Так назвали свой
предновогодний концерт его участники, лауреаты
международных фестивалей авторской песни и поэзии, известные барды и
поэты Ташкента: А. Смородин, В. Ким,
В. Шабалин, Л. Пузырёв (дядя Сэм), А. Болодурин., О. Ким, С.
Шейко, А. Цой, А. Якушев, О. Бордовский, С. Клокотова, Ю. Когозиди, З. Юсупов, Т. Валитов («Тим Осенний»),
А. Вселенный. В программе приняли участие
гости А. Александров и Э.
Нурханов из Москвы, Т. Хамадханова из Навои и
другие. Концерт состоялся 21 декабря в театре «Аладдин» и зарядил всех зрителей новогодним праздничным настроением.
Ведущая вечера – С. Клокотова, Дед Мороз – В.
Шабалин, Снегурочка – Настя Потапова отлично справились со своими
обязанностями. Периодически со сцены звучали
стихотворные поздравления и пожелания:
Новый Год! И в воздухе
морозном -
Волшебство и ожидание чудес.
Пусть сегодня, этой ночью звездной,
Будут счастливы все, кто собрался здесь.
Выход каждого
участника предварялся поэтической
презентацией:
Любитель походов,
друг многих поэтов,
Он в песнях
нам дарит любовь
и тепло,
Спешит с
поздравлением целому свету Геннадий Арефьев, встречайте его!.
***
Песен ярких и задорных
Автор, бард, к тому ж
поэт
Виктор Ким
идёт на сцену.
Кима любит целый свет!
***
Романтик, музыкант,
поэт,
Непревзойденный чудо-бард,
В сердцах
всегда оставит след
Нурханов Эдуард!
***
Романтика вальса, романса напевы
И глаз новогодняя
нежная тайна
Нам дарит
мелодию ярко и
смело
Красавица-чудо! Шейко Светлана!
Председатель КАП и поэзии «Арча» был тоже
представлен зрителям в его типичном любимом амплуа:
Темы
ярки, не избиты,
Песни - словно
шанс спасенья.
Кто же там
– Тимур Валитов,
Или все
же «Тим Осенний»?
Никто не остался без внимания ведущей программы
Светланы Клокотовой, даже самые юные участники новогоднего концерта
– ансамбль «Арчонок» под
руководством лауреата международных фестивалей авторской песни Сергея Лиханова:
С поздравленьем
новогодним выступят сейчас
ребята,
Все их
любят, все их
знают. Выходите к нам,
«Арчата»!
В каждом экспромте таилось зерно без плевел, характерное для
репертуара каждого отдельного барда. По
окончании концерта все участники забрали на память себе не только праздничные адреса, но и
рукоплескания зрителей, долго не отпускавших со сцены талантливых самодеятельных артистов.
Разве это не повод, друзья, снова поговорить об авторской
песне? Совсем недавно - 30 ноября -
вместе с гостями, лауреатами многих международных фестивалей авторской песни –
семьёй талантливых музыкантов из Алматы
- Алексея Хайленко – ташкентцы провожали
осень с песнями под гитару в театре «Аладдин».
В узбекскую столицу, наконец, пришла запозднившаяся на пару недель зимушка-зима,
и её тоже поэты и барды встретили со
всеми почестями – задушевными песнями, новогодними приветствиями и лирическими стихами в её честь, тем более,
что произошло это празднество накануне… Нового года, юбилейного для «Арчи»,
ведь в будущем году Ташкентскому клубу авторской песни исполнится 20 лет..
«Песня сочиняется не с пером в руке, не на
бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все
члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки
невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят ото всего…
Оттого
поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей
более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия
поэзии», - так более полутора столетия
назад писал Н.В. Гоголь. Великий русский
классик таким образом посылал свои слова в наш переменчивый XXI век, напоминая о непреходящих ценностях, среди
которых и сегодня важнейшее место занимает культура устного слова, звучащая
поэзия.
Звучащий
стих имеет историю куда более древнюю, чем письменный. Античность,
средневековье, мусульманский и христианский Восток, включая Древнюю Русь,
неразрывно связали голос со звучанием
инструментов – чаще всего, струнных.
Эта
традиция, судя по ежегодным международным фестивалям в урочище Чимган и
Ходжакенте («Осенний аккорд»),
сохранилась по сей день, принимая новые формы и придавая особую
значимость поэтическому слову.
В
июне этого уходящего года состоялся 35-й
юбилейный международный эколого-туристический фестиваль авторской песни
"Чимганское эхо". На фестиваль прибыли участники из Навои, Ферганы,
Самарканда, Ташкента, Зарафшана, Учкудука, а также из-за рубежа - участники и
коллективы из Москвы, Казани, Астаны, Алматы и других городов. Фестиваль проходил в урочище
"Двенадцать ключей" у подножия
большого Чимгана.
В этот раз «гран-при» – высшую награду на фестивале - гитару
заслуженно завоевал экономист по специальности и бард по призванию Николай
Зверев, впервые прибывший на фестиваль из Чимкента. Из интервью с ним я
выяснила, что он является неоднократным дипломантом фестиваля «Гринландия» и
лауреатом фестиваля «Звёздный дождь».
Его любимый отечественный певец – А. Градский.
Николай Зверев не подражает ему,
но осознаёт, что диапозон его голоса не
менее широк, чем у его кумира. В его репертуаре преобладают как философские,
так и юмористические авторские песни. Что
бы там ни было (и много было всякого!..) в наше переходное сложное,
противоречивое время фестиваль авторской песни «Чимганское эхо» живёт вот уже
тридцать пятый год как упрямое объяснение в любви – жизни, людям, добру.
С
лёгкой руки сперва Булата Окуджавы и потом Владимира Высоцкого, в 60-70-х годах
прошлого века появилось новое определение музыкально-поэтического жанра – «авторская
песня», ныне прочно вошедшего в культурный обиход. Вл. Высоцкий называл свои стихи под гитару песнями-монологами,
потому что всегда их пел от первого лица, хоть и в разных ипостасях –
альпиниста, моряка-подводника, парашютиста, воина, дальнобойщика, лётчика,
пирата, сумасшедшего и здравомыслящего чиновника и пр.
Что
же изменилось с тех пор в личности поэта-певца, композитора-исполнителя и
непосредственной реакции молодёжной аудитории на живое дыхание текущего
времени? На смену старым песням приходят новые, меняется характер авторского
исполнения и даже самый стиль общения со зрителем-слушателем.
Мне
посчастливилось побывать на 30-летнем юбилейном фестивале авторской песни 24 марта 1998 г. в
новосибирском Академгородке, в котором выступили Юлий Ким, Александр Дольский,
Сергей и Татьяна Никитины и другие мэтры песенной поэзии. Все они отдали дань
памяти Александру Галичу, инициатору и участнику Первого бардовского фестиваля в Новосибирском научном центре
(1968). В разное время приходилось слушать Александра Розенбаума, Веронику
Долину, Жанну Бичевскую, Елену Камбурову и Елену Фролову из Московского
театра песни и поэзии. Наши
ташкентские барды Александр
Каменский, Рашид Ахмедов, Юрий Алеников,
Леонид Пузырёв известны не только у нас в Узбекистане, но и за рубежом. Все они очень разные, и каждый
по-своему неповторим и обаятелен, в силу своего таланта.
Не
так давно 13 ноября в Академическом
русском театре Узбекистана состоялся
юбилейный концерт Ю. Аленикова и его друзей – ташкентских артистов и московского поэта Ирины
Ратушинской. Они донесли до слушателей поэтическую стихию середины 60-х годов
прошлого столетия. Песни Ю. Аленикова на стихи русских классиков Б. Пастернака,
И. Бродского, Д. Самойлова, а также
народного поэта Узбекистана А.
Файнберга поют от Москвы до Владивостока, в Санкт–Петербурге и Иерусалиме, в
Нью-Йорке и других городах. Они отличаются
особым музыкальным талантом и художественным чутьём.
Ирина
Хилкова, ведущая юбилейного концерта Ю. Аленикова, утверждает, что «поэт» и
«певец» слова-синонимы, равнозначные по своей глубинной и образной сути. В ходе
программы она заметила: «Эпоха уходит в прошлое, а музыка и поэзия остаются в
будущем и передают народу язык поэзии и язык музыки:
«Остаёмся
мы по крохам:
Кто-то
книгой, кто-то вздохом,
Кто-то
песней, кто - дитём».
Я
приглашаю вас послушать, подумать, улыбнуться, погрустить. У каждого из нас
есть Душа, и ей необходимо Дышать, Жить, Помнить и Любить!»
«Талант – детская модель вселенной» - сказал
однажды Борис Пастернак. Поэты и музыканты наводят в ней гармонический порядок.
Большое настоящее искусство сближает людей – делает их братьями. Периодические
концерты авторской песни в театре «Аладдин»
- это объяснение в любви, которое
никогда не прискучит, потому что оно всегда недостаточно, необходимо каждому из
нас, особенно в канун Нового года:
На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!
.
Гуарик
Багдасарова, искусствовед
Тел. дом. 253-14 -06
Моб. 354-10-17
Комментариев нет :
Отправить комментарий