Учебно-практическое
пособие по предмету «История узбекского театра» периода Независимости для вузов
(Т., 2021) по своей структуре отвечает главному своему назначению – просвещение
студентов европейских групп гуманитарных вузов страны по направлениям:
искусствоведение, актёрское и режиссёрское искусство. Книга своевременная,
отвечающая главному запросу времени: в указе президента РУз Шавката Мирзиёева «О
мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и
спорта», - отмечает автор, - говорится, что «за годы независимости были созданы
необходимые условия для возрождения богатого культурного наследия народа,
всемерного развития имеющей многовековые истоки высокой духовности,
национальной самобытности и народных традиций»[1].
В наше время часто приходится слышать
в театральных кулуарах: «Это хорошо, но это вчерашний день». На эту реплику русский
поэт Серебряного века Осип Мандельштам мог бы ответить: «А я говорю: «Вчерашний
день ещё не родился!»
Пособие
без идеологических шор, по существу, в теории и на практике рассматривает
основные направления развития современного узбекского театра. Автор – доктор
искусствоведения, профессор Мухаббат Туляходжаева, чётко определив «Предмет и
задачи курса», напрямую связанные с современными творческими поисками
театральных деятелей, ставит перед собой цель – дать студентам целостное
представление о современном движении узбекского театра, особенностях его
развития и расширить знания читателей в этом направлении. Учебное пособие
снабжено библиографией к каждой главе и в конце – тестовыми заданиями с
правильными ответами, а также местом для читательских заметок.
Часть первая «Узбекский театр нового времени»
знакомит читателей, прежде всего, с ретроспективой театра в главе «Театр и
время», исторической периодизацией векового пути узбекского театра европейского
типа. В этом цикле автор рассматривает основные направления развития узбекского
профессионального театра, начиная с первых десятилетий ХХ века, включая наряду
с национальными формами интенсивный процесс освоения героико-романтической исторической
темы на сцене театра по принципу «созвучия революции», а также европейской
театральной культуры (в частности, «Шекспир на сцене театра»), формирование
современного эпического и поэтического театра и другие вопросы метода и стиля,
«жизнеподобия» или «условности» принципов сценической интерпретации. Особую
ценность в этом тематическом цикле представляет тщательное раскрытие процесса
взаимодействия традиций узбекского театра с достижениями мировой сцены;
обращение к современности на сценах узбекистанских театров; беспристрастный
анализ западноевропейской классики на сцене театра, включая античную трагедию;
лучшие образцы театра пластики и танца Баходыра Юлдашева в 90-ые годы прошлого
века с его особыми законами пластического повествования и другие основные
направления развития узбекского театра нового времени.
Ведущие
тенденции развития драматургии обогащают интервью с видными театральными
деятелями: «В. Шапиро о перспективах Академического русского драматического
театра Узбекистана»; «творческие портреты» смелого в поисках новых идей и выразительных средств
режиссёра Узбекского национального академического театра драмы, заслуженного
деятеля искусств Узбекистана Олимжона Салимова, для которого главный ключевой
момент в современном театре заключается в понятии – сценическая «интерптретация» драматических произведений;
художественного руководителя столичного ТЮЗа, переквалифицированного в
Молодёжный театр Узбекистана, легендарного Наби Абдурахманова, много лет при всей различной палитре жанровых исканий,
проповедовавшего систему К.С. Станиславского; «Три кита» театрального
художника, владеющего приёмами «динамической трансформации» Георгия Брима,
работавшего со многими режиссёрами в разных театрах в подлинном сотворчестве с
режиссурой; «Портрет сценографа Маши Сошиной», отдавшей много лет
Государственному Драматическому театру, за плечами которой классический
репертуар из более 40 спектаклей, где она является сценографом и художником по костюмам: «Эдип» по Софоклу и
Сенеки; «Медея» по Еврипиду и Сенеки, «Король Лир» и «Сон в летнюю ночь» В.
Шекспира, «Тайна китаянки» и «Раксу самоа» по мотивам поэмы А. Навои «Семь
планет», «Натан мудрый» Г. Лессинга, «Саломея» О. Уайльда, «Кровавая свадьба»
Г. Лорки. В исповедальном монологе профессиональный сценограф признаётся в её
авантюрной жилке, что ей нравится всё необычное и она смело идёт всегда на творческий
риск. Для неё главное – быть современным, возможность самореализоваться и
максимально выразить то, что дано свыше.
В
главе «Сценические версии драматических поэм А. Навои» автор подробно разбирает
различные стилистические подходы обращения постсоветских театров к классике Востока
и таким образом объективно прослеживает процесс поиска новых форм, жанрового
многообразия постановочных решений, в частности, режиссёров Н. Абдурахманова, Б.
Юлдашева, О. Хаджукилиева, которым присуща особая чуткость к богатейшим
традициям национального театра, музыки, литературы, изобразительного искусства.
Устами мастеров автор призывает молодых режиссёров и актёров попытаться
по-новому осмыслить образ Навои в духе веления нашего времени.
Раздел
«Актёрские судьбы» знакомит читателей на документально-биографическом материале
с муками творческих поисков талантливого актёра-экспериментатора Сурхандарьинского
театра и позднее Национального театра - М. Абдукундузова; «путём в
неизведанное» загадочной личности, «неравнодушной в творчестве», народной
артистки Узбекистана Зулейхи Байхановой; заслуженного артиста Узбекистана,
народного артиста России Виктора Вержбицкого, никогда не похожего на самого
себя, пребывающего в вечном поиске нового физического и психологического
выражения характера героя. Эти страницы книги придают ей исповедальный характер
и вполне оправдывают высокую авторскую обобщённую характеристику актёров как «властителей
эпохи».
«Итоги
театральных сезонов» - 2016 – 2018, а также широкая панорама театральных
фестивалей «Дебют» - 2005 – 2018, острый критический анализ фестивальных
спектаклей продиктован обеспокоенным вниманием автора к будущему национальной
режиссуры, молодым режиссёрам, от которых зависит судьба нашего театрального
искусства.
Вторая
часть книги посвящена размышлениям выдающихся деятелей театра о сценическом
искусстве, в их числе: «Б. Юлдашев о сохранении национальных традиций в
театральном искусстве»; «Г. Мустафин о профессии режиссёра»; М. Равшанов и его
театральные взгляды»; Л. Грязнова об актёрском мастерстве»; «В. Умаров и его
сценические опыты». Знакомство с этими
исповедальными страницами книги образуют невидимый мост, который призван
соединить историю и современность театрального искусства в нашей стране.
Таким
образом, учебное пособие в полной мере определяет ведущие тенденции развития
драматургии, режиссёрского творчества; в нём даны анализы значительных спектаклей
театров страны; освещается творческая деятельность ведущих мастеров
театрального искусства; выявляются особенности их творческой деятельности, а
также определяются поиски и решения современного театрального процесса, в
частности, вопрос о создании актёрского ансамбля в спектакле и многие другие.
Автор
в заключение своего большого самоотверженного исследовательского труда делает
вывод, что полноценное развитие сценического искусства невозможно без движения
театроведческой и критической мысли и что «плодотворное развитие театра
заключено в преодолении узконациональных особенностей, в возможности активно
скрещивать стили, даже театральные школы» (Тадаси Судзуки)[2].
И
ещё немаловажный момент, автор на протяжении всего повествования подчёркивает
духовно-преобразующую воспитательную роль театра, который призван «научить
людей любить, уважать истинно человеческое» (М. Горький). Театр всегда
стремился раскрыть вечные человеческие ценности не только в трагедиях Шекспира,
Шиллера, Чехова, Навои, но и в произведениях относительно скромного масштаба.
Их объединяла система К. С. Станиславского: «Единственная правда нужна – это
правда актёрского чувства».
При
всех достоинствах учебного пособия, предназначенного для обучающейся молодёжи
европейских групп гуманитарных вузов страны, книга, к сожалению, не избежала значительной
редакторской и корректорской небрежности – «ложки дёгтя в бочке мёда». В ней
много ошибок грамматических, стилистических, синтаксических, пунктуационных, а
также встречаются повторы (на сс. 172, 155, 215). Это затрудняет восприятие содержания книги и
оказывает плохую службу в формировании грамотности у будущих театроведов. Но
это можно исправить, ведь как сказал театральный режиссёр Г. Мустафин на
страницах этой книги, цитируя К. Станиславского: «Мы дружной вереницей пройдём
за Синей птицей»[3].
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий