четверг, 2 января 2025 г.

Чем запомнился 2024-ый и каковы творческие планы на юбилейный 2025-ый год в «Ильхоме»?

 


Наша беседа с художественным руководителем театра Марка Вайля «Ильхом» Борисом Гафуровым состоялась в день представления  «Свободного аукциона имени Сергея Параджанова» 24.12.24, поэтому она началась с обсуждения этого спектакля.

Борис Гафуров:

 - «Свободный аукцион имени Сергея Параджанова» мы выпустили на сцену нашего театра в январе 2024 года. Это для нас и для меня лично особенный спектакль, волнующий творческий эксперимент, и для меня важно услышать ваше мнение о нём: «Что Вы сегодня увидели и услышали в нём?»




Гуарик Багдасарова:

          - Во-первых я очень благодарна Вам за приглашение посетить театр «Ильхом» в качестве «специального гостя» по рекомендации заслуженного деятеля искусств РУз Андрея Евсеевича Слонима. Меня волновала судьба Сергея Параджанова как основателя совершенно нового направления – «поэтического кинематографа». В студенческие годы во время учёбы на факультете журналистики МГУ в начале 70-х годов прошлого века в ДК МГУ я посмотрела поэтическую кинопритчу «Цвет граната» Сергея Параджанова об армянском поэте Саят-Нове, снятую в 1968 году на киностудии «Арменфильм» - с тех пор я полюбила этого самобытного мастера кино. В этом году я посмотрела несколько его фильмов по ТВ в честь столетия кинорежиссёра, в том числе художественный фильм (драму) «Ашик-Кериб», снятый режиссёрами Давидом Абашидзе и Сергеем Параджановым на киностудии Грузия-фильм в 1988 году. Когда-то в детстве нам мама читала эту сказку М.Ю. Лермонтова. Фильм обогатил мои воспоминания детства новыми ассоциациями и смыслами.

С таким настроем я пришла к вам в театр, но в спектакле «Свободный аукцион имени Сергея Параджанова» я увидела мрачную сторону жизни художника и кинорежиссёра и одновременно позитивную составляющую его  драматической судьбы. Вы показали, как он, будучи в исправительных лагерях, не был сломлен как творческая одарённая личность и не изменил своему призванию оставаться художником, где бы он ни находился. Из простых подручных средств он смог создать настоящие произведения искусства. Спектакль вызывает трепетные чувства, потому что «Свободный аукцион» представил зрителям личные рукотворные художественные работы мастера, принадлежавшие ему и ныне хранящиеся в Доме-музее Сергея Параджанова в Ереване и в частных коллекциях по всему миру.

Очень понравилась игра актёров, потому что было понятно, что они весь драматизм главного и единственного героя спектакля пропустили через себя. Особенно меня тронула ваша игра, потому что Вы были близки к зрителям и придали спектаклю какую-то «домашнюю человечность», если так можно выразиться.

Я очень люблю театр «Ильхом», и хотя не знакома со всем репертуаром, но помню те спектакли, которые поставил Марк Вайль и они до сих пор стоят в афише театра: «Свободный роман», «Белый-белый чёрный аист», «Лаборатория доктора Чехова», «Арт и шок», «Счастливые нищие», «Радение с гранатом» и другие. Очень приятно, что театр бережно сохраняет традиции, заложенные режиссёром и художественным руководителем Марком Вайлем: ведь это был очень свободолюбивый художник и каждый его новый спектакль содержал какую-то изюминку. Так, например, трёхчасовой спектакль «Радение с гранатом» дарил зрителям ощущение вечности и совершенно новый взгляд на мир и на творчество Александра Николаева (Усто Мумина) – художника-философа, находившегося в постоянном противоречивом поиске самого себя вне времени.

Мне понравилось, что в «Свободном аукционе» вы смогли соединить поэтическую и коммерческую стороны – ведь это всё нужно и важно для театра без государственных дотаций. При этом все вырученные средства с этого спектакля идут на счёт приюта для бездомных животных «HAYOT» и общественного фонда «ОNA», заставляя зрителей позаботиться о наших меньших братьях, а также  женщинах и детях, попавших в трудную жизненную ситуацию. И главное, в спектакле показано, что Сергей Параджанов не сломился как художник в тюремных застенках на протяжении 15 лет, оторванных от творчества, от профессии - он всякий раз после освобождения возвращался к кинематографу. Он знал, что «убить художника невозможно, – и сегодня вы затронули эту тему, - Можно забрать всё, но нельзя у человека отнять память и воображение».


Корр. Г. Б. - Как Вы ощущаете себя в должности художественного руководителя театра «Ильхом» и каковы ваши творческие планы на юбилейный 2025-ый год?

Борис Гафуров:

- Уже прекрасно! После ухода Марка Яковлевича взвалить на себя всю ответственность за его детище – было страшно. Сейчас полегче, так как появилась новая команда, которая мне всецело доверяет и поддерживает меня. Хотел бы сказать большое спасибо партнёрам, которые уже на протяжении многих лет продолжают сотрудничать и поддерживать наш театр. Это Гёте-Институт в Узбекистане, Швейцарское бюро по сотрудничеству и торговая марка Nescafe Gold. Без поддержки этих организаций нашему театру было бы совсем нелегко. Началась жизнь фактически нового «Ильхома». Актёры, которые играли спектакли «Регтайм для клоунов», «Кломадеус», «Петрушка», принесли в «Ильхом» новую энергию и ощущение театра нового времени.

Когда Александр Плотников предложил нам свою постановку «Свободный аукцион имени Сергея Параджанова» - мне она показалась по характеру близкой духу нашего театра. Эта тема самого Марка Яковлевича Вайля, которого всю жизнь преследовали за его свободолюбие и эта главная тема репертуара нашего театра, которому в 2025 году исполняется 50 лет. 

В Новом году мы готовим две премьеры и будем отмечать полувековой юбилей нашего театра. Когда театр на государственной дотации и обеспечен финансами – это одно, но когда независимый театр живёт полвека безо всякой государственной поддержки – это уникальное явление в истории театральной культуры. Театры-студии живут 10-15 лет максимум, а нам уже будет полвека.  Марк Вайль основал театр в середине 70-х годов за 10 лет до горбачёвской перестройки, который, как выяснится впоследствии, оказался формально первой независимой от государственных органов профессиональной театральной компанией в СССР.  Его детище продолжает жить поныне, черпая энергию из «отцовского» неиссякаемого источника: мы, его последователи, просто были свободны в экспериментах с формой и стилем в наших спектаклях, не заявляя о приверженности никакой идеологии. Многие наши зрители, благодаря «Ильхому», обрели внутреннюю свободу. История «Ильхома» продолжается в наши дни…

В связи с этим, один из проектов, который мы ожидаем в Новом году  – будет постановка авторской пьесы Натальи Ли, которая сегодня блестяще играла в «Свободном аукционе имени Сергея Параджанова». Это будет её вторая режиссёрская работа в рамках «Лаборатории молодых режиссёров Центральной Азии» при содействии Швейцарского Бюро по сотрудничеству при Посольстве Швейцарии в Узбекистане. Благотворительная деятельность «Лаборатории» направлена на выявление, повышение уровня и практическую помощь в реализации творческих проектов молодых режиссёров.

Вторая премьера состоится летом 2025 г. – это будет постановка уже знакомого зрителям по «Свободному аукциону имени Сергея Параджанова» режиссёра Александра Плотникова. Спектакль будет создан по мотивам повести «Двадцать дней без войны» Константина Симонова и посвящён 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и освобождения Европы от нацизма. Ташкентцы, конечно, помнят трогательный художественный фильм «Двадцать дней без войны» 1976 года режиссёра Алексея Германа с участием Юрия Никулина и Людмилы Гурченко. Немолодой писатель Василий Николаевич Лопатин (Юрий Никулин) во время войны ставший корреспондентом «Красной звезды», по дороге из Москвы в очередную командировку на фронт, в район боёв на Кавказе, делает по приказу главного редактора большой крюк. Сначала он едет в глубокий тыл, в Ташкент — чтобы проконсультировать на месте съёмочную группу, работающую над фильмом по его сталинградским очеркам; навестить семью погибшего сослуживца Рубцова, встретить новый 1943 год, пережить недолгую яркую любовь… Словом, прожить 20 дней без войны. Мы попытаемся заново сквозь призму наших дней прикоснуться к этой теме.

В преддверии Нового года хочу всех поздравить с этим волшебным праздником. Приходите почаще в один из самых мобильных театров на постсоветском пространстве в поиске нового и, пожалуй, самый свободный в мире экспериментальный театр Марка Вайля «Ильхом»! В стенах театра состоятся еще немало интересных музыкальных проектов для вас! Будем рады вам!

 

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото предоставили театр «Ильхом, Зарнигор и Бекзод 

 

среда, 1 января 2025 г.

«Свободный аукцион имени Сергея Параджанова» в театре «Ильхом» в Ташкенте

 


                          Красота спасёт мир… Ах, кабы добра! 

                            Всё было бы спасено!                                                                                                           Ф.М. Достоевский. Идиот

                                                                         ***

                                 Когда б вы знали, из какого сора                                                                                     Растут стихи, не ведая стыда,                                                                                       Как жёлтый одуванчик у забора,                                                                                       Как лопухи и лебеда…

                                       А. Ахматова. Тайны ремесла

          Театр Марка Вайля «Ильхом» в предновогодние дни во время представления «Свободного аукциона имени Сергея Параджанова» был заполнен до отказа. Премьера спектакля состоялась 24 и 25 января 2024 г. Представление было приурочено ко дню рождения основателя театра - Марка Вайля (25.01.1952- 07.09.2007). Оно было посвящено столетию Сергея Параджанова (09.01 1924 – 20.07.1990), выдающегося деятеля культуры советской эпохи с драматической судьбой, сумевшего до конца дней оставаться непобедимым борцом за свободу в искусстве, как основатель и художественный руководитель первого и единственного в Узбекистане негосударственного театра «Ильхом», который в будущем году отмечает свой полувековой юбилей.

Для новой постановки спектакля в театр пригласили российского режиссёра Александра Плотникова, выпускника сценарно-киноведческого факультета ВГИКа и курса режиссуры Камы Гинкаса актёрского факультета Высшей школы сценических искусств К.А. Райкина. У А. Плотникова был опыт сотрудничества с независимыми театральными коллективами, к тому же он сам мог писать тексты для своих спектаклей, что позволило сообща  сочинить некоторые диалоги в новом проекте. Ныне проживающий в Ереване  режиссёр хотел на ташкентской сцене воплотить противоречивый образ Параджанова-художника, который всегда мог находить возможности для эстетического противостояния официальной советской цензуре –  по его мнению, «геноциду свободного творчества». Близкие грузинские друзья Параджанова, среди которых были его Муза, исполнительница Саят-Новы в фильме «Цвет граната», «прирожденная актриса» Софико Чиаурели, композитор Гия (Георгий) Канчели,   кинорежиссёры Резо Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе и др., утверждали, что Параджанов никогда не был диссидентом – «он был абсолютным  художником, постановщиком не только своих фильмов, но и своей жизни». При этом он обладал высоким интеллектом, исключительной душевной щедростью и поразительным чувством Красоты – этими неистощимыми дарами он всегда делился со всеми окружающими его людьми в кино и в жизни. Андрей Тарковский считал Параджанова гением, а Лиля Брик - близким другом. В его доме гостили Владимир Высоцкий и Франсуаза Саган, Майя Плисецкая и Марчелло Мастрояни: никто из его дома не уходил без подарка, пусть даже самого эпатажного. Непредсказуемый, с искромётной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, он пять лет провёл в лагерях строгого режима, за которыми последовали ещё десять лет  вынужденного отрыва от профессии, творческого простоя. И все же этот человек нашёл в себе силы вернуться к любимой профессии и завоевать мировое признание. Вклад Параджанова в советский и мировой кинематограф поистине неоценим.

Сергей Параджанов создавал красоту везде: в фильмах, повседневной жизни, общении с друзьями, тюремном заключении. С 17 декабря 1973 по 30 декабря 1977 года — С.И. Параджанов находился в заключении, куда этот «неудобный», конфликтный человек был отправлен по умело составленному обвинению. Команда аукциона во время представления сожгла копию несправедливого приговора под дружное одобрение зрителей, в унисон актёрам скандировавших: «Свобода есть!». На спектакле зрители не только прониклись захватывающей драматургией судьбой Параджанова, но и воочию убедились, каким несломленным он прошёл годы лагерей и лишь приумножил свой талант, как «отомстил миру любовью». Даже находясь в тюрьме, он продолжил оставаться художником. Все те замыслы, что кинорежиссёр не смог воплотить на плёнке, - он фиксировал в рисунках, текстах и даже самых обыденных вещах, к которым он прикасался. Это была форма утверждения своей исключительной свободы - именно это главное свойство художественной натуры Параджанова привлекло и вдохновило Александра  Плотникова на небывалый эксперимент в виде «Свободного аукциона имени Сергея Параджанова».


          Создатели спектакля -  зав. постановочной частью Суннат Игамбердиев; Команда аукциона: Ольга Володина, Борис Гафуров, Наталья Ли, Пётр Кирюхин -  решили донести до зрителей весь драматизм судьбы художника и его самоотверженное служение искусству, что всегда выше всех житейских обстоятельств, языком его многочисленных поделок, воспоминаний о детстве,  театрализованной мультипостановки  сценария «Лебединое озеро. Зона» - и это им удалось сделать с большим успехом.        Зрители уже после спектакля подходили к необычным экспонатам, примеряли их на себе и восхищались, а больше всего изумлялись стойкости художника: как можно было так искусно из колючей проволоки создать корону; из тюремной жести – отчеканить портреты литераторов и полководцев; из конфетных «фантиков» собрать красочную занавеску, отдающую серебром фольги и  запахом ванилина; написать десятки портретов заключённых и скупых пейзажей из мест заключения простым графитом, выпустить в свет  «талеры», которые Параджанов сделал из крышек от кефирных бутылок, сидя в Лукьяновской тюрьме? Среди художественных работ выделялся печальный автопортрет режиссёра в технике быстрой тюремной шансон-графики, выполненный в Ладыжинской исправительной колонии в 1976 году человеком, который в «Цвете граната» наполнил фильм всеми цветами радости бытия, этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Он отправил на волю сотни писем с гербарием, графикой и прочими поделками, которые спасали его душу от беззащитного уничтожения.

     Когда актёры, занятые в спектакле, развернули простыню с величественным графическим изображением двуглавого Арарата, моё сердце ёкнуло от восторга и щемящего чувства сострадания. Художник, опущенный судебной властью на самую низкую ступень социальной лестницы – зэка, - крунком-журавлём, воспетым с древних времён в песнях скитальцев-«спюрков», в своём воображении словно парил в облаках над «Кровлей Армении» – вечно чистым и величавым Араратом. Это был полёт на свою историческую родину длиной в целую жизнь.

     Параджанов продолжал в тюрьме свои художественные поиски: делал различные рисунки и поделки; нарисовал серии иллюстраций «Евангелие от Пазолини» (посвятив её убитому коллеге, творчество которого высоко ценил); «Джоконду» (интерпретации картины Леонардо да Винчи); написал несколько новелл, легших в основу сценария фильма «Лебединое озеро. Зона». Заключённые под руководством маэстро ставили спектакли, устраивали концерты и выставки.

Зрители погружаются на спектакле в совершенно новый для театральной сцены формат постановки — спектакль-аукцион — разнообразный и яркий мир вещей, к которым прикасались руки мастера и его сокамерников - товарищей по несчастью, для которых ремесленничество оставалось последней отдушиной лагерного существования. Начинается аукцион по всем современным коммерческим законам. Ольга Володина живо демонстрирует портреты криминальных авторитетов, выполненных в стиле «ветхозаветных апокрифов» в технике быстрой шансон-графики и настойчиво предлагает зрителям приобрести их. Борис Гафуров предлагает купить тиару, сплетённую из двух видов колючей проволоки и халат, похожий на узбекский чапан, сшитый из цветастых ковриков. Наталья Ли шумно врывается в зал с эксклюзивным экземпляром ковра из тюремных ватников, а Петр Кирюхин весело поджигает метлу для уборки зоны, чтобы торговля шла «с огоньком». Борис Гафуров пристроил кому-то из зрителей даже спичечный коробок с зэковскими вшами за 200 тысяч сум, так что аукцион набирал нешуточные обороты.

Веселье неожиданно оборвалось на необычном лоте – кирпиче с дырками, который команда аукциона готова была кому-то отдать бесплатно. Сквозь эти дырки летели пули в многочисленные жертвы сталинских репрессий. В этом чёрном списке «врагов народа» оказались талантливые деятели литературы и искусства - узбекские писатели и поэты: Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат,  Шакир Сулейман, Зия Саид, Усмон Насыр и др. «Набор для заключённого» также шокировал недоумевающих зрителей и служил проверкой на  крепость нервов. Ещё один эпизод переворачивает сознание зрителей и обостряет их внутреннее зрение: Борис Гафуров берёт в руки жестяную баночку, приоткрывает её и читает записки из детства Сергея Параджанова, полные драматизма, в одной из которых он признаётся: «Я умер в детстве».



          Драматизм спектакля накаляется, когда актёры поднимают плакаты – «лоты о молчании» - они напомнили зрителям, что вопреки им, Сергей Параджанов не мог никогда молчать и за это жестоко поплатился арестами. Он был неудобен для функционеров от культуры из центрального аппарата, готовых уничтожить его, лишь бы спокойно жить по накатанной дорожке. Но  Параджанов-художник был ешё немного  ясновидцем. Он знал, что можно забрать всё, но «нельзя у человека отнять воображение и память». Артисты, занятые в спектакле, малыми средствами мультипликации чудесно воспроизвели одну из нереализованных новелл фильма «Лебединое озеро. Зона», посвящённых тюремному заключению режиссёра, причём с участием зрителей они «сняли и поставили фильм» в реальном времени. Это было неожиданной зрелищной находкой-изюминкой в спектакле.

Многие из работ Параджанова были переданы и хранятся в Доме-музее мастера в Ереване. Другие находятся в частных собраниях. Дом-музей Сергея Параджанова в Ереване был создан в 1988 году после первой персональной выставки в Музее народного искусства Армении. Официально он был открыт в июне 1991 года, через год после смерти Параджанова. В январе 1993 года в Москве состоялась первая персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова.

«Нет пророка в своём отечестве»: 20 декабря 2023 года Сергей Параджанов был реабилитирован Национальной комиссией по реабилитации (Украина) по запросу Украинского института национальной памяти. Имя Параджанова приобрело мировую известность. В 2010 году в Голливуде был основан Институт имени Сергея Параджанова и Михаила Вартанова для изучения их творчества. Непризнанному при жизни гению посвящено множество документальных и художественный фильм «Параджанов» (2013, реж. Елена Фетисова и Серж Аведикян), получивший несколько международных наград и выдвинутый на премию «Оскар». Отзывы его  современников, собратьев по духу, оживляют соборную память об опальном художнике и кинорежиссёре:

- В кино есть изображение, свет и реальность. Параджанов был мастером и хозяином этого храма - Жан-Люк Годар;

     - В СССР не запугать человека невозможно. Но Параджанова вёе же не запугали. Он, пожалуй, единственный в своей стране олицетворял афоризм: «Хочешь быть свободным — будь им» — Андрей Тарковский;

   - Наверное, кроме языка кино, предложенного Гриффитом и Эйзенштейном, мировое кино ничего революционно нового не открыло до «Цвета граната» (Параджанова) - Михаил Вартанов.

Белла Ахмадуллина назвала Параджанова «самым свободным человеком самой несвободной страны». Мультипликатор Юрий Норштейн отмечал: «Параджанов материализовал дух. Вот ключ к пониманию работ художника». Творчеством Параджанова также восхищались Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Микеланджело Антониони и другие мастера мирового кинематографа.

Послушаем нашу молодёжь, представлявшую значительную часть публики: как они восприняли спектакль?

- Меня зовут Бекзод Собиров. Учусь я в Ташкентском экономическом университете на пятом курсе. Во время спектакля я не мог до конца понять: это правда или художественный вымысел? Мне очень понравилась игра актёров, музыкальное сопровождение спектакля и драматургия спектакля: в каждый момент я не знал и гадал: «А что же будет дальше?» В цепи эпизодических сцен мне особенно понравился театрализованный кукольный спектакль внутри игрового спектакля – это было совершенно неожиданно и замечательно! Историю судьбы Сергея Параджанова я пока ещё до конца не понял, но после спектакля мне захотелось поближе и получше узнать этого кинорежиссёра и художника.

- Меня зовут Зарнигор Рузикулова.  Я студентка отделения китайской филологии УзГУМЯ  В театре оказалась впервые и мне было очень интересно посмотреть этот спектакль. Для меня это было завораживающее зрелище: особенно понравилось, как играют актёры и как они непринуждённо могут общаться со зрителями. Мне особенно понравилось стихотворение, прозвучавшее в спектакле. Было очень интересно.  

Команда аукциона проделала экспедицию по следам опального гения и собрала уникальные предметы авторства Сергея Параджанова и его учеников в стиле «андеграунд», противопоставляющегося массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Организаторам аукциона удалось даже продать несколько уникальных предметов из этого собрания зрителям, которые не были готовы к такому повороту события и до конца спектакля оставались под гипнозом актёров. Исполнители словно не играли, а медитировали - то пафосно и весело шутя, а то безысходно печально изображая судьбу главного и единственного героя этой мистерии с плохим концом на земле и бесконечным продолжением полёта в памяти потомков в вечности. Дни художника были сочтены из-за смертельного диагноза – рак лёгких. 17 июля 1990 года тяжелобольного доставили на медицинском борту самолёта из Парижа на родину — правда, не в Тбилиси, а в Ереван, где спустя три дня он скончался в республиканской больнице. С.И. Параджанов был погребён 25 июля 1990 г. в Пантеоне героев армянского духа парка имени Комитаса в Ереване, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.

Цитата Параджанова «Я отомщу миру любовью» в титрах киноленты, созданной из подручных вещей на аукционе, и его призывная речь о внутренней свободе художника в аудиозаписи в конце спектакля звучат отповедью безразличию и конформизму: можно просто любить антикварные вещи, а можно с их помощью менять окружающий мир. Худрук Борис Гафуров в беседе со мной после спектакля подчеркнул, что средства на покупки вещей зрители спектакля смогли направить на нужды общественного фонда «ONA» в помощь женщинам и детям в трудной ситуации и приюта для бездомных животных «Hayot».

В конце спектакля в полной тишине зрительного зала звучит голос Сергея Параджанова с армянским акцентом, призывающий к свободе личности, искусства, к добру. Спектакль в «Ильхоме» убеждает, что всё равно, рано или поздно, побеждает Человек с его божественным естественным призванием и справедливость в конечном итоге торжествует над злом.: «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…» (А. Пушкин).

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото предоставили: театр «Ильхом» и зрители Бекзод с Зарнигор