. после тяжёлой
болезни ушёл из жизни Владимир Ашотович Сафаров. В последний путь жители
узбекской столицы 16. 07. 21 проводили Маэстро на Боткинское кладбище, где
похоронены его близкие родные и друзья-пахтакоровцы.
В народе говорят: «Победа не с теми, у кого сила, а у кого – правда». Два
года назад под звуки джаза в живом исполнении ансамбля «Братья Сафаровы и
друзья» в ресторане «Бахор» родные и многочисленные поклонники порхающего по банкетному
залу поджарого, улыбающегося навстречу непрерывному потоку гостей именинника, подводили
итоги пройденного пути Маэстро на 80-летнем рубеже его кипучей жизни. Впереди,
казалось, ещё столько не пройденных вёрст жизненного пути, насыщенных новыми
дерзаниями пытливого ума, беспокойного сердца и неистощимого музыкального таланта
моложавого виновника торжества, готового обнять весь распахнутый для любви мир.
Владимира
Ашотовича Сафарова в Узбекистане и за его пределами знают как спортивного
журналиста, и популяризатора, и исполнителя джазовой музыки в Узбекистане,
начиная с 50-х годов ХХ века. Он был организатором и участником первого
Ташкентского фестиваля джазовой музыки в 1968 году, входил в состав созданного
Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва и впоследствии с 2002 года стал его
бессменным руководителем. Вместе со своими братьями — Геннадием и Вячеславом
(1944-2013) Владимир Сафаров в 1954 году создал ансамбль «Братья Сафаровы и
друзья», который вот уже более 60 лет занимается популяризацией лучших образцов
джазовой музыки в Узбекистане и является лауреатом и дипломантом международных
джаз-фестивалей в Ташкенте, Краснодаре, Фергане, Бишкеке, Шымкенте, Алматы,
Душанбе, Оше.
Владимир
Сафаров — автор тридцати шести книг и более пяти тысяч статей на разные темы, большая часть которых
посвящена истории футбола. С момента вступления федерации футбола Узбекистана в
ФИФА Сафаров представлял материалы о чемпионатах Узбекистана в ежегодниках
России и Эстонии. Своим главным достижением Владимир Сафаров считал
документальную летопись любимой народом команды: «Пахтакор» — матч длиною в 40
лет» и её продолжение: «Пахтакор – летопись полувека». Его богатый архивный материал
обогатил «Энциклопедию футбола Узбекистана», вышедшую на русском и узбекском
языках в 2013 году.
Род Сафаровых берёт начало из
Нагорного Карабаха. Дедушку будущих
джазменов судьба привела в Ташкент. На гостеприимной узбекской земле из корней
старинного армянского рода взошли новые ростки Сафаровы, давшие уже третье
поколение талантливых музыкантов.
Владимир Сафаров родился 17 января 1939
года в Ашхабаде. После разрушительного землетрясения в 1948 году, которое
унесло более 150 тысяч жизней, семья переехала в Ташкент. Первую победу над
суровой прозой жизни Володя одержал в детстве, выпавшем на годы войны. Родители
сумели своим примером привить детям любовь к музыке.
— В
доме бабушки было много виниловых пластинок, — рассказывал Владимир Ашотович.
— Однажды моё внимание привлекла пластинка с необычным названием
«Сан-Луи-Блюз». Я слушал эту запись, пока родные не попросили меня «сменить
пластинку» в прямом и переносном смысле. Я стал искать записи оркестра Эдди
Рознера, исполнившего эту тему. Так у меня родился интерес к джазу на всю
жизнь.
Владимир
Сафаров был человеком разносторонним и многогранно талантливым. В 2018 г. он
начал писать книгу воспоминаний: "Жизнь, отмеренная километрами,
аккордами, голами". Свою благородную
затею в личной переписке с автором этих строк он объяснил так: «Ведь многие знают меня как джазмена
и "футболиста". А ведь я 40 лет строил железные дороги, был на
крупных стройках, за рубежом — в Гвинее (1971-1973), на строительстве железной
дороги Хомс - Пальмира, Дамаск - Багдад (1976 - 1980), встречался со многими
интересными людьми. Поднял свой архив,
нашёл стихи, написанные более 50 лет назад для стенгазеты. Фрагмент будущей
книги посылаю Вам как знатоку по стихам. Так интересно, я — тогда молодой
двадцатисемилетний парень писал о "деде", — а вот уже сам дед. Они,
конечно, не совершенны, но написаны от души:
Первым
строителям железных дорог
Мне
видится в твоём обличье
Усталый
и довольный дед,
Он
в гордом подтверждении величья
Задумался.
Кряжист и сед.
В
системе вечной мирозданья
Лежит
он твёрдо, твой кирпич.
Как
из далекого преданья,
Мне
слышится призывный клич.
Через
болота и пустыни,
Где
человек – «персона ведь нон грата»,
На
трассировку новых линий
Шли
Журавлев, Кашурников, Стофато.
Была
там «мёртвая земля»,
Был
слышен визг бандитской пули.
Вот
в эти дикие края
Приехал
генерал Сентюрин.
Возили
грунт в тележках конных,
В
палатках жили и без оных.
Но
строить вы смогли начать,
Вам
мужества не занимать.
Первопроходцы
— мехколонны.
Пустая
степь, глухой пустырь.
Мороз
под сорок, у вагона
Забитый
лишь пикета штырь.
Вам
всем сейчас за шестьдесят.
Ну,
что же делать? — «Се ля ви»,
Иные
уж в тиши лежат
Под
грустным холмиком земли.
Впитав
традиции и стили
Рабочих
ваших крепких рук,
Голов
мы светлых не забыли,
Порочный
не сомкнулся круг.
Идем
мы вслед за вами смело
«А-ля»
сентюринским конём.
Не
оскудело ваше дело —
Идём
проторенным путём.
Акмолинск-Целиноград,
1966.
P.S. Изыскатели железной
дороги Абакан –Тайшет: Кашурников, Журавлёв и Стофато — погибли на трассе
дороги.
Более полувека «с джазом
по жизни» помогало Владимиру Сафарову
преодолевать плохое самочувствие (приступы гипертонии), перенесённую
операцию по удалению камня из почки, невосполнимую утрату в 2013 году
брата-ударника Вячеслава Сафарова и другие
тяготы жизни: «Ничто человеческое ему не было чуждо». Он всегда
оставался, как в романтической молодости, на передовой и готов был отстаивать
свою преданность джазу не на словах в горячем вековом споре с обывателями, а
своей неутомимой, социально значимой общественной деятельностью — бескорыстным
и безмерным служением его величеству — Джазу. Многолетний интерес к джазу новых
молодых поколений, во многом, вызван столичным джаз-клубом имени Сергея Гилёва с
неизменным участием братьев Сафаровых и их друзей. Лёгкая импровизационная
музыка разлита в воздухе узбекской столицы: никакими временными запретами
бюрократов джаз в нашем городе никогда не искоренить…
Однако со второй половины 2017 г. по настоящее время любители джаза узбекской
столицы по непонятным причинам лишились возможности посещать заседания
Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва. Затяжной перерыв отражается на
подавленном настроении остро переживающих эту чрезвычайную ситуацию любителей
лёгкой импровизационной музыки. Они лишились не только удовольствия слушать
джаз, причём совершенно бесплатно, но и общаться с друзьями по интересам третье
воскресенье каждого месяца в ТДФ. Общественность считает, что нет никакого
оправдания местным властям за тотальную конфронтацию естественному прогрессу
этого общепризнанного направления в мировой музыке и насильственно прерванной
многолетней культурной музыкальной традиции, заложенной ещё в 50-х годах
прошлого века в Ташкенте. В 2018 году Владимир Ашотович по просьбе поклонников
«горячей» музыки хотел провести джаз-фестиваль в честь 50-летия создания
Ташкентского джаз-клуба, но руководство Академии художеств Узбекистана (им
принадлежит Ташкентский Дом фотографии, в котором проходили все заседания
клуба), к великому сожалению, не поддержало этой инициативы.
Вот
что по этому поводу высказался всеми уважаемый Маэстро в канун своего
80-летнего юбилея:
—
Джаз – детище ХХ века. Принято считать, что он родился в начале века в Новом
Орлеане (США). Тогда это было небольшое направление, а теперь — целая культура
с многолетними устоявшимися традициями, которая служит ярким примером того, что
искусство не имеет границ и рамок. Это музыка мира, добра и единства людей.
Более полувека существует столичный
джаз-клуб имени Сергея Гилёва. Он создан во время первого в стране знаменитого
джазового фестиваля, который проходил в 1968 году. Именно тогда члены ансамбля
"Братья Сафаровы и друзья", существующего с 1954 года, вместе с
другими музыкантами решили создать клуб. Помимо того, что это знаменательное
событие было первым официальным, к числу его особенностей можно отнести
дебютное исполнение узбекского этноджаза — сочетание классики жанра с
национальными мотивами. На тот момент клуб был одним из четырёх творческих
объединений, существовавших в стране. Первым его председателем был известный
музыкант, композитор, художник и литератор Сергей Гилёв. Он же является автором
книги "Беседы о джазе", в которой есть уникальная глава об истории этого
музыкального направления в Узбекистане. В книге собраны редчайшие сведения об
оркестрах, ансамблях, музыкантах, Ташкентском и Ферганском фестивалях джаза,
деятельности клуба.
Более
15 лет музыканты клуба давали бесплатные концерты для любителей джаза каждое
третье воскресенье месяца в Ташкентском Доме фотографии. Только за период
2002-2012 гг. их состоялось более 100 (!), до этого времени их прошло ещё
больше. В программах участвовали джазмены более 30 ансамблей столицы, а также
множество коллективов из Шымкента, Бишкека, Бухары, Самарканда. К сожалению,
сейчас традиция искусственно оборвалась по воле дирекции ТДФ.
Очень
важно, что мы не просто играем, а рассказываем о джазе, стилях, направлениях,
истории, популяризируем культуру джаза. Я и мои братья — непрофессионалы,
любители. Однако нашу жизнь мы посвятили джазу.
Владимиром
Сафаровым изданы две книги: "Весь этот джаз" и "С джазом по
жизни", ставшие раритетами в музыкальном мире. Первая — в качестве учебной
литературы используется в Государственной консерватории Узбекистана.
Обязательная программа выступлений, которая действует вот уже около 20 лет —
"Children's jazz way" ("Детская дорога к джазу"), формирует
начало пути детей в большой мир джазовой музыки. Вторая автобиографическая
книга «С джазом по жизни», изданная в 2013 году при содействии Швейцарского
бюро по сотрудничеству в Узбекистане, — это настоящая музыкальная энциклопедия,
рассказывающая об истории развития джаза в Узбекистане и не отделимой от неё
истории ансамбля братьев Сафаровых и их
друзей.
До
последнего времени Ташкентский джазовый клуб имени Сергея Гилёва был открытой
площадкой для всех поклонников и исполнителей этого направления. Среди
коллективов — участники самых разных возрастов, пола, национальностей и
взглядов на жизнь. Все они энтузиасты, которые делают одно дело ради обшей цели
— любви к искусству. За более чем полувековое существование музыканты дали
множество концертов в самых различных залах как в стране, так и за её
пределами, участвовали в джазовых фестивалях в Бишкеке, Алматы, Шымкенте,
Душанбе и других городах. В его традиционных мероприятиях принимали участие
именитые гости: Севара Назархан, Сабина Мустаева и многие другие артисты
эстрадного жанра.
Владимир
Сафаров гордился тем, что в 2011 году ЮНЕСКО провозгласило 30 апреля Международным
днём джаза. Именно в апреле проводится большое количество фестивалей,
концертов, джем-сейшенов по всему миру. Узбекистан не исключение. В последние
годы в нашей стране побывали коллективы из Германии, Японии, из США: ансамбли
Брайана Хортона, Ари Роланда. Кроме Ташкента, зарубежные музыканты проводили
концерты и мастер-классы в Самарканде, Ургенче, Бухаре и Джизаке.
Гастролирующие в Ташкенте зарубежные джазмены считали своим долгом посетить
Ташкентский джаз-клуб им. Сергея Гилёва, где проводились творческие встречи.
Так, гостями джаз-клуба были тромбонист из Германии Конрад Бауэр и гитарист
Хельмут Закс, а также саксофонист Хайнц Зауэр и пианист Михаэль Вольны.
Ташкентский джаз-клуб с большим интересом и удовлетворением посетили квартеты
Адама Клипла из США и Имада Масару из Японии.
Занимаясь
пропагандой джазовой музыки в Узбекистане, Сафаровы вовлекали в круг её друзей
всё новых поклонников любимого направления.
-
Джаз формирует не только
эстетические взгляды, но и жизненные принципы, — говорил Владимир Сафаров. — Не случайно им заболевают раз и
навсегда. Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости, экспромта,
единодушия и партнёрства, которые не делят зал на исполнителей и слушателей.
Джаз истинный, исполняемый с душой, становится основой для объединения людей,
склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий братские, дружеские, чисто
человеческие чувства».
Искусствовед Юрий Александров дал
высокую оценку общественной деятельности Ташкентского джаз-клуба, назвав этот
клуб одной из копилок, хранительницей ташкентской культуры:
—
Там есть не просто
всеобщий джазовый дух. Он там, конечно, есть, — и импровизация вместе с
сотворчеством — тоже. Но там есть ещё что-то такое, что характеризовало и
продолжает характеризовать то, о чём говорят: «ташкентцы». То, что ташкентцев
объединяет на чужбине и то, что их отличает здесь, в самом Ташкенте. Так что
этот джаз-клуб — ташкентский! А что это?
— ведь одним словом не скажешь. С
одной стороны — Междуречье, где между реками возникают цивилизации, культуры. А
с другой стороны, Междуречье — то, что возникает между разной речью, между
языками. И с третьей стороны, что-то
такое, что растёт в любых условиях: холодно, жарко, тесно, богато, война, мир… Вот как эту живительную ташкентскую молекулу,
волю к сообществу назвать — не знаю. Но
получается так, что ташкентский джаз как будто и моделирует саму ташкентскую
культуру [1].
Весной
2018 года (шестого мая) исполнилось 50 лет со дня проведения Первого
международного фестиваля джазовой музыки в концертном зале им. Я.М. Свердлова в
Ташкенте, о котором музыковед Леонид Юсупов писал: «Значение
фестиваля трудно переоценить. Он стал
важным смотром джазовой музыки в
Узбекистане, представив состояние джаза
в этом регионе страны»[2]. В
итоге I полувековой юбилей Ташкентского международного фестиваля джаза и
Ташкентского джаз-клуба им. С. Гилёва прошёл незамеченным из-за бюрократических
запретов и закоренелой оппозиции нынешней дирекции ТДФ к джаз-клубу. Одного
выдающегося американского музыканта
спросили: «Куда идёт джаз?» Он ответил:
«Если бы я это знал, то
был бы уже там!»
Мне запомнилось на всю жизнь, как на торжественном юбилейном
вечере в честь Маэстро в столичном ресторане «Бахор» собрались близкие родные,
спортивные журналисты и, конечно, ветераны и любители джаза. В конце вечера
В.А. Сафаров, растроганный вниманием близких родных, своих коллег и поклонников, с молодецкой удалью искренне заверил всех
собравшихся от имени ансамбля «Братья Сафаровы и друзья»: «Джаз, мы не расстанемся с тобой!»
Мне осталось вспомнить ещё одну
неназванную творческую ипостась Владимира Сафарова. Владимир Ашотович четверть
века состоял членом правления городского Армянского национального культурного
центра Узбекистана и активно участвовал в жизни армянской общины. Ни один
праздник не обходился без участия легендарного ансамбля «Братья Сафаровы и
друзья», вносившего в жизнь армянской даспоры особую атмосферу вечной
молодости, эйфории, согласия и доброты.
На моём творческом юбилейном вечере 11. 07. 21 в музее
Сергея Есенина Герат Исанбаев (саксофон) и Алина Алибекова (фортепиано) из
ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» играли джазовые стандарты. В честь Маэстро,
не сумевшего прийти на моё торжество из-за болезни, я прочитала авторское приношение «Джаз сквозь время»
президенту Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва и руководителю легендарного джаз-ансамбля
"Братья Сафаровы и друзья" Владимиру Сафарову. В эти прискорбные дни я
адресую его всем любителям джаза:
Сквозь
время больше полувека играет джаз «Арцах».
О,
эта музыка весны, стихии ветра и дождя.
О,
эта музыка рокочущей любви — в тиши,
Когда
аккорды расплескались на дне души.
Любите
джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Тогда
услышишь и познаешь смысл любви,
Как
отсвет запоздалый загадочной судьбы.
Мелодия
проникнет пылающим восходом
И
светом дух ваш ободрит в любую непогоду.
Любите
джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Романтики
и бунтари, подвижники и бессребреники!
Искусство
джаза пронесли сквозь политические тернии.
Менялось
всё вокруг — названья века, улиц и страны.
А
вы поныне «горячей музыке» верны —
Любите
джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!
Сквозь
время больше полувека играет джаз «Арцах»…
Дорогие близкие родные и друзья Владимира Ашотовича Сафарова и все наши соотечественники!
Примите наши соболезнования: какая
невосполнимая потеря для нас всех... Светлая память уникальному человеку - изобретателю, Почётному транспортному строителю,
«Лучшему журналисту года» (2000),
лауреату международных джазовых
фестивалей и просто хорошему
порядочному Человеку... Скорбим со всеми...
Гуарик
Багдасарова
[1]
Сафаров Вл. С джазом по жизни. — Ташкент: Merius, 2013. С.85
[2]
Там же. С. 30
Комментариев нет :
Отправить комментарий