В минувшую субботу 28 11 20 в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана состоялась феерическая премьера «Женитьбы Фигаро». Музыкальная комедия «Женитьба Фигаро» на протяжении многих лет пользуется огромным успехом благодаря композиции, динамичности и юмору, который не утратил своей свежести. Истинный секрет успеха – в захватывающей жизнелюбивой музыке Моцарта, злободневной комической драматургии Бомарше и, конечно, в характере главного героя: талантливый Фигаро потерпел крушение во всех своих общественных и творческих начинаниях, но он полон достоинства, созидательной силы, жизнелюбия, и главное — он влюблён.
Главный
режиссёр Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана
Гульрух Мухаметжановна Нажидова в эксклюзивном интервью
сайту «Культура.Уз» откровенно рассказывает, как долго и ответственно они
готовились к реализации мега-проекта в их театре, где впервые эта комедия была
поставлена четверть века назад.
- К таким полотнам как музыкальная комедия в двух действиях «Женитьба
Фигаро» приходят режиссёры не сразу: для этого надо иметь достаточно большой
багаж. Я десять лет вынашивала эту задумку,
хорошо ознакомилась с российским кино - и театральным материалом с участием
Александра Анатольевича Ширвиндта и Евгения Миронова в Московском академическом
театре Сатиры и только теперь смогла его осуществить, накопив личный
девятилетний постановочный опыт в ташкентском театре оперетты.
В нашей постановке мы
использовали новый формат: в спектакле звучат оперные партии («живые голоса»)
В.А. Моцарта и в одном только эпизоде –
Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» в сопровождении нашего
оркестра, которым управляет молодой талантливый дирижёр с академическим консерваторским
образованием Гайрат Абраров. Богатая музыкальная часть – балетные номера и
сложнейшие терцеты в оперных ариях Моцарта, характерные для колоратурного
сопрано второй половины XYIII века, - органично соединена с живой, остроумной
драматургией Пьера де Бомарше.
Это была командная
коллективная работа одной творческой семьи, построенная на взаимопонимании и
требующая от всех участников проекта полной самоотдачи. Художественная комиссия
в составе представителей Министерства культуры Республики Узбекистан и театральных деятелей
Узбекистана достойно оценила наш спектакль, над которым мы начали работать
задолго до пандемии, продолжили репетиции в режиме on-line на карантине и
смогли выпустить сейчас, благодаря нашим талантливым солистам, самоотверженному дирижёру оркестра. Думаю, нам удалось подружиться с
Амадеем Моцартом: надеюсь, спектакль понравится нашим столичным и зарубежным
зрителям, потому что такой мега-постановки в Средней Азии и в России пока ещё
не было на театральных подмостках. Тут
можно говорить о двух шедеврах мировой культуры, соединённых в одном спектакле.
Дирижёр Гайрат
Шавкатович Абраров, совмещающий работу в театре оперетты с преподаванием в
ГКУз, подтвердил, что это было очень смелое решение:
- Играть Моцарта –
это не только огромное удовольствие, но и большая ответственность, высший
пилотаж для оркестра: у нас почти не было никаких отступлений от партитуры
Моцарта. Над музыкальным материалом мы начали работу в конце февраля этого года
и потом начались репетиции с оркестром, прерванные пандемией. За 10 дней до
премьеры мы вспомнили и восстановили весь музыкальный материал, внося в него
режиссёрские поправки. В первоначальном замысле Моцарта это должна была быть
опера-буфф - «шуточная опера»: об этом нельзя забывать.
Для дирижёра очень важно было в оркестровке добиться взаимодействия текста
Бомарше с музыкальной тканью оперы Моцарта, ведь именно вокальные партии, по
его мнению, могут стать основой для воссоздания не только характерных
персонажей спектакля, но и творческих портретов самих исполнителей. Этот опыт
работы в театре Гайрат Абраров готов использовать в своей педагогической
практике руководителя оперной студии в ГКУЗ и будущей концертной деятельности,
возможно, с труппой театра оперетты. С коллективом у него сложились самые
тесные дружеские отношения. В
перспективе они вместе с режиссёром Г. Нажидовой хотят поставить на театральной
сцене Кармен-сюиту Бизе-Щедрина в форме музыкального спектакля.
Разумеется, это не
единственная оригинальная постановка, с которой театр оперетты выходит к
зрителям в канун Нового 2021 года. Продолжается работа над детской музыкальной сказкой «Морозко»; в
недалёкой перспективе - музыкальная постановка по мотивам сказки Алексея
Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». К Новому году театр для
взрослых зрителей поставит тематический концерт «Дед Мороз меняет профессию»,
который со временем должен перерасти в музыкальный спектакль «Иван Васильевич
меняет профессию» по Михаилу Булгакову. А уже в новом 2021 году планируются следующие постановки: водевиль
«Женитьба Гусара», лирическая комедия «Собака на сене» (Лопе де Вега),
музыкальный спектакль «Счастливчик».
Ну, а в преддверии
холодной зимы зрители насладились музыкой Моцарта и бессмертными остротами
Бомарше, откровенно смеющегося над неистребимыми человеческими слабостями.
Действие происходит в течение одного «безумного дня» в замке графа Альмавивы.
Его превосходно, в шутовской манере, играет заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков.
Домочадцы за это
короткое время успевают сплести головокружительную интригу со свадьбами,
судами, усыновлением, ревностью и примирением.
Сердце интриги –
Фигаро, домоуправитель графа. Молодой актёр театра Валерий Климов с хорошими
вокальными данными и широким репертуарным диапазоном в течение спектакля
правдоподобно показал разные свойства человеческой натуры – от возвышенной
влюблённости до безрассудной ревности. Именно из-за
любви на долю его персонажа выпадает «безумный день», в течение которого ему
предстоит плести интриги, выкручиваться на суде, обрести потерянных родителей,
испытать предательство друга, мнимую измену молодой жены Сюзанны. Наталья Лапкова отлично справилась с не менее
главной, содержательной, ролью невесты Сюзанны и её сложными вокальными
партиями в музыкальной комедии: без неё не обходится ни одно событие в замке.
Оба героя проходят через все перипетии судьбы, но при этом не теряют веру ни в
любовь, ни в самих себя.
Главным героям
помогают в этом поединке больше с комическими, чем серьёзными, житейскими
обстоятельствами их дворцовое окружение: графиня Розина – Олеся Зварцева даже в самых смешных ситуациях без
сучка и задоринки не теряет своё родовое достоинство и держит прямо голову и
аристократическую осанку, а главное, изумительно поёт самые простые и сложные
арии, включая знаменитую Каватину Розины из
оперы «Севильский цирюльник». Юный Керубино, безутешно влюблённый в графиню, - Бабур Чулиев -
смешон всегда – от походки до мимики – в женском и мужском парадном одеянии.
Марселина – Тамара Мадонова и её спутник жизни Бартоло – Феруз Сафаров гибко
действуют по обстоятельствам и поэтому всегда правы в любом обличье. Антонио -
заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов - немногословен, но его реплики
вносят сумятицу и путаницу в дворцовый этикет и запутывают всех действующих
лиц. Барбарина - Ифода Алижанова, Дубльмен – Хабиб Рахматов, Судья - Константин
Морозов – без них спектакль не был бы таким живым, смешным и полноценным.
Артисты хора и балета театра придали особый лиризм и исповедальный характер
спектаклю.
Эту
оперу Моцарт написал в 1786 году, но история её создания настолько любопытна,
что начинать её нужно с 1782 года, и не с Вены, где творил великий Моцарт, а с
Парижа, где жил и работал драматург, политик, великолепный часовщик и купец
Пьер Огюстен Карон де Бомарше. Бомарше уже сделал себе имя как драматург
прекрасным «Севильским цирюльником», все главные герои которого действовали и в
новой пьесе. Герои были те же, только вот этого антиаристократического пафоса в
«Цирюльнике» не было ещё и следа. Противопоставление живого и энергичного слуги
его далеко не глупому, но всем мешающему и распутному господину так явно
указывало на всё более обостряющиеся общественно-политические отношения в самой
Франции, что автор и его пьеса были обречены на неприятности.
Русская императрица Екатерина II просила
запрещённую пьесу для постановки в России, англичане предлагали самые выгодные
условия, но все получили отказ. Французский король запретил пьесу, значит,
пьеса будет поставлена во Франции — и точка! Многие историки считают, что этот
трагикомический поединок сделал для крушения французской монархии больше, чем
энциклопедисты и хронический голод среди французского населения. Бомарше вышел
победителем в этой борьбе. Так великолепный Фигаро победил всех своих врагов не
только на сцене, но и в жизни. «Женитьба Фигаро» с бешеным успехом прошла в
«Комеди Франсез», а потом пьеса побила все рекорды по количеству спектаклей, по
сборам, по количеству увидевших её зрителей... Достаточно сказать, что эта была
первая в истории театра пьеса, которая принесла своему создателю настоящее
богатство. А по воздействию на умы современников она не имеет себе равных до
сих пор!
Премьера музыкальной
комедии «Женитьба Фигаро» имела большой успех и в этот раз и завоевала полный
восторг у ташкентских зрителей. Они стоически выдержали низкую температуру
помещения старейшего столичного театра оперетты и единодушно аплодировали после
спектакля вышедшим на поклон артистам, художнику-постановщику Наталье
Глубокиной за выразительную романскую
сценографию, художнику по костюмам Захро
Касымовой за прекрасные дворцовые костюмы в стиле XYIII века и, конечно, режиссёру-новатору
Гульрух Нажидовой, и вдохновенному дирижёру Гайрату Абрарову. Надеемся, эту
музыкальную комедию-«буфф» ожидает долгая успешная сценическая жизнь в нашей
стране и ближнем зарубежье.
Гуарик Багдасарова
Фото Баходира Эргашева
Комментариев нет :
Отправить комментарий