В этом году в Узбекистане широко отметили 76-ю годовщину Победы над фашистской Германией. Основные торжества состоялись в Парке Победы, в мемориальном комплексе "Братские могилы", на местном «Бродвее» возле фонтана, где барды из ТО «Арча» традиционно для всех гуляющих прохожих пели под гитару песни военных лет. Несмотря на дождливую погоду, на Волгоградском кладбище Ташкента утром 9 мая было многолюдно. Тысячи горожан пришли почтить память павших героев, многие с портретами своих родных, которые своей жизнью заплатили за мирное небо и свободу родной страны. Президент Шавкат Мирзиёев почтил память солдат, павших за победу во Второй мировой войне и возложил цветы к Вечному огню в мемориальном комплексе в центре узбекской столицы и в парке Победы. К Вечному огню возложили цветы сотрудники дипломатических миссий иностранных государств. В церемонии приняли участие посол Российской Федерации в Узбекистане Олег Мальгинов, руководство представительства Россотрудничества и другие почётные гости.
Ближе
к вечеру народ стал стекаться в конференц-зал Ташкентской и Узбекистанской
епархии РПЦ. Здесь 9 мая по благословению митрополита Викентия состоялся Пасхальный
концерт, посвящённый пресветлому Воскресению Христову, жёнам-мироносицам и Дню
великой Победы над фашизмом. Поздно вечером в узбекской столице прогремел
праздничный салют во славу воинов, сражавшихся за Победу и ветеранов трудового
фронта, ковавших и приближавших, «как могли», этот день Победы в глубоком тылу.
Простой народ помнит, что в 1945-м Победа была на Пасху и совпала с Днём Георгия Победоносца по церковному календарю, поэтому с пониманием и благодарностью воспринял концерт, исторически оправданно охвативший духовную и светскую части обширной программы. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Викентий поздравил всех присутствующих с пасхальной неделей и Днём Победы, памяти и почестей - символом единения всех наций и народов СНГ. Он напомнил прихожанам, что воскресение Господа Иисуса Христа — первая действительная победа жизни над смертью, а также о вкладе народа Узбекистана в общую Победу над фашизмом и пожелал всем прихожанам мирного неба, благополучной жизни, здоровья и процветания во благо нашей страны.
Автор проекта и композиции, режиссёр и ведущий – заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним - анонсировал каждое выступление ведущих солистов ГАБТ: Анастасии Юдиной, Рахима Мирзакамалова, Лятифе Абиевой, Рады Смирных, Анжелики Мухаметзяновой, Дильбар Салихджановой, Елены Шавердовой, Бекзода Садыкова. Весь вечер за роялем была концертмейстер Людмила Слоним. Вокально-музыкальную часть программы дополнили избранные авторские стихи Андрея Слонима. Концерт, в целом, носил как эстетический, так и военно-патриотический характер.
В первой части концерта прозвучали произведения, непосредственно связанные с высокой духовной темой. Вечер открыл авторский романс Людмилы Слоним «Благовест» на стихи А. Майкова, который с первых звуков колокольного перезвона и света радости в исполнении Анжелики Мухаметзяновой задал тон всему вечеру. Как и ранее, были исполнены весьма редко звучащие старинные и современные духовные песни и русские романсы: «Когда на небе заря зажжётся...» (Митрополит Серафим-Чичагов) во вдохновенном исполнении Лятифе Абиевой; совершенно неожиданный в творчестве автора замечательных детских песен Е. Крылатова истинно духовный романс «Спаси и сохрани!..» на стихи А. Сухановой, доверительно и с большим чувством исполненный Анастасией Юдиной. А горько-трагичный «Христос воскрес!..» Сергея Рахманинова на стихи Д. Мережковского был прожит Рахимом Мирзакамаловым с такой болью и горечью от обвального несовершенства современного мира перед лицом светлейшего Праздника, что вызвал глубокое сопереживание у зрителя. Стоит вспомнить, что именно этот замечательный романс незабвенный Иван Семенович Козловский рискнул исполнить на правительственном приёме в конце тридцатых годов прошлого века, когда имя и произведения эмигрировавших С. Рахманинова и Д. Мережковского были под строжайшим запретом. Великий певец сам объявил этот романс высокой правительственной аудитории во главе с И.В. Сталиным, а затем спел его, раскрыв всю трагедийность его содержания. Воцарилась тишина... И первым начал аплодировать Сталин, промолвив: «Какое сильное произведение!». С тех пор творчество Рахманинова стало всё более широко раскрываться в исполнении певцов и музыкантов того непростого времени. Совершенно иной по светлому настроению романс С. Рахманинова «Здесь хорошо!..» на стихи Г. Галиной в поэтичном воплощении Анжелики Мухаметзяновой перенёс нас в неповторимую красоту природы, тесно сплетённую с устремлённостью человеческой мечты к духовным высотам...
Прозвучали также два романса-стилизации. «Романс» Вениамина Баснера из кинофильма «Дни Турбиных» был раскрыт Лятифе Абиевой как светлая ностальгическая мечта о том, что было безвозвратно снесено бурными переломами сурового ХХ века. Созданный совсем недавно – к 100-летию гибели царской семьи романс «Сирень» В. Бибергана на стихи А. Блока из кинофильма «Романовы-венценосная семья» в прекрасном дуэте Анастасии Юдиной и Рады Смирных словно «породнил» нас с утончённостью жизни дочерей последнего российского императора, как и все юные создания, – мечтавших о светлом и прекрасном будущем.
Совершенно особый романс П. Чайковского «Корольки» на стихи Л. Мея в экспрессивном и искреннем исполнении молодого Бекзода Садыкова поведал о неразумном устремлении героя к ратным подвигам и о его захвате ценного «трофея» - нитки коралловых бус – «корольков», о которых так просила его возлюбленная, и о трагической смерти его любимой Ганны, так и не дождавшейся «гостинца» с войны – так покарал Всевышний неразумного героя за жестокость и необдуманное несение зла...
Лирико-философские
произведения Андрея Слонима: «Он мог явиться в блеске славы…», «Не спрашивая у
Любви своей...», «Счёты», «Что-то робкое чуть виновато...», «Сон», «Тарантелла»
- предстали циклом размышлений о превратностях Бытия, смятении душ, о поиске
выхода из нравственного тупика и каждого отдельного жителя Земли, и всего
человечества... Этот разнообразный поэтический цикл был своеобразной предтечей
к дальнейшему развитию главной концепции вечера-концерта, утверждавшего
преемственность в русском и позднее советском искусстве добра над злом, мира
над войной, гармонии над стихией, единения людей над разобщённостью бездушных
роботов.
Совершенно по-новому публика восприняла знакомые с детства произведения «Тёмная ночь» Н. Богословского (стихи В. Агатов) в исполнении Лятифе Абиевой; «В землянке» К. Листова (стихи А. Суркова) в исполнении Рады Смирных. Эти замечательные романсы в редком женском исполнении с особой заострённостью акцентируют трагедию активной встречи с войной утончённой женской натуры, свято хранящей главное в тяжких условиях разгула смерти… «Синий платочек» Е. Петерсбургского на стихи Я. Галицкого и Г. Максимова в интерпретации Дильбар Салихджановой снова напомнил о свете надежды, которая в самые тягостные мгновения согревала души и тех, кто был «в четырёх шагах» от смерти, и тех, кто ждал в глубоком тылу, верил и надеялся. Знакомая сейчас каждому знаковая песня «Нам нужна одна Победа» Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал» в исполнении Анастасии Юдиной подчеркнула великую значимость Победы, осуществлённой подвигом простых, верящих, надеющихся и обладающих необычайной силой духа людей, и особенно – женщин. «Тучи в голубом» А. Журбина на стихи В. Аксёнова и П. Синявского и «Тропинка» М. Блантера на стихи М. Исаковского задорно и оптимистично прозвучали из уст Елены Шавердовой. «Венок Дуная» О. Фельцмана на стихи Е. Долматовского была подана артистично живо, победоносно Анжеликой Мухаметзяновой – все эти песни предстали «лучами света и надежд» в тёмном царстве войны. Дуэт Анастасии Юдиной и Рады Смирных с новой силой и очарованием раскрыл преданность и чистоту чувства в песне «Эхо любви» Е. Птичкина на стихи Роберта Рождественского. Дуэт не только напомнил о великой певице Анне Герман: пронзительность этой вечной темы неразрывно связала всех современных людей доброй воли... Песни, которые часто звучали из уст ветеранов войны, артистов эстрады по радио и телевидению, а также семейных застольях, в нежном женском исполнении приобрели дополнительный оттенок задушевности и героического смысла судеб самоотверженных героинь войны. Они сражались за Родину наравне с мужчинами и разделили с ними все тяготы армейской службы: «ведь на войне как на войне…».
У Михаила Шолохова
есть рассказ «Наука ненависти», написанный в 1942 году о том, как менялась
психика простого солдата Герасимова на войне - от любви до ненависти. Приведу
финал этого рассказа:
«Прощались мы у
входа в землянку. Задумчиво глядя на залитую ярким солнечным светом просеку,
лейтенант Герасимов говорил:
— ...И воевать научились по-настоящему,
и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично
оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком;
знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную
лань», — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за
всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем
люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом.
Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением,
именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если
любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти
сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если
это замысловато сказано, но я так думаю, — закончил лейтенант Герасимов и
впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой
улыбкой.
А я впервые
заметил, что у этого тридцатидвухлетнего лейтенанта, надломленного пережитыми
лишениями, но всё ещё сильного и крепкого, как дуб, ослепительно белые от
седины виски. И так чиста была эта добытая большими страданиями седина, что
белая нитка паутины, прилипшая к пилотке лейтенанта, исчезала, коснувшись
виска, и рассмотреть её было невозможно, как я ни старался».
Тема
борьбы добра и зла, поднятая очевидцами войны, вновь набатом прозвучала не
только в песнях, но была выделена Андреем Евсеевичем и донесена до слушателей
стихами: «Узел времён», «Всё на войне, как на войне», «Да будет вечно
всё…». Каждый слушатель в минуты
декламации молился за то, чтобы война никогда не повторилась на нашей земле и
чтобы наши дети и внуки ценили мир во всём мире:
Всё на войне – как на
войне…
В её кромешный ад
Влетают души на волне
Губительных утрат.
Сосредоточив гнева рать
В призыве: «Отомсти!»,
Душе придётся выбирать
Исходы и пути.
Дан жалости приказ
молчать,
А сердцу – быть в броне,
Чтоб научиться убивать,
Как должно на войне.
Но всем завещано хранить
Души ранимой лик,
Чтоб пенье струн не
заглушить
В жестокой битвы миг !
Чтоб помнить тишь, и шум
дождя,
Мир духа без тревог.
Чтоб оглянуться, уходя
За роковой порог –
Предел тот грозный! А за
ним –
Святой любви пути,
Что вопреки войне
храним,
И не дадим смести.
Сквозь горечи потери
вдруг
Пробьётся к нам с высот
Простой и тихой песни
звук,
Что доброту спасёт.
На вечной мужества броне
–
Любви бессмертной след.
Всё на войне – как на
войне! –
И смерть, и жизнь, и
свет…
В
близости к финалу концерта прозвучали песни, олицетворяющие неистребимую жажду
любви и свет надежды, а также неистребимый юмор, спасавшие наших бойцов от
хандры в часы отступления и закалявшие их веру в Победу на подступах к Берлину.
Сотни раз всю планету на разных языках обошли песни «Смуглянка» А. Новикова на
стихи Я. Шведова и «Катюша» М. Блантера на стихи М. Исаковского. Публика дважды
вызывала на «Бис» молодого и очень талантливого солиста ГАБТ им. А. Навои
Бекзода Садыкова, исполнившего по-своему, с неповторимым задором и жизнелюбием,
на восточный лад «Смуглянку». Женский ансамбль в составе Л. Абиевой. А. Юдиной.
Д. Салихджановой и Р. Смирных так «отжарил» «Катюшу», что зрители готовы были
не только подпевать, но и броситься в пляс. А постоянный, тонкий и динамичный
ансамбль каждого талантливого певца с Людмилой Слоним – в каждом номере нёс
свои особенности и неповторимые черты.
В
Ташкенте 9 мая на Мемориальном комплексе «Братские могилы», в школьных актовых
залах, на импровизированных сценических площадках на улицах и в парках,
махаллях и выставочных залах АХУз обязательно звучали «Майский вальс» И. Лученка
на стихи М. Ясеня, «Журавли» Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова в переводе Н.
Гребнева и «День Победы» Д. Тухманова на стихи В. Харитонова. Рахим
Мирзакамалов самозабвенным исполнением на вечере именно этих, одних из лучших,
послевоенных песен XX века вызвал не
только громкие овации, но и слёзы на глазах у зрителей, заново переживших боль
потерь 27 млн жертв войны и неизбывную радость долгожданной Победы.
После
концерта зрители долго не расходились и благодарили артистов ГАБТ имени А.
Навои, сумевших, как когда-то театрально-концертные фронтовые бригады из
Узбекистана, донести до нас песни о войне и Великой Победе, какими их знали,
любили и пели наши героические отцы и деды.
Война
ворвалась в жизнь советских людей внезапно. Многие тогда считали, что для
музыки не время. Но уже первые месяцы войны показали, как важно и нужно для
фронта искусство, как бойцы ждут концертные бригады в короткие часы затишья.
Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп
вносили свой вклад в общее дело борьбы с фашизмом. За годы войны артисты
провели для советских воинов один миллион 350 тысяч спектаклей, концертов,
творческих встреч — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры
и бригады. Только
в 1942 году из Узбекистана выехало на фронт 14 творческих бригад. За годы войны
в Узбекистане было создано около 20 фронтовых концертных бригад.
Самой
известной из них являлся женский ансамбль, руководимый Гавхар Рахимовой. На
передовых позициях Западного фронта проходили концерты бригады Узгосфилармонии
во главе с народным артистом Узбекистана Кары-Якубовым. С большим успехом
проходили концерты бригад, возглавляемых народной артисткой СССР Халимой
Насыровой и народными артистами республики - Тохтасыном Джалиловым и Тамарой
Ханум. Знаменитый узбекский писатель Айбек участвовал в составе одной из
концертных бригад из 16 человек на передней линии западного фронта с шестого
декабря 1942 по пятое февраля 1943 года. В 1965 году он опубликовал книгу «По
фронту (Из дневника писателя)», которая была создана на основе его дневниковых
записей в блокноте. Этот блокнот писатель обменял на вокзале на кусок хлеба.
Доподлинно
и многократно упоминалось и о том, что именно вдохновенные выступления перед
бойцами выдающихся мастеров искусства в невероятной степени укрепляли их
крепость воли и ковали Великую Победу не менее сильно, чем владение любыми
видами вооружений. Известно, что на «радиомаяки», на волне которых звучали
голоса великих певцов, ориентировались пилоты самолётов, успешно находившие в
труднейших боевых условиях дорогу на родные аэродромы, чтобы дозаправиться,
довооружиться – и вновь и вновь громить врага. За годы войны работники
искусства Узбекистана дали свыше 3,5 тысяч концертов в частях действующей армии
и 26 тысяч концертов в частях Туркестанского военного округа и военных
госпиталях. Некоторые бригады и отдельные артисты побывали на фронте не один раз.
«Всю
ночь русские пели песни (романс «Не для меня придёт весна… Пасхальный день не
для меня»), от которых стыла кровь. Потом они пошли в атаку…», - вспоминал о
Сталинградской битве 1942 г. немецкий солдат 6-ой армии Вермахта (https://www.youtube.com/watch?v=MuLa7CM9mEg). Русский романс
на стихотворение «Не для меня» за подписью офицера морской пехоты А. Молчанова
(полное имя неизвестно), написано им в 1838 году. Стихотворение положено на
музыку русским композитором голландского происхождения Николаем Петровичем
Девитте. Эту песню часто пели солдаты Великой Отечественной войны перед боем.
Мой отец Сарухан Аванесович Багдасаров (1914-1993) служил в артиллерии на
Белорусском фронте. Получил два ранения в грудь и предплечье, выжил, с песнями
военных лет дошёл до Берлина рядовым солдатом. Песни помогали советским
солдатам освобождать родное Отечество, всю Европу и дойти со знаменем Победы до
логова врага.
В
2015 году Василий Лановой вспоминал: "В Европе журналисты мне в лицо
говорили: "Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже
забыли". Я у них спросил: "Сколько дней ваши страны сопротивлялись
Гитлеру?" Молчат. Тогда я продолжил: "Польша была завоевана за 28
дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько
домов. Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней. Дания продержалась ровно
день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать её пришлось нашим
солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за
освобождение европейцев от фашизма". Но Европа предпочла об этом
забыть!"
Однако
люди твёрдой воли не могут себе позволить забыть ни о зверствах захватчиков, ни
о мужестве и подвигах истинных героев – защитников Отечества и народа. Пасхальный
вечер-концерт в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ ещё раз
продемонстрировал нашу твёрдую, выстраданную историей жизненную позицию: «Мы -
не забудем! Низкий поклон нашим ветеранам войны и труда».
Гуарик Багдасарова
Фото Ирины Щур
Комментариев нет :
Отправить комментарий