воскресенье, 2 марта 2025 г.

Аркадий Григорьянц: «Армяне в Средней Азии» и наше историко-культурное наследие

 




 

Мы продолжаемся не только в наших детях.

Наследников идей он смог усыновить.

                                                         Г. Багдасарова

 

 

       У каждого поколения есть свои кумиры и герои. Сегодня, когда общество, в целом, испытывает идеологический вакуум и нравственный кризис переходного периода социально-экономического развития страны, мы хотим вспомнить тех, кто, действительно, заслужил светлую память в нашей истории. В этом году 25 мая исполняется 110 лет со дня рождения одного из первых исследователей переселения армян в Туркестанский край, автора монографии «Армяне в Средней Азии». Армянская диаспора Узбекистана 25.05.15 торжественно отметила столетний юбилей первого председателя Армянского национального культурного центра Аркадия Агалумовича Григорьянца (1915-1998). В тот памятный день правление  АНКЦ РУз во главе с председателем Мартином Вараздатовичем Сетяном,  правление ТАКЦ во главе с председателем Каринэ Меликовной  Мартиросян, священник Армянской апостольской церкви святого Филиппа отец Гарник и  представители  национальной диаспоры вместе с сыновьями Аркадия Агалумовича  – Александром и Алексеем Григорьянцами посетили  на Боткинском кладбище  в узбекской столице могилу Человека, широко известного не только  академическим кругам  страны и ближнего зарубежья, но и очевидцам создания Армянского культурного центра в Ташкенте.

         Историк А.А. Григорьянц - один из первых исследователей переселения армян в Туркестанский край - в своей монографии «Армяне в Средней Азии» (Ереван, 2004.) показал широкое участие и вклад армян-переселенцев в социально-экономическую и общественно-политическую, а также культурную жизнь края со второй половины XIX в. по 1917 г.  Этот исторический отрезок был переломным этапом в экономической и политической жизни, знаменовавшим присоединение Средней Азии к России, зарождение и развитие новых общественных отношений.



         Видные деятели науки и культуры, прибывшие в Среднюю Азию, -

П.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.А. Обручев, И.В. Мушкетов, Н.А. Северцов, А.П. Федченко, В.Ф. Ошанин, В.В. Бартольд, Н.И. Веселовский,

А.И. Шахназаров, С.И. Гулишамбаров, С.А. Мелик-Саркисян и другие - внесли большой вклад в изучение истории и культуры края. В Ташкенте были основаны астрономическая обсерватория (1873 г.), публичная библиотека (1879 г.), музей, ботанический сад, больница. Началось изучение природного богатства края, растительного, животного мира, а также изучение хозяйства, быта, языков, культурных памятников истории народов  Средней Азии. Велико было влияние русской передовой общественной мысли, литературы на представителей местной интеллигенции. У народов Средней Азии появились прогрессивные писатели-просветители – Дониш,  Айни, Мукими, Фуркат,  Хамза, Завки, Махтумкули, Токтогул, Модо и др.  А.А. Григорьянц, совершая поездки по Средней Азии, собрал обширный архивный материал и «живые» рассказы очевидцев. В своей книге он использовал путевые заметки, информацию из периодической печати, свои личные воспоминания, неопубликованные материалы из фондов Ленинградского государственного, Узбекского, Туркменского республиканских архивов, а также архивные материалы городов Средней Азии – Ашхабада, Кызыл-Арвата, Красноводска, Мары. Чарджоу, Самарканда, Коканда, Андижана, Ферганы. Ташкента.  В государственных архивах среднеазиатских республик бережно хранятся разнообразные документы, характеризующие экономическую, социально-политическую и культурную жизнь армян в крае. Они знакомят с историей дружественных связей двух народов и свидетельствуют о стремлении армянского и среднеазиатских народов к сближению на протяжении многих веков.  Книга «Армяне в Средней Азии» в настоящее время  представляет собой историко-культурологический раритет, потому что её автор  впервые ввёл в научный оборот подавляющее большинство архивных материалов.

         В силу сложившихся неблагоприятных исторических, экономических и политических причин, армяне переселялись из родных краёв во многие страны мира, в том числе и в Среднюю Азию. Сведения, основанные на письменных источниках и археологических находках, свидетельствуют о давних исторических связях между народами Закавказья и Средней Азии. Первые переселения армян в Среднюю Азию относятся к древним временам (599 г.) по свидетельству историка Себеоса (VII в.).

     Вторая волна эмиграции связана с нашествием монголов, покоривших Армению. Монгольское иго тяготело над Арменией до середины  XIV в. Особенно много армян прибыло в регион во время правления Амира Тимура (1336-1405) после его военного похода в Армению. В 1386 г. войска Тимура (Тамерлана) через Тавриз вторглись в Армению, опустошили Нахичеван, Сюник, Араратскую область, затем Васпуракан и осадили город Ван. Они угнали в Самарканд мужчин, женщин и детей. Во время второго нашествия  Тамерлана из юго-западной Армении в Самарканд было угнано почти всё население. Вместе с пленными армянами был священник  Карапет Джугаеци – духовный покровитель пленных. Впоследствии он  стал епископом христиан, угнанных в империю Амира Тимура - Мавераннахр. Небольшая часть армян была обращена в ислам, однако большинство оказало сильное сопротивление и осталось христианами армяно-григорианского толка. В XIV в. на окраинах Средней Азии и даже на китайской границе были распространены армянские поселения.

В начале  XVI в. Армения становится ареной войн между Османской Турцией с запада и Ираном с востока. Так продолжалось до 1555 г., когда между Турцией и Ираном был заключён мир, и Армения  была разделена между этими государствами: началась тяжёлая мрачная эпоха для армян под двойным гнётом турецкого и персидского господства. В середине XVI в. при Тимуридах беженцы армяне из Мазандарана, перебравшиеся через Афганистан в Среднюю Азию, снова создают здесь свои колонии. Обосновавшись в Средней Азии, армяне ведут торговлю с Ираном и Китаем.

       Массовый приезд армян в Туркестан наблюдается в конце XIX- начале ХХ вв. после присоединения Средней Азии к России в 1895 году. В конце  XIX столетия после присоединения Восточной Армении к Российской империи (1828) началось интенсивное строительство железных дорог: Тифлис - Эривань, а также в ноябре 1880 г. -  Закаспийской железной дороги. Металлическая артерия  новой жизни через Кзыл-Арват и Асхабад  была доведена до  Самарканда, и 15 мая 1888 г. сюда пришёл первый поезд. В 1889 году железная дорога прошла через Мары до Кушки, а в 1899 г. – до Ташкента и Андижана. Теперь путь от Ташкента до Оренбурга занимал двое суток, а до Москвы – четверо суток. Это связало Среднюю Азию с центральными районами России, сделав её неразрывной частью общероссийского рынка. Средняя Азия отныне вышла на мировой рынок – необходимое условие всякого промышленного развития. Рост городов ускорял процесс промышленного и торгового развития Средней Азии, которая подобно Кавказу, втягивалась русским капитализмом в мировое товарное обращение. Армяне, участвовавшие в строительстве железной дороги, селились на всём её протяжении – Чарджоу, Бухаре, Самарканде, Ашхабаде, Ташкенте.



     Новая волна армян-мигрантов из Армении (Зангезур) и Нагорного Карабаха попала в Узбекистан на гребне революции, спасаясь от преследования турок-сельджуков и последующего геноцида 1914-1918 гг.  в Турции. Большинство вынужденных «спюрков»-скитальцев осталось навсегда в разных уголках Узбекистана – Андижане, Чирчике, Фергане. Коканде, Ташкенте. Одной из основных сфер деятельности поселившихся в Средней Азии армян являлись подрядные работы по строительству различных сложных объектов и по заготовке строительных материалов. Армяне были прекрасными каменщиками, каменотёсами, плотниками, кровельщиками, т.к. на своей родине – в Зангезуре и Карабахе – они также строили свои жилища из камня. Армяне строили дома, мосты, мастерские, вокзалы, стрелочные будки, пассажирские платформы, навесы, мостовые из булыжного камня. Так, на строительстве деревянного моста через реку Аму-Дарью у г. Чарджоу работали многие армяне. За 1899 -1901 гг. на его месте построили железный мост. На   этом и других подобных сооружениях, - сказано в обзоре Самаркандской области, - работало 400 человек русских,  3500 человек местных национальностей, 150 персов и 75 армян. Все армяне были каменотёсами и каменщиками. Эти данные приводит в своей книге «Армяне в Средней Азии» А. Григорьянц[1].

         В начале XX в., - отмечает автор, - стали бурно развиваться армянский театр и музыка, что было связано с возросшими духовными потребностями пришлого населения и его ностальгией. Первое сообщение о состоявшемся спектакле  «Карабахский астролог»  по драме П. Зубова с участием известных артистов Азнива и Андраника Согомонянов в Ашхабаде относится к 12 августа 1900 г. В этом городе часто выступали драматические и оперные артисты из Закавказья. В 1908 г. армянская труппа артистов, возглавляемая  Ованесом Абеляном, Сирануш и Арменом Арменянами, поддерживаемая Бакинским армянским культурным товариществом, гастролировала по Закаспийской области: Красноводске, Ашхабаде, Мерве. Искусство следовало за армянами по мере их продвижения на восток. В 1915 г. в Самарканде гастролировала труппа И. Восканяна с популярной пьесой «Хент» по роману Раффи (Акоп Мелик-Акопян) из истории русско-турецкой войны 1877-78 гг. Приезжие артисты ратовали за народное искусство и всячески поощряли самодеятельные ансамбли песни и танца, хор, чтецов, вокалистов. Уже в начале ХХ в. армянская музыка органично вливается в культурную жизнь армян в Туркестане. Кстати, эта армянская музыкальная традиция сохраняется и в наши дни.

Любители музыки помнят праздничный  концерт  в Государственном академическом Большом театре имени  Алишера Навои, прошедший  в 2009 году под эгидой «Две золотые ветви искусства», посвящённый  дружбе двух выдающихся композиторов  — Мухтара Ашрафи и Арама Хачатуряна. Любители классики надолго запомнили первый концерт из произведений старинного духовного армянского вокально-хорового искусства в Органном зале ГКУз  29.06.14, в программе которого звучали произведения Комитаса, М. Екмаляна и Д. Еражишта. Концерт духовной музыки и поэзии двух мировых гениев – композитора Согомона Согомоняна (Комитаса) и поэта Ованеса Туманяна  17.12.19 там же приобщил ташкентцев к высотам духовной культуры, признанной во всём мире. В преддверии Нового 2025 г. в ДКЖ  по инициативе Армянского национального культурного центра Узбекистана состоялся праздничный концерт популярной музыки и песни. С приветствием в адрес членов общины и гостей обратился председатель правления Армянского национального культурного центра Узбекистана Роман Эдуардович Аветисов. Ведущим новогодней программы выступил бессменный организатор концертов популярной армянской музыки Павел Иваньян. Благодарными зрителями, как всегда, были представители всего интерсообщества страны, связанные общей историей Малой Родины и многолетней нерушимой дружбой.

 

                  На Малой родине[2]

 Проблема существования есть проблема воссоединения человека с некоторой его Первородиной, иначе называемой раем, золотым веком, или, как у Пруста, известной родиной художника. 

                                  Мераб Мамардашвили[3]

Армяне – потомки не истреблённых,

выживших жертв геноцида!

Шли мы пустыней, проливом Кара-Бугаз

и морем Азовским, чтобы причалить

к Центральной Азии, ставшей Малой родиной.

Здесь мы заново обрели самих себя

 и нашу собирательную память.

Звучат народные армянские песни

и карабахские пляски на земле узбекской.

«Несмолкаемая колокольня» Паруйра Севака

 и «Гимн человеку» Геворга Эмина 

Учат смыслу жизни в ней самой:

без выгоды привычной и корысти –

Быть людям, камню, воде полезным

 – без свидетелей и безвозмездно.

Каждый год мы приходим в молельный дом

в апрельский яркий солнечный день

почтить память жертв геноцида 1915 года,

всех армян из сел и городов Киликии,

Анатолии и Междуречья по дороге смерти

погибших в аравийских пустынях Тер-Зор,

ставших братской могилой тысяч армян.

Наши соотечественники идут к памятнику

Цицернакаберд – 44-метровой расколотой стеле –

Символу разделённого надвое единого народа.

Здесь ладаном над вечным огнём

звучит скорбная мелодия Комитаса.

«Скорбные песнопения» Нарекаци

 молитвой покаяния проносятся над нами:

«Я – жизнь из мУки, я – сила из мУки, 

                                   я – слава из мУки.

Приди к моей душе и знай, что ты пришёл к себе».

Древний крест «Хачкар» с развалин Звартноца

 - в церковном дворе - вечное древо жизни

 распустило гроздья винограда на каменной лозе.

Сердце скитальца на «Малой родине» страдало,

но окончательно не окаменело.

В XXI веке оно восстаёт, трусливо молчит

и скорбит по погибшим.

Из века в век, из крови в кровь

струится память поколений –

Из песни, что веками пели,

с пергаментов старинных манускриптов -

Горечь прошлого и нашей были –

слезой скатилась – морем разлилась.

Гуарик Багдасарова. Ташкент, 24.04.15

 


         Среднеазиатские армяне, - делает вывод в своей книге А. Григорьянц, - как пришлый элемент, освоившись в Туркестане, за короткий срок влились в социально- экономическую и общественно-политическую жизнь местного народа, вели не только промышленно-производственную, торгово-хозяйственную и строительную деятельность, но и создали свою культуру в крае. Армяне-поселенцы в немалой степени способствовали развитию промышленности, сельского хозяйства и торговли в Средней Азии. В области культуры и науки их деятельность не ограничивалась открытием национальных школ, культурных учреждений, самодеятельных театральных трупп, благотворительных обществ.  Армяне помогали развитию  здравоохранения края, способствовали  изучению и освоению естественных богатств, ирригации и мелиорации необъятных  просторов Туркестана. Трудясь бок о бок с русскими, узбеками, таджиками, туркменами, киргизами, украинцами, евреями и другими народами, армяне внесли свой вклад в строительство новой социалистической жизни края. Сбылись пророческие слова русского поэта и переводчика Сергея Городецкого, влюблённого в Армению, как многие другие его соотечественники - В. Брюсов, А. Блок,

А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам:

 

Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью

И воскресенья весть услышать над тобой.

Армения, звенящая огнём и кровью,                                             

Армения, не побеждённая судьбой!

Сергей Городецкий, 16 апреля 1916 г.


Сегодня мы не должны забывать, что в результате величайших преобразований среднеазиатские советские республики в составе СССР  создали высокоразвитую  промышленность, социалистическое сельское хозяйство, передовые науку и культуру. За короткий исторический срок в прошлом феодальный край в корне изменил свой социальный облик. В этот общий подъём края свою скромную лепту внесли армяне, проживающие в Средней Азии. Армянские историки издали немало трудов по проблемам развития и упрочения, общения и сближения армянского и русского народов, а также армянских колоний в России. Однако все они в своих трудах лишь вскольз упоминают об армянах Средней Азии. Между тем, по мнению кандидата исторических наук А.А.  Григорьянца, армяне, поселившись в Туркестане, оставили заметный след в экономической, политической и культурной жизни народов Средней (Центральной) Азии. Монография А.А. Григорьянца не утратила своё значение и сегодня. Современная  историография нуждается не только в подобном исследовании, но и в её продолжении, о чём мечтал, но не успел осуществить свой проект Аркадий Агалумович Григорьянц. В настоящее время, по официальным данным, в Узбекистане проживает около 80 000 армян. Армяне, в основном,  сосредоточены в городах: Ташкенте (50 000) и Самарканде (25 000). Быть может, они ожидают своего летописца нового времени...

         


       Великие Луки. Аркадий Григорьянц у памятника Герою Советского Союза  Александру Матросову, Политработник Аркадий Агалумович в 1942 г. вручал комсомольский билет выпускнику  Краснохолмского военно-политического училища  курсанту Александру Матросову.Великие Луки. Аркадий Григорьянц у памятника Герою Советского Союза  Александру Матросову, Политработник Аркадий Агалумович в 1942 г. вручал комсомольский билет выпускнику  Краснохолмского военно-политического училища  курсанту Александру Матросову.

      Герой Советского Союза, Гвардии рядовой Александр Матросов похоронен в городе Великие Луки, где установлен ему памятник. В послевоенные годы А.А. Григорьянца приглашали на родину Героя Советского Союза и место его гибели, где были ему установлены памятник  и мемориальная доска, увековечившие подвиг молодого отважного бойца, который пробыл на фронте всего три дня. А.А.  Григорьянц мечтал написать книгу о подвиге А. Матросова и даже сделал наброски к ней: «Безумству храбрых поем мы песню…» После демобилизации А.А. Григорьянц работал на руководящих должностях, занимался развитием промышленности и сельского хозяйства в андижанской и ташкентской областях, работал директором средней школы № 148  в Ташкенте, всячески помогал  матери Анаит, сёстрам Валентине и Розе, братьям Ашоту и Араму - материально и морально – оставаться всегда на передовой в общественном строю.

Наше историко-культурное наследие вершат люди, которые волей судьбы были рядом с нами и остались в наших сердцах. Мы должны их помнить и рассказывать о них нашим детям и внукам, ведь в народной соборной памяти заключается духовное единство нашего многонационального общества и преемственность поколений, устремлённых в счастливое будущее под мирным азиатским небом.

 Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 Фото из семейного архива

 

 

 



[1] Указ соч. С. 58

[2] 24 апреля 2015 г. – столетие геноцида армян отмечали в Москве, Ташкенте, Новосибирске и других мегаполисах мира.

[3] Психологическая топология пути. – СПб, 1997.

Комментариев нет :

Отправить комментарий