Перед спектаклем заслуженный деятель
искусств Узбекистана Андрей Слоним в эксклюзивном интервью сайту «Культура. Уз»
поделился своими размышлениями о предстоящей премьере:
- Мы очень
рады, что после долгого вынужденного перерыва мы вновь встречаемся с нашими
дорогими зрителями, рады снова ощутить тепло их сердец и доброе сопереживание.
Да и наши добрые и внимательные зрители, несомненно, соскучились по живому
восприятию наших спектаклей. Мы пережили весьма непростые 190 дней самоизоляции
и работы в удаленном режиме. Нам удалось выпустить несколько удачных проектов
онлайн – но это, вне сомнения, ни в какой мере не может заменить удивительного
феномена живого спектакля с излучением эмоций и энергетики со сцены – и
встречной энергией зала. В период самоизоляции безвременно ушли из жизни два
выдающихся деятеля искусств Узбекистана: Анвар Эргашев и Зубайдулло Батыров.
Они безвременно и трагически горько покинули нас...
Многие
замечательные спектакли нашего театра хранят их удивительную незабываемую
творческую энергию. И недавняя премьера новой сценической редакции оперы
"Сельская честь" - также добрый плод их высокой одарённости и
вдохновения. И мы посвящаем наш спектакль их светлой и негасимой памяти и ещё
раз воздаём должное их удивительным талантам и самобытному творчеству, которое
оставило глубокий и яркий след в истории нашего театра и всего искусства
Узбекистана.
Напомним, что в целях безопасности мы вынуждены временно заполнять зал лишь
на 30%, причём, зрительские места в нашем зале размечены по принципу соблюдения
необходимой дистанции. Мы верим, что эти меры - временные, и просим нашего
дорогого зрителя с пониманием отнестись к ним. Все мы глубоко надеемся на то,
что с желанным уходом пандемии мы сможем возвратиться к привычной встрече со
зрителем в традиционном и полном объёме. Премьера знаменитой оперы «Сельская
честь» на сцене ГАБТ им. А. Навои в декабре прошлого года определила её
дальнейшую судьбу. По стечению обстоятельств, 13 марта мы должны были сыграть
третью премьеру нашего спектакля – однако решение о самоизоляции нарушило наши
планы. Но мы решили при первой возможности возобновления регулярного репертуара
сыграть этот спектакль именно в том составе, который по независящим от него
причинам не смог выйти на сцену в феврале этого года...
Музыку
Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают
миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец»
завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому
цитированию, так как сицилийская криминальная драма — плоть от плоти «Сельской
чести». Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма,
оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том
числе всемирно известный кинорежиссёр, автор знаменитого фильма «Ночной
портье», Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти.
Сценическая
предыстория знаменитой оперы такова. «Сельская честь» (итал. Cavalleria
rusticana) — опера Пьетро Масканьи, созданная в 1890 году по одноимённой
новелле Дж. Верги. Впервые «Сельская честь» была представлена публике в Риме 17
мая 1890 года и имела большой успех. Первая постановка в Великобритании
состоялась 19 октября 1891 года (театр Шафтсбери, Лондон), а 16 мая 1892 года
«Сельская честь» представлена в «Ковент Гарден». В США опера впервые поставлена
в 1891 году в Филадельфии, а затем почти сразу в Чикаго и Нью-Йорке. В
«Метрополитен Опера» «Сельская честь» выдержала более 650 представлений, первое
из которых состоялось 30 декабря 1891 года.
Первая
постановка в России была осуществлена в 1891 году в Москве (итальянской
труппой) и Екатеринбурге (Музыкальным кружком). На профессиональной сцене
«Сельская честь» появилась в 1892—1893 годах в Казани и в Москве. 18 января
1894 года опера представлена публике в Мариинском театре. Большим поклонником
оперы был П. И. Чайковский.
Итальянская
опера неоднократно ставилась в Большом театре. Последняя постановка в Большом
театре относится к 1985 г. С 2001 года «Сельская честь» идёт в театре «Новая
опера», а 25 января 2008 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялась
премьера оперы в постановке Лилианы Кавани. «Сельская честь» не сходит с мировой
сцены, в главных её партиях выступали крупнейшие артисты — Э. Карузо, Б.
Джильи, Дж. ди Стефано, Ф. Корелли, Дж. Ансельми, Р. Панераи, Дж. Симионато, Е.
Образцова, З. Соткилава и др. В честь персонажа оперы Лолы назван астероид
Лола, открытый в 1900 году. В фильме «Крестный отец» сын Майкла Корлеоне,
Энтони, поёт именно в этой опере.
Внимание
режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств
Республики Узбекистан, Андрея Слонима к творчеству Масканьи можно объяснить его
интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х
годах. Для опер этого направления характерна предельная простота сюжетов,
взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не
обходится. Но в сердцевине этой кажущейся простоты (как и в душах героев отнюдь
не аристократического, а самого, что ни на есть – простого происхождения!) – бушуют страсти огромного масштаба и силы,
буквально, испепеляющие их души. Кредо веризма – это предельное обнажение
острейших противоречий человеческой натуры, раскрытие каждого характера в его
личных устремлениях – и непременно в переступании неких принципиальных границ
допустимой морали. Герои веризма в открытом разгуле своих страстей расцвечены
самыми различными «тонами», и, право же, трудно определить, кто в произведении
такого рода «положителен», а кто – негативен. Веризм жёстко смешивает все эти
тона – и драматические коллизии судеб героев и сюжета углубляют эти
противоречия, непременно доводя их до рокового конца, когда исправить что-то
уже просто невозможно!
Опера Масканьи — один из самых ярких образцов веризма в музыке. Стремительно и сжато развивается действие, в которое вовлечены непривычные для старой итальянской оперы герои — простые люди, жители села. Сюжет развивается в сицилийской деревне. На сцене задействованы крестьяне и крестьянки, слуги трактира, священник, артисты хора, миманса и детской вокально-хоровой студии театра, придавшие всенародный масштаб происходящему действию - от первой до заключительной сцены.
Андрей
Слоним сжал в два действия напряжённый сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв
действия на кровавой развязке. На фоне торжественной простоты скромного быта,
как пружина, раскручивается как бы тривиальная и одновременно полная неизменной
пронзительности и открытости бушующих чувств история любви-измены-тайны,
которую режиссёр-постановщик ГАБТ им. Навои смог поднять до важного
философского обобщения. Герои оперы совершают неразумные и далеко не добрые
поступки, а позднее – они испытывают раскаяние за свои грехи и жестоко
расплачиваются за них. И что особенно трагично – все эти роковые страсти
закипают в полную мятежную силу в день великого праздника Пасхи, когда души
людей должны быть необычайно чисты и обращены к Всевышнему. А люди, как и во
все времена, – попадают в рабство собственных страстей и амбиций...
В
обновлённом памятном спектакле ГАБТ оркестром дирижировал Садык Гаибов.
Конечно, в его исполнении спектакля ощущались черты своего видения нюансов,
темпов и штрихов, но в целом, музыкальный облик спектакля, унаследованный от
музыкального руководителя и дирижёра Анвара Эргашева имел своё «лицо» и ярко выраженную
экспрессивность исполнения. Садык Гаибов с оркестром ГАБТ сумел передать всю
палитру драмы чувств, выраженную итальянским композитором правдиво, сильно.
Сочетание реалистически-бытовой картины крестьянской жизни, переданной в
красочных декорациях готической архитектуры, ярких красочных национальных
сицилийских костюмах незабвенным художником-постановщиком, заслуженным
работником культуры Республики Узбекистан Зубайдулло Батыровым, с музыкой,
впитавшей традиции старой итальянской школы, создало своеобразный эффект нового
решения известной оперы. Масканьи использовал сицилийский фольклор, чтобы
передать колорит народной среды: его ненавязчиво, органично воспроизводит хор –
живой и прекрасно действующий на сцене
(главный хормейстер – народный
артист Республики Узбекистан Сулейман Шадманов, хормейстер – Наталья
Куприянова). Волей и мастерством балетмейстера, заслуженной артистки Республики
Узбекистан Амины Бабаджановой, артисты хора органично и уверенно совершают
непростые движения народных танцев – что вносит еще большую динамику в массовые
сцены. Торжественно и с большим чувством была исполнена знаменитая месса –
воззвание к Творцу, ярко прозвучавшая в исполнении хора и солисток.
И конечно
же, особенно хочется отметить обновлённый исполнительский состав спектакля.
Наших зрителей приятно поразили три дебютанта – яркие и красивые голоса
исполнителей в сочетании с эмоциональной жизнью на сцене неподражаемо раскрылись
в этом спектакле и доставили зрителям в его общей палитре особенную радость. В
роли Туридду впервые предстал молодой тенор Бекзод Садыков; в образе Альфио -
ещё один талантливый представитель творческой молодёжи, баритон Ришат Решитов.
Молодой
Бекзод Садыков в сложнейшей вокальной партии и образе Туридду уже в первом
выступлении убедительно решает весьма непростые вокальные и образные задачи,
ведя своего героя, буквально, сквозь сети охвативших его противоречивых
страстей. Он уверенно приводит героя к трагической расплате за совершённые
необдуманные поступки. В партии Сантуццы -
знакомая нам по предыдущим постановкам замечательная солистка ГАБТ
Марина Полякова, чья роль особенно сложная, полная отчаяния отверженной любви,
мести и раскаяния за поспешное необдуманное желание отомстить своему
возлюбленному, предавшему её. Марина Полякова обладает красивым и выразительным
драматическим сопрано – и уверенно, и внятно лепит образ своей противоречивой
героини в излучении подлинного драматизма. Ришат Решитов порадовал и
эмоциональным звучанием своего яркого баритона, и осмысленной фразировкой, и
явственно читаемым «портретом» богатого возчика Альфио – то самодовольно
упивающегося своим благополучием и счастьем с красавицей женой Лолой, то
ожесточенно агрессивного в жажде мести изменившей ему супруге и Туридду, то саркастически
унижающего соперника перед смертельной схваткой... Образ Лолы впервые раскрыла раскрепощённая и
неудержимая в своей страсти Галина Голубкова. А образ Мамы Лючии, полный
драматизма, великолепно, многопланово сыграла в спектакле талантливая солистка
ГАБТ - Рада Смирных, хорошо запомнившаяся зрителям по прошлым постановкам этой
замечательной оперы. В кульминационной сцене прощания – её дуэт с сыном Турриду
– вызвал у зрителей слёзы прощения бездумного ловеласа, осознавшего свой грех в
преддверии смертельной дуэли и предчувствии неизбежного конца. Просветлённый
Турриду просит мать позаботиться, как о своей дочери, о своей брошенной
возлюбленной Сантуцце. В этой сцене Бекзод Садыков достиг необходимого в драме
катарсиса – исповедального покаяния и очищения души, который растопил сердца
зрителей. Все артисты смогли показать своих персонажей не в замороженном виде,
а в «живом» психологическом развитии, принёсшем особый успех и постановке в целом,
и этому спектаклю. Во всём течении спектакля ощущается детальная углубленная
работа и молодых, и опытных артистов с постановщиком, их стремление как можно
более полноценно раскрыть его замысел, пропустив его через себя. И ещё один
факт и ярок, и особенно ценен. Все исполнители, кроме Галины Голубковой, –
питомцы замечательной вокальной школы нашего большого мастера оперы и
замечательного вокального педагога, заслуженной артистки Узбекистана Ольги
Александровой. Её ученики с большим успехом служат искусству оперы не только в
Узбекистане, но и далеко за пределами нашей страны.
...Представляется очень ценной и финальная находка режиссёра-постановщика Андрея Слонима в показе поединка двумя огромными тенями главных героев, сражающихся на фоне грозового неба. И в этой режиссёрской находке предельно сконцентрирован драматизм текущего момента. А далее – ужас толпы. И небесный гром... Прибежавшая Лола отчаянным криком сообщает о гибели Туридду. Лишившаяся жизни Сантуцца падает замертво. Окровавленное тело Туридду, смертельный ужас поражённого народа и разразившийся надо всем небесный гром... Так завершается этот истинно ужасный день Пасхи, в котором люди, забыв о Высшем – стали рабами и пленниками своих тёмных и пагубных страстей. Зрители, стоя, долго аплодировали всем ярким и запоминающимся участникам, наконец, состоявшейся третьей премьеры спектакля, и особенно - режиссёру-постановщику Андрею Слониму.
Вся
драма развёртывается на фоне ярко выписанной картины сельской жизни. Драматизм
музыки, её напевность, свежесть красок, экспрессивное решение, на редкость
выразительное пение дебютантов и
артистическая игра ведущих солистов ГАБТ им. А. Навои определили успех
состоявшейся новой премьеры. Многие зрители говорили, что этот спектакль
смотрится как кинофильм по обилию тонких деталей и своеобразной «раскадровке
действия». Хочется верить в дальнейшую
счастливую судьбу этого захватывающего спектакля, который неизбежно оживят и
другие яркие артисты театра. Публика в
количестве предъявляемых требований к ней «полагающегося» по правилам пандемии
30% заполнения зала в шахматном порядке –
своими горячими рукоплесканиями во время действия и в финале - в едином
порыве - не только высоко оценила мастерскую работу постановщиков и
исполнителей, но и предопределила дальнейшую добрую и плодотворную судьбу оперы
«Сельская честь» на сцене нашего любимого театра... «Мы будем очень рады
встрече с вами, дорогие наши зрители, на спектакле "Сельская честь" и
других новых оперных и балетных
постановках в ближайшем будущем!», -
завершил своё обращение к поклонникам Мельпомены А.Е. Слоним на открытии
91-го театрального сезона в ГАБТ им. А.
Навои.
Гуарик Багдасарова
Фото: Юрий Полянский
Комментариев нет :
Отправить комментарий