Вечером 24 мая
в Литературном музее Сергея Есенина состоялся концерт, посвящённый творчеству поэта, прозаика, киносценариста, основоположника авторской песни Булата
Шалвовича Oкуджавы
( 9 мая 1924 - 12 июня 1997).
Ведущий литературно-музыкальной программы лауреат
конкурса «Пушкин в Британии» 2007
г . Баходыр Ахмедов, участники: поэт Николай
Ильин, зав. каф. зарубежной литературы и филологии НУУ имени М. Улугбека Артур Попов, барды Ширин Курбанова
и Фархад Юнусов донесли до
слушателей в полном объёме стихотворное и песенное «болеутоляющее» самовыражение «камертона «золотой эпохи»
шестидесятников», как назвал Бах Ахмедов
Булата Окуджаву.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье
партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В
1934 переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым
секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома. В 1937 родители
арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава
возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940
переехал к родственникам в Тбилиси.
В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим
сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны -
токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней
школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном
дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский
фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г.
Моздок. В 1945 Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.
Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический
факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания
университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне
Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из
средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным
сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".
В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву.
Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал
редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим
отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и
целиком посвящает себя свободному творческому труду.
Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по
образованию. Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава, музыкант, композитор.
Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Скончался 12
июня 1997 после краткой тяжелой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском
кладбище в Москве.
Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы
было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец
РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались
и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджавы регулярно появлялись на
страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его
стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник
Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во
многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и
других городах.
Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у
него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Впервые пробует
себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета
создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь,
гори..."). С 1956 Окуджава одним из первых начинает выступать как автор
стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя
внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве
широкую популярность. Записи песен Окуджавы разошлись по стране в тысячах
экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных
программах, в теле- и радиопередачах. Первый профессионально записанный диск
вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно
позже вышли диски в СССР.
Так возник современный монотеатр, в котором
автор должен выполнять одновременно роли поэта, композитора и исполнителя. В
современной интерпретации это получило название «шансон» именно потому, что
традиции подобных явлений восходят к французским шансонье. Впрочем, красивейшие
русские романсы не могли не наложить отпечаток на авторскую песню. Впрочем,
движение авторской песни постепенно приобрело массовый характер, что
способствовало понижению общего уровня этой культуры. Тем не менее, был и
недолгий «золотой век», который подарил нам массу талантов, достигших вершин,
недостижимых для их последователей. Ярчайшим примером подобного дарования стал
Булат Шалвович Окуджава.
В настоящее время в Государственном
литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы,
насчитывающий свыше 280 единиц хранения, что составляет 160 часов звучания.
На стихи Окуджавы пишут музыку
профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы
"Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось
содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля",
"Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная
песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).
Первое нотное издание песен Б.Окуджавы,
известное нам, вышло в Кракове в 1970 (повторные тиражи были и в более поздние
годы). Музыковед В.Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР,
а уехав в США, выпустил его там. В 1989 вышел большой сборник песен у нас. Отдельные песни публиковались
многократно в массовых сборниках песен.
Начиная с 1960-х гг. Окуджава много
работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы"
опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр"
(отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым
пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку
сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме. Пётр
Тодоровский снял фильм по мотивам этой повести, получивший признание не только
в Союзе, но и в Европе.
В последующие годы Окуджава постоянно
пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей
мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также
роман "Упраздненный театр" (1993), получивший в 1994 Международную
премию Букера как лучший роман года на русском языке.
В середине 60-х годов - после града
уничижительных статей с издевательскими заголовками «Цена шумного успеха»,
«Ловцы дешёвой славы» - он перестал писать песни и выступать с ними и целиком
ушёл в работу над исторической прозой. За это время им был написан роман о
декабристах «Бедный Авросимов» и сатирическая повесть «похождения Шипова»,
связанная с одним из эпизодов жизни Льва Толстого.
В 1970--80 гг. отдельными изданиями
вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969)
о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения
Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом
материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (ч. 1.
1976; ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).
Справедливости ради, надо сказать, что
эти книги заинтересовали и читателей, и
критику, но они не имели и десятой доли того успеха, который несколько лет
назад принесли их автору его песни. Позже он не раз говорил, что одним из самых счастливых дней своей
жизни считает тот, когда обнаружил, что может писать песни. Ему было тогда уже
за «тридцать».
Но ведь это произошло не случайно.
Судьба человека, никогда не учившегося музыке, оказалась интенсивно насыщенной
разнообразными музыкальными и звуковыми впечатлениями.
….В раннем детстве месяцами живя то в
Москве с родителями, то в Грузии с бабушкой-армянкой, мальчик говорил
по-армянски и по-грузински. Потом случилось так, что долгие годы ни
по-армянски, ни по-грузински говорить не приходилось. Знание слов и грамматики
ушло, но чувство этих звучных языков осталось в глубине памяти, там же, где
запечатлелось грузинское многоголосие, пение, как плач, народного армянского
духового инструмента дудука, протяжные
русские народные песни, слышанные в раннем детстве от московской няни,
«своеобразная музыка арбатского двора».
В середине 50-х годов он познакомился с
большим знатоком русских частушек В. Боковым, который пел Окуджаве под
аккомпанемент балалайки свои частушки, каждая десятая из которых была
гениальной.
В Тбилисском театре он переслушал все
оперные постановки, будучи студентом филологического факультета Тбилисского университета.
Тогда же в студенческие годы его
знакомый, игравший на мандалине, обучил его «трём гитарным аккордам», позднее
кто-то его научил ещё трём – так всё и начиналось. Поэтому сам автор с трудом
мог установить хронологию ранних песен, но уже к 1959 году он пел около трёх
десятков своих произведений: из «московского цикла», песни о войне и другие о «комиссарах
в пыльных шлемах». Они отличались от официальных гимнов и эстрадных песен тем,
что в них было органичное единство стихов, музыки и исполнения, что принесло им
лавинообразный успех не только в нашей стране, но и за рубежом. Выступления
Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии,
Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции,
Югославии, Японии. Произведения Окуджавы переведены на множество языков и
изданы во многих странах мира.
Потом наступает длительная пауза. За
вторую половину 60-гг. родилось только
5-6 песен, но зато каких: «Грузинская песня», «Старинная студенческая»,
«Мы за ценой не постоим» для кинофильма «Белорусский вокзал», ставшая одним из
главных действующих лиц фильма.
С середины 1960-х гг. Окуджава выступает
как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в
50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на
его музыку. Порой Окуджава снимался сам. Самые известные киносценарии:
"Верность" (1965; в
соавторстве с П. Тодоровским; Постановка: Одесская киностудия, 1965); "Женя,
Женечка и "катюша"" (1967; в соавторстве с В. Мотылем;
Постановка: Ленфильм, 1967); "Частная жизнь Александра Сергеича, или
Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
"Мы любили Мельпомену..." (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм
не поставлен).
По пьесе Окуджавы "Глоток
свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены
драматические спектакли: "Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск,
ТЮЗ им. Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980;
Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986); "Мерси, или старинный
водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974); "Будь здоров, школяр" (Л.,
ТЮЗ, 1980);
"Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988).
"Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988).
Литературно-музыкальный вечер в музее С. Есенина ещё раз
продемонстрировал нам целый художественный мир Б. Окуджавы, подобный
«Гринландии» А. Грина: он радостно принимает тебя, лечит, радует, успокаивает. Музыка
укрепляет воздействие поэзии. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом
развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств.
Концерт эстрадного артиста - это всегда «шоу», показ. Творческий вечер автора –
это, прежде всего, форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии. Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть,
трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих
трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души.
Большинство песен Б. Окуджавы, внешне бесхитростные, глубокие изнутри.
Окуджава внушает нам простые истины о
любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии без тени дидактизма, но
всегда с улыбкой: «Давайте понимать друг
друга с полуслова» или иногда с привкусом грусти и горечи: «Тем более, что жизнь короткая такая…».
Эти песни уже вошли «в состав нашей души» (Э. Рязанов).
«Концерт Булата Окуджавы в Литературном музее Сергея
Есенина органично продолжил празднование Дня славянских просветителей в Ташкенте» - в конце вечера заметила директор Общественного клуба-музея А.Ахматовой А.В. Маркевич и поблагодарила его организаторов и участников – проводников в сегодняшний день песен Булата, служащих подлинному человеческому общению.
Есенина органично продолжил празднование Дня славянских просветителей в Ташкенте» - в конце вечера заметила директор Общественного клуба-музея А.Ахматовой А.В. Маркевич и поблагодарила его организаторов и участников – проводников в сегодняшний день песен Булата, служащих подлинному человеческому общению.
Гуарик
Багдасарова,
http://guarik-guhar.blogspot.com
Творчество Булата Окуджавы - это огромный мир. И чтобы понять его до конца. не хватит жизни. Потому что это - эпоха. не нужно искать ключ к ее разгадке, нужно с упоением слушать музыку и стихи. и тогда все станет ясно.
ОтветитьУдалитьАлександр Евсеев.