Любители
изобразительного искусства Узбекистана и армянская община страны понесли
тяжелую утрату. На 89-м году жизни ушел из жизни заслуженный работник культуры
Каракалпакстана Рафаэль Матевосян.
Недавно
вместе с журналистом Николаем Динько мне довелось побывать в
мастерской большого мастера кисти, известного в Узбекистане как
«певец Арала». Двери мастерской всегда были открыты для любителей
живописи, как сердце его хозяина – для вдохновения, которое он черпал в
окружающей природе и в общении с людьми. Герои его
картин – чабаны на коротком привале в степи; рыбаки, забрасывающие невод,
матросы, только сошедшие с баркасов или ведущие по морю
тяжелые грузовые баржи. И, конечно, на многих его полотнах плещется во всей
красе Арал, над которым тревожно кричат чайки. Сердце сжимается при виде
этой «живой» красоты, навсегда ушедшей в небытие и увековеченной кистью
художника, влюбленного в море и в жизнь.
Родился художник в 1924 г . в г.Самарканде.
Вскоре семья переехала в г.Баку. В 1938 г . он окончил школу «Каспийской детской
морской флотилии», принимал участие в боях на фронтах Великой отечественной
войны, а в 1957 г .
завершил учебу в Бакинском художественном училище.
«С детства я увлекался рисованием,
зачитывался книгами о морских путешествиях, а моим кумиром был Иван
Айвазовский, - вспоминал Р.Матевосян. - В
1962 г .
я впервые приехал в творческую командировку в Нукус, где мне предстояло
написать портреты знаменитых людей Каракалпакстана».
Тогда состоялось
его первое знакомство с Аралом. В Муйнаке он наблюдал жизнь рыбаков,
выходил с ними в море на сейнерах.
«Зори тогда еще полноводного Арала
изумили меня, я научился понимать энергетику цветовых оттенков моря, берегов,
всего живого. На рыбачьих судах состоялись мои первые персональные выставки для
тружеников моря», - делился своими воспоминаниями художник.
Любопытно, что за
два последних столетия Аральское море и его прибрежье нашли свое отражение
только на картинах очевидцев: первопроходца Арала капитана А.И. Бутакова, в
натурных зарисовках, сделанных Тарасом Шевченко, плававшем на шхуне
«Константин», и в полотнах Рафаэля Матевосяна. С завидным упорством, невзирая
на недовольство и критику тех, кто поначалу не хотел признавать
факта Аральской трагедии и всячески противился ее демонстрации посредством
искусства, художник оставался верен правде жизни. Первые признаки начавшегося
усыхания моря он зафиксировал уже в 1964 г ., а одна из его известных работ -
«Судно в песках» - написанная в 1967
г . и выставленная на обозрение ценителей живописи в
Нукусе, вызвала грандиозный скандал. Матевосяна прозвали чуть ли не противником
освоения пустынных массивов. Под картиной было изменено название, но суть
проблемы осталась.
С этой работы начался его волнующий цикл о гибнущем
из-за неразумной деятельности человека море, о превращении голубого Арала
в безжизненную пустыню. В него вошли картины «Причал в песках», «На вечном
приколе», «На мели», «Гроза в песчаной бухте», «Затон», «Одиночество»,
«Надежда». В последующие десятилетия им были созданы полотна, в названиях
которых ощущается тревога и боль за случившееся: «Лодка в камышах», «Чайки над
морем», «Штиль», «Штормовая зыбь», «Туманное утро», «Осень на Арале», «На
промысле», «Соление рыбы». На живописных полотнах уже не видно ушедшего за
горизонт Арала, и эта трагедия прослеживается от картины к картине. Но память
сердца живописца хранила еще незабываемые впечатления от первых поездок
в Муйнак, где шумел морской прибой, гонимый норд-вестом.
«Eго известность,
шагнувшая далеко за пределы Ташкента и Нукуса — в Нью-Йорк
и Дели, Берлин, Лондон и другие города мира, не удивляет.
Матевосян обрел ее своим талантом и вдохновением, став истинным летописцем
Арала», - писала республиканская газета «Народное слово».
Художник всегда был
рад гостям, гостеприимно встречал их в своей мастерской. В последние месяцы
жизни вдохновенно рассказывал о своем заветном проекте, но, увы,
монументальная панорама Муйнака так и осталась незавершенной. Нередко
мастерская Матевосяна превращалась в съемочную площадку. В ее стенах рождались
телепередачи, очерки, фильмы, которые транслировались в Нидерландах, Франции,
странах СНГ, а первые кадры снимались Каракалпакским телевидением в 1972-1978 гг.
Последний из телефильмов, созданный в минувшем году студией «Узбектелефильм»,
называется «Рафаэль Матевосян». Его режиссер Николай Герасимов – один из
авторов фильма «Арал – судьба моя» - в 10-минутной работе обозначил
основные вехи пройденного художником пути.
В 1970-е годы
Р.Матевосян являлся ответственным секретарем Союза художников
Каракалпакии, в 1977г. он стал почетным гражданином города Муйнак, а
спустя год за заслуги в развитии изобразительного искусства автономной
республики был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры
Каракалпакстана». В 2000
г . Р.Матевосян был награжден серебряной, а в 2005 г . золотой
медалью Академии художеств Узбекистана, медалью «Жасорат».
Сегодня жители
Ташкента и гости столицы могут увидеть его картины в постоянно действующей
экспозиции, представленной в международном фонде «ЭКОСАН». На фоне
живописных полотен проводятся конференции, обсуждаются актуальные
вопросы, касающиеся экологической проблемы региона.
На протяжении
многих лет художник являлся непременным участником встреч ветеранов войны,
проводимых в Республиканском Армянском культурном центре, а в октябре 2005 г . по инициативе
армянского общинного объединения и при поддержке министерства культуры в
Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла персональная выставка
работ Р.Матевосяна под выразительным и символичным названием «Живой Арал».
Дело «летописца
Арала» продолжают его дети Роберт, Диана, Гаянэ. Их произведения
широко представлены как в фондах республиканских музеев, так и в ближнем
и дальнем зарубежье. Журнал армян Узбекистана «Деп Апага» неоднократно
публиковал материалы о республиканских, международных, персональных
выставках художников знаменитой династии.
Гухар (Гуарик) Багдасарова
http://www.armyane.uz/243-ne-stalo-rafaelya-matevosyana.htmlArmyane.Uz » Не стало Рафаэля Матевосяна
Комментариев нет :
Отправить комментарий