Спустя 190 дней вынужденного карантина
артисты ГАБТ им. А. Навои, наконец-то, встретились с ташкентскими зрителями и
гостями узбекской столицы на гала-концертах 19 и 20 сентября 2020 года в честь
открытия 91-го театрального сезона. Эти концерты были посвящены доблести героев
борьбы с коронавирусом.
Волнение,
привычная суета, непринуждённое общение, предвкушение праздника охватило
зрителей уже в фойе Большого театра, где служители Мельпомены охотно делились
своими размышлениями с журналистами и первыми посетителями храма искусств. Вот
что рассказал художественный руководитель ГАБТ им. А. Навои и по
совместительству дирижёр камерного оркестра «Туркестон» Государственной филармонии
Узбекистана, заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Сарварович
Азимов в эксклюзивном интервью сайту «Культура.Уз» на вопросы
корреспондента:
-
Как жил коллектив театра в течение карантина?
-
На карантине мы потеряли двух выдающихся мастеров узбекского искусства. Это
заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии, замечательный композитор и
дирижер Анвар Эргашев, с чьей смертью трудно смириться. В расцвете сил
ушёл главный художник театра, очень талантливый человек, ученик Георгия Брима, Зубайдулло
Батыров, который очень много сделал красочных современных декораций к балетным
и оперным постановкам для нашего театра, которые ещё много лет будут радовать
зрителей.
Предстоящий
Гала-концерт – это наш кратчайший и очень ответственный путь к зрителям после
долгой разлуки. Мы были на удалении в течение более шести месяцев. Это,
действительно, очень сложно, потому что артисты в режиме on-line
не видят живой непосредственной реакции зрителей на любое их действие – это во-
первых.
Во-вторых,
бесследно этот карантин для нас не прошёл: многие артисты утратили прежнюю исполнительскую
форму, особенно артисты балета. Как справедливо 17 сентября на
пресс-конференции с журналистами сказал главный балетмейстер театра Андрис
Лиепа, «если танцовщик один день не работает – то он должен два дня
восстанавливать свою форму». Общение с партнёрами, постоянный физический и
артистический тренинг, совершенствование мастерства должны происходить
регулярно и полноценно. Оркестранты и все артисты театра вынуждены были, кто
как мог, поддерживать и потом усиленно восстанавливать свою исполнительскую
форму в режиме on-line.
-
Теперь о хорошем: с какими творческими планами вы открываете новый театральный сезон?
-
Исходя
из наших нынешних возможностей, в связи с пандемией, мы вправе по
требованию Минздрава РУ заполнять только на 30% зрительный зал и показывать спектакль
или концерт, который длится не более двух часов. Это, конечно, вынужденное временное требование на длящемся карантине. Приняты
все меры индивидуальной защиты для того, чтобы не было никаких проблем,
связанных с карантином, ни у творческого коллектива, ни у будущих зрителей. Оркестранты
и все артисты сегодня, завтра и ещё некоторое время будут обязаны выходить на
сцену в масках: правда, это всё равно, что вдыхать аромат розы через
противогаз.
Несмотря
на карантин, нам удалось осуществить постановку оперы Мирхалила Махмудова
«Кумуш», в основе которой роман Абдуллы Кадыри «Минувшие дни». Удалось создать
новые сценические версии оперы Масканьи «Сельская честь» и «Лючии ди Ламмермур»
в постановке заслуженного деятеля искусств Андрея Слонима. В наших творческих
планах показать несколько премьерных спектаклей. В юбилейном году в музыкальной
гостиной нашего театра успешно прошли 15 камерных вечеров, посвящённых Глинке,
Серебряному веку, вечер самых молодых баритонов и очень интересный концерт
скрипичной музыки. В нынешнем театральном сезоне мы готовимся на этой площадке поставить
камерную оперу Моцарта «Директор театра».
Ташкентским
зрителям полюбились балетные спектакли: «Жизель», «Лебединое озеро»,
«Щелкунчик», «Шопениана» и «Половецкие пляски». В этом сезоне одна программа
будет представлена «Жар-птицей» вместе с
«Половецкими плясками», а вторая будет включать «Шопениану» и «Половецкие
пляски». После нового года мы, надеюсь, сможем продолжать работу над балетом
«Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Григоровича - шедевром ХХ столетия.
Сейчас
мы будем, в основном, работать на «компактных» спектаклях, концертах. Планы у
коллектива на новый сезон очень большие, всё зависит теперь от того, как скоро
будет побежден коронавирус и сняты ограничения, связанные с ним. Как только
снимутся карантинные ограничения - мы перейдем к нормальному, полноформатному
действию. В наших планах постановка оперы Гуно «Фауст». Декорации к нему уже
готовы.
Две программы гала-
концертов были подготовлены режиссёром ГАБТ, заслуженным деятелем искусств
Узбекистана Андреем Евсеевичем Слонимом. Тщательно продуманная композиция
позволила ярко, динамично и органично представить в концертах как коренное
национальное оперное искусство Узбекистана, так и три стиля мировых оперных
шедевров – итальянский, французский и русский, - и воссоздать на сцене яркое и
зрелищное оперно-балетное действо.
Вот что рассказал перед концертом Андрей
Евсеевич:
- Начну с
того, что встреча с пандемией привнесла в жизнь всех театров мира, и,
естественно, – в жизнь нашего театра непривычные и сложные условия работы.
Вынужденные 190 дней изоляции были непросты. Представьте себе – в течение
более, чем полугода оперные и балетные солисты были лишены необходимых
тренировок совершенствования мастерства. Вокалисты занимались дома
самостоятельно – но отсутствие ежедневных репетиций по материалу оперных
партий, непривычная недостаточность тренинга всего аппарата – привели к
известной утрате формы. Сейчас мы начали планомерное восстановление
возможностей солистов, их выносливости, их «нацела» на исполнение
полномасштабных спектаклей. В балете эта ситуация, пожалуй, - ещё сложнее.
Полгода наши балерины и танцовщики не имели возможности традиционных и
необходимых занятий «классикой» - т.е. отработки тренированности мышц,
необходимой для выполнения сложнейших танцевальных физических нагрузок. К
счастью, накануне концертов форма и певцов, и танцовщиков приблизилась к
оптимальной. Не могу не сказать о высокой сознательности всех наших дорогих
коллег, самоотверженно выходивших и на репетиции, и вот сегодня – на концерт в
достаточно непростой обстановке пандемии, когда нужна особая осторожность в
предохранении от заражения. Поистине героическими усилиями всей труппы
создавались эти два знаменательных концерта.
В этих двух
концертах мы стремились раскрыть дарование мастеров разных поколений – от самых
опытных до молодых, уже успевших явственно и прочно заявить о себе. К счастью,
сегодня в нашем театре этот баланс творческих начал и талантов артистов разных
поколений – гармоничен и плодотворен. Чтобы показать как можно больше солистов,
мы слегка разнообразили программы двух концертов. И включили в каждый из них
наряду с произведениями достаточно известными – и такие редкие творения как,
например, ария Принцессы де Буйон из оперы «Адриана Лекуврер» итальянского
композитора Чилеа и несколько других. Мы во всей полноте осознаём, насколько
вынужденный период «простоя» усилил желание наших зрителей как можно скорее
вновь встретиться с нами на спектаклях и концертах и в какой мере все наши
солисты, буквально, жаждали новых встреч со зрителем. И, конечно же, – с волнением ждём этих встреч с добрыми
надеждами и трепетом души!
К великому счастью, надежды постановщиков и
исполнителей оправдались в полной мере. В течение двух вечеров на сцене театра
с большим успехом прошли гала-концерты с участием всех звезд ГАБТ. В программе
были лучшие произведения отечественных и зарубежных авторов в исполнении
солистов и симфонического оркестра театра, а также выступления артистов балета.
Ведущие концерта (Анастасия Юдина и Жасур Саидов) на двух языках обратились к
зрителям с поздравлением открытия нового театрального сезона и напомнили о том,
как в непростой и тревожной обстановке пандемии, охватившей все страны мира,
артисты ГАБТ продолжали работать в режиме on-line.
С доброй доверительной речью к зрителям
обратился директор театра Махмуд Муминович Муратов, поведавший и о трудностях
периода изоляции, и о героизме труппы, работавшей всё это время в режиме
«онлайн», и о добрых надеждах на творческие достижения театра в новом сезоне.
Ведущие от имени
творческого коллектива и руководства театра с особым теплом и благодарностью воздали должное
истинному подвигу наших врачей, медицинских работников и работников
правоохранительных органов, а также волонтёров, которые на переднем крае
непрерывной и опасной борьбы с коронавирусом совершают истинные подвиги, спасая
здоровье и жизни всего узбекского народа. Многие в этой опасной борьбе
вынуждены сами героически переносить и преодолевать коварную коронавирусную
инфекцию. А порой – и отдавать свою жизнь во имя спасения людей:
- Честь и
слава вам, дорогие наши истинные герои своей профессии! Наш сегодняшний Гала –
концерт мы посвящаем вашей доблести, мужеству и высокому профессионализму!
...А на киноэкране наряду с героями борьбы с
коронавирусом возникли лица двух ушедших выдающихся деятелей искусства –
Зубайдулло Батырова и Анвара Эргашева. И весь зал в духовном единении со сценой
со слезами на глазах воздал должное этой невосполнимой утрате в излучении своей
светлой и доброй памяти этим замечательным деятелям Театра...
Ярким музыкальным призывом к новой полноценной
культурной жизни прозвучала открывшая концерт «Праздничная увертюра» Сулеймана
Юдакова в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Бобомурода
Худайкулова. Не менее оптимистично и задорно во втором отделении народный артист Узбекистана Аваз
Раджабов представил на суд зрителей Куплеты Ходжи Дарги из первой узбекской
комической оперы «Проделки Майсары» С. Юдакова (дирижёр – Азамхон Ахмедов).
Зрители тепло приняли одну из истинных жемчужин узбекской оперы: дуэт «Отмагай тонг» из оперы Тохтасина Джалилова и Бориса Бровцына «Тахир и Зухра» чувственно исполнили Дамир Рахмонов и Гульмира Нурметова. Рустам Алимарданов и Малика Норматова дуэтом Отабека и Кумуш из оперы Мирхалила Махмудова «Кумуш» (дирижёр – Камол Азимов) познакомили зрителей с исторической атмосферой романа Абдуллы Кадыри «Минувшие дни». Заслуженная артистка Узбекистана Маъсума Болтабаева исполнила сложное в техническом отношении и мелодичное произведение М. Ашрафи «Кашмирида» (дирижёр – Бобомурод Худайкулов) на национальном языке.
В концерте прозвучала классическая европейская оперная музыка Дж. Россини (Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» в зажигательном и темпераментном исполнении Рахима Мирзакамалова (дирижёр – Азамхон Ахмедов); ария Кайса из оперы Р. Глиэра и Т. Садыкова «Лейли и Меджнун», которую вдохновенно подарил всем заслуженный артист Узбекистана Неъмат Хабибов. Прозвучал и Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Дж. Пуччини (в артистичном исполнении Елены Шавердовой, дирижёр – Бобомурод Худайкулов). Азиза Мухамедова на французском языке донесла всё противоречивое и утончённое великолепие чувств в «Хабанере» из оперы Ж. Бизе «Кармен» (дирижёр – Бобомурод Худайкулов). Тема любви в ней основана на нисходящей хроматической гамме с последующими вариациями той же самой фразы сначала в миноре, а затем в мажорном ключе, соответствуя превратностям любви, происходящим в тексте, в переводе на русский язык прозвучавшем бы примерно так:
Когда вас полюблю?
Пожалуй, я сама не знаю…
Возможно никогда, возможно, завтра;
но не сегодня, это уж точно...
Народный артист Узбекистана Самандар Алимов экспрессивно
исполнил песенку Герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто» (дирижёр – Азамхон Ахмедов). Большой
интерес у любителей оперного искусства вызвали Куплеты Мефистофеля из оперы
великого французского композитора Ш. Гуно «Фауст» (дирижёр – Бобомурод Худойкулов).
Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов придал им своим мощным басом
особое роковое предназначение и яркое впечатление.
Русская классика была достойно представлена сценой
Земфиры и Алеко и каватиной Алеко из оперы С. Рахманинова «Алеко». Слаженный поэтичный
дуэт органично прозвучал и артистически убедительно был сыгран в исполнении заслуженных
артистов Узбекистана - Гульшан Азизовой и Руслана Гафарова (дирижёр Бобомурод
Худайкулов).
Яника
Багрянская великолепно исполнила Третью песню Леля
из
знаменитой оперы Н. Римского-Корсакова «СНЕГУРОЧКА» (дирижёр Бобомурод Худайкулов). Анастасия
Юдина, «сменив» на какой-то момент обязанности ведущей на певческую миссию, – с
большим чувством исполнила Арию Любаши из оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
Блеснули своим мастерством и талантливые солисты
балета. Концерт продолжила великая музыка Фридерика Шопена. Знаменитый
«шопеновский» Седьмой вальс из недавней премьеры «Шопениана» был романтично и
поэтически изысканно представлен ведущими солистами балета - Ширин Хасановой и
Бекзодом Акимбаевым (дирижёр – Бобомурод Худойкулов). А во втором отделении заслуженная
артистка Узбекистана Нодира Хамраева и Улугбек Олимов блестяще и вдохновенно
исполнили Адажио из балета «Корсар» А. Адана, полное грации и технических
совершенств (дирижёр – Бобомурод Худайкулов). Хореографический ансамбль «Тумор»
украсил программу национальными танцами – «Бухарским» и «Лязги». Юные гибкие,
пластичные артистки в ярких национальных нарядах исполнили их с задором и
«огоньком» - они ярко украсили финал концерта, присоединившись к общему
апофеозу.
Уже под занавес зрители с восторгом встретили
Попурри на темы неаполитанких песен в исполнении трио теноров: Рустама
Алимарданова, Умида Исроилова, Дамира Рахмонова (дирижёр – Бобомурод
Худойкулов). Обаятельным и живым экспромтом предстало постепенное включение в
это трио практически всех участников концерта, вначале задорно подхвативших
известный мотив песни «O sole mio!», а затем с добрым энтузиазмом и душевным излучением
исполнивших известную патриотическую песню Анора Назарова «Инсон азиз».
Не могу не упомянуть и о втором концерте,
состоявшемся 20 сентября, где к мастерству и чувствам участников первого вечера
органично добавились их яркие коллеги – Надежда Банделет-Голендер, Джабраил
Идрисов, Феруза Юсупова, Анжелика Мухаметзянова и Елена Шавердова. Отдав
должное их высокому мастерству, я только упомяну их в этом материале, потому
что на втором концерте мне быть не довелось. Но по многочисленным восторженным
отзывам нашей общественности знаю, что и второй гала-концерт, программа
которого несколько отличалась от первого, – также был исполнен с большим
энергетическим «излучением» каждого певца и танцовщика, оркестра театра – и был
принят горячо и радостно зрителями. Финал второго концерта расширился
«Застольной» из оперы «Травиата» Дж. Верди в исполнении всех участников. Но
публика не отпускала артистов со сцены – и вечер завершился исполнением на бис
куплета неаполитанской песни «Фуникули-фуникуля», светло и жизнеутверждающе
завершившей этот истинный праздник искусств (дирижёр – Бобомурад Худойкулов). В
заключение концерта ведущая вечера Анастасия Юдина обратилась к публике со
словами:
- Мы верим, что недалеко то время, когда нашей
сплочённостью и терпением мы преодолеем опасную пандемию. И наши спектакли
предстанут перед вами во всей полноте и разнообразии, даря истинно прекрасные
мгновения и вам, сидящим в зале, и нам, совершающим творчество на сцене.
Доброго и крепкого вам здоровья, дорогие друзья!
Мира, счастья, достижений, любви и благополучия! И – до новых добрых встреч!
После
концерта в интервью корреспонденту Наталье Юдиной радио Узбекистан-24 автор
этих строк своё впечатление от Гала-концерта выразила одной лаконичной фразой:
«Культурная жизнь в узбекской столице после затяжной комы только возрождается…
»
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий