пятница, 16 июля 2021 г.

Памяти Владимира Сафарова: «С футболом и джазом по жизни…»

 



Верится с трудом: 14 июля 2021 г. после тяжёлой болезни ушёл из жизни Владимир Ашотович Сафаров. В последний путь жители узбекской столицы 16. 07. 21 проводили Маэстро на Боткинское кладбище, где похоронены его близкие родные и друзья-пахтакоровцы.

        В народе говорят: «Победа не с теми, у кого сила, а у кого – правда». Два года назад под звуки джаза в живом исполнении ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» в ресторане «Бахор» родные и многочисленные поклонники порхающего по банкетному залу поджарого, улыбающегося навстречу непрерывному потоку гостей именинника, подводили итоги пройденного пути Маэстро на 80-летнем рубеже его кипучей жизни. Впереди, казалось, ещё столько не пройденных вёрст жизненного пути, насыщенных новыми дерзаниями пытливого ума, беспокойного сердца и неистощимого музыкального таланта моложавого виновника торжества, готового обнять весь распахнутый для любви мир.

 Владимира Ашотовича Сафарова в Узбекистане и за его пределами знают как спортивного журналиста, и популяризатора, и исполнителя джазовой музыки в Узбекистане, начиная с 50-х годов ХХ века. Он был организатором и участником первого Ташкентского фестиваля джазовой музыки в 1968 году, входил в состав созданного Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва и впоследствии с 2002 года стал его бессменным руководителем. Вместе со своими братьями — Геннадием и Вячеславом (1944-2013) Владимир Сафаров в 1954 году создал ансамбль «Братья Сафаровы и друзья», который вот уже более 60 лет занимается популяризацией лучших образцов джазовой музыки в Узбекистане и является лауреатом и дипломантом международных джаз-фестивалей в Ташкенте, Краснодаре, Фергане, Бишкеке, Шымкенте, Алматы, Душанбе, Оше.

          Владимир Сафаров — автор тридцати шести книг и более пяти тысяч   статей на разные темы, большая часть которых посвящена истории футбола. С момента вступления федерации футбола Узбекистана в ФИФА Сафаров представлял материалы о чемпионатах Узбекистана в ежегодниках России и Эстонии. Своим главным достижением Владимир Сафаров считал документальную летопись любимой народом команды: «Пахтакор» — матч длиною в 40 лет» и её продолжение: «Пахтакор – летопись полувека». Его богатый архивный материал обогатил «Энциклопедию футбола Узбекистана», вышедшую на русском и узбекском языках в 2013 году.

         Род Сафаровых берёт начало из Нагорного Карабаха.  Дедушку будущих джазменов судьба привела в Ташкент. На гостеприимной узбекской земле из корней старинного армянского рода взошли новые ростки Сафаровы, давшие уже третье поколение  талантливых музыкантов.

        Владимир Сафаров родился 17 января 1939 года в Ашхабаде. После разрушительного землетрясения в 1948 году, которое унесло более 150 тысяч жизней, семья переехала в Ташкент. Первую победу над суровой прозой жизни Володя одержал в детстве, выпавшем на годы войны. Родители сумели своим примером привить детям любовь к музыке.

         В доме бабушки было много виниловых пластинок, — рассказывал Владимир Ашотович. — Однажды моё внимание привлекла пластинка с необычным названием «Сан-Луи-Блюз». Я слушал эту запись, пока родные не попросили меня «сменить пластинку» в прямом и переносном смысле. Я стал искать записи оркестра Эдди Рознера, исполнившего эту тему. Так у меня родился интерес к джазу на всю жизнь.

Владимир Сафаров был человеком разносторонним и многогранно талантливым. В 2018 г. он начал писать книгу воспоминаний: "Жизнь, отмеренная километрами, аккордами, голами".  Свою благородную затею в личной переписке с автором этих строк он объяснил так: «Ведь многие знают меня как джазмена и "футболиста". А ведь я 40 лет строил железные дороги, был на крупных стройках, за рубежом — в Гвинее (1971-1973), на строительстве железной дороги Хомс - Пальмира, Дамаск - Багдад (1976 - 1980), встречался со многими интересными людьми.  Поднял свой архив, нашёл стихи, написанные более 50 лет назад для стенгазеты. Фрагмент будущей книги посылаю Вам как знатоку по стихам. Так интересно, я — тогда молодой двадцатисемилетний парень писал о "деде", — а вот уже сам дед. Они, конечно, не совершенны, но написаны от души:

 

Первым строителям железных дорог

Мне видится в твоём обличье

Усталый и довольный дед,

Он в гордом подтверждении величья

Задумался. Кряжист и сед.

 

В системе вечной мирозданья

Лежит он твёрдо, твой кирпич.

Как из далекого преданья,

Мне слышится призывный клич.

 

Через болота и пустыни,

Где человек – «персона ведь нон грата»,

На трассировку новых линий

Шли Журавлев, Кашурников, Стофато.

 

Была там «мёртвая земля»,

Был слышен визг бандитской пули.

Вот в эти дикие края

Приехал генерал Сентюрин.

 

Возили грунт в тележках конных,

В палатках жили и без оных.

Но строить вы смогли начать,

Вам мужества не занимать.

 

Первопроходцы — мехколонны.

Пустая степь, глухой пустырь.

Мороз под сорок, у вагона

Забитый лишь пикета штырь.

 

Вам всем сейчас за шестьдесят.

Ну, что же делать? — «Се ля ви»,

Иные уж в тиши лежат

Под грустным холмиком земли.

 

Впитав традиции и стили

Рабочих ваших крепких рук,

Голов мы светлых не забыли,

Порочный не сомкнулся круг.

 

Идем мы вслед за вами смело

«А-ля» сентюринским конём.

Не оскудело ваше дело —

Идём проторенным путём.

 

Акмолинск-Целиноград, 1966.

 

P.S. Изыскатели железной дороги Абакан –Тайшет: Кашурников, Журавлёв и Стофато — погибли на трассе дороги.




         Более полувека «с джазом по жизни» помогало Владимиру Сафарову  преодолевать плохое самочувствие (приступы гипертонии), перенесённую операцию по удалению камня из почки, невосполнимую утрату в 2013 году брата-ударника Вячеслава Сафарова и другие  тяготы жизни: «Ничто человеческое ему не было чуждо». Он всегда оставался, как в романтической молодости, на передовой и готов был отстаивать свою преданность джазу не на словах в горячем вековом споре с обывателями, а своей неутомимой, социально значимой общественной деятельностью — бескорыстным и безмерным служением его величеству — Джазу. Многолетний интерес к джазу новых молодых поколений, во многом, вызван столичным джаз-клубом имени Сергея Гилёва с неизменным участием братьев Сафаровых и их друзей. Лёгкая импровизационная музыка разлита в воздухе узбекской столицы: никакими временными запретами бюрократов джаз в нашем городе никогда не искоренить…

Однако со второй половины 2017 г.  по настоящее время любители джаза узбекской столицы по непонятным причинам лишились возможности посещать заседания Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва. Затяжной перерыв отражается на подавленном настроении остро переживающих эту чрезвычайную ситуацию любителей лёгкой импровизационной музыки. Они лишились не только удовольствия слушать джаз, причём совершенно бесплатно, но и общаться с друзьями по интересам третье воскресенье каждого месяца в ТДФ. Общественность считает, что нет никакого оправдания местным властям за тотальную конфронтацию естественному прогрессу этого общепризнанного направления в мировой музыке и насильственно прерванной многолетней культурной музыкальной традиции, заложенной ещё в 50-х годах прошлого века в Ташкенте. В 2018 году Владимир Ашотович по просьбе поклонников «горячей» музыки хотел провести джаз-фестиваль в честь 50-летия создания Ташкентского джаз-клуба, но руководство Академии художеств Узбекистана (им принадлежит Ташкентский Дом фотографии, в котором проходили все заседания клуба), к великому сожалению, не поддержало этой инициативы.

Вот что по этому поводу высказался всеми уважаемый Маэстро в канун своего 80-летнего юбилея:

— Джаз – детище ХХ века. Принято считать, что он родился в начале века в Новом Орлеане (США). Тогда это было небольшое направление, а теперь — целая культура с многолетними устоявшимися традициями, которая служит ярким примером того, что искусство не имеет границ и рамок. Это музыка мира, добра и единства людей.

         Более полувека существует столичный джаз-клуб имени Сергея Гилёва. Он создан во время первого в стране знаменитого джазового фестиваля, который проходил в 1968 году. Именно тогда члены ансамбля "Братья Сафаровы и друзья", существующего с 1954 года, вместе с другими музыкантами решили создать клуб. Помимо того, что это знаменательное событие было первым официальным, к числу его особенностей можно отнести дебютное исполнение узбекского этноджаза — сочетание классики жанра с национальными мотивами. На тот момент клуб был одним из четырёх творческих объединений, существовавших в стране. Первым его председателем был известный музыкант, композитор, художник и литератор Сергей Гилёв. Он же является автором книги "Беседы о джазе", в которой есть уникальная глава об истории этого музыкального направления в Узбекистане. В книге собраны редчайшие сведения об оркестрах, ансамблях, музыкантах, Ташкентском и Ферганском фестивалях джаза, деятельности клуба.

Более 15 лет музыканты клуба давали бесплатные концерты для любителей джаза каждое третье воскресенье месяца в Ташкентском Доме фотографии. Только за период 2002-2012 гг. их состоялось более 100 (!), до этого времени их прошло ещё больше. В программах участвовали джазмены более 30 ансамблей столицы, а также множество коллективов из Шымкента, Бишкека, Бухары, Самарканда. К сожалению, сейчас традиция искусственно оборвалась по воле дирекции ТДФ.

Очень важно, что мы не просто играем, а рассказываем о джазе, стилях, направлениях, истории, популяризируем культуру джаза. Я и мои братья — непрофессионалы, любители. Однако нашу жизнь мы посвятили джазу.

Владимиром Сафаровым изданы две книги: "Весь этот джаз" и "С джазом по жизни", ставшие раритетами в музыкальном мире. Первая — в качестве учебной литературы используется в Государственной консерватории Узбекистана. Обязательная программа выступлений, которая действует вот уже около 20 лет — "Children's jazz way" ("Детская дорога к джазу"), формирует начало пути детей в большой мир джазовой музыки. Вторая автобиографическая книга «С джазом по жизни», изданная в 2013 году при содействии Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане, — это настоящая музыкальная энциклопедия, рассказывающая об истории развития джаза в Узбекистане и не отделимой от неё истории ансамбля  братьев Сафаровых и их друзей.



До последнего времени Ташкентский джазовый клуб имени Сергея Гилёва был открытой площадкой для всех поклонников и исполнителей этого направления. Среди коллективов — участники самых разных возрастов, пола, национальностей и взглядов на жизнь. Все они энтузиасты, которые делают одно дело ради обшей цели — любви к искусству. За более чем полувековое существование музыканты дали множество концертов в самых различных залах как в стране, так и за её пределами, участвовали в джазовых фестивалях в Бишкеке, Алматы, Шымкенте, Душанбе и других городах. В его традиционных мероприятиях принимали участие именитые гости: Севара Назархан, Сабина Мустаева и многие другие артисты эстрадного жанра.

Владимир Сафаров гордился тем, что в 2011 году ЮНЕСКО провозгласило 30 апреля Международным днём джаза. Именно в апреле проводится большое количество фестивалей, концертов, джем-сейшенов по всему миру. Узбекистан не исключение. В последние годы в нашей стране побывали коллективы из Германии, Японии, из США: ансамбли Брайана Хортона, Ари Роланда. Кроме Ташкента, зарубежные музыканты проводили концерты и мастер-классы в Самарканде, Ургенче, Бухаре и Джизаке. Гастролирующие в Ташкенте зарубежные джазмены считали своим долгом посетить Ташкентский джаз-клуб им. Сергея Гилёва, где проводились творческие встречи. Так, гостями джаз-клуба были тромбонист из Германии Конрад Бауэр и гитарист Хельмут Закс, а также саксофонист Хайнц Зауэр и пианист Михаэль Вольны. Ташкентский джаз-клуб с большим интересом и удовлетворением посетили квартеты Адама Клипла из США и Имада Масару из Японии.

Занимаясь пропагандой джазовой музыки в Узбекистане, Сафаровы вовлекали в круг её друзей всё новых поклонников любимого направления.

- Джаз формирует не только эстетические взгляды, но и жизненные принципы, — говорил Владимир Сафаров. — Не случайно им заболевают раз и навсегда. Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости, экспромта, единодушия и партнёрства, которые не делят зал на исполнителей и слушателей. Джаз истинный, исполняемый с душой, становится основой для объединения людей, склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий братские, дружеские, чисто человеческие чувства».

         Искусствовед Юрий Александров дал высокую оценку общественной деятельности Ташкентского джаз-клуба, назвав этот клуб одной из копилок, хранительницей ташкентской культуры:

Там есть не просто всеобщий джазовый дух. Он там, конечно, есть, — и импровизация вместе с сотворчеством — тоже. Но там есть ещё что-то такое, что характеризовало и продолжает характеризовать то, о чём говорят: «ташкентцы». То, что ташкентцев объединяет на чужбине и то, что их отличает здесь, в самом Ташкенте. Так что этот джаз-клуб — ташкентский! А что это?    ведь одним словом не скажешь. С одной стороны — Междуречье, где между реками возникают цивилизации, культуры. А с другой стороны, Междуречье — то, что возникает между разной речью, между языками. И с третьей стороны,  что-то такое, что растёт в любых условиях: холодно, жарко, тесно, богато, война, мир…  Вот как эту живительную ташкентскую молекулу, волю к сообществу назвать — не знаю.  Но получается так, что ташкентский джаз как будто и моделирует саму ташкентскую культуру [1].

Весной 2018 года (шестого мая) исполнилось 50 лет со дня проведения Первого международного фестиваля джазовой музыки в концертном зале им. Я.М. Свердлова в Ташкенте, о котором музыковед Леонид Юсупов писал:  «Значение фестиваля  трудно переоценить. Он стал важным смотром  джазовой музыки в Узбекистане,  представив состояние джаза в этом регионе страны»[2]. В итоге I полувековой юбилей Ташкентского международного фестиваля джаза и Ташкентского джаз-клуба им. С. Гилёва прошёл незамеченным из-за бюрократических запретов и закоренелой оппозиции нынешней дирекции ТДФ к джаз-клубу. Одного выдающегося  американского музыканта спросили: «Куда идёт джаз?»  Он ответил: «Если бы я это знал, то был бы уже там!»




          Мне запомнилось на всю жизнь, как на торжественном юбилейном вечере в честь Маэстро в столичном ресторане «Бахор» собрались близкие родные, спортивные журналисты и, конечно, ветераны и любители джаза. В конце вечера В.А. Сафаров, растроганный вниманием близких родных, своих  коллег и поклонников,  с молодецкой удалью искренне заверил всех собравшихся от имени ансамбля «Братья Сафаровы и друзья»: «Джаз, мы не расстанемся с тобой!»

         Мне осталось вспомнить ещё одну неназванную творческую ипостась Владимира Сафарова. Владимир Ашотович четверть века состоял членом правления городского Армянского национального культурного центра Узбекистана и активно участвовал в жизни армянской общины. Ни один праздник не обходился без участия легендарного ансамбля «Братья Сафаровы и друзья», вносившего в жизнь армянской даспоры особую атмосферу вечной молодости, эйфории, согласия и доброты.






          На моём творческом юбилейном вечере 11. 07. 21 в музее Сергея Есенина Герат Исанбаев (саксофон) и Алина Алибекова (фортепиано) из ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» играли джазовые стандарты. В честь Маэстро, не сумевшего прийти на моё торжество из-за болезни, я прочитала  авторское приношение «Джаз сквозь время» президенту Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва и  руководителю легендарного джаз-ансамбля "Братья Сафаровы и друзья" Владимиру Сафарову. В эти прискорбные дни я адресую его всем любителям джаза:

Сквозь время больше полувека играет джаз «Арцах».

О, эта музыка весны, стихии ветра и дождя.

О, эта музыка рокочущей любви — в тиши,

Когда аккорды расплескались на дне души.

Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!

 

Тогда услышишь и познаешь смысл любви,

Как отсвет запоздалый загадочной судьбы.

Мелодия проникнет пылающим восходом

И светом дух ваш ободрит в любую непогоду.

Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!

 

Романтики и бунтари, подвижники и бессребреники!

Искусство джаза пронесли сквозь политические тернии.

Менялось всё вокруг — названья века, улиц и страны.

А вы поныне «горячей музыке» верны —

Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!

 

Сквозь время больше полувека играет джаз «Арцах»…



 

Дорогие близкие родные и друзья Владимира Ашотовича Сафарова и все наши соотечественники!  Примите наши соболезнования: какая невосполнимая потеря для нас всех... Светлая память уникальному человеку - изобретателю, Почётному транспортному строителю, «Лучшему журналисту  года» (2000), лауреату  международных джазовых фестивалей и просто хорошему порядочному Человеку... Скорбим со всеми...

Гуарик Багдасарова

 

 

[1] Сафаров Вл. С джазом по жизни. — Ташкент: Merius,  2013. С.85

[2] Там же. С. 30

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий