среда, 17 ноября 2021 г.

Листы календаря перевернули данковцы в музее Сулеймана Юдакова

 


                                                     Стоял ноябрь уж у двора…

                                                           А. Пушкин. Евгений Онегин.

Двор возле дома, в котором расположена мемориальная квартира одного из самых ярких представителей музыкального искусства Узбекистана второй половины ХХ века - Сулеймана Юдакова, – 16. 11. 21 был усыпан золотом осыпавшихся листьев чинар. Они хрустели под ногами лейтмотивом осенней городской сюиты, а уже на следующий день первый мокрый, пушистый снег робко коснулся «золотого» ковра, заявив о правах близкой зимы, которая уже не за горами. В уютной квартире Сулеймана Юдакова собрание ЛТО «Данко» открыла его председатель Фарида Бобрик заветным листком календаря – 2 ноября – Днём рождения народного поэта Узбекистана – Александра Файнберга (1939-2009). Ему в этот день могло бы исполниться 82 года…


В память об А. Файнберге  Фарида Бобрик и Ирина Кепанова прочитали избранные стихи великого поэта современности. Я рассказала вкратце историю своего знакомства с кумиром со школьных лет и студенческой юности и прочитала посвящение любимому поэту «Созвездие Скорпиона» («Александр Файнберг остался навек азиатом»). Бард из ТО «Арча» Дания Рысаева на гитаре исполнила две авторских песни на стихи А. Файнберга: «Флейтист» и «У апреля зелёные тени».

Перелистав страницу календаря назад, мы обратились к жизни и творчеству поэта Серебряного века - Александру Гликбергу — Саше Чёрному (13 октября 1880 — 05 августа 1932) родом из Одессы, чьё второе поэтическое рождение связано с Санкт-Петербургом. Он был совершенно необычным человеком и неординарным поэтом, прозаиком, переводчиком с немецкого и детским писателем, печатавшимся под псевдонимами: «Сам по себе», «Мечтатель» и другими. В сатирическом журнале «Зритель» 27 ноября 1905 года вышло стихотворение «Чепуха», которое Гликберг впервые подписал псевдонимом Саша Чёрный. Героями поэтического фельетона стали генерал Николай Линевич, министр внутренних дел Петр Дурново, председатель Совета министров Сергей Витте и другие государственные чиновники. Цензоры, конечно, изъяли весь тираж номера, а сам журнал закрыли. Но язвительные стихи поэта согласились печатать в других изданиях — «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший». С этого времени к нему пришла слава сатирика, а имя Саша Чёрный стало постоянным псевдонимом Александра Гликберга.

Саша Чёрный сотрудничал тогда и с другими журналами: «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший». Он быстро завоевал любовь читателей. По словам К. И. Чуковского, «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного». Действительно, искрометный юмор, хлёсткая сатира, остроумные замечания были присущи далеко не всем поэтам. В отличие от читателей, власти придерживались иного мнения, поэтому и запретили сборник Чёрного «Разные мотивы». В 1908 году он стал одним из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Теперь его сатира направлена, в основном, против обывателей и пошлости быта. С 1908 по 1911 годы выходят его сборники: «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Но постепенно сатирическая поэзия перестаёт его интересовать, и он уходит из «Сатирикона». Следующий сборник, «Сатиры и лирика» (название говорит само за себя) состоит большей частью из лирических стихотворений. Прежнего Сашу Черного не узнать — где его хлёсткая сатира!..

Впоследствии в 1920 году Саша Чёрный оказался одним из многих, кто покинул родину, не сумев смириться с идеологией большевиков. На чужбине, в Германии, Италии, Франции, как это часто бывает, он прошёл горестный путь «под чужим солнцем» и тоске по потерянной родине. Ностальгическими мотивами заполнены циклы его стихотворений: «Из римской тетради» и «Римские офорты».

Отныне его деятельность связана с популяризацией русской культуры за границей. Он устраивает литературные вечера в студии Ф. Малявина, ездит по Франции и Бельгии с выступлениями перед русскоязычной публикой, ежегодно участвует в «Днях русской культуры», выпускает альманах для детей «Русская земля», знакомивший их с историей и творчеством русского народа. Его произведения наполнены беззлобным смехом, юмором, светлой грустью о безвозвратно покинутой отчизне. В подражание Некрасову он пишет поэму «Кому в эмиграции жить хорошо». Жизнь этого замечательного человека оборвалась трагически: пятого июля 1932 года загорелась одна из ферм по соседству. Саша Чёрный, рискуя жизнью, помогал в тушении пожара, а потом, придя домой, слёг и больше не поднялся…



Данковцы читали лирические, сатирические и детские стихи Саши Чёрного, восхищаясь незаурядным талантом поэта, его тонким юмором и добродушием. С особой выразительностью Ирина Кепанова продекламировала один из таких юмористических шедевров - «Европеец»:

 

В трамвае, набитом битком, -

Средь двух гимназисток, бочком,

Сижу в настроенье прекрасном.

 

 Панама сползает на лоб.

 Я - адски пленительный сноб

В накидке и в галстуке красном.

 

     Пассаж не спеша осмотрев,

     Вхожу к «Доминику», как лев,

      Пью портер, малагу и виски.

 

      По карте, с достоинством ем

     Сосиски в томате и крем,

     Пулярку и снова сосиски.

 

     Раздуло утробу копной...

     Сановный швейцар предо мной

     Толкает бесшумные двери.

 

     Умаявшись, сыт и сонлив,

     И руки в штаны заложив,

     Сижу в Александровском сквере.

 

     Где б вечер сегодня убить?

     В «Аквариум», что ли, сходить?

     Иль, может быть, к Мэри слетаю?

 

     В раздумье на мамок смотрю,

     Вздыхаю, зеваю, курю

     И «Новое время» читаю...

 

     Шварц, Персия, Турция... Чушь!

     Разносчик! Десяточек груш...

     Какие прекрасные грушки!

 

     А завтра в двенадцать часов

     На службу явиться готов,

     Чертить на листах завитушки.

 

     Однако: без четверти шесть.

     Пойду-ка к «Медведю» поесть,

     А после — за галстуком к Кнопу.

 

     Ну как в Петербурге не жить?

     Ну как Петербург не любить

     Как русский намек на Европу?

 

Фарида Бобрик озвучила сонет «Снегири» Саши Чёрного:

 

На синем фоне зимнего стекла

В пустой гостиной тоненькая шведка

Склонилась над работой у стола,

Как тихая, наказанная детка.

 

Суровый холст от алых снегирей

И палевых снопов - так странно мягко-нежен.

Морозный ветер дует из дверей,

Простор за стёклами однообразно-снежен.

 

Зловеще-холодно растёт седая мгла.

Немые сосны даль околдовали.

О снегири, где милая весна?..

 

Из длинных пальцев падает игла,

Глаза за скалы робко убежали.

Кружатся хлопья. Ветер. Тишина.

 


Георгий Близняков прочитал совершенно иное, простое по форме и библейское по содержанию стихотворение «Рождество», скорее всего, предназначенное для детского читателя. Таким многогранным был поэт, для которого «В каждом дне есть раздумья и пьяный экстаз», кто видел и пережил на земле и ад, и рай, и которому, как мы все убедились на заседании ЛТО «Данко», можно верить спустя больше века. А мы листали дальше календарь… 



Желанными гостями ЛТО «Данко» в этот осенний погожий вечер стали барды из ТО «Арча». В этот раз Михаил Михелев и Любовь Кудрявцева украсили литературную программу авторскими песнями на стихи Тамары Сологуб, Николая Ильина, а также «Песней о родном крае» (музыка Евгения Крылатова, слова Леонида Дербенёва), народной украинской песней «Черемшина». Песню из репертуара Михаила Боярского «Всё пройдёт: и печаль, и радость…» подхватили все присутствующие. Музыкальную программу дополнила Дания Рысаева песней «Городскому человеку страстно хочется на волю» (муз. А. Лебедева, слова А. Шполянского - Дона Аминадо).

Ф.П. Бобрик преподнесла желанным гостям – новобрачной чете -Михаилу Михелеву и Любови Кудрявцевой подарок - чайный сервиз с пожеланием, чтобы чай в нём никогда не остывал и согревал их долгими осенними и зимними вечерами в их творческом тандеме. Татьяна Грушина подарила талантливому дуэту, написавшему песню «Белая тишина» на её стихи, своё посвящение «Отзывается в сердце певучесть гитары»:

 

К долгожданной гитаре я тихо прильну,

                              Осторожно и бережно трону струну...

                                                    Роберт Рождественский

 

Отзывается в сердце певучесть гитары,

Вновь звучат голоса здесь супружеской пары,

И сливаясь слова там в ажурную вязь,

Подтверждают с мелодией крепкую связь.

 

А в тех струнах живут расчудесные звуки,

Вдохновенно на волю отпустят их руки.

Лишь коснутся те струн и гитары душа

Запоёт, заиграет для всех не спеша.

 

Зачарует, пленяя собою сердца.

На крыло встанет птицей, умчит  в небеса.

Унесёт все печали, храня нам покой

Задушевною песней, что льётся рекой.

 

Пусть полёт не закончится этот вовеки

И гитары звенят, и текут песни-реки.

И не зря как-то песня одна рассказала

То, что музыка вас всё ж навеки связала…





                                  


Альмира Чембарисова прочитала авторские стихи: «Часы», «Зубная щётка и тюбик», «Швабра и пылесос». Евгения Абалян – «Юбилейное». Сергей Мартыненко – «Моя любимая малышка», «Я в сказку вошёл и стремительно вышел», «Как много масок и обличий». Он их посвятил своей верной супруге Ларисе Мартыненко. Фаузи Мухамеджанов прочитал авторские стихи «Черешня», «Булату Окуджаве» и исполнил на посошок песню Олега Митяева под гитарный аккомпанемент: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».



Следующее собрание данковцев состоится 30. 11. 21 и будет посвящено юбилею Н.А. Некрасова и его современникам: Ф.И. Тютчеву и А.А. Фету. Милости просим любителей литературы на пламенный огонёк в музей Сулеймана Юдакова!

 

Гуарик Багдасарова

Фото Ирины Кепановой

[1]Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. Заметки русского германиста, М., 1984, с. 131.

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий