Семнадцатого
апреля 2021 г. в ГАБТ им. А. Навои состоялась новая премьера оперы «Севильский
цирюльник» Дж. Россини в постановке народного артиста Узбекистана и
Азербайджана Фирудина Сафарова и молодого режиссёра восстановления – Руслана
Шерезданова. Главное отличие новой постановки – участие в ней молодых артистов
и современное «молодёжное» непринуждённое лёгкое звучание комической оперы с
элементами иронии и сарказма, искреннего смеха на сцене и в зале, а значит, неподдельного
единения артистов со зрителями.
Первое
представление оперы Дж. Россини (Либретто Ч. Стербини) состоялось 20 февраля
1816 года в Риме, больше двух столетий назад, но по-прежнему заставляет публику
веселиться и наслаждаться жизнью и верить в чудо Любви. Одна только увертюра к
опере Дж. Россини чего стоит: сколько в ней ярких красок, динамизма и восторга
перед бесконечностью жизни; надежды, служащей движущей силой человечества; надежды,
которая несёт в себе и освобождение, и утешение, и награду… Так уже в прологе к спектаклю оркестр под
руководством дирижёра Садыка Гаибова захватывающей жизнеутверждающей музыкой
дарит зрителям предвкушение особой радости от знакомства с героями комедийной
оперы.
На
фоне этой увертюры зрители с любопытством вглядываются сперва в светящиеся окна
фасада дома доктора Бартоло, сквозь шторки которых то и дело вспыхивают заманчивые
контуры лиц и фигур. Почему-то на ум невольно приходят стихи Марины Цветаевой: «Вот
опять окно, / где опять не спят. / Может, пьют вино, / Может – так сидят. / Или
просто - рук не разнимут двое. / В каждом доме, друг, / есть окно такое…/
Помолись, дружок, за бессонный дом, / За окно с огнём!».
Наконец,
открывается внутренний занавес в виде ширмы и перед взором распахивается ночная
площадь в Севилье. Около фонтана во внутреннем итальянском дворике собрались
музыканты. Граф Альмавива (народный артист Узбекистана Нормумин Султанов,
лирический тенор, в своём привычном амплуа - романтик до мозга костей), влюблённый
в воспитанницу доктора – Розину. Ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои Анжелика
Мухаметзянова в этой роли зажигательная и весёлая непоседа. Граф Альмавива поёт своей возлюбленной
сердечную серенаду. Но Розина не появляется на балконе… Впереди зрителей
ожидает много интригующих моментов: опера в двух действиях (трех картинах) длится
2, 5 часа, но, как известно, «счастливые часов не наблюдают».
«Севильский
цирюльник» - яркая комедийная опера Россини, основанная на пьесе известного
драматурга Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро». Произведение пленяет
остроумием, виртуозными вокальными партиями и неожиданными сюжетными
поворотами, присущими традиционной оперной стилистике Италии. Опера насыщена
забавными приключениями, интригами и эмоциями, а музыка полна изящества,
свежести и стремительной темпераментности. «Севильский цирюльник» - мелодичное
произведение, воспевающее нежные любовные чувства, активность и находчивость. Опера
имеет большое социальное значение, поскольку она высмеивает притворство,
распущенность и ханжество, неизжитые слабости человечества даже в XXI веке.
Жизнерадостный
Фигаро - любимец всей Севильи, цирюльник, некогда бывший камердинер графа, берётся
устроить сердечные дела Альмавивы. Его блистательно играет Фарух Исматов.
Говорят, есть артисты, которые представляют своих персонажей в предложенных
обстоятельствах, а есть те, кто проживает их на сцене: таков Фарух Исматов. Дождавшись ухода Бартоло из дома, граф, по
совету Фигаро, поёт Розине канцонетту, называя себя в ней Линдором. Фигаро подаёт
графу идею - проникнуть в дом Бартоло под видом солдата, явившегося на постой.
Розина
с нежностью вспоминает Линдора. Анжелика Мухаметзянова в этой необычной роли
для себя до конца остаётся верна образу юной озорной непосредственной шалуньи. Доктор
Бартоло – самый комичный и живой персонаж в спектакле, благодаря несравненному
Ришату Решитову, - влюблённый в свою воспитанницу, он сам помышляет на ней
жениться. Дон Базилио - великолепный Кирилл Борчанинов, заслуженный артист
Узбекистана, всегда разный, непредсказуемый и неповторимый в этой постановке
тоже - учитель пения Розины, сообщает Бартоло, что у Розины есть таинственный
поклонник - граф Альмавива и его нужно оклеветать. Подслушавший это Фигаро,
открывает Розине планы опекуна и предлагает ей написать записку влюблённому в
неё Линдору, которую он берётся передать. Но письмо уже готово!
Появляется
переодетый солдатом граф. Н. Султанову приходится в одном спектакле
перевоплощаться в разных полярных персонажей – и эти трюки с переодеванием и
перевоплощением ему вполне удаются! Притворившись пьяным, он бранится и требует
квартиру для постоя, создавая суматоху. Офицер хочет арестовать пьяного
солдата, но, увидев, фамильный перстень с графским гербом - почтительно
кланяется, солдаты отдают честь вельможе.
На
этот раз, появившись в доме доктора, граф Альмавива переодевается учителем
музыки и сообщает, что дон Базилио заболел и попросил его — дона Алонзо, своего
ученика, — дать урок пения Розине. Используя записку Розины, он объясняет
Бартоло, что хочет разоблачить графа. Доктор проникается к нему доверием и зовёт
Розину. Фигаро хитростью овладевает ключом от балкона. Кошелёк с золотом, вручённый
втихомолку пришедшему Дону Базилио (в ход идут все уловки-соблазны,
окончательно срывающие маску добродетели с учителя музыки, наглядно
демонстрирующего свою алчность и продажную сущность) заставляет жадного монаха
признать себя больным и удалиться.
Альмавива
договаривается с Розиной о её похищении этой ночью. Но доктор, подслушав их,
понимает, что урок пения был ловким обманом и в бешенстве разгоняет всех.
Опекун решает немедленно жениться на Розине и посылает Базилио за нотариусом. Доктору
удаётся очернить "Линдора" в глазах Розины, и она даёт согласие на
брак. Фигаро и граф через балкон проникают в будуар Розины, но она с гневом
отвергает "Линдора". Недоразумение вскоре выясняется, и Розина
соглашается бежать с графом, а Фигаро, используя приход нотариуса, помогает
влюблённым заключить брачный контракт. Авантюрная комедия с массой детективных
приключений заканчивается праздником Любви: все приветствуют молодых и славят
Фигаро!
В
спектакле артисты, играющие второстепенных персонажей, создают необходимую комическую
атмосферу и придают живость происходящему на сцене. Ведущая солистка ГАБТ им.
А. Навои Рада Смирных, как всегда, покоряет с первого выхода на сцену своими
роскошными женскими формами, характерной походкой и убедительной игрой, сильным
контральто. Она чувствует себя совершенно естественно в роли горничной Берты:
похоже, её героиня положила глаз на графа Альмавива и при случае не отказалась
бы от предложения его руки и сердца. Почти бессловесные Фиорелло (Жасур Саидов)
и офицер (Абдугани Рузиев) выглядят полными дураками и тем самым оттеняют хитрость
ума и ловкость рук Фигаро, превосходство изобретательности слуги над
ограниченностью господина.
В антракте мне удалось
взять эксклюзивное интервью для сайта «Культура.Уз» у концертмейстера Юлианы
Викторовны Круковской, после окончания музыковедческого факультета ГКУз
прослужившей в ГАБТ имени А. Навои 20 лет и помогавшей выпустить в свет такие
оперные спектакли, как «Евгений Онегин», «Травиата», «Хамса», «Любовный
напиток» и другие. Меня интересовало:
как долго молодые артисты Большого театра в союзе со зрелыми мастерами сцены
готовили к выпуску в свет комическую оперу «Севильский цирюльник» - какие
трудности им пришлось преодолеть, чтобы, наконец, познать вкус победы над собой
и над затянувшейся пандемией?
- Мы плодотворно занимались два месяца над этим
спектаклем. В оперную постановку ввели много новых участников из молодёжи. Они
проявили себя как талантливые и артистичные исполнители, сумевшие за короткое
время освоить огромный материал. В спектакле, помимо оперных партий, много
речитативов, ритмической речи – технически оперным певцам это достаточно сложно
исполнить. Вся музыкальная часть основана на ансамблях и отдельных сольных,
очень сложных в техническом отношении ариях, так как каждая из них несёт печать
индивидуальности.
- Как артисты справились
со своими нелёгкими задачами?
- Мы очень удачно
подобрали состав исполнителей по своему характеру: каждый артист соответствует
своей роли. Я была приятно удивлена, что молодёжь органично влилась в уже
состоявшийся зрелый коллектив с именитыми исполнителями.
- Назовите
персонально самых, на ваш взгляд, одарённых артистов, занятых в опере?
- Мне лично понравился
артистичный молодой человек, обладающий приятным баритоном, - Фарух Исматов в
роли Фигаро. Он выпускник ГКУз и в театре работает только второй год в качестве
стажёра.
Анжелика Мухаметзянова,
исполнительница главной роли Розины в спектакле, - обладательница красивого
сопрано. Она всегда быстро выучивает свои партии, у неё шикарный высокий
звонкий голос.
Кирилл Борчанинов,
заслуженный артист Узбекистана, – он, вообще, вне всякой конкуренции. Он всегда
подаёт свои роли на сцене так, как сам их видит и чувствует и может даже
поспорить с режиссёром. Он украшение спектакля.
Ришат Решитов в
главной роли Бартоло – честно говоря, я
до конца не верила, что он сможет воплотить полноценно на сцене эту
супер-комическую роль, так как она требует от молодого артиста углубления в
непростой характер этого солидного по возрасту персонажа и постоянного
присутствия на сцене. Он занимался вокалом и музыкой с детских лет в детской
оперной студии и потом в консерватории занимался историей и теорией музыки у
меня: у таких артистов, пришедших в ГАБТ и окунувшихся с головой в театральную
среду, складывается особое мировоззрение и отношение к избранной профессии.
Выпускник ГКУЗ сейчас ведущий солист ГАБТ имени Алишера Навои: ему суждены
большое будущее и успешная артистическая карьера.
- На ваш взгляд, что
легче даётся сыграть молодым артистам – трагические, драматические или, как
сейчас, комические роли?
- Комические роли сыграть
сложнее - мне так кажется, и вот почему. Здесь нужен адекватный отклик публики,
чтобы зритель понял, в чём смысл спектакля и над чем он смеётся. В этом случае
от солиста требуется и артистизм, и вокальные данные, и игра голосом. В этом
спектакле исполнители не только поют, но и ритмично говорят: это их собственные
находки. С одной стороны, драматическая партия исполняется легче: в согласии с
музыкой и самим действием она скорее вызовет у публики ответную реакцию –
сочувствие и сострадание к герою. С другой стороны, если публика видит, что это
ярко, смешно, естественно – тогда даже самый неподготовленный зритель поймёт
комическую оперу скорее, чем драматическое действие, требующее предварительного
знакомства с либретто, а от артиста – профессионализма. Заставить смеяться зрителя - для этого нужно
иметь особый комический дар.
- Какой вклад внёс
в успех представления «Севильский цирюльник» молодой режиссёр Руслан
Шерезданов, известный уже нам по таким оперным постановкам в ГАБТ, как «Риголетто»,
«Новогодний маскарад», а также музыкальным сказкам для детей: Е. Комарова.
"Супергерои в Большом";
П. И. Чайковский. "Возвращение
Щелкунчика"; А. Эргашев. "Снежная Королева"; С. Прокофьев.
"Петя и Волк"?
- Это молодой
интересный прогрессивный режиссёр, представитель современной талантливой
молодёжи. В связи с болезнью режиссёра-постановщика Фируддина Сафарова, ему
доверили завершить подготовку спектакля. Он внёс много нового, современного, в
частности, в методику поведения артистов на сцене: режиссёр, например,
призывает артистов в ходе действия и в
процессе пения обращаться не к зрителям,
а к своим партнёрам – это придаёт особую
живость и правдоподобие спектаклю. Благодаря Руслану Шерезданову
восстановленная постановка оперы «Севильский цирюльник» приобрела второе
современное дыхание.
«Севильский цирюльник» в новой постановке пленяет неиссякаемым остроумием,
мелодической щедростью и виртуозным блеском. Этому произведению присущи
характерные черты итальянской оперы-буфф: стремительная динамика сценического
действия, обилие комических положений. Герои оперы, её сюжет кажутся
выхваченными из самой жизни. Увертюра оперы вводит в обстановку забавных
приключений. Изящные мелодии, темпераментная ритмика, стремительные нарастания
полны огня, кипения жизненных сил.
Те,
кто не попал на общественный просмотр 16 04 21 и премьеру спектакля - 17 04 21.,
- сможет насладиться комедийной оперой «Севильский цирюльник» - 28 мая этого
года в ГАБТ им. А. Навои. Для самых любознательных есть возможность посмотреть
в Государственном театре оперетты музыкальную комедию-буфф «Женитьбу Фигаро»
(режиссёр-постановщик Гульрух Нажидова). Дело в том, что существует два
музыкальных произведения гениальных композиторов: В.А. Моцарта и Дж. Россини,
созданных на один сюжет по мотивам комедии Бомарше «Безумный день, или женитьба
Фигаро». В
этом случае вы сможете не только сопоставить произведения обоих гениальных
композиторов, но и насладиться двумя превосходными увертюрами: Моцарта - к
опере «Свадьба Фигаро», написанной в 1786 году (стремительно проносящийся
маленький шедевр, столь же гармоничный, как сама опера, и необычайно живой,
передающий весёлое настроение и суматоху безумного дня) и оживлённой увертюрой
Россини к опере «Севильский цирюльник», премьера которой состоялась 20 февраля
1816 года в Риме.
Явление
опер «Свадьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» — исключительное совпадение не
только характера дарований трёх гениев, но и их «звёздного часа»: вершинные
произведения Бомарше послужили источником для одних из лучших созданий как В.
Моцарта, так и Дж. Россини, в чём ещё раз убедились зрители, побывавшие на
премьере бессмертной оперы «Севильский цирюльник» и благодарившие всех
участников новой постановки восторженными овациями и букетами весенних цветов.
Гуарик Багдасарова
Фото: Юрий
Полянский
Комментариев нет :
Отправить комментарий