среда, 1 января 2025 г.

«Свободный аукцион имени Сергея Параджанова» в театре «Ильхом» в Ташкенте

 


                          Красота спасёт мир… Ах, кабы добра! 

                            Всё было бы спасено!                                                                                                           Ф.М. Достоевский. Идиот

                                                                         ***

                                 Когда б вы знали, из какого сора                                                                                     Растут стихи, не ведая стыда,                                                                                       Как жёлтый одуванчик у забора,                                                                                       Как лопухи и лебеда…

                                       А. Ахматова. Тайны ремесла

          Театр Марка Вайля «Ильхом» в предновогодние дни во время представления «Свободного аукциона имени Сергея Параджанова» был заполнен до отказа. Премьера спектакля состоялась 24 и 25 января 2024 г. Представление было приурочено ко дню рождения основателя театра - Марка Вайля (25.01.1952- 07.09.2007). Оно было посвящено столетию Сергея Параджанова (09.01 1924 – 20.07.1990), выдающегося деятеля культуры советской эпохи с драматической судьбой, сумевшего до конца дней оставаться непобедимым борцом за свободу в искусстве, как основатель и художественный руководитель первого и единственного в Узбекистане негосударственного театра «Ильхом», который в будущем году отмечает свой полувековой юбилей.

Для новой постановки спектакля в театр пригласили российского режиссёра Александра Плотникова, выпускника сценарно-киноведческого факультета ВГИКа и курса режиссуры Камы Гинкаса актёрского факультета Высшей школы сценических искусств К.А. Райкина. У А. Плотникова был опыт сотрудничества с независимыми театральными коллективами, к тому же он сам мог писать тексты для своих спектаклей, что позволило сообща  сочинить некоторые диалоги в новом проекте. Ныне проживающий в Ереване  режиссёр хотел на ташкентской сцене воплотить противоречивый образ Параджанова-художника, который всегда мог находить возможности для эстетического противостояния официальной советской цензуре –  по его мнению, «геноциду свободного творчества». Близкие грузинские друзья Параджанова, среди которых были его Муза, исполнительница Саят-Новы в фильме «Цвет граната», «прирожденная актриса» Софико Чиаурели, композитор Гия (Георгий) Канчели,   кинорежиссёры Резо Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе и др., утверждали, что Параджанов никогда не был диссидентом – «он был абсолютным  художником, постановщиком не только своих фильмов, но и своей жизни». При этом он обладал высоким интеллектом, исключительной душевной щедростью и поразительным чувством Красоты – этими неистощимыми дарами он всегда делился со всеми окружающими его людьми в кино и в жизни. Андрей Тарковский считал Параджанова гением, а Лиля Брик - близким другом. В его доме гостили Владимир Высоцкий и Франсуаза Саган, Майя Плисецкая и Марчелло Мастрояни: никто из его дома не уходил без подарка, пусть даже самого эпатажного. Непредсказуемый, с искромётной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, он пять лет провёл в лагерях строгого режима, за которыми последовали ещё десять лет  вынужденного отрыва от профессии, творческого простоя. И все же этот человек нашёл в себе силы вернуться к любимой профессии и завоевать мировое признание. Вклад Параджанова в советский и мировой кинематограф поистине неоценим.

Сергей Параджанов создавал красоту везде: в фильмах, повседневной жизни, общении с друзьями, тюремном заключении. С 17 декабря 1973 по 30 декабря 1977 года — С.И. Параджанов находился в заключении, куда этот «неудобный», конфликтный человек был отправлен по умело составленному обвинению. Команда аукциона во время представления сожгла копию несправедливого приговора под дружное одобрение зрителей, в унисон актёрам скандировавших: «Свобода есть!». На спектакле зрители не только прониклись захватывающей драматургией судьбой Параджанова, но и воочию убедились, каким несломленным он прошёл годы лагерей и лишь приумножил свой талант, как «отомстил миру любовью». Даже находясь в тюрьме, он продолжил оставаться художником. Все те замыслы, что кинорежиссёр не смог воплотить на плёнке, - он фиксировал в рисунках, текстах и даже самых обыденных вещах, к которым он прикасался. Это была форма утверждения своей исключительной свободы - именно это главное свойство художественной натуры Параджанова привлекло и вдохновило Александра  Плотникова на небывалый эксперимент в виде «Свободного аукциона имени Сергея Параджанова».


          Создатели спектакля -  зав. постановочной частью Суннат Игамбердиев; Команда аукциона: Ольга Володина, Борис Гафуров, Наталья Ли, Пётр Кирюхин -  решили донести до зрителей весь драматизм судьбы художника и его самоотверженное служение искусству, что всегда выше всех житейских обстоятельств, языком его многочисленных поделок, воспоминаний о детстве,  театрализованной мультипостановки  сценария «Лебединое озеро. Зона» - и это им удалось сделать с большим успехом.        Зрители уже после спектакля подходили к необычным экспонатам, примеряли их на себе и восхищались, а больше всего изумлялись стойкости художника: как можно было так искусно из колючей проволоки создать корону; из тюремной жести – отчеканить портреты литераторов и полководцев; из конфетных «фантиков» собрать красочную занавеску, отдающую серебром фольги и  запахом ванилина; написать десятки портретов заключённых и скупых пейзажей из мест заключения простым графитом, выпустить в свет  «талеры», которые Параджанов сделал из крышек от кефирных бутылок, сидя в Лукьяновской тюрьме? Среди художественных работ выделялся печальный автопортрет режиссёра в технике быстрой тюремной шансон-графики, выполненный в Ладыжинской исправительной колонии в 1976 году человеком, который в «Цвете граната» наполнил фильм всеми цветами радости бытия, этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Он отправил на волю сотни писем с гербарием, графикой и прочими поделками, которые спасали его душу от беззащитного уничтожения.

     Когда актёры, занятые в спектакле, развернули простыню с величественным графическим изображением двуглавого Арарата, моё сердце ёкнуло от восторга и щемящего чувства сострадания. Художник, опущенный судебной властью на самую низкую ступень социальной лестницы – зэка, - крунком-журавлём, воспетым с древних времён в песнях скитальцев-«спюрков», в своём воображении словно парил в облаках над «Кровлей Армении» – вечно чистым и величавым Араратом. Это был полёт на свою историческую родину длиной в целую жизнь.

     Параджанов продолжал в тюрьме свои художественные поиски: делал различные рисунки и поделки; нарисовал серии иллюстраций «Евангелие от Пазолини» (посвятив её убитому коллеге, творчество которого высоко ценил); «Джоконду» (интерпретации картины Леонардо да Винчи); написал несколько новелл, легших в основу сценария фильма «Лебединое озеро. Зона». Заключённые под руководством маэстро ставили спектакли, устраивали концерты и выставки.

Зрители погружаются на спектакле в совершенно новый для театральной сцены формат постановки — спектакль-аукцион — разнообразный и яркий мир вещей, к которым прикасались руки мастера и его сокамерников - товарищей по несчастью, для которых ремесленничество оставалось последней отдушиной лагерного существования. Начинается аукцион по всем современным коммерческим законам. Ольга Володина живо демонстрирует портреты криминальных авторитетов, выполненных в стиле «ветхозаветных апокрифов» в технике быстрой шансон-графики и настойчиво предлагает зрителям приобрести их. Борис Гафуров предлагает купить тиару, сплетённую из двух видов колючей проволоки и халат, похожий на узбекский чапан, сшитый из цветастых ковриков. Наталья Ли шумно врывается в зал с эксклюзивным экземпляром ковра из тюремных ватников, а Петр Кирюхин весело поджигает метлу для уборки зоны, чтобы торговля шла «с огоньком». Борис Гафуров пристроил кому-то из зрителей даже спичечный коробок с зэковскими вшами за 200 тысяч сум, так что аукцион набирал нешуточные обороты.

Веселье неожиданно оборвалось на необычном лоте – кирпиче с дырками, который команда аукциона готова была кому-то отдать бесплатно. Сквозь эти дырки летели пули в многочисленные жертвы сталинских репрессий. В этом чёрном списке «врагов народа» оказались талантливые деятели литературы и искусства - узбекские писатели и поэты: Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат,  Шакир Сулейман, Зия Саид, Усмон Насыр и др. «Набор для заключённого» также шокировал недоумевающих зрителей и служил проверкой на  крепость нервов. Ещё один эпизод переворачивает сознание зрителей и обостряет их внутреннее зрение: Борис Гафуров берёт в руки жестяную баночку, приоткрывает её и читает записки из детства Сергея Параджанова, полные драматизма, в одной из которых он признаётся: «Я умер в детстве».



          Драматизм спектакля накаляется, когда актёры поднимают плакаты – «лоты о молчании» - они напомнили зрителям, что вопреки им, Сергей Параджанов не мог никогда молчать и за это жестоко поплатился арестами. Он был неудобен для функционеров от культуры из центрального аппарата, готовых уничтожить его, лишь бы спокойно жить по накатанной дорожке. Но  Параджанов-художник был ешё немного  ясновидцем. Он знал, что можно забрать всё, но «нельзя у человека отнять воображение и память». Артисты, занятые в спектакле, малыми средствами мультипликации чудесно воспроизвели одну из нереализованных новелл фильма «Лебединое озеро. Зона», посвящённых тюремному заключению режиссёра, причём с участием зрителей они «сняли и поставили фильм» в реальном времени. Это было неожиданной зрелищной находкой-изюминкой в спектакле.

Многие из работ Параджанова были переданы и хранятся в Доме-музее мастера в Ереване. Другие находятся в частных собраниях. Дом-музей Сергея Параджанова в Ереване был создан в 1988 году после первой персональной выставки в Музее народного искусства Армении. Официально он был открыт в июне 1991 года, через год после смерти Параджанова. В январе 1993 года в Москве состоялась первая персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова.

«Нет пророка в своём отечестве»: 20 декабря 2023 года Сергей Параджанов был реабилитирован Национальной комиссией по реабилитации (Украина) по запросу Украинского института национальной памяти. Имя Параджанова приобрело мировую известность. В 2010 году в Голливуде был основан Институт имени Сергея Параджанова и Михаила Вартанова для изучения их творчества. Непризнанному при жизни гению посвящено множество документальных и художественный фильм «Параджанов» (2013, реж. Елена Фетисова и Серж Аведикян), получивший несколько международных наград и выдвинутый на премию «Оскар». Отзывы его  современников, собратьев по духу, оживляют соборную память об опальном художнике и кинорежиссёре:

- В кино есть изображение, свет и реальность. Параджанов был мастером и хозяином этого храма - Жан-Люк Годар;

     - В СССР не запугать человека невозможно. Но Параджанова вёе же не запугали. Он, пожалуй, единственный в своей стране олицетворял афоризм: «Хочешь быть свободным — будь им» — Андрей Тарковский;

   - Наверное, кроме языка кино, предложенного Гриффитом и Эйзенштейном, мировое кино ничего революционно нового не открыло до «Цвета граната» (Параджанова) - Михаил Вартанов.

Белла Ахмадуллина назвала Параджанова «самым свободным человеком самой несвободной страны». Мультипликатор Юрий Норштейн отмечал: «Параджанов материализовал дух. Вот ключ к пониманию работ художника». Творчеством Параджанова также восхищались Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Микеланджело Антониони и другие мастера мирового кинематографа.

Послушаем нашу молодёжь, представлявшую значительную часть публики: как они восприняли спектакль?

- Меня зовут Бекзод Собиров. Учусь я в Ташкентском экономическом университете на пятом курсе. Во время спектакля я не мог до конца понять: это правда или художественный вымысел? Мне очень понравилась игра актёров, музыкальное сопровождение спектакля и драматургия спектакля: в каждый момент я не знал и гадал: «А что же будет дальше?» В цепи эпизодических сцен мне особенно понравился театрализованный кукольный спектакль внутри игрового спектакля – это было совершенно неожиданно и замечательно! Историю судьбы Сергея Параджанова я пока ещё до конца не понял, но после спектакля мне захотелось поближе и получше узнать этого кинорежиссёра и художника.

- Меня зовут Зарнигор Рузикулова.  Я студентка отделения китайской филологии УзГУМЯ  В театре оказалась впервые и мне было очень интересно посмотреть этот спектакль. Для меня это было завораживающее зрелище: особенно понравилось, как играют актёры и как они непринуждённо могут общаться со зрителями. Мне особенно понравилось стихотворение, прозвучавшее в спектакле. Было очень интересно.  

Команда аукциона проделала экспедицию по следам опального гения и собрала уникальные предметы авторства Сергея Параджанова и его учеников в стиле «андеграунд», противопоставляющегося массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Организаторам аукциона удалось даже продать несколько уникальных предметов из этого собрания зрителям, которые не были готовы к такому повороту события и до конца спектакля оставались под гипнозом актёров. Исполнители словно не играли, а медитировали - то пафосно и весело шутя, а то безысходно печально изображая судьбу главного и единственного героя этой мистерии с плохим концом на земле и бесконечным продолжением полёта в памяти потомков в вечности. Дни художника были сочтены из-за смертельного диагноза – рак лёгких. 17 июля 1990 года тяжелобольного доставили на медицинском борту самолёта из Парижа на родину — правда, не в Тбилиси, а в Ереван, где спустя три дня он скончался в республиканской больнице. С.И. Параджанов был погребён 25 июля 1990 г. в Пантеоне героев армянского духа парка имени Комитаса в Ереване, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.

Цитата Параджанова «Я отомщу миру любовью» в титрах киноленты, созданной из подручных вещей на аукционе, и его призывная речь о внутренней свободе художника в аудиозаписи в конце спектакля звучат отповедью безразличию и конформизму: можно просто любить антикварные вещи, а можно с их помощью менять окружающий мир. Худрук Борис Гафуров в беседе со мной после спектакля подчеркнул, что средства на покупки вещей зрители спектакля смогли направить на нужды общественного фонда «ONA» в помощь женщинам и детям в трудной ситуации и приюта для бездомных животных «Hayot».

В конце спектакля в полной тишине зрительного зала звучит голос Сергея Параджанова с армянским акцентом, призывающий к свободе личности, искусства, к добру. Спектакль в «Ильхоме» убеждает, что всё равно, рано или поздно, побеждает Человек с его божественным естественным призванием и справедливость в конечном итоге торжествует над злом.: «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…» (А. Пушкин).

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото предоставили: театр «Ильхом» и зрители Бекзод с Зарнигор

Комментариев нет :

Отправить комментарий