Вот уже больше недели (25 11 20 – 10 01 21) в Центральном
выставочном зале АХУз на первом этаже работает персональная выставка
инсталляций и театрально-декоративных произведений Шухрата Абдумаликова под
названием: «Где моё небо?». Мы уже перешли в Новый двадцать первый год третьего
тысячелетия, успели окунуться с головой в сутолоку первой рабочей недели, а
риторический вопрос мастера-декоратора по-прежнему не даёт нам покоя и требует
задуматься, на какую такую небесную высоту
замахнулся театральный художник, если предметом его инсталляций является вполне земная жизнь,
а подсобным материалом для создания
художественных образов иногда служат пластиковые баклашки, старая изношенная кепка
или домашняя обувь, использованная полуразбитая кухонная утварь и прочие
бытовые средства, многие из которых мастером инсталляции заимствованы, скорее
всего, с городской мусорки.
Шухрат Абдумаликов родился в 1970 году в г. Самарканде. С 14 лет живёт в Ташкенте, где в 1989 г., после окончания художественного училища им. П. Бенькова, поступил в Театрально-художественный институт, в класс известного театрального художника Георгия Робертовича Брима, и волей судьбы стал одним из его последних и любимых учеников. Ещё со студенческой скамьи начал оформлять спектакли в Театре юного зрителя, в театре им. Аброра Хидоятова. Шухрат Абдумаликов после окончания института остался там преподавать на кафедре театральной декорации и в настоящее время он заслуженный деятель искусств Узбекистана, сценограф, профессор института Художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзада. В практике художника-постановщика свыше 100 спектаклей в Англии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, России, Киргизии.
Хотя Шухрат официально не числится ни в одном театре и
ощущает себя свободным художником, этот театральный художник уже успел
поработать с восемнадцатью режиссёрами: Марком Вайлем в спектакле "Белый, белый,
чёрный аист", Овлиягули Ходжакулиевым в "Каине и Авеле",
Баходыром Юлдашевым, Барзу Абдураззаковым и другими известными театральными
деятелями. Художник на открытии своей персональной выставки с удовольствием
вспоминал о напряженном и радостном творчестве совместно с ними. Большое
удовольствие живописцу доставила работа над сценографией спектакля "Пегий
пёс, бегущий краем моря" Чингиза Айтматова, поставленного в Ташкентском
ТЮЗе.
Для
Шухрата Абдумаликова занятие живописью давно переросло из просто увлечения в образ
жизни с постоянным поиском цвета, темы, формы. Его живописные работы украшают
многие стены: домов друзей, театров и выставочных залов. Если заглянуть, к
примеру, в "Салон человеческой одежды" известного дизайнера Лолы
Сайфи, на самом видном месте там можно встретить картины Шухрата.
Дебютировал художник и в кино, заинтересовавшись новыми изобразительными
возможностями кинематографа. Совместно с казахскими и российскими коллегами
Шухрат Абдумаликов, представляющий Узбекфильм, участвует в съёмках в районе
озера Айдаркуль на территории Джизакской области под руководством клипмейкера
Баходыра Юлдашева. По его эскизам уже построено 18 павильонов, где он с
увлечением работает с фактурой, заставляя комнаты "дышать", наполняя
их предметами, красками, настроением...
Шухрат также
активно участвует в различных выставках. Разработанный им дизайн большой
экспозиции в Японии, посвященной Узбекистану, его культуре и искусству, получил
третье место на международной выставке. Принимал он участие и в последнем
Пражском Квадринале, представив свои четыре макета, в том числе - инсталляцию
на шелкографии. Такие выставки хороши возможностью не только "себя
показать", но и "людей посмотреть": там он ближе познакомился с
известными российскими театральными художниками, как Бархин, Боровский,
Корогодский...
Профессия театрального художника - особая и предполагает, в первую очередь, работу организационную, натуру деятельную и - само собой! - насыщенную театральную жизнь с самобытными, активно действующими режиссерами, с притягивающими живым теплом и яркими идеями театрами...
Будучи
учеником талантливого педагога и известного художника сцены Георгия Брима, Ш.
Абдумаликов смог перенять у своего педагога основные направления искусства
сценографии, которые в данное время развивает и уже делится накопленным опытом
со своими студентами непосредственно на практике. Данная выставка-инсталляция —
плод работы слаженного коллектива молодых художников сцены под его
руководством.
На выставке большинство зрителей особенно привлекает
центральная многопредметная инсталляция «Где моё небо?», соединившая земное и
небесное начала, а также разные религиозные учения и философские школы – от
язычества, конфуцианства, суфизма, христианства до технократического нигилизма
в наши дни. Ш. Абдумаликов работает также в станковой живописи. Тема его
живописных произведений различна — в первую очередь, это обращение к
многовековой истории и философии — «Ода Роксане», «12», «Танец ушедших королей»,
«Ода Александру». В них для художника главное передать не реальное портретное
сходство с историческими персонажами, а своё отношение к ним и живое ощущение
далёких от нас эпох. Произведения А. Кадыри, Ч. Айматова, Т. Зульфикарова и
других писателей вдохновляют художника не на точное
иллюстрирование их содержания, а на новую интерпретацию сюжета в субъективном
творческом осмыслении и новаторском живописном решении. В оригинальной
экспозиции, созданной художником в Центральном выставочном зале АХУз,
представлены макеты и эскизы к различным спектаклям и фильмам. Интересен
неординарный подход к сценографии «Саломеи», где художник выступает «соавтором»
режиссёра, предлагая зрителям свою индивидуальную интерпретацию исторического
противоречивого женского образа.
Если говорить о качествах Ш. Абдумаликова как
организатора, то художник является генератором идей и человеком, умеющим
воплотить всё задуманное в жизнь. Свидетельством этого являются феерические
действа в Ташкенте во время проведения международных фестивалей SCENOFEST -2010,
2014, 2018 годов, собравшие огромное количество зрителей и познакомившие нас с
работами художников сцены из Узбекистана и зарубежных стран.
Персональная выставка «Где моё небо?» разместило биографию художника с
его оригинальным взглядом на жизнь и творчество, что даёт возможность
погрузиться в атмосферу творческих поисков художника. В каждой его работе
таится игра и превращение. За это его коллеги называют прагматическим мифотворцем.
Он витает в своём придуманном мире притч и аллегорий. Живописец не ограничен
никакими религиозными, национальными, этническими традициями и фобиями. В его художественном мире уживаются разные
религиозные течения и философские школы. Так он свободно работал над текстами
Абдуллы Кадыри, Тимура Зульфикарова с легендарными режиссёрами Марком Вайли в
«Ильхоме» и Наби Абдурахмановым в «Молодёжном театре».
В одном случае, он снимает парадные маски со
своих театральных персонажей; в другом – через простейшие вещи - пытается
познать глубокий неисчерпаемый смысл бытия и приоткрыть его нам, зрителям. В
его инсталляциях художественные средства не молчат – они умеют говорить и даже
кричать, взывая к совести зрителей и тем самым меняют окружающую социальную
реальность с преобладающим в наши дни равнодушием людей друг к другу и даже к
самим себе. Художник никогда не
останавливается на достигнутом: он всегда в поиске новых выразительных художественных
решений. Это своеобразный диалог автора
со зрителем не только театра, но и выставочного пространства, где художник синтезировал
трёхмерное пространство мизансцены с двухмерными живописными полотнами и многомерным
языком современной поэзии:
Мы продолжаем говорить,
писать, дышать, смеяться, верить.
Мы продолжаем просто жить...
В какой-то мере.
А может, продолжаем спать,
боясь не вовремя проснуться.
Мы продолжаем просто ждать,
пока по небу сны несутся.
И ёлка продолжает вновь
дарить иллюзию уюта.
И вечность проникает в кровь
из ниоткуда.
Из ниоткуда, из тоски,
из тонкой правды иллюзорной.
Из детской радостной руки,
такой единственно-бесспорной.
А боль, наверное, пройдет,
когда мы вновь поверим в чудо.
О этот странный Новый Год,
что возникает ниоткуда.
(Бах Ахмедов)
Познакомившись
с изобразительным искусством Шухрата Абдумаликова
в ЦВЗ АХУз, хочется с благодарностью сказать автору персональной выставки: «Благословляю
снова небеса…»
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий