Это был
уже третий моноспектакль с участием главной героини – ведущей солистки ГАБТ им.
А. Навои Радой Смирных (контральто), Людмилой Слоним (партия фортепиано),
Андреем Слонимом (композиция, режиссура, поэтическая лирика). «Осенняя элегия»
прозвучала четвёртого декабря 2020 года в Музыкальной гостиной ГАБТ, ставшей не
просто Малой сценой Большого театра, а экспериментальной площадкой для новых
разнообразнейших камерных творческих проектов.
Программа концерта представляла особый
интерес уже тем, что включала в себя известные русские романсы: «Я помню вальса
звук прелестный...» (Н. Листов, стихи автора); «Напоминание» А. Варламова
(стихи автора); «Калитка» А. Обухова (стихи А. Будищева); «Старинный вальс» З.
Левиной (стихи Л. Глазковой); «Мы вышли в сад...» М. Толстой (стихи А. Толстой) и другие. Старинные
русские романсы: Б. Кейля (стихи А. Сурина) «Не хочу!..» и А. Чернявского
(стихи Е. Юрьева) «Да!» - или – «Нет!»? Рада Смирных исполнила в органичном
дуэте с Андреем Слонимом (осуществившим бессловесное, но выразительное
«партнёрство»!). Дополнили этот классический цикл малознакомые и редкие произведения.
Так, среди них в Узбекистане были впервые исполнены романсы Бориса
Прозоровского: «Я тебе песню спою...» на стихи автора и «Осенняя элегия» на
стихи Б. Фельдмана, давший название вечеру. И в редко звучащем не только у нас,
но даже в самой России «венке» этих утончённых и контрастных романсов неожиданно
по-новому раскрылась для многочисленных зрителей вокальная лирика Серебряного
века.
Совершенно прадоподобно, словно
действие происходит на глазах у зрителей, Рада Смирных передала сложную
психологию отвергнутой светской дамы в романсах Б. Прозоровского: «Мы оба
лжём!..» (стихи Б. Тимофеева); «Мы только знакомы...» (стихи Л. Пеньковского);
«Не говорите мне о нём!..» М. Перроте (стихи автора), который вполне мог бы
ассоциироваться, например, с образом покинутой Ларисы из «Бесприданницы» А.Н.
Островского. Ярким европейским вкраплением в русские романсы прозвучал
огнедышащий «Чёрный веер...» П. Сарасате на стихи в переводе Г. Гнесина.
Романсовая
лирика так называемой эпохи Серебряного века — это совершенно особый пласт
произведений разнохарактерных, утончённых, несущих порой парадоксальность, но
на редкость глубоко и точно раскрывающих и противоречия эпохи, и поиск света в
душе. Время ломок привычных устоев, время раскола эпох с особой силой оценивает
хрупкость и ранимость гармонии и счастья в жёстко меняющемся мире. Произведения
этого периода донесли до нас драматизм, иронию, горечь, сарказм, светлую печаль
и озарения надежд.
Все
номера в концерте звучали совершенно по-новому, так как Рада Смирных в единстве
трепетного ансамбля с концертмейстером Людмилой Слоним заставила зрителей
пережить вместе с ней две эпохи культуры – пушкинско-блоковскую и Серебряного
века. В программе камерного вечера, как и принято в «Осенней элегии» нашлось
место всему: мудрой иронии, гимну любви, тревожному предупреждению о возможных
катастрофах, жажде житейской радости, выстраданному гуманизму, отрицанию
«сальеризма» в искусстве, глубинному чувству отечества и ни разу не
поколебленной вере в силу Любви.
И
вновь подумалось, что расхожее понятие «прекрасный голос» имеет совершенно
особый, гораздо более глубинный смысл, когда мы встречаемся с разноодарённым
исполнителем высокого мастерства и интуиции. В самом деле – ведь никому не
придет в голову при соприкосновении с мастерством пианиста или скрипача
высказать ему «комплимент»: «Ах, какой у Вас прекрасный рояль «Стейнвей» (или
скрипка Страдивари!)». Нет, мы воспринимаем одарённость мастеров именно в
целом, в неразрывной консолидации всех его творческих данных и
энергетики жизни на сцене. Поистине уникальный голос-контральто Рады Смирных,
конечно же, истинно ценен в своем качестве. Но то мастерское умение этой
талантливой певицы сделать и тембр, и интонации своего голоса прекрасным средством
для выражения чувств, для полноценного проживания на сцене судеб своих героинь
– поистине дорогого стоит. И, к счастью, - горячо оценивается многочисленными
поклонниками ее дарования. При этом Рада Смирных как певица и актриса во всех
своих образах и спектаклей, и вечеров-композиций – с особой силой умеет
пропустить через «призму» своей натуры и души предложения музыкальных
руководителей и постановщика – и в удивительной органичности прожить на сцене судьбы
каждой из своих героинь.
И
ещё не менее важное, — отметил в
своих преамбулах к каждому выступлению А. Слоним, - мы хотели придать вечеру
особую "театральность",
насытив его общением героини с определённой
атрибутикой и сделать некий спектакль-концерт на тему всего, о чём сказано.
Потому этот вечер готовился и детально воплощался как полноценный
спектакль-концерт. В нём каждая интонация, каждый элемент действия были нами
тщательно разработаны и планомерно введены в органику проживания Радой —
талантливой, эмоциональной, имеющей врождённый вкус! — всего того, что было
задумано нами.
Благодаря
ярко выраженной главной теме театрализованного концерта, многие зрители
вспомнили, что единственный духовный Источник — Любовь не перестаёт бить в нас
чистым, прозрачным ключом. Что бы с нами ни произошло, с чем бы недобрым или
неверным мы ни встретились – мы никогда
не должны позволять нашему источнику пересохнуть, иссякнуть. Эта главная тема
объединила пение, действие, лирическую поэзию и музыку в спектакле-концерте. По
мнению А.Е. Слонима, романсы, включённые в программу концерта-спектакля, были
написаны с использованием богатейшей палитры выразительных средств. И действуют
на сознание "в комплексе" — ведь зачастую сам поэтический текст в
отрыве от музыки, или наоборот — музыка в отрыве от текста — не являются в
романсах этого направления и стиля самостоятельными шедеврами. И только вместе они — пласт истин страстей и
эмоций ломки века.
Исполнение
этих романсов — процесс необыкновенно тонкий, работу над ними можно сравнить
именно с работой сапёра на минном поле. Чувство меры и соразмерность
выразительных средств должны быть избраны настолько точно, чтобы попасть в
самую сердцевину замысла и выявить необычайную близость этих произведений нам,
живущим в XХI веке. Любой перебор приведёт к возникновению чрезмерной
вульгаризации, опошлению замысла. «Увы! - сетует А. Слоним, — к
сожалению, нередко эти романсы исполняют именно так — с ложной
"цыганщиной", надрывом, искусственно нарочитой псевдосентиментальностью,
пафосностью, с преобладанием сугубо инстинктивного чувственного начала. И
получается нечто, не имеющее ничего общего ни с истинным звучанием этих
произведений, ни с состоянием смятенной души человеческой в филигранности
оттенков и нюансов её существования в конфликте с обстоятельствами».
Рада Смирных на протяжении всего концерта с
неповторимой силой своего «медового»
голоса (контральто) молниеносно
воплощалась в разнохарактерных лирических героинь, пользуясь скупыми театральными атрибутами (чёрный веер; белая
пуховая шаль, небрежно накинутая на
плечи; горящая свеча на круглом столике; разбросанные листы писчей бумаги из
домашнего альбома и гусиное перо; традиционная для этого периода дамская сигаретка
с длинным мундштуком, букетик осенних запоздалых цветов на туалетном столике).
Она, как во всех своих выступлениях, смогла поистине заворожить публику
сокровенным покаянием, исполняя романс Б. Прозоровского «Мы оба лжём». По-женски кокетливо, сгорая от любви и
верности, убеждала высший свет: «Мы только знакомы» (Б. Прозоровский) и в сдержанной эпической стилистике передала
переживания покинутой женщины в старинном романсе «Не говорите мне о нём» М.
Перроте. И вновь, и опять мы воспринимали не только стремление воссоздать мир
давно ушедших дней, соблюсти изящный и утончённый стиль – а возведение на
пьедестал сегодня, сейчас тех высших категорий, чувств и свойств души, без и
вне которых именно сегодня немыслима жизнь духа полноценной
Личности...
К
слову сказать, Людмила Слоним проделала большую предварительную работу в
расшифровке и обработке нот редко исполняемых романсов, придав им современное
мелодичное звучание в практически новой обработке. И, конечно же, в союзе с
постановщиком проделала неимоверно объемную филигранную работу с талантливой
певицей над каждым нюансом, интонационным оттенком любого из ярко исполненных
романсов. И творческий результат засиял в богатстве красок и настроений. Так
свежо, по-новому в театральной интерпретации Рады Смирных прозвучали известный
и уже близкий по времени к нашим дням, но несущий те же возвышенные чувства романс
З. Левиной «Старинный вальс», малоизвестный романс Б. Прозоровского на стихи Л.
Пеньковского «Мы только знакомы…» и «Осенняя элегия» Б. Прозоровского на стихи
Б. Фельдмана, давший название вечеру. В
течение всего концерта-спектакля концертмейстер Людмила Слоним в едином
слаженном ансамбле с солисткой Радой Смирных экспрессивно и многокрасочно
цементировала единое полотно, сотканное из разнообразных порывов души и
настроений.
Старинные салонные романсы-шутки Б.
Кейля на стихи А. Сурина «Не хочу!..» и А. Чернявского на стихи Е. Юрьева «Да!»
или «Нет!» получили талантливое сценическое воплощение в дуэте Р. Смирных и А.
Слонима. И если Рада в выразительном пении и действии проживала жизнь и
перипетии своей героини, то её активнейший партнёр (в вынужденно «полагающемся»
безмолвии!) одним своим выразительным
сценическим действием и мимикой доходчиво «парировал» женские посягательства
на мнимую свободу закоренелого старого
холостяка. Оба неожиданных представления вызвали в зале улыбку, искренний смех
и овацию.
Андрей
Слоним по уже сложившейся традиции обогатил вокальную часть концерта авторским
стихотворением «Ретро» и русской многополярной классикой Серебряного века.
Диапазон прозвучавших символических и вполне бытовых стихов поэтов Серебряного
века был многоплановым. Это были задушевные признания, исповедальные монологи,
в которых тоже присутствовал медитативный подтекст - взволнованные и
психологически напряжённые раздумья о времени и о себе, сокровенно выражавшие
интерес к потаённым глубинам человеческого сознания, логически непреодолимым
движениям души.
Между романсами зрители
услышали в талантливой декламации Андрея Слонима лирические произведения:
«Веер» Зинаиды Гипиус, «Невыразимая печаль...» Осипа Мандельштама, а также
старинную шуточную балладу «Полдюжины булавок...» неизвестного автора и
«Кудесник» Николая Агнивцева, внёсших юмористическую тональность в элегическую
атмосферу вечера. А. Слоним, выразительно и экспрессивно «проживший» произведения
разных авторов Серебряного века, с чувством художественного строя каждого
стихотворения, - так охарактеризовал этот, до конца не усвоенный нами пласт
своеобразной и разнохарактерной поэзии переходного периода:
— Она
не только метафорична, она несёт порой и скрытый перпендикулярный" смысл,
зашифрованный в Слове. Так, у
Осипа Мандельштама
в прочитанных мною строчках звучит нечто и как бы «импрессионистическое», и
несколько странное:
Немного красного вина,
Немного солнечного мая...
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна... –
лично я ощущаю не только
"импрессионистичность", но и суровые атрибуты смутного времени. Год
написания — 1909-й, вся череда "кровавых воскресений" уже свершилась.
И потому образ "красного вина" — это, несомненно, и отнюдь не только
само вино, но и – кровь... А фраза "и тоненький бисквит ломая..." —
это именно образ ломки некой фатальной рукой с тончайшими пальцами — хрупкого и
привычного устоя, гармонии. Ведь это всё будет беспощадно сметено, судьбы и
жизни — разбросаны, прерваны, беспорядочно рассеяны, мир усадеб и лип останется
только в ностальгической памяти. Так мне увиделось это стихотворение, так я его
и прочёл...
В финале концерта Рада
Смирных исполнила мажорный гимн Любви неизвестного автора в переложении Я.
Пригожего: «Что это сердце сильно так бьётся?..», в котором рефреном прозвучал
призыв: «Сердце воскреснет — вернётся любовь!» Для многих зрителей, пришедших
на концерт, вопреки пандемии, этот оптимистичный призыв обернулся жестом помощи
обретения добрых надежд, утешением в самом присутствии Бога в человеке. Когда
он молится, когда он просит, он обращается не только к Творцу неба и земли, к
тому далёкому Существу, которого даже не может себе представить, он обращается
к той силе, живущей в его душе и духе, с которой он никогда не должен терять
связь. Ведь об этом был концерт. Зрители уходили с концерта с возвышенной
неколебимой верой в завтрашний день, силу искусства и всепобеждающую все
горести Любовь и человеческую Доброту, данные нам свыше.
Гуарик Багдасарова
Фото: Ю. Полянский
Комментариев нет :
Отправить комментарий