Этот моноспектакль «Я люблю и любима!»
в Государственном молодёжном театре Узбекистана 05 12 20 по мотивам пьесы
французского драматурга, сценариста, режиссёра Жана Ануя «Оркестр», несомненно,
стал событием в культурной жизни Ташкента. Спектакль-бенефис был поставлен для
заслуженной артистки Узбекистана Фотимы Режаметовой автором инсценировки и
режиссёром-постановщиком Левоном Узуняном (Грузия, Тбилиси), с которым наши
зрители уже хорошо знакомы. Впервые, 21 и 22 сентября 2019 года, Тбилисский
государственный академический русский театр имени А.С. Грибоедова представил в
Ташкенте потрясающий моноспектакль «Я – Николай Гумилёв!» на сцене
Государственного молодёжного театра Узбекистана в рамках проекта «Русская
поэзия Серебряного века».
Трудно поверить, что пьеса «Оркестр» (L’Orchestre) была написана в
1959 году, настолько она воспринимается актуально сегодня. В новом
моноспектакле тбилисский режиссёр-постановщик, взяв за основу пьесу «Оркестр» —
яркий эксцентричный спектакль по пьесе гениального французского драматурга ХХ
века Жана Ануя, - сделал новые акценты в нём. Пьеса Жана Ануя послужила лишь
предлогом для данного сценического повествования. Действие разворачивается в
послевоенной Франции, на некоем заштатном курорте, постояльцев которого призван
развлекать небольшой оркестр. Лёгкая, немного гротесковая история, постепенно
раскрывает зрителю всю драму судеб самих оркестрантов, отчаяние их душ, ищущих
любви и потерянных в лабиринте жизненных обстоятельств в жанре трагикомедии.
Вот что рассказал, по многолетней
традиции, выйдя к публике до начала спектакля, главный режиссёр Молодёжного
театра Обид Абдурахманов:
-
Мы долго шли к спектаклю по мотивам пьесы Жана Ануя, создателя так называемой
интеллектуальной драмы, «Оркестр», решая сакраментальный вопрос: «Как должен
продолжаться театр в условиях пандемии после долгой изоляции и затяжной разлуки
со зрителем?» Репетиции шли давно во время карантина в режиме on-line.
Конечно, интернет – это здорово, его возможности почти безграничны. Но театр не
может существовать без живого общения глаза в глаза, без обмена энергией между
артистами и публикой. И реальные встречи в зрительном зале не заменят никакие
высокие технологии. Мы соскучились по вас и вашей живой реакции, а вы по нас.
Моноспектакль возвращается на сцену нашего театра. Я желаю удачи не только всей
постановочной группе и исполнительнице шести ролей одновременно в этом
спектакле - Фатиме Режаметовой, но и вам, зрителям главной нашей премьеры в
этом году!
«Если
уж быть в профессии, так надо быть всегда впереди, всегда быть лучшей», - таков
девиз заслуженной артистки, ведущего мастера сцены Молодёжного театра
Узбекистана Фатимы Режаметовой. В 2019 году она награждена орденом «Дустлик». В
её творческом багаже более 60 картин и более 40 ролей в театре. В Молодёжный
театр она пришла в 1991 году, и он стал для неё вторым домом. В актёрской
профессии в кино и театре она остаётся верна системе К.С. Станиславского: «И
тут только правда жизни, и там правда!»
Сдержанная
сценография: ничего лишнего на сцене, но есть самое необходимое – минимум
театральной атрибутики – стулья, смычок от контрабаса, женская белая сумка, роскошная серая шляпка, мужской пиджак
на спинке стула, другие бытовые мелочи; на втором плане – артистическая уборная,
где актриса в течение спектакля перед большим зеркалом несколько раз
молниеносно переодевается, тотчас принимая различные образы своих персонажей:
Мадам Ортранс, контрабас и чопорный руководитель оркестра; Сюзанна Делисиас,
виолончель; Патриция, первая скрипка с её смешными откровениями на грани
абсурда, то и дело вызывавшими смех в зале: «Вы
думаете, я не
страдаю? Иногда я разденусь и
смотрю на себя в зеркало в шкафу. Я красивая. Да, красивая! Но я не могу!»;
Памела, вторая скрипка, до цинизма откровенная в своём простодушно-доброжелательном
ответе на чувствительное сокровенное признание подруги по несчастью быть
недолюбленной: «Однако это совсем нетрудно!»; Эрмирина, альт, пожалуй, наиболее
интересный персонаж, способный проанализировать свои чувства без иллюзий. Мсье
Леон, пианист — его тень возникает только в воображаемых диалогах Эрмирины с
ним или в её трогательных признаниях о своём чувстве: «Именно поэтому он и
получит всю обойму, если попробует приударить за другой: «Паф! Паф! Паф! Паф!
Паф! Паф!» «Но вот в чём дело: он - часть меня. Когда он уходит, как будто
уходит моя часть, я вся - ожидание, когда он соизволит вернуться и когда я
снова стану целой. Не знаю, ты понимаешь, что я хочу сказать?.. Это и есть
любовь!»
Условным языком театра Фотима Режаметова
одушевляет реально отсутствующих на сцене персонажей и через них рассказывает о
нас самих: языком танца, ненавязчивой лёгкой музыки композитора Альберта
Халмурзаева (Россия, Калининград), будящей наши чувства; хореографическим
пластическим рисунком роли, созданным заслуженной артисткой Узбекистана –
Маликой Искандеровой, и, конечно, вспышками света, выхватывающими в темноте
зрительного зала пространство сцены и фигуру самой главной волшебницы происходящего действа с её богатой
мимикой и гибкой пластикой, то широко открытым или прищуренным взглядом в
публику, лёгкой летающей походкой актрисы, от одной которой мужчины могут сойти
с ума.
Вертикальные
белые экраны, по архитектуре напоминающие колонны в интерьере любого концертного зала, отражают ноты, переходящие
то в абрисы женских лиц, а то летящих птиц: они передают атмосферу курортного
городка, наполненного звуками играющего провинциального оркестра, иногда
прерываемого грохотом шагов отдыхающих людей, поглощённых своей санаторной
развлекательной жизнью, снующих
туда-сюда, отдыхающих за маленькими столиками в летних кафе и которым, конечно,
нет дела до оркестрантов, судя по словам Памеллы: «О каких приятных
мыслях можно говорить здесь, где лечатся от запоров! И вы думаете, они
нас слушают? Они только говорят о
болезнях».
…И
даже когда раздадутся звук отдалённого выстрела за кулисами и приглушённый
говор толпы, оркестранты по требованию своего патрона Мсье Лебонза продолжают
играть улыбаясь, чтобы не распугать постояльцев и завтра из-за своего
беспокойства не остаться без работы. Зрителям в пьесе сказали, что это
прожектор лопнул. Оркестрантки в сутолоке рассаживаются по местам. Все надевают
на головы маленькие смешные картонные шляпки по моде времен Людовика XIV.
Молниеносно перевоплотившись в руководителя оркестра Мадам Ортранс, Фотима
Режаметова уже дирижирует смычком: «Считаю один такт! Ну! Раз, два, три!
Грациозно!» Оркестр продолжает играть весёлую музыку, которая в пьесе Жана Ануя
сопровождается шутливыми жестами и мимикой.
Фотима
Режаметова взяла на себя смелость рассказать трагические и смешные эпизоды из
жизни каждой оркестрантки простым разговорным языком - далеко не выдающихся
героинь, совершивших подвиг на поле боя
во имя свободы или независимости страны, а самых что ни на есть простых
обывательниц городка, зацикленных на своих маленьких радостях и горестях,
цепляющихся за свою работу, чтобы выжить и саму жизнь в её главном проявлении –
желании любить и быть любимой - мужем, любовником, придуманным «принцем на
белом коне». В этих мечтаниях их слабость и сила… и весь шарм моноспектакля.
Человечество
и в XXI веке не утратило интерес к вопросу:
«Женщина… Кто она? «Сосуд дьявола» в европейской формулировке, «верёвка, по
которой мужчина спускается в ад» - по восточной пословице, или таинственная
блоковская Прекрасная Дама, отблеск Божественного в бренной оболочке? Змея или
голубка? Яд или противоядие злу?» «Кто же ты, женщина?» – из века в век
терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты своей загадочной спутнице. -
Простое орудие деторождения? Второй пол? Отражение моей творческой фантазии?
Истинный источник вдохновения?» Он то высоко возносил её над собой в экстазе
благоговения, трепеща от робости перед своей богиней, то осыпал градом насмешек
и унижений, словно рабыню на рынке. На протяжении столетий ведомая интуицией
женщина оказалась у первого ручья современной цивилизации.
Таков
собирательный образ главной героини моноспектакля в исполнении Фотимы
Режаметовой, вобравшей в себя и проживающей на сцене не просто историю одного
оркестра. Это история всего человечества, согласно идее режиссёра-постановщика
Левона Узуняна, причём преподнесённая нам под увеличительным стеклом, во всей
своей неприглядной правоте: любовь и ревность, молодость и старость, здравие и
болезнь, мир и война, жизнь и смерть – всех тем не перечислить. Фотима
Режаметова ведёт живые диалоги с мнимыми действующими лицами на сцене и
монологи-исповеди: она то остроумно шутит над своими партнёрами, то сквозь
слёзы смеётся над собой, заставляя зрителей сочувствовать её характерным
героиням и плакать вместе с ней над женской долей.
Фотима
Режаметова признаётся, что для неё инсценировка пьесы Жана Ануя
«Оркестр» в рамках её юбилейного бенефиса стала долгожданным подарком судьбы от
режиссёра-постановщика Левона Узуняна (идея Майи Гафуровой), с которым она познакомилась
в Ташкенте в прошлом году во время гастролей Тбилисского государственного
академического русского театра имени А.С. Грибоедова в её родном театре.
Предложение попробовать себя в этом материале вызвало у актрисы огромный
интерес. Инсценировка делалась специально для Фотимы, и она понимала, что такой
материал нужно сделать либо очень хорошо, либо никак. Еще одна сложность и
уникальность проекта состояла в том, что репетиции от начала и до конца велись
в онлайн-режиме. Левон Узунян, буквально, стал глазами и ушами для актрисы. «Я
очень волновалась, - признаётся Фотима Режаметова, - но как всегда по жизни,
меня ведёт девиз: «Вперёд и только вперёд!»
После
оглушительного успешного бенефиса Фотима, прижимая к груди цветы от благодарных
зрителей, не скрывала своего волнения и слёз, искренне радуясь вниманию
зрителей и своих коллег по театральному цеху. Она призналась, что дорожит
вниманием близких ей людей и что она всегда всё делает в жизни и на сцене по
принципу: «Я люблю и любима!».
По
окончании спектакля директор Молодёжного театра Хасан Салихов поздравил
заслуженную артистку Узбекистана Фотиму Режаметову с выдающимся триумфом,
который можно считать мастер-классом, и преподнёс ей огромный букет роз,
утонувший в море преподнесённых актрисе цветов от благодарных поклонников её
таланта. Он подчеркнул, что весь театральный коллектив почти за 30 лет
сотрудничества с выдающейся актрисой дорожит каждым её выходом на сцену,
гордится ею и желает здоровья, счастья, семейного благополучия. Директор театра
пожелал также Фотиме, чтобы судьба ей подарила как можно больше таких
гениальных ролей. Спектакль, представивший женщину-оркестр, у которой тысячи
ликов и одна судьба, войдёт в репертуар Молодёжного театра и сможет
представлять нашу страну на международных театральных фестивалях.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий