Красота спасёт мир… Ах, кабы добра!
Всё было бы спасено! Ф.М. Достоевский. Идиот
***
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…
А. Ахматова. Тайны ремесла
Театр Марка Вайля «Ильхом» в
предновогодние дни во время представления «Свободного аукциона имени Сергея
Параджанова» был заполнен до отказа. Премьера спектакля состоялась 24 и 25
января 2024 г. Представление было приурочено ко дню рождения основателя театра -
Марка Вайля (25.01.1952- 07.09.2007). Оно было посвящено столетию Сергея
Параджанова (09.01 1924 – 20.07.1990), выдающегося деятеля культуры советской
эпохи с драматической судьбой, сумевшего до конца дней оставаться непобедимым
борцом за свободу в искусстве, как основатель и художественный руководитель первого
и единственного в Узбекистане негосударственного театра «Ильхом», который в
будущем году отмечает свой полувековой юбилей.
Для
новой постановки спектакля в театр пригласили российского режиссёра Александра
Плотникова, выпускника сценарно-киноведческого факультета ВГИКа и курса
режиссуры Камы Гинкаса актёрского факультета Высшей школы сценических искусств К.А. Райкина.
У А. Плотникова был опыт сотрудничества с независимыми театральными
коллективами, к тому же он сам мог писать тексты для своих спектаклей, что
позволило сообща сочинить некоторые
диалоги в новом проекте. Ныне проживающий в Ереване режиссёр хотел на ташкентской сцене воплотить
противоречивый образ Параджанова-художника, который всегда мог находить
возможности для эстетического противостояния официальной советской цензуре – по его мнению, «геноциду свободного
творчества». Близкие грузинские друзья Параджанова, среди которых были его
Муза, исполнительница Саят-Новы в фильме «Цвет граната», «прирожденная актриса»
Софико Чиаурели, композитор Гия (Георгий) Канчели, кинорежиссёры Резо
Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе и др., утверждали, что Параджанов никогда не был
диссидентом – «он был абсолютным
художником, постановщиком не только своих фильмов, но и своей жизни».
При этом он обладал высоким интеллектом, исключительной душевной щедростью и
поразительным чувством Красоты – этими неистощимыми дарами он всегда делился со
всеми окружающими его людьми в кино и в жизни. Андрей Тарковский считал
Параджанова гением, а Лиля Брик - близким другом. В его доме гостили Владимир
Высоцкий и Франсуаза Саган, Майя Плисецкая и Марчелло Мастрояни: никто из его
дома не уходил без подарка, пусть даже самого эпатажного. Непредсказуемый, с
искромётной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, он пять лет провёл
в лагерях строгого режима, за которыми последовали ещё десять лет вынужденного отрыва от профессии, творческого
простоя. И все же этот человек нашёл в себе силы вернуться к любимой профессии
и завоевать мировое признание. Вклад Параджанова в советский и мировой
кинематограф поистине неоценим.
Сергей Параджанов создавал красоту везде: в фильмах, повседневной жизни, общении с друзьями, тюремном заключении. С 17 декабря 1973 по 30 декабря 1977 года — С.И. Параджанов находился в заключении, куда этот «неудобный», конфликтный человек был отправлен по умело составленному обвинению. Команда аукциона во время представления сожгла копию несправедливого приговора под дружное одобрение зрителей, в унисон актёрам скандировавших: «Свобода есть!». На спектакле зрители не только прониклись захватывающей драматургией судьбой Параджанова, но и воочию убедились, каким несломленным он прошёл годы лагерей и лишь приумножил свой талант, как «отомстил миру любовью». Даже находясь в тюрьме, он продолжил оставаться художником. Все те замыслы, что кинорежиссёр не смог воплотить на плёнке, - он фиксировал в рисунках, текстах и даже самых обыденных вещах, к которым он прикасался. Это была форма утверждения своей исключительной свободы - именно это главное свойство художественной натуры Параджанова привлекло и вдохновило Александра Плотникова на небывалый эксперимент в виде «Свободного аукциона имени Сергея Параджанова».
Создатели спектакля - зав. постановочной частью Суннат
Игамбердиев; Команда аукциона: Ольга Володина, Борис Гафуров, Наталья
Ли, Пётр Кирюхин - решили донести до
зрителей весь драматизм судьбы художника и его самоотверженное служение
искусству, что всегда выше всех житейских обстоятельств, языком его
многочисленных поделок, воспоминаний о детстве,
театрализованной мультипостановки
сценария «Лебединое озеро. Зона» - и это им удалось сделать с большим
успехом. Зрители уже после
спектакля подходили к необычным экспонатам, примеряли их на себе и восхищались,
а больше всего изумлялись стойкости художника: как можно было так искусно из
колючей проволоки создать корону; из тюремной жести – отчеканить портреты
литераторов и полководцев; из конфетных «фантиков» собрать красочную занавеску,
отдающую серебром фольги и запахом
ванилина; написать десятки портретов заключённых и скупых пейзажей из мест
заключения простым графитом, выпустить в свет «талеры», которые
Параджанов сделал из крышек от кефирных бутылок, сидя в Лукьяновской
тюрьме? Среди художественных работ выделялся печальный автопортрет режиссёра в
технике быстрой тюремной шансон-графики, выполненный в Ладыжинской
исправительной колонии в 1976 году человеком, который в «Цвете граната»
наполнил фильм всеми цветами радости бытия, этнографичностью, психологизмом,
символизмом и аллегориями. Он отправил на волю сотни писем с гербарием,
графикой и прочими поделками, которые спасали его душу от беззащитного
уничтожения.
Когда актёры, занятые в спектакле,
развернули простыню с величественным графическим изображением двуглавого
Арарата, моё сердце ёкнуло от восторга и щемящего чувства сострадания.
Художник, опущенный судебной властью на самую низкую ступень социальной
лестницы – зэка, - крунком-журавлём, воспетым с древних времён в песнях
скитальцев-«спюрков», в своём воображении словно парил в облаках над «Кровлей
Армении» – вечно чистым и величавым Араратом. Это был полёт на свою
историческую родину длиной в целую жизнь.
Параджанов продолжал в тюрьме свои
художественные поиски: делал различные рисунки и поделки; нарисовал серии
иллюстраций «Евангелие от Пазолини» (посвятив её убитому коллеге, творчество
которого высоко ценил); «Джоконду» (интерпретации картины Леонардо да Винчи);
написал несколько новелл, легших в основу сценария фильма «Лебединое озеро.
Зона». Заключённые под руководством маэстро ставили спектакли, устраивали
концерты и выставки.
Зрители
погружаются на спектакле в совершенно новый для театральной сцены формат
постановки — спектакль-аукцион — разнообразный и яркий мир вещей, к которым
прикасались руки мастера и его сокамерников - товарищей по несчастью, для
которых ремесленничество оставалось последней отдушиной лагерного
существования. Начинается аукцион по всем современным коммерческим законам. Ольга
Володина живо демонстрирует портреты криминальных авторитетов, выполненных в
стиле «ветхозаветных апокрифов» в технике быстрой шансон-графики и настойчиво
предлагает зрителям приобрести их. Борис Гафуров предлагает купить тиару, сплетённую
из двух видов колючей проволоки и халат, похожий на узбекский чапан, сшитый из
цветастых ковриков. Наталья Ли шумно врывается в зал с эксклюзивным экземпляром
ковра из тюремных ватников, а Петр Кирюхин весело поджигает метлу для уборки
зоны, чтобы торговля шла «с огоньком». Борис Гафуров пристроил кому-то из
зрителей даже спичечный коробок с зэковскими вшами за 200 тысяч сум, так что
аукцион набирал нешуточные обороты.
Веселье неожиданно оборвалось на необычном лоте – кирпиче с дырками, который команда аукциона готова была кому-то отдать бесплатно. Сквозь эти дырки летели пули в многочисленные жертвы сталинских репрессий. В этом чёрном списке «врагов народа» оказались талантливые деятели литературы и искусства - узбекские писатели и поэты: Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат, Шакир Сулейман, Зия Саид, Усмон Насыр и др. «Набор для заключённого» также шокировал недоумевающих зрителей и служил проверкой на крепость нервов. Ещё один эпизод переворачивает сознание зрителей и обостряет их внутреннее зрение: Борис Гафуров берёт в руки жестяную баночку, приоткрывает её и читает записки из детства Сергея Параджанова, полные драматизма, в одной из которых он признаётся: «Я умер в детстве».
Драматизм спектакля накаляется, когда
актёры поднимают плакаты – «лоты о молчании» - они напомнили зрителям, что
вопреки им, Сергей Параджанов не мог никогда молчать и за это жестоко
поплатился арестами. Он был неудобен для функционеров от культуры из центрального
аппарата, готовых уничтожить его, лишь бы спокойно жить по накатанной дорожке.
Но Параджанов-художник был ешё
немного ясновидцем. Он знал, что можно забрать
всё, но «нельзя у человека отнять воображение и память». Артисты,
занятые в спектакле, малыми средствами мультипликации чудесно воспроизвели одну
из нереализованных новелл фильма «Лебединое озеро. Зона», посвящённых тюремному
заключению режиссёра, причём с участием зрителей они «сняли и поставили фильм»
в реальном времени. Это было неожиданной зрелищной находкой-изюминкой в
спектакле.
Многие
из работ Параджанова были переданы и хранятся в Доме-музее мастера в Ереване.
Другие находятся в частных собраниях. Дом-музей Сергея Параджанова в
Ереване был создан в 1988 году после первой персональной выставки в Музее
народного искусства Армении. Официально он был открыт в июне 1991 года, через
год после смерти Параджанова. В январе 1993 года в Москве состоялась первая
персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова.
«Нет пророка в своём
отечестве»: 20 декабря 2023 года Сергей Параджанов был реабилитирован
Национальной комиссией по реабилитации (Украина) по запросу Украинского
института национальной памяти. Имя Параджанова приобрело мировую известность. В
2010 году в Голливуде был основан Институт имени Сергея Параджанова и Михаила
Вартанова для изучения их творчества. Непризнанному при жизни гению посвящено
множество документальных и художественный фильм «Параджанов» (2013, реж. Елена
Фетисова и Серж Аведикян), получивший несколько международных наград и выдвинутый
на премию «Оскар». Отзывы его современников,
собратьев по духу, оживляют соборную память об опальном художнике и
кинорежиссёре:
- В кино есть
изображение, свет и реальность. Параджанов был мастером и хозяином этого храма
- Жан-Люк Годар;
- В СССР не запугать человека невозможно. Но Параджанова вёе же не
запугали. Он, пожалуй, единственный в своей стране олицетворял афоризм: «Хочешь
быть свободным — будь им» — Андрей Тарковский;
-
Наверное, кроме языка кино, предложенного Гриффитом и Эйзенштейном, мировое
кино ничего революционно нового не открыло до «Цвета граната» (Параджанова) - Михаил
Вартанов.
Белла
Ахмадуллина назвала Параджанова «самым свободным человеком самой несвободной
страны». Мультипликатор Юрий Норштейн отмечал: «Параджанов
материализовал дух. Вот ключ к пониманию работ художника». Творчеством
Параджанова также восхищались Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Микеланджело
Антониони и другие мастера мирового кинематографа.
Послушаем нашу молодёжь,
представлявшую значительную часть публики: как они восприняли спектакль?
- Меня зовут Бекзод Собиров.
Учусь я в Ташкентском экономическом университете на пятом курсе. Во время
спектакля я не мог до конца понять: это правда или художественный вымысел? Мне
очень понравилась игра актёров, музыкальное сопровождение спектакля и
драматургия спектакля: в каждый момент я не знал и гадал: «А что же будет дальше?»
В цепи эпизодических сцен мне особенно понравился театрализованный кукольный
спектакль внутри игрового спектакля – это было совершенно неожиданно и
замечательно! Историю судьбы Сергея Параджанова я пока ещё до конца не понял,
но после спектакля мне захотелось поближе и получше узнать этого кинорежиссёра
и художника.
- Меня зовут Зарнигор
Рузикулова. Я
студентка отделения китайской филологии УзГУМЯ
В театре оказалась впервые и мне было очень интересно посмотреть этот
спектакль. Для меня это было завораживающее зрелище: особенно понравилось, как
играют актёры и как они непринуждённо могут общаться со зрителями. Мне особенно
понравилось стихотворение, прозвучавшее в спектакле. Было очень интересно.
Команда аукциона
проделала экспедицию по следам опального гения и собрала уникальные предметы
авторства Сергея Параджанова и его учеников в стиле «андеграунд», противопоставляющегося
массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Организаторам аукциона
удалось даже продать несколько уникальных предметов из этого собрания зрителям,
которые не были готовы к такому повороту события и до конца спектакля
оставались под гипнозом актёров. Исполнители словно не играли, а медитировали -
то пафосно и весело шутя, а то безысходно печально изображая судьбу главного и
единственного героя этой мистерии с плохим концом на земле и бесконечным
продолжением полёта в памяти потомков в вечности. Дни художника были сочтены
из-за смертельного диагноза – рак лёгких. 17 июля 1990 года тяжелобольного
доставили на медицинском борту самолёта из Парижа на родину — правда, не в
Тбилиси, а в Ереван, где спустя три дня он скончался в республиканской больнице.
С.И. Параджанов был погребён 25 июля 1990 г. в Пантеоне героев армянского духа
парка имени Комитаса в Ереване, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и
другими деятелями искусства, литературы и науки республики.
Цитата Параджанова «Я
отомщу миру любовью» в титрах киноленты, созданной из подручных вещей на
аукционе, и его призывная речь о внутренней свободе художника в аудиозаписи в
конце спектакля звучат отповедью безразличию и конформизму: можно просто любить
антикварные вещи, а можно с их помощью менять окружающий мир. Худрук Борис
Гафуров в беседе со мной после спектакля подчеркнул, что средства на покупки
вещей зрители спектакля смогли направить на нужды общественного фонда «ONA» в
помощь женщинам и детям в трудной ситуации и приюта для бездомных животных «Hayot».
В конце спектакля в полной тишине зрительного зала звучит голос Сергея Параджанова с армянским акцентом, призывающий к свободе личности, искусства, к добру. Спектакль в «Ильхоме» убеждает, что всё равно, рано или поздно, побеждает Человек с его божественным естественным призванием и справедливость в конечном итоге торжествует над злом.: «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…» (А. Пушкин).
Гуарик Багдасарова,
искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото предоставили: театр «Ильхом» и зрители Бекзод с Зарнигор
Комментариев нет :
Отправить комментарий