среда, 14 апреля 2021 г.

Жить и творить согласно девизу: «Верона не сдаётся!»

 



Над вымыслом слезами обольюсь…

                                                        А. Пушкин.

Александр Владимирович Евсеев родился 14 апреля 1987 г. в семье военнослужащих. Живёт в Чирчике Ташкентской области. Выпускник ТашГИК. Стихи пишет с 2004 года. Публиковал стихи в периодических изданиях: «Леди», «Чирчик», «Даракчи», «Ватанпарвар», а также в интернете на сайте «Близкое эхо». Его стихи вошли в изданные ЛТО «Данко» сборники: «Созвучие» (2014), «Струны души» (2017), «Двадцать вёсен» (2021). На его стихи композиторы Г. Арефьев, А. Маубеков, Х. Абдуллажанов, Е. Жалнина, Л. Деканова написали песни, известные в Ташкенте, Чирчике и Нукусе. С марта 2018 года начал писать и публиковать в СМИ прозаические рассказы под псевдонимом Саня Лирик. Активный участник творческих вечеров ЛТО «Данко» при РКЦ Узбекистана.

        Школьные тетрадки Саши Евсеева со стихами, искренними и наивными, аккуратно прописанные детской рукой, — это чудесные пробы пера — начальный духовный поиск (азы профессионализма) — он приходит не сразу. Это была его творческая мастерская! Здесь он работал и одновременно наслаждался плодами своего труда, наблюдал, как он сам менялся, духовно рос и зрел душой, а значит, и Словом. Моральную поддержку чаще всего находил у классиков литературы. Его волновало пушкинское признание в «Элегии»: «Над вымыслом слезами обольюсь!». Но ведь слёзы, порождённые вымыслом, — настоящие слёзы! Но они же: поэзия! — истина в явлении!

Так или иначе, поэты всех времён и народов, как «близнецы-братья» (А. Ахматова), ведущие в веках духовную перекличку, стремились реализовать в Слове своё высшее призвание на грешной земле:

 

Покуда длится пространство,

Пока живые живут,

Пусть в мире и я останусь

Страданий рассеивать тьму.

  (Шантидева, VIII век)





 

      Саша самокритичен и при этом плодовит: временами его стихи льются один за другим между паузами затишья. Он всегда выделялся среди своих сверстников поэтической одарённостью и одержимостью, изысканным вкусом к художественному Слову. В его ранних стихотворных опытах чувствуется влияние поэзии Сергея Есенина, Александра Файнберга, Владимира Баграмова. Он любит и превосходно декламирует их поэзию наряду со своими стихами на творческих встречах и литературных вечерах в музее Сергея Есенина, мемориальном музее Сергея Бородина, «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте, Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои. Ему не чужда самоирония и желание высмеять отдельных виршеплётов за их самомнение. Он готов обнажить низменные страсти и пороки современности без пощады и лицемерия. Ему порой не хватает естественного жизненного опыта. Он ещё слишком молод и максималист в душе.  Но разве это порок? — скорее, достоинство, с преходящим минусовым знаком в окончательный позитив. На мой взгляд, внутренний духовный потенциал Александра Евсеева пока ещё намного выше его литературных достижений. Он в начале долгого тернистого пути, у него всё ещё впереди, а его ранние и настоящие стихи сулят нам новые открытия:

Домик у дороги

Я помню старый домик у дороги

И пса, что лаем весело встречал.

Лизал он часто мне босые ноги,

Чтоб только я сухарик ему дал.

Я вспоминаю старую кладовку,

Где дед в бутылях квас хмельной держал.

В любых делах мой дед имел сноровку,

Сто анекдотов, как Никулин, знал.

На огороде бабушка трудилась.

Собрав ведро отменных баклажан,

Она всегда с улыбкою хвалилась:

«Добра такого целый океан!».

Ну, а потом уже перед обедом,

Кричала мне: «Игрушки собирай!»

И после супа с аппетитным хлебом

Мне руки жег душистый каравай.

Но если я задолго до обеда

Хотя б конфету со стола стащу -

Была у нас с ней долгая беседа,

Она твердила мне: «Поколочу!».

По вечерам к нам гости приходили,

Шутили, пели на старинный лад,

То яблоки, то дыни приносили

Таким гостям всегда был очень рад.

Как жаль, что время унесло навечно,

Бумажным змеем сказку детских лет,

Но до сих пор душевно и сердечно

Я домику шлю нежный свой привет!

 

Бумажный кораблик

Дождик озорной прошёл по улице,

Оставляя лужи за собой.

Кошка на крылечке хитро жмурится,

Ловит лучик солнца золотой.

Во дворе большом кораблик маленький

В плаванье отправил мальчуган.

Мачта корабля из лески старенькой,

Майский жук – отважный капитан.

Вот бы на кораблике бумажном

В детство невозвратное махнуть,

Чтобы стало всё вокруг неважным

И печаль не сдавливала грудь.

Не боясь воды, кораблик белый

Тихо, словно по морю, плывёт.

Вдоль по борту имя его – «Смелый»,

Значит, трудный путь перенесёт.

А мальчишка смотрит и с улыбкой

Машет вслед кораблику рукой.

Я стою у двери приоткрытой

И кричу: «Возьми меня с собой!»

В детстве все обиды забывались,

Были и слезинки в нём и смех,

И, как мушкетёры, мы держались

Все за одного – один за всех.

Познавая всё, что неизвестно,

Мы мечтали быстро повзрослеть.

Ах, как жаль теперь, что снова в детство

Ни доплыть нельзя, ни долететь.

 

      …Время бежит быстро. Пролетело почти двадцать лет, наполненных поисками самовыражения. Александр Евсеев начал пробовать себя не только в стихах, но и в коротких лирических рассказах. Они словно произошли из его лирики. Не случайно он выбрал себе псевдоним Саня Лирик. В настоящее время его стихи и рассказы публикуют: «Даракчи», «Отдохнём», «Тасвир», «Леди».

В марте этого года Саша приехал ко мне со стопкой изданий популярного в Узбекистане еженедельника «Леди», собранных им за последних три года. В них были напечатаны его стихи и рассказы, покорившие меня своим непретенциозным и добрым содержанием, лаконичной формой, простым доверительным языком. Мою домашнюю библиотеку дополнили новые произведения Александра Евсеева: стихотворное посвящение Алишеру Навои; лёгкий и пьянящий новогодний стих, как брызги шампанского, «Зимний твист»; полные драматизма рассказы «Плата за алчность», «Голубиный папа», «Последний поединок», «Кобра»; очерковые рассказы: «Братишка» о лётчике-снайпере первого класса подполковнике Надире Умаровой, посвящённый 32-й годовщине вывода войск из Афганистана; «Неожиданная встреча» о случайной и закономерной встрече в поезде «Андижан-Ташкент» трёх молодых прозаиков – постоянных авторов «Леди» и их интересной беседе о назревших проблемах современной литературы за дорожной трапезой -  почти как у А.П. Чехова; «Тишины хочу…» о Григории Иосифовиче Писаревском, заведующем детской хирургии Ташкентского областного детского многопрофильного медицинского центра Чирчика,  самоотверженном и скромном «хирурге от Бога»; «Горько плакал дудук» о любимом всеми безвременно ушедшем ташкентском самодеятельном музыканте Вячеславе Каграманяне; нравоучительный рассказ «Должник» о том, как порой расходятся жизненные пути закадычных друзей детства и в какой-то миг в зрелости они пересекаются, чтобы вернуть старые забытые долги.

Эти рассказы покоряют искренностью автора и задушевностью их содержания: в них всегда добро побеждает зло, как в старинных русских сказках. В 2020 году А. Евсеев в литературном конкурсе, объявленном СП Узбекистана, «Какая же ты бездна - человек» рассказом «Вещий сон» о трагической судьбе лётчика-испытателя завоевал приз читательских симпатий, а это народное признание дорогого стоит.

Александр Евсеев совершенно по-новому раскрылся в прозаических произведениях на актуальные социальные темы. Все его герои из гущи простого народа. Познавая их, он заново вглубь открывает самого себя и окружающий мир; учится не только на чужих (исторических), но и собственных ошибках и озарениях ума и сердца; не гонится за славой; не пишет заказных стихов и рассказов, которыми иногда грешил в ранней юности; сочетает своё непрерывное стихотворное самообразование с увлечением серьёзной прозой и  стремится к гармонии души с миром — вот главный стимул его литературного творчества.




Его поэзия и проза оказались сильнее его собственного здоровья: Саша родился с диагнозом ДЦП. Литературное творчество стало единственным для него способом той полноценной жизни, какой он хотел всегда жить. Он далёк от всяких окололитературных завихрений и воронок. С раннего детства Саня смотрит в лицо жизни доверчиво и чутко, выверяет через свою тоскующую о чём-то высоком и поющую душу её радости и жестокости. При этом он понимает все её истинные ценности, совестливый и чистый перед ней. Саня Лирик уважает поэзию и привносит своё слово в поэзию не с разбегу, а ответственно и бережно, как его непревзойдённые кумиры: Александр Пушкин, Сергей Есенин, Александр Файнберг, Владимир Баграмов, Володя Высоцкий. Так есть и будет с каждым настоящим творцом, живущим согласно девизу: «Верона не сдаётся!». С «Вероной древней и прекрасной» - городом-крепостью в Италии нас с юности связала только одна литературная ассоциация - Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»: «Но мира нет за стенами Вероны…».

Сегодня у Александра Евсеева День рождения. Поздравим, друзья, нашего земляка и его близких с семейным праздником и пожелаем ему здоровья и новых творческих побед: «Верона не сдаётся!» 




 

Звенят прозрачные ручьи,

И греет ласковое солнце.

Кругом пахучие цветы,

И песня жаворонка льётся...

Тюльпанов пламенный костёр -

Цепочки алой трепетные звенья -

Привет горячий шлёт с Чимганских гор.

Мы поздравляем Саню с Днём рожденья! 

 

Гуарик Багдасарова

  14. 04. 21

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий