Наша беседа с художественным
руководителем театра Марка Вайля «Ильхом» Борисом Гафуровым состоялась в день
представления «Свободного
аукциона имени Сергея Параджанова» 24.12.24, поэтому она началась с обсуждения
этого спектакля.
Борис
Гафуров:
- «Свободный аукцион имени Сергея
Параджанова» мы выпустили на сцену нашего театра в январе 2024 года. Это для
нас и для меня лично особенный спектакль, волнующий творческий эксперимент, и
для меня важно услышать ваше мнение о нём: «Что Вы сегодня увидели и
услышали в нём?»
Гуарик
Багдасарова:
- Во-первых я очень благодарна Вам за приглашение посетить
театр «Ильхом» в качестве «специального гостя» по рекомендации заслуженного
деятеля искусств РУз Андрея Евсеевича Слонима. Меня волновала судьба Сергея
Параджанова как основателя совершенно нового направления – «поэтического
кинематографа». В студенческие годы во время учёбы на факультете журналистики
МГУ в начале 70-х годов прошлого века в ДК МГУ я посмотрела поэтическую
кинопритчу «Цвет граната» Сергея Параджанова об армянском поэте Саят-Нове, снятую
в 1968 году на киностудии «Арменфильм» - с тех пор я полюбила этого самобытного
мастера кино. В этом году я посмотрела несколько его фильмов по ТВ в честь
столетия кинорежиссёра, в том числе художественный фильм (драму) «Ашик-Кериб», снятый
режиссёрами Давидом Абашидзе и Сергеем Параджановым на киностудии Грузия-фильм
в 1988 году. Когда-то в детстве нам мама читала эту сказку М.Ю. Лермонтова.
Фильм обогатил мои воспоминания детства новыми ассоциациями и смыслами.
С таким настроем я пришла к вам в театр, но в
спектакле «Свободный аукцион имени Сергея Параджанова» я увидела мрачную
сторону жизни художника и кинорежиссёра и одновременно позитивную составляющую
его драматической судьбы. Вы показали,
как он, будучи в исправительных лагерях, не был сломлен как творческая одарённая
личность и не изменил своему призванию оставаться художником, где бы он ни
находился. Из простых подручных средств он смог создать настоящие произведения
искусства. Спектакль вызывает трепетные чувства, потому что «Свободный аукцион»
представил зрителям личные рукотворные художественные работы мастера,
принадлежавшие ему и ныне хранящиеся в Доме-музее Сергея Параджанова в Ереване
и в частных коллекциях по всему миру.
Очень понравилась игра актёров, потому что
было понятно, что они весь драматизм главного и единственного героя спектакля
пропустили через себя. Особенно меня тронула ваша игра, потому что Вы были
близки к зрителям и придали спектаклю какую-то «домашнюю человечность», если
так можно выразиться.
Я очень люблю театр «Ильхом», и хотя не
знакома со всем репертуаром, но помню те спектакли, которые поставил Марк Вайль
и они до сих пор стоят в афише театра: «Свободный роман», «Белый-белый чёрный
аист», «Лаборатория доктора Чехова», «Арт и шок», «Счастливые нищие», «Радение
с гранатом» и другие. Очень приятно, что театр бережно сохраняет традиции,
заложенные режиссёром и художественным руководителем Марком Вайлем: ведь это
был очень свободолюбивый художник и каждый его новый спектакль содержал
какую-то изюминку. Так, например, трёхчасовой спектакль «Радение с гранатом»
дарил зрителям ощущение вечности и совершенно новый взгляд на мир и на
творчество Александра Николаева (Усто Мумина) – художника-философа,
находившегося в постоянном противоречивом поиске самого себя вне времени.
Мне понравилось, что в «Свободном аукционе» вы
смогли соединить поэтическую и коммерческую стороны – ведь это всё нужно и
важно для театра без государственных дотаций. При этом все вырученные средства
с этого спектакля идут на счёт приюта для бездомных животных «HAYOT» и общественного фонда «ОNA»,
заставляя зрителей позаботиться о наших меньших братьях, а также женщинах и детях, попавших в трудную жизненную
ситуацию. И главное, в спектакле показано, что Сергей Параджанов не сломился как
художник в тюремных застенках на протяжении 15 лет, оторванных от творчества,
от профессии - он всякий раз после освобождения возвращался к кинематографу. Он
знал, что «убить художника невозможно, – и сегодня вы затронули эту тему,
- Можно забрать всё, но нельзя у человека отнять память и воображение».
Корр. Г. Б. - Как Вы ощущаете себя в должности художественного руководителя театра «Ильхом» и каковы ваши творческие планы на юбилейный 2025-ый год?
Борис Гафуров:
-
Уже прекрасно! После ухода Марка Яковлевича взвалить на себя всю
ответственность за его детище – было страшно. Сейчас полегче, так как появилась
новая команда, которая мне всецело доверяет и поддерживает меня. Хотел бы
сказать большое спасибо партнёрам, которые уже на протяжении многих лет
продолжают сотрудничать и поддерживать наш театр. Это Гёте-Институт в
Узбекистане, Швейцарское бюро по сотрудничеству и торговая марка Nescafe Gold. Без
поддержки этих организаций нашему театру было бы совсем нелегко. Началась
жизнь фактически нового «Ильхома». Актёры, которые
играли спектакли «Регтайм для клоунов», «Кломадеус», «Петрушка»,
принесли в «Ильхом» новую энергию и ощущение театра нового времени.
Когда Александр Плотников предложил нам свою
постановку «Свободный аукцион имени Сергея Параджанова» - мне она показалась по
характеру близкой духу нашего театра. Эта тема самого Марка Яковлевича Вайля,
которого всю жизнь преследовали за его свободолюбие и эта главная тема
репертуара нашего театра, которому в 2025 году исполняется 50 лет.
В Новом году мы готовим две премьеры и будем
отмечать полувековой юбилей нашего театра. Когда театр на государственной
дотации и обеспечен финансами – это одно, но когда независимый театр живёт
полвека безо всякой государственной поддержки – это уникальное явление в
истории театральной культуры. Театры-студии живут 10-15 лет максимум, а нам уже
будет полвека. Марк Вайль основал театр
в середине 70-х годов за 10 лет до горбачёвской перестройки, который, как
выяснится впоследствии, оказался формально первой независимой от
государственных органов профессиональной театральной компанией в СССР. Его детище продолжает жить поныне, черпая
энергию из «отцовского» неиссякаемого источника: мы, его последователи, просто
были свободны в экспериментах с формой и стилем в наших спектаклях, не заявляя
о приверженности никакой идеологии. Многие наши зрители, благодаря «Ильхому»,
обрели внутреннюю свободу. История «Ильхома» продолжается в наши дни…
В связи с этим, один из проектов, который мы ожидаем
в Новом году – будет постановка авторской
пьесы Натальи Ли, которая сегодня блестяще играла в «Свободном аукционе
имени Сергея Параджанова». Это будет её вторая режиссёрская работа в рамках «Лаборатории
молодых режиссёров Центральной Азии» при содействии Швейцарского Бюро по
сотрудничеству при Посольстве Швейцарии в Узбекистане.
Благотворительная деятельность «Лаборатории» направлена на выявление, повышение
уровня и практическую помощь в реализации творческих проектов молодых режиссёров.
Вторая премьера состоится летом 2025 г. – это
будет постановка уже знакомого зрителям по «Свободному аукциону имени Сергея
Параджанова» режиссёра Александра Плотникова. Спектакль будет
создан по мотивам повести «Двадцать дней без войны» Константина Симонова и
посвящён 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и
освобождения Европы от нацизма. Ташкентцы, конечно, помнят трогательный
художественный фильм «Двадцать дней без войны» 1976 года режиссёра Алексея
Германа с участием Юрия Никулина и Людмилы Гурченко. Немолодой писатель Василий
Николаевич Лопатин (Юрий Никулин) во время войны ставший
корреспондентом «Красной звезды», по дороге из Москвы в очередную командировку
на фронт, в район боёв на Кавказе, делает по приказу главного редактора большой
крюк. Сначала он едет в глубокий тыл, в Ташкент — чтобы
проконсультировать на месте съёмочную группу, работающую над фильмом по его сталинградским очеркам;
навестить семью погибшего сослуживца Рубцова, встретить новый 1943 год, пережить
недолгую яркую любовь… Словом, прожить 20 дней без войны. Мы
попытаемся заново сквозь призму наших дней прикоснуться к этой теме.
В
преддверии Нового года хочу всех поздравить с этим волшебным праздником. Приходите
почаще в один из самых
мобильных театров на постсоветском пространстве в поиске нового и, пожалуй,
самый свободный в мире экспериментальный театр Марка Вайля «Ильхом»! В стенах
театра состоятся еще немало интересных музыкальных проектов для вас! Будем рады
вам!
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото предоставили театр «Ильхом, Зарнигор и Бекзод