Восьмого октября 2021 г. после гастролей в Самарканде Санкт-Петербургский театр песни и танца «Морошка» дал концерт во Дворце искусств «Туркистон» в Ташкенте. Театр выступил с благотворительной концертной полуторачасовой программой «Петербургское русское чудо». Концерт был организован в рамках культурно-деловой миссии Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.
Перед
началом концерта выступил председатель торгово-промышленной палаты РУз Адхам
Ильхамович Икрамов, уроженец Ташкента, получивший высшее образование в Военно-медицинской академии имени С.М.
Кирова (Ленинград) и Первом Ташкентском Государственном медицинском институте. Указом
Президента в 2011 году был награждён орденом «Фидокорона Хизматлари Учун» за большой
вклад в экономическое и культурное развитие страны и в 2018 году - орденом
«Трудовой славы» за выдающиеся трудовые заслуги, способствующие подъёму
экономики и культуры, росту благосостояния народа, сохранению мира и
стабильности в Узбекистане. Выступавший рассказал, что в период с 5 по 7
октября 2021 года Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с
Хокимиятом Ташкента был организован визит делегации Санкт-Петербурга во главе с
председателем Комитета по внешним связям Е.Д. Григорьевым в Узбекистан.
В
ходе визита делегация посетила Центр ремесленников в Самарканде (туристическая
деревня Конигиль), где братской стороне была представлена развёрнутая
информация о проводимых реформах в Узбекистане в целях сохранения народных
промыслов и поддержки ремесленничества. Санкт-Петербургский театр песни и танца
«Морошка» шестого октября дал своё представление «Петербургское русское чудо» в
Концертном зале специализированной музыкальной школы в Самарканде. После
концерта в Ташкенте артистам девятого октября предстояло посетить Гулистан и
дать там концерт в Сырдарьинском областном музыкально-драматическом театре имени
А. Ходжаева.
В
приветственной речи А.И. Икрамов процитировал выдающегося культуролога ХХ века,
академика Д.С. Лихачёва: «Надо быть патриотом, а не националистом. Нет
необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет
необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между
патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей
стране, во втором – ненависть ко всем другим». «Узбекистан, - подчеркнул Икрамов,
- всегда отличался нерушимым интернационализмом. В стране, где дружно
сосуществуют более 130 наций и народностей, привычно говорят: «Я узбекистанский
русский, татарин, таджик или кореец, еврей, армянин и т.д.», - знать это,
помнить об этом всегда и следовать путями доброты и дружбы – очень важно».
В ответной речи председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Дмитриевич Григорьев выразил благодарность узбекскому народу, приютившему в годы Великой Отечественной войны более 250 тысяч эвакуированных детей из России, Украины, Белоруссии, среди которых были также выходцы из блокадного Ленинграда. Кстати, на концерте в «Туркистоне» присутствовали жители блокадного Ленинграда, в годы войны навсегда нашедшие пристанище на узбекской земле: сёстры Нина Михайловна и Тамара Михайловна Соколовы; Зейтун Муратова и Валерия Михайловна Саприко; Тамара Петровна Циглинцева с дочерью Анной.
Гость из «российской северной столицы» подчеркнул,
что миссия Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка» –
пропагандировать исконно русскую культуру в Санкт-Петербурге и за рубежом; сохранять
и развивать жанр народно-сценического наследия в песне, музыке и танце; прививать
любовь молодёжи к национальной музыкальной и танцевальной культуре; формировать
лояльную, патриотически настроенную аудиторию.
Санкт-Петербургский
театр песни и танца «Морошка» основан театральным продюсером Надеждой
Полтавченко в 2009 году. «Морошка» – явление петербургской культуры. Впервые в
истории города появилась профессиональная труппа, работающая в
народно-сценическом жанре и имеющая в своём составе три равноправных творческих
цеха – балет, оркестр русских народных инструментов и ансамбль вокалистов. Из
самодеятельной студии «Морошка» вырастает в профессиональный театр. За 12 лет
существования коллектив завоевал награды международных конкурсов (Алжир, 2015
год и Кавала, 2016 год), побывал с гастролями более чем в 11 странах мира:
Греция, Алжир, Великобритания, Китай, Мальта, Ирландия, Эстония, Турция,
Киргизия, Белоруссия, Туркменистан и теперь Узбекистан – и везде театр встречают
овациями, переполненными залами и тёплыми, искренними словами благодарности. Ансамблю
«Морошка» доводилось выступать на разных концертных площадках, в том числе на
корабле «Королева Елизавета».
Узбекские
артисты приветствовали россиян зажигательным попурри из национальных танцев, открывшим
концерт, который сопровождался от начала до конца неумолкаемой овацией. «Петербургское
русское чудо» – это концертная программа, созданная в лучших традициях
выдающихся мастеров народно-сценического жанра России: И.А. Моисеева, С.М.
Годенко, В.В. Андреева, А.В. Александрова и других. В представлении
«Петербургское русское чудо» приняли участие артисты балета и вокалисты, а вся
программа проходила в сопровождении оркестра русских народных инструментов под
управлением дирижёра, лауреата международных и всероссийских конкурсов Виталия
Силиванова.
Музыкантам
отдельно аплодировали благодарные зрители за необыкновенную красоту звучания
домры, альта, баяна, ударных, балалайки-примы и контрабаса-балалайки, а также
за высочайшую органическую слаженность звучания всего оркестра.
Трудно
себе сейчас представить, что возраст самой старой балалайки – больше 120 лет. Её
можно увидеть в Музее балалайки в Ульяновске. Пётр I к любой музыке относился с
симпатией, и на рубеже XVIII века балалайка стала самым популярным инструментом
в России. Балалайка способна поднять патриотический настрой и боевой дух
солдат, а также поднять настроение у гражданских слушателей. Простые солдаты
русской Армии уходили с ней в военный поход и возвращались с этим неразлучным
инструментом домой: ни один праздник поныне не обходится без балалайки в
российской глубинке. Известно, что её очень любил П.И. Чайковский: «Какая
прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой
чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но
самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать
они в оркестре! По тембру это незаменимые инструменты», – писал автор всемирно
известного балета «Лебединое озеро» и оперы «Евгений Онегин». Есть несколько
версий происхождения названия музыкального инструмента. По одной из них, оно
происходит от слов «балакать» или «балаболить», оттого её простое и понятное
звучание сразу и навсегда ложится на душу.
«Балалайка – предмет нашей
национальной гордости, сродни олимпийским чемпионам или полёту Гагарина в
космос, – уверена руководитель «Морошки» Надежда Полтавченко. – Но для
популяризации балалайки надо активно работать, и здесь энтузиасты должны
объединиться с властями. Коллектив «Морошка» – негосударственный, ему
выделяются субсидии от городского Комитета по культуре. Театр сотрудничает с
Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга, что способствует продвижению
русского искусства за рубежом».
В
2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном конкурсе в
Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом – победителем в номинации
«Русская национальная музыка». За пределами России балалайка популярна не
только в Японии: виртуозы-балалаечники и ансамбли, имеющие в своём составе
балалайки, есть также в странах Скандинавии, США, Аргентине, Дании,
Великобритании.
Хореограф
– лауреат международного конкурса Елена Викинг - создала уникальную концертную
программу, основанную на фольклорных произведениях, но исполняемых по законам
академического музыкального театра. В постановке каждого номера нет ни одного
случайного или лишнего жеста. Всё было продумано до основания: на сцене словно пели
и танцевали ожившие пластические фигуры, в которые организаторы концерта
вдохнули ураган живой жизни и размах широкой русской души.
Только
за последних три года концертная программа пополнилась 15 новыми номерами. В
репертуаре театра исполняются произведения выдающихся композиторов: П.
Чайковского, М. Мусоргского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева. Специально для
театра пишут музыку и современные петербургские композиторы – Вячеслав Круглик,
Светлана Нестерова, Елизавета Панченко. В Узбекистане российская труппа наряду
с красочными фольклорными
вокально-танцевальными номерами: «Виват, Санкт-Петербург!» «Барыня-Калинка»,
«Русская ярмарка», «Дымковские потехи», "Выйду ль я на реченьку...", "Гляжу в озёра синие..." и другими, осуществила ещё одну
постановку – концертную сюиту «Песни военных лет». Этот творческий симбиоз
вызвал бурную восторженную реакцию ташкентских зрителей во Дворце искусств
«Туркистон».
Этого
«Петербургского русского чуда» могло бы не случиться без великолепных костюмов:
их создаёт известный петербургский художник, лауреат премии «Золотой софит» и
«Арлекин» Мария Лукка. Потрясающей красоты художественные костюмы, созданные
специально для каждого номера; высокий исполнительский уровень артистов;
сложнейшая хореография и красивые голоса не оставили равнодушными никого во
Дворце искусств «Туркистон». Это был, действительно, вечер душевных песен,
зажигательных танцев и ласкающей слух музыки», – как и обещали организаторы
концерта.
Гуарик Багдасарова
Фото Святослава
Рябушева,
Ирины Кепановой и
из интернета
Комментариев нет :
Отправить комментарий