Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
Марина Цветаева
Марина Цветаева родилась 8 октября (26 сентября) 1892
г. в старом доме-усадьбе в тихом Трёхпрудном переулке в Москве в праздник
Иоанна Богослова. По гороскопу друидов Марина Цветаева – рябина. По восточному
календарю она родилась под знаком Дракона – у древних китайцев это знак жизни,
весеннего цветения. О своём дне рождения она писала:
Красною
кистью
Рябина
зажглась,
Падали
листья.
Я
родилась.
Спорили
сотни
Колоколов,
День
был субботний:
Иоанн
Богослов.
Мне
и доныне
Хочется
грызть
Жаркой
рябины
Горькую
кисть.
А
ещё она любила конец лета, переходную пору к осени. Об этом свидетельствует её
стихотворение «Август»:
Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных -
Август! - Месяц
Ливней звёздных!
На
эти прекрасные стихи певица, поэт, композитор Елена Фролова написала музыку.
Исполнило песни ТРИО «Трилогия»: Е. Фролова, Е. Галеева, Ю. Зиганшина. Об их
исполнении народная артистка России, лауреат Государственной премии (Москва)
Елена Камбурова говорит:
- Ах, как было бы хорошо, если бы вы
послушали эти песни так, как слушала их я... Закрыв глаза, не спеша, не
раздваиваясь на что-либо, по известной причине отсутствия времени «нужного»,
как нам кажется, «для каких-либо важных дел». Но не проживаете ли вы истинно
настоящую жизнь именно в те минуты, когда невидимая нить связывает вас с миром
этих песен, с голосом Елены Фроловой, внутри которого вы сумеете расслышать
звон маленького колокольчика...[1]
В
своей автобиографии Цветаева писала о родителях. Отец – Иван Владимирович
Цветаев, профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея
изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина), выдающийся
филолог. На протяжении восемнадцати лет арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное»
(1892–1912 годы), – на берегу Оки. Мать – Мария Александровна Мейн – страстная
музыкантша, любила и сама писала стихи. М. Цветаева считала, что от матери ей
досталась страсть к стихам; от отца – страсть к работе и к природе – от обоих
родителей.
Любимым
её занятием с четырёх лет было чтение, с пяти лет – писание. В неполных шесть
лет она – ученица музыкальной школы, потом – подготовительного класса IY гимназии.
Осень 1902 г. уезжает с больной матерью
на итальянскую Ривьеру – Nervi близ
Генуи, где впервые знакомится с
революционерами и понятием «революции». Летом 1904 г. едет с матерью в Германию в Шварцвальд. Летом 1906 г.
возвращается с ней в Россию. Мать по
дороге умирает близ города Тарусы, не доехав до Москвы.
М.
Цветаева продолжает образование в интернатах разных московских гимназий.
Несколько лет проводит за границей – Париже и Дрездене. В 1910 году издаёт
первую книгу стихов «Альбом». Летом 1911 г. в доме поэта Максимилиана Волошина
в Коктебеле знакомится со своим будущим мужем – 17-летним Сергеем Эфроном. В
1912 г она выходит замуж за С. Эфрона, от которого родит троих детей. В 1912 г.
выходит вторая книга «Волшебный фонарь» и рождается её первая дочь Ариадна. В
следующем 1913 году умирает отец.
В
1922 г. вслед за мужем М. Цветаева уезжает за границу, где проводит 17 лет, из
которых три с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции. Во всех зарубежных
странах – Германия, Чехословакия, Франция – её охотно и много печатают. Именно
за границей наступил расцвет могучего цветаевского таланта, несмотря на бытовые
трудности, преследующие её всю жизнь. По словам современников, Цветаева
обладала не только сверхчеловеческой энергией, но и такой же волей, чтобы, по
возможности преодолев ненавистный быт, садиться за свои рабочие тетради. И
Цветаева это умела делать…
Анна
Александровна Саакянц (1932 — 2002) — литературовед, крупнейший специалист по
творчеству Марины Цветаевой, составитель
двух её наиболее полных сборников
стихотворений, поэм, дневниковых записей «Просто – сердце…» и «Час души»[2] -
дополняет автобиографию поэта, в которой Цветаева основной акцент делает на
своё творчество, важными биографическими подробностями. Несмотря на большую
взаимную привязанность супругов, - отмечает А. Саакянц в предисловии к
сборникам, - они были очень разными
людьми по своим убеждениям.
С
начала революции по 1922 г. М. Цветаева живёт в Москве. Не приняв Октябрьский
переворот 1917 г., расценивает его как
катастрофу России и всего старого мира. Сергей Эфрон в 1918 г. с белой армией
уехал на юг: с тех пор Цветаева до 1921 г. не получает от него никаких вестей.
Зимой 1920 г. Марина теряет младшую
дочь, умершую от голода в приюте.
Свою
жизнь Марина Цветаева сравнивала с вокзалом: «Жизнь – вокзал. Скоро уеду. Куда - не скажу», - писала она Б.
Пастернаку в 1926 году. «Странноприимная» Москва с родной для Марины
Москвой-рекой; возлюбленная романтически Германия с её могучим Рейном;
«летейский город» Прага на медленной Влтаве; «древесное и речное» – река её
жизни, трагически оборвавшейся над Камой… Спасительной постоянной
пристанью в скитальческой жизни Марины
оставался лишь один незаменимый предмет, которому она посвятила циклическую оду
«Стол»: «Мой письменный верный стол! /
Спасибо за то, что шёл / Со мною по всем путям. / Меня охранял – как шрам…» (1933).
Марина
Ивановна решила уйти из жизни 31 августа 1941 года. Когда началась война с
гитлеровской Германией, Марина Цветаева попала в эвакуацию в татарскую Елабугу.
Не чувствуя больше смысла жить и бороться за существование, потеряв последние
душевные силы, она повесилась 31 августа 1941 года. Сергея Эфрона
расстреляли 16 октября того же года в
Москве. Сын Георгий погиб на войне в 1944 году. Дочь Ариадна умерла 26 июля
1975 г. в Тарусе, отмучившись 16 лет в лапах Гулага.
О жизни Марины Цветаевой известно много, сняты фильмы,
написаны книги. Но именно сейчас, по истечении отведённого времени, открываются
её «главные сокровенные» документы, письма, записи. Эпистолярный роман М.
Цветаевой с Рильке и Пастернаком – их переписка - был опубликован в Москве в
1990 году. Документальный фильм «Марина Цветаева. Роман её души» (2002 г.)
знакомит зрителей с уникальным пражским архивом Марины Цветаевой и
восстанавливает тот период её жизни, который, по словам поэта, «был лучшим и в
творчестве, и по состоянию души»[3].
Марина
Цветаева сама о себе всё рассказала - в стихах, прозе, письмах и объемных
дневниках. Она заставляет не думать, а чувствовать, и следовать за ней не только
по строкам, но и по тем местам, где она оставила частицу себя. Белла Ахмадулина
считала литературную судьбу М. Цветаевой, несмотря на её жизненную трагедию,
счастливейшей, так как она с могла превратить каждый миг этой трагедии в
«безукоризненное воплощение»: «Она была вождь своей судьбы, и воинство ее ума и
духа следовало за этим вождем...».
Письма
М. Цветаевой к Константину Родзевичу
(1923)[4], «германскому Орфею» Райнеру Мария Рильке[5]
(1926), Борису Пастернаку (1922-1935)[6] и
другим людям открывают нам тайный жар её души, не менее жгучий, чем её любовная
лирика «в диком творческом одиночестве». Поэзия
как высшее и вечное духовное начало, проявляющееся через её «носителей»
– поэтов, – главная тема в
эпистолярной перекличке Цветаевой –
Пастернака – Рильке. Мир подлинной любви
для Цветаевой – тот, в котором происходит слияние душ, а не тел. В одном из
своих стихотворений 1922 г. она пишет:
В мире, где реки вспять,
На берегу - реки
В мнимую руку взять
Мнимость другой руки.
В
переписке М. Цветаевой с её адресатами
происходит именно это касанье мнимых рук и губ – соприкосновение «в слове» и
встреча «в духе», а значит, создаётся новая реальность бессмертной
«души», а именно идеальная вечная любовь, в основе которой лежит биографическая жизненная подоснова, связанная
с реальным фактом, событием или переживанием героев. Рильке пишет Цветаевой
четверостишие на форзаце «Дуинезских элегий»:
Касаемся
друг друга. Чем? Крылами.
Издалека
своё ведём родство.
Поэт
– один. И тот, кто нёс его,
Встречается
с несущим временами.
К
великому сожалению, М. Цветаева так ни разу не встретилась
при жизни с Рильке, хотя оба
страстно мечтали об этом свидании. Она в атмосфере духовного общения с ним
попросту проглядела реального человека, который был уже тогда смертельно болен.
Рильке умер 29 декабря 1926 г. в женевской клинике Валь-Мон от лейкемии. Смерть
Рильке потрясла Цветаеву: от этого удара она никогда уже не смогла оправиться.
«С тех пор, как его не стало, у меня нет ни друга, ни радости», - признавалась
она в 1930 году. Пять лет спустя Цветаева заявляла: «Из равных себе по силе я
встретила только Рильке и Пастернака» (письмо от 8 марта 1935 г. Ю.П. Иваску)[7].
Безвременный
уход Рильке, по мнению биографов М. Цветаевой, во многом видоизменил дальнейшие
взаимоотношения Цветаевой с Пастернаком: они неумолимо замирали и охладевали.
Эпистолярный роман Цветаевой и Пастернака мало-помалу уходил в прошлое. Уезжая
в начале войны из Москвы навстречу своей трагической гибели, Марина выделила из
своего архива пакет с письмами Рильке, фотографиями и книгами с его
дарственными надписями и одиннадцать писем Бориса Пастернака. Письма она
передала А.П. Рябининой, завещая их опубликовать через пятьдесят лет. Эти
откровенные письма – признания в возвышенной любви к Поэзии и друг другу -
увидели свет только в 1990 году, когда в Москве вышла книга «Райнер Мария
Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года». С годами голос
здравого смысла взял верх над романтикой
чувств: впоследствии Пастернак сдержанно отзовётся одной строкой в письме
к первой жене Зинаиде Николаевне 25 сентября 1941 года: «В
Елабуге повесилась Марина Цветаева, подумай, до чего довели человека…». В 1943
году, оплакивая смерть Цветаевой, Пастернак пишет:
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Ещё на ней не подвели.
Поэтом
Цветаева была в каждой своей строке – от поэзии до эпистолярной лирики. Она
сдержала своё слово и в «душности её быта», в «задушенности им» - до последнего
вздоха писала сильно и слабых стихов
– добавим, и незначительных эпистолярных строк - не давала. Незадолго до своей
кончины она в 1938 г. молилась: «Господи, дай мне до последнего вздоха пребыть
героем труда: «Итак, с Богом!»[8]
В
октябре 1986 года в Тарусе, где долгие годы любила пребывать на семейной даче
Песочной на Оке близ города Тарусы Калужской губернии Марина Цветаева в летние
месяцы, возникла славная традиция – разжигать
костёр в честь русского поэта Серебряного века. Эту эстафету продолжили
Москва, Новосибирск, Елабуга, другие российские города. Автором идеи проводить
цветаевские костры в Ташкенте по российскому образцу была поэт Маргарита
Тарсина, ныне проживающая в Канаде и часто посещающая свою родину – Узбекистан.
Первый цветаевский костёр зажёгся в Ташкентском доме композитора в 2002 году, и
с тех пор эту традицию бережно соблюдают в ахматовском музее «Мангалочий
дворик» при РЦНК в Ташкенте. На этот праздник приходят не только жители
Ташкента, но также приезжают гости из России. Здесь
учащиеся подготовительных курсов при РЦНК в Ташкенте читают лирику М.
Цветаевой; ташкентские поэты - посвящения ей; композитор, лауреат
международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо" Геннадий Арефьев исполняет свои песни на её стихи. В нынешние трудные времена
из-за пандемии была нарушена эта замечательная традиция: сегодня мы чествуем
День рождения великой поэтессы чтением её пронзительной открытой для всех
поэзии: "Сквозь равнодушья серые мхи так восклицаю: «Будут стихи!"
Гуарик
Багдасарова
[2] Указ. сочинения - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1988.
[3] Официальный сайт
феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых - http://tsvetayevs.org/
[4] Константин Болеславович
Родзевич (1895—1988) — участник гражданской войны; окончил в Праге юридический
факультет Карлова университета. С 1926 г. жил во Франции. Герой «Поэмы Горы» и
«Поэмы Конца».
[5] Райнер Мария Рильке (1875 - 1926) – крупнейший
немецкоязычный поэт ХХ в.
[6] Борис Пастернак (1890 – 1960), русский поэт,
писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго».
[7] Вступление к книге: Р.М. Рильке. Б. Пастернак. М.
Цветаева. Письма 1926 года. – М.: «Книга». 1990. С. 34
[8] Цветаева М. Просто – сердце… - М.: Экспо-Пресс, 1998.
С. 168
Комментариев нет :
Отправить комментарий