понедельник, 4 января 2021 г.

«Благословляю снова небеса!»: в поисках живописной высоты Шухрата Абдумаликова

 







Вот уже больше недели (25 11 20 – 10 01 21) в Центральном выставочном зале АХУз на первом этаже работает персональная выставка инсталляций и театрально-декоративных произведений Шухрата Абдумаликова под названием: «Где моё небо?». Мы уже перешли в Новый двадцать первый год третьего тысячелетия, успели окунуться с головой в сутолоку первой рабочей недели, а риторический вопрос мастера-декоратора  по-прежнему не даёт нам покоя и требует задуматься, на какую такую небесную высоту  замахнулся театральный художник, если предметом его  инсталляций является вполне земная жизнь, а  подсобным материалом для создания художественных образов иногда служат пластиковые баклашки, старая изношенная кепка или домашняя обувь, использованная полуразбитая кухонная утварь и прочие бытовые средства, многие из которых мастером инсталляции заимствованы, скорее всего, с городской мусорки.




          Шухрат Абдумаликов родился в 1970 году в г. Самарканде. С 14 лет живёт в Ташкенте, где в 1989 г., после окончания художественного училища им. П. Бенькова, поступил в Театрально-художественный институт, в класс известного театрального художника Георгия Робертовича Брима, и волей судьбы стал одним из его последних и любимых учеников. Ещё со студенческой скамьи начал оформлять спектакли в Театре юного зрителя, в театре им. Аброра Хидоятова. Шухрат Абдумаликов после окончания института остался там преподавать на кафедре театральной декорации и в настоящее время он заслуженный деятель искусств Узбекистана, сценограф, профессор института Художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзада. В практике художника-постановщика свыше 100 спектаклей в Англии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, России, Киргизии.    


    

Хотя Шухрат официально не числится ни в одном театре и ощущает себя свободным художником, этот театральный художник уже успел поработать с восемнадцатью режиссёрами: Марком Вайлем в спектакле "Белый, белый, чёрный аист", Овлиягули Ходжакулиевым в "Каине и Авеле", Баходыром Юлдашевым, Барзу Абдураззаковым и другими известными театральными деятелями. Художник на открытии своей персональной выставки с удовольствием вспоминал о напряженном и радостном творчестве совместно с ними. Большое удовольствие живописцу доставила работа над сценографией спектакля "Пегий пёс, бегущий краем моря" Чингиза Айтматова, поставленного в Ташкентском ТЮЗе.



          Для Шухрата Абдумаликова занятие живописью давно переросло из просто увлечения в образ жизни с постоянным поиском цвета, темы, формы. Его живописные работы украшают многие стены: домов друзей, театров и выставочных залов. Если заглянуть, к примеру, в "Салон человеческой одежды" известного дизайнера Лолы Сайфи, на самом видном месте там можно встретить картины Шухрата.



Дебютировал художник и в кино, заинтересовавшись новыми изобразительными возможностями кинематографа. Совместно с казахскими и российскими коллегами Шухрат Абдумаликов, представляющий Узбекфильм, участвует в съёмках в районе озера Айдаркуль на территории Джизакской области под руководством клипмейкера Баходыра Юлдашева. По его эскизам уже построено 18 павильонов, где он с увлечением работает с фактурой, заставляя комнаты "дышать", наполняя их предметами, красками, настроением...

          Шухрат также активно участвует в различных выставках. Разработанный им дизайн большой экспозиции в Японии, посвященной Узбекистану, его культуре и искусству, получил третье место на международной выставке. Принимал он участие и в последнем Пражском Квадринале, представив свои четыре макета, в том числе - инсталляцию на шелкографии. Такие выставки хороши возможностью не только "себя показать", но и "людей посмотреть": там он ближе познакомился с известными российскими театральными художниками, как Бархин, Боровский, Корогодский...


Профессия театрального художника - особая и предполагает, в первую очередь, работу организационную, натуру деятельную и - само собой! - насыщенную театральную жизнь с самобытными, активно действующими режиссерами, с притягивающими живым теплом и яркими идеями театрами...

          Будучи учеником талантливого педагога и известного художника сцены Георгия Брима, Ш. Абдумаликов смог перенять у своего педагога основные направления искусства сценографии, которые в данное время развивает и уже делится накопленным опытом со своими студентами непосредственно на практике. Данная выставка-инсталляция — плод работы слаженного коллектива молодых художников сцены под его руководством.








На выставке большинство зрителей особенно привлекает центральная многопредметная инсталляция «Где моё небо?», соединившая земное и небесное начала, а также разные религиозные учения и философские школы – от язычества, конфуцианства, суфизма, христианства до технократического нигилизма в наши дни. Ш. Абдумаликов работает также в станковой живописи. Тема его живописных произведений различна — в первую очередь, это обращение к многовековой истории и философии — «Ода Роксане», «12», «Танец ушедших королей», «Ода Александру». В них для художника главное передать не реальное портретное сходство с историческими персонажами, а своё отношение к ним и живое ощущение далёких от нас эпох. Произведения А. Кадыри, Ч. Айматова, Т. Зульфикарова и других писателей вдохновляют художника не на точное иллюстрирование их содержания, а на новую интерпретацию сюжета в субъективном творческом осмыслении и новаторском живописном решении. В оригинальной экспозиции, созданной художником в Центральном выставочном зале АХУз, представлены макеты и эскизы к различным спектаклям и фильмам. Интересен неординарный подход к сценографии «Саломеи», где художник выступает «соавтором» режиссёра, предлагая зрителям свою индивидуальную интерпретацию исторического противоречивого женского образа.



Если говорить о качествах Ш. Абдумаликова как организатора, то художник является генератором идей и человеком, умеющим воплотить всё задуманное в жизнь. Свидетельством этого являются феерические действа в Ташкенте во время проведения международных фестивалей SCENOFEST -2010, 2014, 2018 годов, собравшие огромное количество зрителей и познакомившие нас с работами художников сцены из Узбекистана и зарубежных стран. 



Персональная выставка «Где моё небо?» разместило биографию художника с его оригинальным взглядом на жизнь и творчество, что даёт возможность погрузиться в атмосферу творческих поисков художника. В каждой его работе таится игра и превращение. За это его коллеги называют прагматическим мифотворцем. Он витает в своём придуманном мире притч и аллегорий. Живописец не ограничен никакими религиозными, национальными, этническими традициями и фобиями.  В его художественном мире уживаются разные религиозные течения и философские школы. Так он свободно работал над текстами Абдуллы Кадыри, Тимура Зульфикарова с легендарными режиссёрами Марком Вайли в «Ильхоме» и Наби Абдурахмановым в «Молодёжном театре».








В одном случае, он снимает парадные маски со своих театральных персонажей; в другом – через простейшие вещи - пытается познать глубокий неисчерпаемый смысл бытия и приоткрыть его нам, зрителям. В его инсталляциях художественные средства не молчат – они умеют говорить и даже кричать, взывая к совести зрителей и тем самым меняют окружающую социальную реальность с преобладающим в наши дни равнодушием людей друг к другу и даже к самим себе.  Художник никогда не останавливается на достигнутом: он всегда в поиске новых выразительных художественных решений.  Это своеобразный диалог автора со зрителем не только театра, но и выставочного пространства, где художник синтезировал трёхмерное пространство мизансцены с двухмерными живописными полотнами и многомерным языком современной поэзии:



 

Мы продолжаем говорить,

писать, дышать, смеяться, верить.

Мы продолжаем просто жить...

В какой-то мере.

А может, продолжаем спать,

боясь не вовремя проснуться.

Мы продолжаем просто ждать,

пока по небу сны несутся.

И ёлка продолжает вновь

дарить иллюзию уюта.

И вечность проникает в кровь

из ниоткуда.

Из ниоткуда, из тоски,

из тонкой правды иллюзорной.

Из детской радостной руки,

такой единственно-бесспорной.

А боль, наверное, пройдет,

когда мы вновь поверим в чудо.

О этот странный Новый Год,

что возникает ниоткуда.

(Бах Ахмедов)



Познакомившись с изобразительным искусством Шухрата  Абдумаликова в ЦВЗ АХУз, хочется с благодарностью сказать автору персональной выставки: «Благословляю снова небеса…»

Гуарик Багдасарова

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий