воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Концерт молодых солистов в ГАБТ: «Я вам спою о странствиях души...»

 





        В минувшую пятницу, 11 декабря 2020 года, в Музыкальной гостиной ГАБТ, теперь уже по устоявшейся доброй традиции в этом году, на радость любителям классической вокальной музыки, состоялся новый спектакль-концерт, который был не просто очень интересным, но запомнившимся надолго по накалу эмоций как у самих участников, так и благодарных зрителей. Как обычно, перед началом концерта выступил автор композиции, режиссёр и ведущий программы, заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е. Слоним, которого тепло встретила публика, с нетерпением ожидавшая начала представления:

- ... Когда душе человеческой становится мало простых разговорных слов - она переходит в иной уровень излучения чувства. Так рождается Пение... Именно в пении артистическая душа становится носительницей самых возвышенных чувств и порывов. И в своих странствиях она перемещается во времени и пространстве. И не только поёт, но и со всей полнотой и глубиной проживает жизни и судьбы самых различных героев...

Сегодняшний весьма необычный спектакль-концерт рождён силами молодых певцов, дебютанта Фарруха Исматова (баритон), и творческого гостя нашего вечера, лауреата международных конкурсов Дамира Рахмонова (тенор), а также молодого концертмейстера Марии Жуковой (партия фортепиано). Его название красноречиво: "Я вам спою о странствиях души...". И наш вечер я бы хотел открыть одноимённым стихотворением, которое я написал совсем недавно:

 

Я вам спою о странствиях души,

О таинствах тропинок чувств и мысли,

О всём, что судьбы разные вершит

Сквозь тучи, что над жизнями нависли...

 

Я вам спою о странностях любви –

Изменчивой, ранимой, одинокой,

О том как жар страстей кипит в крови

И о тоске – болезненной, глубокой.

 

Я вам спою о вечной красоте,

Об искривленьях странного уродства,

О сложностях спою, о простоте,

О таинствах душевного несходства...

 

Затихнет мир... И в трепетной тиши

Я вам спою о странствиях души...

 


Один из самых молодых солистов-стажёров ГАБТ им. А. Навои, баритон Фаррух Исматов, подарил зрителям истинное вокально-сценическое странствие по странам и эпохам, эмоционально и многоцветно раскрывая разные стили и нюансы исполнения. И невозможно было сразу же не отметить той всепроникающей искренности и благородно сдержанной горечи утраты в открывшем вечер весьма непростом для исполнения романсе-эпитафии П. Булахова «Свидание», в котором герой оплакивает ушедшую в иной мир возлюбленную. Театрализация спектакля-концерта началась с первого момента пения и действия в нём, с искренности певческого повествования и сдержанной изысканности. В финале этого первого номера   Фаррух Исматов, согласно постановочному замыслу действа, – просто и скорбно возложил принесённую розу к основанию горящей свечи...



В исполнении талантливого молодого певца по-восточному сдержанно и одновременно чувственно прозвучали самобытные произведения выдающихся узбекских композиторов Т. Содикова и С. Жалила: их герои предстали перед нами одухотворёнными чувством влюблённости и внутреннего благородства. Менялись страны и стили, менялась психология героя, который любил, боролся за право любить, пытался отстоять своё достоинство. Театрализованность этого вечера вполне можно обозначить термином «театр душевных состояний». Герой средневековой Испании, романтик из российской усадьбы, несчастный шут Риголетто, остроумный и жизнелюбивый цирюльник Фигаро, горько переживающий свой плен Князь Игорь –  эти и множество других героев предстали перед публикой в этот прохладный зимний вечер. Зрителей тронул не только особый душевный тёплый тембр голоса, но и артистическая способность выступавшего перевоплощаться в разные национальные и исторические образы, проживать их на сцене и при этом в каждом из них выражать своё неповторимое осознанное отношение к любимым героям. Фаррух Исматов донёс до зрителей полную трагизма Сцену смерти Родриго из оперы «Дон Карлос» Дж.  Верди. Вместе со своим товарищем и коллегой – талантливым и уже полюбившимся ташкентской публике замечательным тенором Дамиром Рахмоновым - Фаррух Исматов на больших контрастах экспрессии не только выразительно спел, но и прожил во всей сложности смятений духа и психологической правды сцену спора и смертельной схватки Альваро и Дона Карлоса из оперы Дж. Верди «Сила Судьбы». Таким образом, он перевоплотился и в полного тягостных дум пленённого половцами Князя Игоря, блеснул остроумием и жизнелюбием в «паспортной» выходной каватине цирюльника Фигаро. Он сумел задушевную и солнечную Неаполитанскую песню оттенить многогранностью романсов Чайковского, Рахманинова, Булахова, Зубова. При этом особенно ценен и достоин особой признательности не только утончённый интеллектуальный уровень проникновения молодого певца узбекского происхождения в тончайшую психологическую структуру героев русских опер и романсов, – но и сознательное, сугубо «от себя» психологическое интонирование каждой фразы на прекрасном, окрашенном глубоким смыслом русском языке. Все эти произведения объединяла вера в Священную весну, которая должна наступить после зимних холодов. Эта вера убедительно прозвучала в финале концерта в заключительных возвышенных классических произведениях. Воспевающий красоту и обаяние любимой неаполитанский романс «Скажите, девушки, подружке вашей» Р. Фальво на стихи Э. Фуко на итальянском языке -  и полные лучезарных надежд и весеннего озарения духа «Весенние воды» С. Рахманинова на известные стихи Ф. Тютчева на совершенном и интонационно богатом русском языке. Таким светлым апофеозом, вселяющим в сердца надежду на самое светлое и лучшее талантливый и обаятельный Фаррух Исматов завершил свой вечер-приношение.



В этих странствиях души партнёром и творческим гостем вечера Фарруха Исматова стал другой молодой певец, завоевавший любовь ташкентских зрителей по многим его выступлениям в оперных постановках на основной сцене ГАБТ, Дамир Рахмонов. Его высокий чистый тенор и поистине пылающая душа никого не оставили равнодушным. Этот прекрасный певец-артист покорил публику и горячностью тембра, и правдой интонаций, и искренностью проживания в сольных номерах – как в психологически непростой арии Ричарда из оперы «Бал-маскарад»              Дж. Верди, так и в солнечной «Тарантелле» Дж. Россини в сопровождении искрящегося задором и обаянием танца заслуженной артистки Узбекистана Амины Бабаджановой. В уже упомянутой яркой Сцене и дуэте Альваро (Дамир Рахмонов) и Дона Карлоса (Фаррух Исматов) из оперы «Сила судьбы» двумя молодыми солистами ГАБТ были внятно и достойно представлены жизнь и порывы души героев во всём их противоречии и борьбе со всемогущей «силой Судьбы» - поистине – «главной героиней» этой совершенно особенной оперы великого Верди.



В проникновенном ансамбле с этими певцами впервые в проекте ГАБТ имени А. Навои выступила молодая пианистка-концертмейстер Мария Жукова. Их ансамбль звучал слаженно и органично, на одном дыхании, благодаря проникновенному музыкальному сопровождению молодой, очень чуткой к слову, и звуку, и настроению солистов талантливой и очаровательной пианистки. Стоит особо отметить её блестящую фортепианную технику и стремление раскрыть каждое произведение по законам его музыкальной драматургии. Уже сейчас нет сомнения в том, что Мария Жукова со временем может стать яркой интересной представительницей крайне редкой и непростой профессии пианиста-концертмейстера – и принесёт в будущем и нам, слушателям, и певцам, с которыми станет работать, – немало ярких мгновений соприкосновения с настоящим исполнительским мастерством.



Разумеется, за всеми выступлениями молодых солистов ощущалась ёмкая и детальная проработка автора проекта и постановщика вечера Андрея Слонима каждой детали исполняемых произведений с соблюдением их индивидуальных «правд» и логики душевных состояний героев, стилистических особенностей композиторов, создавших эти творения.  Он долго и кропотливо работал с молодыми певцами и с концертмейстером, чутко воспринявшими и пропустившими через свои индивидуальные особенности рекомендации художественного руководителя проекта.    

Впечатление от концерта было бы неполным, если бы Андрей Слоним не углубил его, открыв вечер декламацией своего произведения, давшего романтическое название камерному спектаклю, а затем - и классических стихов эпохи Серебряного века. Это – полный трагедийности Провансальский романс-баллада «Менестрель» А. Майкова; светлая, но полная внутреннего драматического подтекста стихотворная серенада «О, дитя...» великого князя К. Романова, известного читателям под псевдонимом «К.Р.»; а также - поистине «гамлетовский» «Гул затих...» Б. Пастернака, каждое из которых предлагает герою выбор в попытке изменить свою судьбу. Однако зачастую «ставки» в этой роковой игре становятся весьма суровыми и роковыми:

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

(Б. Пастернак)

 


Как и всегда в трактовке и проживании Андреем Евсеевичем исполняемых им стихотворений, – каждое из них становилось подлинно живым, эмоциональным и динамичным моноспектаклем. Их герои также испытывали взлёты мечты, невозвратные потери, терзались сомнениями, встречались у грани Бытия с неведомыми надчеловеческими силами, уходили из земной жизни – но пытались взлететь, воспарить духом к истинному Свету. И публика горячо воспринимала каждое театрализованное звучание поэтического Слова...

В конце вечера автор проекта и композиции, режиссёр и исполнитель поэтического слова, заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е. Слоним подвёл итог концерту и пожелал всем новых встреч с артистами ГАБТ:

- Этот проект является ещё одним звеном в цепи новых форм работы с творческой молодёжью ГАБТ имени А. Навои. В самом деле - трудно вспомнить случай из практики крупных оперных театров, когда молодому солисту-стажёру предоставляется практический сольный спектакль-концерт, над которым велась скрупулёзная режиссёрская и концертмейстерская работа! Мы надеемся, что эти формы в ещё более полной степени, чем прежде, - будут способствовать развитию яркого творческого потенциала молодых солистов нашей оперы, их артистизма. Уже сейчас мы подходим вплотную к принципиальному усовершенствованию работы с молодыми солистами, концертмейстерами, дирижёрами, режиссёрами. Ведь на их дарования в самой полноценной и яркой форме мы особенно надеемся, считая их истинным будущим творческим ядром оперной труппы нашего замечательного театра. Мы ждём вас, дорогие зрители, на ближайшие концерты, оперные и балетные спектакли нашего Большого театра. Будьте здоровы и верьте в Священную весну, которая обязательно наступит после зимних холодов и нынешней затянувшейся пандемии!..



Публика долгой горячей овацией и приношением цветов пожелала доброго творческого пути вокальным исполнителям, концертмейстеру и режиссёру-постановщику – главным героям прекрасного спектакля-концерта «Я вам спою о странствиях души»!

 

Гуарик Багдасарова

Фото автора и Юрия Полянского

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий