понедельник, 11 октября 2021 г.

XХ «Цветаевский костер» зажгли в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при Русском доме в Ташкенте

 



Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья.  Я родилась...

                                         Марина Цветаева


Поэт родился! И в Москве все сорок сороков запели.

                                                                        А. Маркевич

 

          Юбилейный XХ «Цветаевский костер» зажгли седьмого октября 2021 г. в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при Русском доме. Акции пылающего «Цветаевского костра» во дворе предшествовало собрание любителей поэзии Серебряного века - активистов ахматовского музея и представителей творческой интеллигенции, российских соотечественников, журналистов в конференц-зале Русского дома. Интересный доклад о жизни Марины Цветаевой и её близком окружении, душевных и эпистолярных связях с поэтами Серебряного века – Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским, Сергеем Есениным, Арсением Тарковским и другими её современниками сделала Ирина Кепанова. Ахматовцы Ирина Парамонова, Светлана Ткаченко, Елена Алексеева, Жанна Цой, Светлана Митрофанова («В мире мудрых мыслей»), автор этих строк читали стихи, прозаические фрагменты Марины Цветаевой и посвящения ей Бориса Пастернака, Арсения Тарковского, Евгения Евтушенко и высказывали своё отношение к могучему цветаевскому таланту – поэта и прозаика.


        Геннадий Арефьев и Людмила Деканова исполнили несколько авторских песен на стихи Цветаевой, подчеркнув своим исполнением под аккомпанемент гитары ритмическое богатство и глубину содержания её поэзии. Марина Цветаева любила конец лета, переходную пору к осени. Об этом свидетельствует её стихотворение «Август»:

 Август - астры,

Август - звёзды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

 

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! - Сердце!

 

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных -

Август!- Месяц

Ливней звёздных!

         

На эти прекрасные стихи певица, поэт, композитор Елена Фролова написала музыку. Исполнило песни ТРИО «Трилогия»: Е. Фролова, Е. Галеева, Ю. Зиганшина. Об их исполнении народная артистка России, лауреат Государственной премии (Москва) Елена Камбурова говорит: 

- Ах, как было бы хорошо, если бы вы послушали эти песни так, как слушала их я... Закрыв глаза, не спеша, не раздваиваясь на что-либо, по известной причине отсутствия времени «нужного», как нам кажется, «для каких-либо важных дел». Но не проживаете ли вы истинно настоящую жизнь именно в те минуты, когда невидимая нить связывает вас с миром этих песен, с голосом Елены Фроловой, внутри которого вы сумеете расслышать звон маленького колокольчика...[1]


Людмила Деканова из ТО «Арча» исполнила две песни: «Бабушке» на стихи Марины Цветаевой и «Август» из репертуара Елены Фроловой.

Геннадий Арефьев предложил на суд ценителей поэзии Серебряного века посвящение А. Маркевич Марине Цветаевой: «Цветаевский костёр», а также сложные для  музыкальной аранжировки стихи М. Цветаевой, в силу её особенной затруднённой поэтической манеры, ставшей органической для русского поэта-экспериментатора в мучительных поисках  формы выражения её переживаний и противоречивого отношения к действительности. Публика аплодисментами восприняла авторские песни Г. Арефьева на стихи Марины Цветаевой: «Бессонница», «Идите же! — Мой голос нем» с их пророческой концовкой:

 

Но помните, что будет суд,

Разящий, как стрела,

Когда над головой блеснут

Два пламенных крыла.

 


          Ещё раз в памяти участников музыкально-поэтического вечера пронеслась, как один миг, вся жизнь поэта с её взлётами и падениями, мечтами и разочарованиями, тайным жаром её души и неистребимым убеждением, что по-другому и быть не могло.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября (по новому стилю — 8 октября) 1892 года, и пройдя, возможно, самый трагический жизненный путь в истории русской литературы, добровольно ушла из жизни в Елабуге 31 августа 1941 года. О её кончине Мария Петровых писала: «…Неискупаемый смертный грех / Так и остался на всех, на всех». Марина Цветаева почти до самого конца не разлюбила жизни. Несмотря ни на что, жизнь оставалась для неё «распахнутой радостью». В этом, вероятно, заключается такое тяготение к её поэзии зрелых и молодых почитателей её Музы, в которой так много молодого «восторга души». Наглядным доказательством тому, что, сильная, но сложная и обнажённая поэзия Марины Цветаевой остаётся в XXI веке всеобщим достоянием, послужил XХ ежегодный традиционный «Цветаевский костер» в узбекской столице.



Ведущая музыкально-литературной программы Ирина Кепанова по просьбе руководителя общественного клуба-музея Анны Ахматовой «Мангалочий дворик» А.В. Маркевич, находящейся временно на карантине, напомнила собравшимся историю Цветаевского костра. Это пламенное, ныне всемирное поэтическое явление родилось тридцать лет тому назад — в октябре 1986 года в удивительно красивом городке России — Тарусе. Городок вольно раскинулся вдоль берега великолепной реки Оки в окружении лесов и заливных лугов, став любимым местом творчества знаменитых русских художников и писателей. Таруса с детства стала постоянным местом летнего жития для выдающегося русского поэта Марины Цветаевой, дочери подвижника российской Культуры, организатора всемирно-знаменитого Музея изобразительных искусств в Москве (Пушкинский музей), профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева. В первом Цветаевском костре в Тарусе участвовало 36 человек: из Тарусы и Москвы, Тулы и Калуги, Серпухова и Дзержинска, Петербурга и Новосибирска, Ульяновска и Видного.

Автором идеи проводить цветаевские костры в Ташкенте по российскому образцу была поэт Маргарита Тарсина, ныне проживающая в Канаде. Первый цветаевский костёр загорелся в Ташкенте в Доме композитора в 2002 году, и потом ежегодно эту традицию бережно поддерживали в ахматовском музее при Русском доме.  



Ирина Кепанова напомнила собравшимся о драматически сложившихся судьбах детей Марины Цветаевой. После революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон посвятил себя политической борьбе, примкнув к сторонникам белого движения. Поэтессе пришлось одной воспитывать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему она совсем не была готова. Чтобы спасти девочек от голодной смерти, она решилась на отчаянный шаг: отдала их в приют. Но вскоре они заболели, и Марина забрала старшую Ариадну домой. Спустя два месяца младшая Ирина умерла в приюте. Для Цветаевой такой поворот судьбы стал тяжёлым испытанием. С весны 1922 года началась скитальческая жизнь М. Цветаевой за границей: Берлин, Прага. В 1925 году у Марины Цветаевой родился сын Георгий (Мур), после рождения которого вскоре семья переехала во Францию. Здесь Марина еще сильнее почувствовала тиски нищеты и одиночества.

В лице дочери Али (Ариадны Эфрон) Марина Цветаева также не могла найти единомышленника. Повзрослевшая Аля разделяла взгляды отца. Даже маленький сын Мур, чувствуя настроение взрослых, просил маму переехать в Россию. Теперь Цветаева верила только своему таланту. Она жила надеждой, что со временем сын станет на её сторону и, более того, займёт её место. Видимо, такова была судьба Марины Цветаевой, что никто из детей при её жизни не унаследовал её поэтического дарования, но они оба были верны  памяти матери до конца своих дней.

О деятельности мужа и дочери Цветаева даже не подозревала. Когда в октябре 1939 года её вызвали на допрос по поводу убийства агента НКВД Игнатия Рейсса (правда, впоследствии эта версия была опровергнута), Марина Цветаева не переставала твердить о честности и порядочности мужа. Вскоре, 27 августа 1939 года, была арестована дочь Ариадна, 10 октября —  Сергей Эфрон. Теперь она жила только для того, чтобы собирать ежемесячные посылки в тюрьму мужу и дочери. Физические и творческие силы были на исходе, и 31 августа 1941 года поэтесса покончила жизнь самоубийством. Через три года её сыну Муру суждено будет погибнуть на войне.

Немцы 16 октября 1941 года максимально близко подошли к Москве. В этот день был расстрелян Сергей Эфрон, но Мур ничего не знал об этом. Сын М. Цветаевой должен был принять окончательное решение — ехать в Ташкент, где он окончил 65-ую среднюю школу и относительно безбедно, хоть и бедно, проживал в южной эвакуации, или добровольно уйти на фронт.   Георгий Эфрон рвался на фронт защищать Родину и погиб в первом же бою в 1944 году в Белоруссии. Официальная версия: «Без вести пропавший».

Его старшая сестра Ариадна после пятнадцати лет репрессий была реабилитирована в 1955 году. Умерла 26 июля 1975 года в Тарусе, где она прожила последние годы. Шестнадцать из 62 отпущенных лет Ариадна Эфрон провела в тяжелейших лагерных условиях.

Безжалостная эпоха лишила человечество многих талантливых людей, похитила из мировой сокровищницы не одно творенье. Дочь Марины Цветаевой, внучка Ивана Цветаева — потомка известного священнического рода, выросла не просто талантливым, но сверходарённым человеком. Помимо дара графика и живописца, стихотворца и писателя, помимо дивного голоса (многие пишут о ее меццо-сопрано), она обладала редким человеческим талантом. О нём говорят все, близко знавшие Ариадну. Невероятно требовательная к себе, она была терпима и снисходительна к человеческим слабостям, умела видеть в каждом хорошее начало и старалась помочь всем, с кем сталкивала её жизнь.

На кладбище в Тарусе стоит общий «семейный» памятник, состоящий из выпиленных и отшлифованных кусков черного мрамора и самого корпуса, вырезанного из зеленовато-серого лабрадора. На памятнике надпись «Ариадна Эфрон – дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, погибших в 1941 году». Сейчас, благодаря стараниям подруги по лагерной ссылке Ады Шкодиной, пережившей Ариадну на 20 лет, издано всё наследие дочери Марины Цветаевой, включая её письма, мемуары, путевые дневники, стихи и прозу. Марина Цветаева ушла из жизни не отпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексий II дал благословение на её отпевание, тогда как это делать в отношении самоубийц в РПЦ категорически запрещено.








Участники мероприятия отмечали, что в последние годы интерес к поэтам XX века, и в частности, к Марине Цветаевой, заметно возрос. Им удавалось передать все чувства через богатую культуру русского языка и затронуть такие струны человеческой души, что их творчество перерастало границы и становилось наднациональным, понятным и потому объединяющим людей, принадлежащих к разным народам и национальностям. Именно поэтому в Узбекистане помнят, чтят и бережно относятся к наследию русского поэта Марины Цветаевой.





          А Марина Цветаева отвечала всем благодарным поклонникам её Музы сквозь игривое жаркое пламя ХХ Цветаевского костра — строчками своих стихов, написанных более ста лет назад:

 

В чёрном небе слова начертаны —

И ослепли глаза прекрасные:

И не страшно нам ложе смертное,

И не сладко нам ложе страстное.

В поте — пишущий, в поте пашущий!

Нам знакомо иное рвение:

Легкий огнь, над кудрями пляшущий,

Дуновение — Вдохновения!

Апрель, май 1918

 

 «…Что другим не нужно — несите мне. Всё должно сгореть на моём огне…»; «Птица – Феникс — Я! Только в огне пою!»

 

Марина Цветаева ещё в юности была убеждена: «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить через сто лет», - говорила она в 1924 году. Юбилейный ХХ Цветаевский костёр во всей полноте подтвердил эту истину в заинтересованных лицах участников, взволнованных стихах и выразительных мелодичных песнях наших бардов из ТО «Арча» - Геннадия Арефьева и Людмилы Декановой на стихи Марины Цветаевой, посвящениях ей Альбины Маркевич и других современных поэтов.

В конце замечательного музыкально-литературного вечера в ахматовском музее при Русском доме в Ташкенте вспомнились невольно стихи Юлии Друниной, вошедшие в коллективный сборник посвящений разных поэтов ХХ века Марине Цветаевой «Сгоревшая жутко и странно российского неба звезда» (М., 1990):

 

В Москве, в переулке старинном,

Росла я, не зная тогда,

Что здесь восходила

Марина —

Российского неба звезда.

А после, в гремящей траншее,

Когда полыхала земля,

Не знала, что смуглую шею

Тугая стянула петля.

Не знала, что вновь из тумана

Взойдет — и уже навсегда! —

Сгоревшая жутко и странно

Российского неба звезда.

 

Гуарик Багдасарова

 Фото Ирины Кепановой

 

         

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий